12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

Влияние музыки на мозг человека

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
повышает и понижает мышечный тонус;
стимулирует появление эмоций;
улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти;
активизирует творческое мышление;
и др.
Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная музыка способна вцелом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и "богатую" музыку. Восприятие музыки можно считать ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения, а также и потому, что сопутствует всем остальным.
Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов - нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций. Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Т.П.Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:
• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;
• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;
• большее число межполушарных асимметричных связей.
В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность. М.В.Хватовой было также выявлено, что обогащенная с помощью музыки сенсорная среда пребывания детей повышает устойчивость биоэлектрической активности мозга к весенним астенизирующим влияниям и способствует сохранению достаточно высокого уровня функционального состояния центральной нервной системы у детей в течение года. Пролонгированное акустическое сенсорное воздействие в виде фрагментов специально подобранной музыки активирует созревание подкорковых структур и совершенство

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Дорджиева Кермен Степановна
#1, 07.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Приведенный ниже список составлен на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка (Г.Маляренко, М.Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В.Рылькова).

1. И.Альбенис «Испанская сюита», №5, исполняет Н.Иепес (гитара).
2. Б.Барток, Концерт №2 для скрипки с оркестром, ч.2 (фрагмент), исполняет Симфонический Оркестр Венгерской Оперы, дирижер Я.Ференчик.
3. И.С.Бах, "Хорошо темперированный клавир", ч1. - Прелюдия и фуга №1 до мажор, исполняет В. Клиберн (фортепиано).
4. И.С.Бах, Трехголосные инвенции, исполняет Глен Гульд (фортепиано).
5. И.С.Бах, Шутка из оркестровой сюиты си минор, исполняет ансамбль «Концертино».
6. И.С.Бах, Прелюдия №1, исполняет Кристиан Джаккоттет.
7. Бах-Гуно, «Аве Мария», исполняет камерный ансамбль Пражской консерватории.
8. Л.Бетховен, «К Элизе», исполняет Д.Шведов (фортепиано),
9. Л.Бетховен, Соната для фортепиано №8 «Патетическая» (адажио кантабиле), исполняет Д.Томсик.
10. Л.Бетховен, Соната № 14 («Лунная»), исполняет Д.Томсик (фортепиано).
11. Ж.Бизе, «Тореадор» из оперы «Кармен», исполняет Римский Симфонический оркестр, дирижер Л.Бертранд.
12. Ж.Бизе, фрагмент из оперы «Кармен», исполняет Римский Симфонический Оркестр, дирижер Л.Бертранд.
13. Бизе-Борн, Фантазия на темы оперы «Кармен», исполняет ансамбль «Концертино». (гл.партия - флейта)
14. А.Бородин, фрагменты из оперы «Князь Игорь», исполняет Берлинский Фестивальный оркестр, дирижер В. Петрошов.
15. Л.Боккерини, «Менуэт», исполняет камерный ансамбль Пражской консерватории.
16. И. Брамс, Венгерский танец №1, исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Дж.Армстронг.
17. И.Брамс, Симфония №3, ч.3 (фрагмент), исполняет Лейпцигский симфонический оркестр, дирижер Г. Абендрат.
18. Р.Вагнер, Прелюдия к 3 акту из оперы «Лоэнгрин», исполняет Словацкий Национальный Филармонический Оркестр, дирижер Б.Рецуха.
19. А.Вивальди, Концерт соч. 3/8 (аллегро), исполняет камерный оркестр «Загребские солисты».
20. А.Вивальди, «Времена года», Весна, ч.1, исполняет ансамбль «Концертино».
21. А.Вивальди, «Времена года», Зима, ч.2, исполняет ансамбль «Концертино».
22. А.Вивальди, Симфония до мажор (аллегро мольто), исполняет камерный оркестр «Загребские солисты».
23. А.Вивальди, Концерт для виолончели с оркестром соль мажор, (переложение Ж. Дандело), исполняет камерный оркестр "'Загребские солисты", солист А. Янгиро. 1. Allegro 2. Largetto.
24. А.Вивальди, Концерт для двух гитар соль мажор, исполняют Д.Уильямс и К.Бонелл.
25. Й.Гайдн, Дивертисмент №1 си бемоль мажор «Хорал св. Антония», исполняет ансамбль «Musici di san Marco», дирижер А.Лиццио.
26. Г.Гендель, Fireworks Masic (аллегро), исполняет Берлинский Фестивальный оркестр, дирижер В.Петрошов.
27. Г. Гендель, Сонаты для клавира (фрагменты), исполняют С. Рихтер и А. Гаврилов.
28. В.Гендель, Сюита "Музыка на воде", редакция Г. Харти, исполняет ансамбль солистов Симфоническою оркестра Московской государственной филармонии, дирижер Д.Ойстрах, солист А.Гофман (флейта).
29. Э.Григ, «Танец Анитры», исполняет ансамбль «Концертино». (гл. партия - скрипки)
30. Э.Григ, «Утро», исполняет камерный ансамбль Пражской консерватории.
Дорджиева Кермен Степановна
#2, 07.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
31. А.Дворжак, Серенада ми мажор для струнного оркестра, соч. 22, исполняет Оркестр солистов Пражской консерватории, дирижер В.Талих.
32. К. Дебюсси, «Маленькая сюита» (для фортепиано в 4 руки), исполняют С. Величко и Н. Куликова.
33. Л. Делиб, Пиццикато из балета «Сильвия», исполняет Европейский Филармонический Оркестр.
34. Динику, Хора стаккато, исполняет ансамбль «Концертино».
35. Вила Лобос, Ария из бразильской бахианы №5, исполняет ансамбль «Концертино».
36. Ф. Лист, Ноктюрн №3, исполняет Хелен Гал (фортепиано).
37. Марчелло, Концерт для гобоя,ч.2, исполняет ансамбль «Концертино».
38. В.А.Моцарт, «Маленькая ночная серенада» ч.1, исполняет ансамбль «Концертино».
39. В.А.Моцарт, Турецкий марш, исполняет ансамбль «Концертино».
40. В.А.Моцарт, «Турецкий марш», исполняет Х.Гал (фортепиано).
41. В.А.Моцарт, Симфония №40 соль минор, ч.1, исполняет симфонический оркестр под руководством Г.Черкасова.
42. В.А.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро», исполняет симфонический оркестр под руководством Г.Черкасова.
43. В.А.Моцарт, Маленькая ночная серенада, исполняет симфонический оркестр под руководством Г.Черкасова.
44. В.А.Моцарт, Концерт №21 до мажор для фортепиано с оркестром, ч.2 (фрагмент), исполняет Государственный Симфонический оркестр, солист М.Плетнев.
45. В.А.Моцарт, Сонаты: №15, до мажор; №16 си-бемоль мажор, исполняет М. Плетнев (фортепиано).
46. В.А.Моцарт, Три дивертисмента для струнного оркестра: Дивертисмент ре мажор; Дивертисмент фа мажор; Дивертисмент си-бемоль мажор, исполняет Камерный оркестр "Виртуозы Москвы", дирижер В.Спиваков.
47. В.А.Моцарт, Симфония №30 ре мажор, исполняет Московский камерный оркестр, дирижер Р. Баршай.
48. М.Мусоргский, Рассвет на Моква-реке, вступление к опере «Хованщина» (редакция Н.Римского-Корсакова), исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Е.Светланов.
49. М.Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка», исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Е.Светланов.
50. М.Мусоргский, Скерцо си-бемоль мажор, исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Е.Светланов.
Дорджиева Кермен Степановна
#3, 07.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
51. Оффенбах, «Баркаролла», исполняет Лондонский Королевский Филармонический оркестр, дирижер Ф.Шипвэй.
52. Н.Паганини, «Кантабиле», исполняет ансамбль «Концертино».
53. Н.Паганини, Произведения для скрипки и гитары: Концертная соната ля мажор; Cantabile и вальс ми мажор; Соната ля мажор, соч. 2; Романс из большой сонаты для гитары и скрипки ля мажор; Contabile pе мажор, соч. 17; Соната ля мажор, соч.3; Соната ре мажор, соч.3; исполняют Р.Риччи, Э. Битетти.
54. Н.Паганини, Каприз соч.1 №24, исполняет Н.Халл (гитара).
55. С.Прокофьев, Симфония №1 «Классическая», ч.2 (фрагмент), исполняет государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дирижер Г. Рождественский.
56. М.Равель, Соната для скрипки и фортепиано соль мажор, исполняет Давид Ойстрах (скрипка), партия ф-но Ф. Бауэр.
57. М.Равель, Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор (для левой руки), исполняют Л.Гаврилова и Лондонский симфонический оркестр, дирижер С. Ретт.
58. С.В.Рахманинов, «Итальянская полька», исполняет ансамбль «Концертино».
59. С.В.Рахманинов, Итальянская полька для двух фортепиано, исполняют М.Джонс и Р.Макмахон.
61. С.В.Рахманинов, Салонные пьесы: Ноктюрн; Вальс; Баркарола; Мелодии; Юмореска; Романс; Мазурка; исполняет М. Воскресенский (фортепиано).
62. Н.Римский-Корсаков, «Полет шмеля», исполняет оркестр под руководством Дж.Велдона.
63. Н.Римский-Корсаков, Симфоническая сюита «Шехерезада», соч. 35, исполняет Оркестр Большого театра, дирижер А. Мелик-Пашаев, солист С.Калиновский (скрипка).
64. Дж. Россини, увертюра к опере Севильский цирюльник, исполняет Филармонический оркестр, дирижер Х.Адольф.
65. Дж.Россини, Увертюра к опере «Вильгельм Телль», исполняет Филармонический Оркестр Болгарии, дирижер Р.Райчев.
66. Саппе, Вальс, исполняет ансамбль С.Кцеха.
67. Г.Свиридов, «Отзвуки вальса», исполняет ансамбль «Концертино».
68. Ш.Сен-Санс, «Лебедь», исполняет ансамбль «Концертино». (гл. партия - альт)
69. Ш.Сен-Санс, «Лебедь», исполняет Европейский Филармонический оркестр.
70. Д. Скарлатти, Соната соль мажор, исполняет А.Артцт (гитара).
71. Д.Скарлатти, Соната ми минор, исполняет Н.Иепес (гитара).
72. Б.Сметана, Полька из оперы «Проданная невеста», исполняет Лондонский Филармонический Оркестр, дирижер А.Шольтц.
73. М. де Фалла «Танец La vida breve», исполняет Н.Халл (гитара)
74. П.И.Чайковский, «Времена года», «На тройке», исполняет ансамбль «Концертино».
75. П.И.Чайковский «Времена года», исполняет В.Ашкенази (ф-но)
76. П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром, ч.2. , исполняет Симфонический Оркестр Болгарского радио, партия ф-но М.Моллова.
77. П.И.Чайковский, Тема любви из балета «Ромео и Джульетта», исполняет Королевский Филармонический оркестр , дирижер М.Саргент.
78. П.И.Чайковский, Серенада для скрипок до мажор, ч.3, вальс, исполняют солисты Софийского оркестра, дирижер В. Казандиев.
79. П.И.Чайковский, Скрипичный концерт ре мажор, соч.35, ч.1 , исполняет Оркестр Софийской Филармонии, дирижер Д.Манолов.
80. П.И.Чайковский, увертюра к балету «Щелкунчик», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф.

Источник - http://alicepush.ucoz.ru

Отредактировано 07-12-2016 20:49

Дмитриева Оксана Леонидовна
#4, 08.12.2016
ОтветитьОцените ответ:4
Спасибо! Забываешь иногда про это влияние. Но это действительно так. Спокойная музыка способствует созиданию, порядку в мозгах, умиротворенности. Что нужно гиперактивным.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#9, 17.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #4 пользователя Дмитриева Оксана Леонидовна
Совершенно верно, Оксана Леонидовна!!! ::smile0:: Я рекомендую воспитателям, с профилактической точки зрения, включать релаксационную музыку гиперактивным детям в группе ДОУ, используя при этом наушники. Дети с большим удовольствием ее слушают, снимая таким образом напряжение, возбуждение и другие негативные ощущения.
Омарова Альмира Шигаповна
#5, 09.01.2017
ОтветитьОцените ответ:3
Многое из этого списка у меня скачено на ПК, иногда слушаю... Нравится, получаешь много позитива. Я вспоминаю концерт Хворостовского, пение его было волшебным, гипнотизирующим, полностью тебя обволакивало, завораживало, уносило в небеса...
Пургина Мария Викторовна
#6, 09.03.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Проведу эксперимент над своим гиперактивным ребенком, надеюсь поможет.
Елена Ракитина
#7, 14.03.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Согласна, что музыка так широко влияет на мозг человека, но так же широко она влияет и на душу. Поэтому необходимо воспитание человека начинать с хорошей классической музыки, которая должна звучать повсюду. Для этого надо воспитывать слушателей с самого раннего возраста и двигаться по пути музыкального всеобуча.
Елена Ракитина
#8, 14.03.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Согласна, что музыка так широко влияет на мозг человека, но так же широко она влияет и на душу. Поэтому необходимо воспитание человека начинать с хорошей классической музыки, которая должна звучать повсюду. Для этого надо воспитывать слушателей с самого раннего возраста и двигаться по пути музыкального всеобуча.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#10, 17.01.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Кермен Степановна, благодарю за такую прекрасную подборку классической музыки!::smile30::