«Роботизация» школы: у учителей появятся цифровые помощники
Московский городской педагогический университет (МГПУ) объявил, что начинает учить роботов-учителей. Однако пугаться того, что привычную Марьванну в классе вот-вот заменит говорящая железка на колесиках, нет причин. Пока речь идет лишь о подготовке программного обеспечения для облегчения и ускорения процесса подготовки учителя к уроку. Что же касается проникновения роботов в нашу жизнь, то на самом деле оно началось уже давно. Ну чем не робот, скажем, тот же навигатор, давным-давно имеющийся практически в каждом нашем мобильнике?«Роботизация» труда учителя в России, по словам разработчиков, возникла не на пустом месте:
— Профессия учителя становится технологичной — недаром в нее пошли мужчины, — разъяснила суть идеи директор Института цифрового образования МГПУ Екатерина Лавренова. — Однако учитель-робот — это вовсе не фигура на колесиках, которая иногда встречает нас где-нибудь в аэропорту. Это цифровой ассистент учителя, который помогает ему правильно организовать образовательное пространство и найти индивидуальный подход к каждому из ребят. Фактически мы готовим учителей-методистов, которые смогут грамотно заказать программистам нужное программное обеспечение. Оно, по сути дела, и станет роботом-ассистентом.
Появление цифровых ассистентов учителя выгодно и школе, тут же подсчитал директор школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский:
— За робота не нужно платить ни страховку, ни пенсионные взносы, ни налоги. Одно это сэкономит школе до 40% бюджета!
Экономия бюджета — дело, конечно, хорошее. Однако главная цель введения новшества лежит глубже, не сомневается он.
Прежде всего, с помощью «ассистента» можно будет максимально ускорить процесс подготовки учителя к каждому уроку. Сегодня, чтобы перелопатить весь необходимый для этого материал, учитель ежедневно тратит несколько часов. А вот робот с этой задачей управится практически мгновенно, что оставит учителю дополнительное время на то, до чего сейчас у него сплошь и рядом не доходят руки. Например, на внеучебную, проектную или воспитательную работу, о важности которой сейчас так много говорят с самых высоких трибун.
Кроме того, накопление в памяти робота-ассистента массы, казалось бы, разрозненных индивидуальных данных обо всех учащихся позволит учителю-человеку выработать индивидуальный подход к обучению каждого отдельно взятого школьника. А это выведет образовательный процесс на принципиально новый уровень развития индивидуальных траекторий развития, пока, к сожалению, лишь только декларируемый.
— Сейчас, — уточнила Лавренова, — из-за дефицита времени учитель, как правило, не имеет возможности подготовить один и тот же урок по-разному даже для классов одной параллели, «А» и «Б», где собраны разные дети. Что уж говорить о том, чтобы работать с каждым школьником индивидуально.
А вот новая система программного обеспечения, построенная на базе искусственных нейронных сетей, впервые позволит учителю это сделать, заверяют эксперты вуза. При этом благодаря роботам-ассистентам, предсказывают эксперты, учитель-человек не исчезнет из образовательного процесса. Просто изменится роль, которую он играет: педагог в большей степени станет не основным источником ретрансляции знаний учащимся, а воспитателем-тьютором.
По большому счету, как это ни парадоксально, может так статься, что робот-ассистент поможет учителю остаться человеком. А не это ли самое важное в образовательном процессе?!
— Профессия учителя становится технологичной — недаром в нее пошли мужчины, — разъяснила суть идеи директор Института цифрового образования МГПУ Екатерина Лавренова. — Однако учитель-робот — это вовсе не фигура на колесиках, которая иногда встречает нас где-нибудь в аэропорту. Это цифровой ассистент учителя, который помогает ему правильно организовать образовательное пространство и найти индивидуальный подход к каждому из ребят. Фактически мы готовим учителей-методистов, которые смогут грамотно заказать программистам нужное программное обеспечение. Оно, по сути дела, и станет роботом-ассистентом.
Появление цифровых ассистентов учителя выгодно и школе, тут же подсчитал директор школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский:
— За робота не нужно платить ни страховку, ни пенсионные взносы, ни налоги. Одно это сэкономит школе до 40% бюджета!
Экономия бюджета — дело, конечно, хорошее. Однако главная цель введения новшества лежит глубже, не сомневается он.
Прежде всего, с помощью «ассистента» можно будет максимально ускорить процесс подготовки учителя к каждому уроку. Сегодня, чтобы перелопатить весь необходимый для этого материал, учитель ежедневно тратит несколько часов. А вот робот с этой задачей управится практически мгновенно, что оставит учителю дополнительное время на то, до чего сейчас у него сплошь и рядом не доходят руки. Например, на внеучебную, проектную или воспитательную работу, о важности которой сейчас так много говорят с самых высоких трибун.
Кроме того, накопление в памяти робота-ассистента массы, казалось бы, разрозненных индивидуальных данных обо всех учащихся позволит учителю-человеку выработать индивидуальный подход к обучению каждого отдельно взятого школьника. А это выведет образовательный процесс на принципиально новый уровень развития индивидуальных траекторий развития, пока, к сожалению, лишь только декларируемый.
— Сейчас, — уточнила Лавренова, — из-за дефицита времени учитель, как правило, не имеет возможности подготовить один и тот же урок по-разному даже для классов одной параллели, «А» и «Б», где собраны разные дети. Что уж говорить о том, чтобы работать с каждым школьником индивидуально.
А вот новая система программного обеспечения, построенная на базе искусственных нейронных сетей, впервые позволит учителю это сделать, заверяют эксперты вуза. При этом благодаря роботам-ассистентам, предсказывают эксперты, учитель-человек не исчезнет из образовательного процесса. Просто изменится роль, которую он играет: педагог в большей степени станет не основным источником ретрансляции знаний учащимся, а воспитателем-тьютором.
По большому счету, как это ни парадоксально, может так статься, что робот-ассистент поможет учителю остаться человеком. А не это ли самое важное в образовательном процессе?!
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#1, 08.10.2018
Уже посчитали выгоду! За робота не нужно платить ни страховку, ни пенсионные взносы, ни налоги. Одно это сэкономит школе до 40% бюджета!
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#3, 08.10.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Беласик Людмила Николаевна
А если робот сломается?Кто тогда будет его чинить и на какие средства?)
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 09.10.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Белова Светлана Сергеевна
Придумают что-нибудь....
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#6, 09.10.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Например,за счет школы их и будут ремонтировать.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#2, 08.10.2018
"Фактически мы готовим учителей-методистов, которые смогут грамотно заказать программистам нужное программное обеспечение. Оно, по сути дела, и станет роботом-ассистентом", так написано в статье. А хватит ли таких роботов-ассистентов на всех учителей страны? И сколько средств пойдёт на их изготовление?
Отредактировано 08-10-2018 18:47
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#4, 09.10.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Не посчитали....
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#8, 09.10.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Беласик Людмила Николаевна
::smile7::
Болтова Елена Ильинична
#7, 09.10.2018
Смешно! У нас компьютеров и оргтехники до сих пор на каждого педагога нет, а они уже на робота-ассистента замахнулись! И кто будет обход по домам проводить? Робот - обходчик?::smile4::
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#9, 09.10.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Болтова Елена Ильинична
Они же не знают что у вас их нет. Будут продвигать в школы...
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 09.10.2018
Профессия учитель: мнение россиян и реальные перспективы.
Большинство россиян до сих пор убеждены, что учитель – это «профессионализм», «сложность работы с детьми», «доброжелательность», «большая нагрузка» и «низкая зарплата». Но что же, на самом деле, скрывается под занавесом педагогической профессии
Сегодня ВЦИОМ обнародовал данные, связанные с общественным мнением относительно профессии учителя. По результатам исследования большинство респондентов (33%) считают, что отличительной чертой школьного учителя, в первую очередь, является профессионализм, 27% опрошенных уверены, что педагог должен проявлять любовь к детям, а доброжелательность как основную характеристику педагога отметил 21% участников опроса. При этом, чтобы учитель отличался умением донести информацию, внимательностью, образованностью, грамотностью и уравновешенностью важно менее 10% респондентов.
Однако помимо положительных составляющих, под обозрение россиян попали и те отрицательные качества педагогической профессии, которые определяют ее невысокий престиж и положение на рынке труда для современных специалистов. Больше половины участников опроса утверждают, что низкий уровень заработной платы предопределяет непопулярность профессии учителя. Также, специфика работы, связанная с постоянным взаимодействием с детьми и интенсивными нервными нагрузками, не может остаться без внимания со стороны людей, принимающих решение не в пользу данной деятельности. А 14% опрошенных не забыли упомянуть и об общей высокой загрузке, которую испытывает каждый учитель.
Таким образом, получается, что в настоящих реалиях как и сотни лет назад работа современного учителя подразумевает под собой все те же требования к личности человека и его профессиональным компетенциям? У представителей Московского городского педагогического университета (МГПУ) иное мнение на этот счет.
С недавнего времени у них стартовало обучение учителей-роботов. Речь в данном случае идет не об автоматическом устройстве, совершающем механические операции, а о программном обеспечении, которое позволит не только модернизировать и усовершенствовать образовательный процесс в российских школах, но и обеспечит современных учителей возможностью персонального подхода в работе с каждым учеником.
Наличие такого цифрового ассистента серьезным образом ускорит и облегчить подготовительный процесс к уроку, поможет правильно организовать образовательное пространство, а главное высвободит педагогу достаточное количество времени для проектной и воспитательной работы со школьниками.
Такого рода нововведения серьезным образом меняют не только функционал, но и роль современного учителя в образовательном процессе, давая возможность не только отойти от типичных задач в виде получения и передачи информации, но и превращая его в основоположника индивидуальной траектории обучения ученика, обеспечивая полноценное сопровождение на этом пути.
Безусловно, в конечном счете, главная цель школьного учителя – воспитание и обучение следующих поколений – останется неизменной. Однако полагать, что задачи и особенности данной профессии в настоящее время также не претерпевают серьезных изменений – большое заблуждение. И свидетельством тому являются многочисленные образовательные программы, готовящие педагогов, и включающие в себя широкий спектр дисциплин, связанных как с передовыми цифровыми технологиями, так и современными психолого-педагогическими методиками, направленными на повышение не только качества образовательного процесса, но и качества жизни самих учителей. Отчего и количество желающих овладеть педагогической профессией значительно возросло среди молодежи.
А что касается уровня заработной платы, то согласно письму, направленному в марте этого года Минобрнаукой в Министерство труда, в 2017 году Правительство увеличило размер зарплаты научных сотрудников и преподавателей вузов до уровня, утвержденного майскими указаниями Президента РФ. И в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» ведомство планирует выйти с инициативой повышения уровня зарплаты школьных учителей до 150% от средней по региону.
Следовательно, можно предположить, что профессия современного учителя несет с собой не только новые возможности и перспективные горизонты, но и достойные условия жизни.
https://zen.yandex.ru/media/id/592f3a59d7d0a6f53d9a37c2/professiia-uchitel-mnenie-rossiian-i-realnye-perspektivy-5bbcb3d701a1a700ad44e9f5?from=feed
Большинство россиян до сих пор убеждены, что учитель – это «профессионализм», «сложность работы с детьми», «доброжелательность», «большая нагрузка» и «низкая зарплата». Но что же, на самом деле, скрывается под занавесом педагогической профессии
Сегодня ВЦИОМ обнародовал данные, связанные с общественным мнением относительно профессии учителя. По результатам исследования большинство респондентов (33%) считают, что отличительной чертой школьного учителя, в первую очередь, является профессионализм, 27% опрошенных уверены, что педагог должен проявлять любовь к детям, а доброжелательность как основную характеристику педагога отметил 21% участников опроса. При этом, чтобы учитель отличался умением донести информацию, внимательностью, образованностью, грамотностью и уравновешенностью важно менее 10% респондентов.
Однако помимо положительных составляющих, под обозрение россиян попали и те отрицательные качества педагогической профессии, которые определяют ее невысокий престиж и положение на рынке труда для современных специалистов. Больше половины участников опроса утверждают, что низкий уровень заработной платы предопределяет непопулярность профессии учителя. Также, специфика работы, связанная с постоянным взаимодействием с детьми и интенсивными нервными нагрузками, не может остаться без внимания со стороны людей, принимающих решение не в пользу данной деятельности. А 14% опрошенных не забыли упомянуть и об общей высокой загрузке, которую испытывает каждый учитель.
Таким образом, получается, что в настоящих реалиях как и сотни лет назад работа современного учителя подразумевает под собой все те же требования к личности человека и его профессиональным компетенциям? У представителей Московского городского педагогического университета (МГПУ) иное мнение на этот счет.
С недавнего времени у них стартовало обучение учителей-роботов. Речь в данном случае идет не об автоматическом устройстве, совершающем механические операции, а о программном обеспечении, которое позволит не только модернизировать и усовершенствовать образовательный процесс в российских школах, но и обеспечит современных учителей возможностью персонального подхода в работе с каждым учеником.
Наличие такого цифрового ассистента серьезным образом ускорит и облегчить подготовительный процесс к уроку, поможет правильно организовать образовательное пространство, а главное высвободит педагогу достаточное количество времени для проектной и воспитательной работы со школьниками.
Такого рода нововведения серьезным образом меняют не только функционал, но и роль современного учителя в образовательном процессе, давая возможность не только отойти от типичных задач в виде получения и передачи информации, но и превращая его в основоположника индивидуальной траектории обучения ученика, обеспечивая полноценное сопровождение на этом пути.
Безусловно, в конечном счете, главная цель школьного учителя – воспитание и обучение следующих поколений – останется неизменной. Однако полагать, что задачи и особенности данной профессии в настоящее время также не претерпевают серьезных изменений – большое заблуждение. И свидетельством тому являются многочисленные образовательные программы, готовящие педагогов, и включающие в себя широкий спектр дисциплин, связанных как с передовыми цифровыми технологиями, так и современными психолого-педагогическими методиками, направленными на повышение не только качества образовательного процесса, но и качества жизни самих учителей. Отчего и количество желающих овладеть педагогической профессией значительно возросло среди молодежи.
А что касается уровня заработной платы, то согласно письму, направленному в марте этого года Минобрнаукой в Министерство труда, в 2017 году Правительство увеличило размер зарплаты научных сотрудников и преподавателей вузов до уровня, утвержденного майскими указаниями Президента РФ. И в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» ведомство планирует выйти с инициативой повышения уровня зарплаты школьных учителей до 150% от средней по региону.
Следовательно, можно предположить, что профессия современного учителя несет с собой не только новые возможности и перспективные горизонты, но и достойные условия жизни.
https://zen.yandex.ru/media/id/592f3a59d7d0a6f53d9a37c2/professiia-uchitel-mnenie-rossiian-i-realnye-perspektivy-5bbcb3d701a1a700ad44e9f5?from=feed
Похожие дискуссии:
- "Нам не стыдно показывать эти цифры"
- «Что? Где? Когда? Online» Приглашаем на Чемпионат «Финансовая грамотность»
- 2 МРОТ за 18 часов!
- А вы сожалеете о распаде СССР?
- Благодарности от педагогических сайтов - в подарок
- Министр просвещения Ольга Васильева рассказала, сколько школьники должны тратить времени на домашнюю
- Новая должность в школе
- Ольга Васильева: в сельских школах могут появиться онлайн-уроки
- Подарок! Брать?.. или не брать...
- Президент РБА Михаил Дмитриевич Афанасьев выступил на заседании Совета по культуре и искусству