Статья на тему «5 лучших пособий для подготовки к ОГЭ по русскому языку»

1
1
Материал опубликован 16 February 2019 в группе

«5 лучших пособий для подготовки к ОГЭ»

Каждый учитель – предметник знает, как сложно подготовить обучающихся с разными учебными способностями к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку. Экзаменационная работа состоит из трёх частей - сжатого изложения, тестовой части и сочинения (15.1,15.2,15.3). Самыми сложными видами работы являются часть 1 и часть 3. Вот здесь на помощь учителю приходит пособие Г.Т. Егораевой: ОГЭ 2019.Тематический тренажёр. Русский язык. Задания части 1 и 3. Сжатое изложение. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение. – М.: Издательство «Экзамен»,2019. (Серия «ОГЭ. Тематический тренажёр»).

Пособие Егораевой Г.Т. состоит из четырёх частей. Первая часть посвящена подготовке к написанию сжатого изложения. Вторая часть отведена подготовке к сочинению на лингвистическую тему (15.1). Третья и четвёртая части помогут справиться с заданиями 15.2 и 15.3 – написанием сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Пособие адресовано девятиклассникам, готовящимся к сдаче Основного государственного экзамена, а также учителям, методистам, репетиторам.

В первой части пособия «Готовимся к сжатому изложению» приведены критерии оценивания сжатого изложения, которые нацеливают ученика на основные требования, предъявляемые к данному виду работы (сохранение всех микротем текста, применение нескольких способов компрессии, смысловую цельность и последовательность изложения, коммуникативный замысел).Автор пособия рекомендует учащимся овладеть способами сжатия текста не только для того, чтобы сдать экзамен в 9 классе, но и заглядывает далеко вперёд – это умение необходимо и для успешной сдачи ЕГЭ и для обучения в высшем учебном заведении.

Начало работы по сжатию текста Егораева Г.Т. советует начинать с двух позиций – с содержательной обработки прослушанного текста и языковой обработки прослушанного текста и способов сокращения текста. Первая позиция предполагает умение извлекать главную информацию из текста и умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи. Вторая позиция – способы сокращения текста: содержательные (разделение информации на главную и второстепенную, свёртывание информации за счёт обобщения), языковые (исключение, обобщение, замена). Далее очень доступно представлен каждый способ сокращения текста (таблица, в которой определены конкретные способы действия ученика) и приведены конкретные примеры-иллюстрации. Не ограничиваясь только этим, Егораева Г.Т. представляет учащимся такие способы сжатия текста, как сочетание исключения и обобщения, сочетание исключения и замены, сочетание замены, исключения и обобщения. В этом же разделе представлен алгоритм действий по созданию собственного текста на основе предложенного (таблица): исходный текст – как сократить. Далее следует подробное описание основных средств связи между предложениями в тексте и предлагается проверить собственное умение устанавливать логико-смысловые связи и лексико-грамматические связи в собственном изложении (для отработки умения приведены несколько фрагментов текстов с последующей возможностью проверить себя по представленным авторам ответам). Раздел «Готовимся к сжатому изложению» предоставляет адресанту (учителю, ученику, методисту) не только теорию вопроса, но и содержит практикум, необходимый для закрепления знаний по выполнению части1 экзаменационной работы.

Ученик, получив такую книгу (её можно скачать в электронном виде), «испугается» объёма изложенного материала и может не воспользоваться таким ценным пособием. Задача учителя – познакомить учеников с порядком изложения материала в пособии, показать значимость систематической работы с книгой. Нельзя просто назвать электронный адрес, где можно скачать данную книгу; учителю предоставляется возможность на уроке или его части постепенно знакомить учеников со способами сжатия текста, конспектировать отдельные положения пособия Егораевой Г.Т., проводить тренировочные работы до тех пор, пока не сформируется умение создавать сжатый текст на основе исходного.

Второй раздел пособия Егораевой Г.Т. – «Готовимся к заданию 15.1» (учимся писать сочинение на лингвистическую тему) – неоценимый помощник ученику и учителю в подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему.

Не ошибусь, если скажу, что статистика последних лет такова: сочинение 15.1 выбирают на экзамене 5-10% от общего числа учащихся. Причина такового показателя - сложность данного вида работы, который предполагает «погружение» в глубину мыслей и чувств автора, понимание содержания и идейно-художественного своеобразия текста, предложенного для анализа, значимость каждой детали текста, его языковые особенности. Егораева Г.Т. предлагает подробный поэлементный анализ текста, который проецируется не только на подготовку к экзамену в 9 классе, но и на формирование умения создавать собственное сочинение-рассуждение по любому высказыванию (т.е. на подготовку к сочинению на едином государственном экзамене в 11 классе). Автор честно предупреждает о том, что эта работа потребует от ученика и учителя большей затраты сил и времени, но результатом её будет успешность (ученик не будет воспринимать такие сочинения как инквизиторскую пытку, а учитель обретёт уверенность в том, что его ученики обучены технологии комплексного анализа текста и в любой речевой ситуации справятся с коммуникативной задачей и создадут собственный текст сочинения-рассуждения по предложенной проблеме).

В данном разделе пособия в табличной форме представлено многоплановое видение исходного текста: тема, идея, сюжет, словесная ткань произведения, позиция автора, изобразительно-выразительные средства (лексические, морфологические, синтаксические). В результате такого пристального внимания к тексту формируется умение высказываться по любой лингвистической теме, также такой вид кропотливой работы с языковыми единицами текста выводит учащихся на метапредметный уровень – они осваивают любые виды деятельности, связанные с получением, обработкой и восприятием информации. Методика работы с текстом, предложенная автором пособия, позволяет сформировать все виды компетенций, уйти от шаблонов, вырабатывать навыки анализа текста в единстве формы и содержания, готовить на перспективу. Для самостоятельной работы (или групповой консультативной работы) предложено 10 вариантов заданий 15.1 (сочинение на лингвистическую теме) с алгоритмом действий (графический и табличный варианты). Понимая сложность работы, Егораева Г.Т. в помощь учителю и ученику предлагает 25 блоков практического материала по формированию необходимый компетенций. В каждом блоке содержится текст духовно-нравственной направленности, предложение написать сочинение самостоятельно и, самое главное, образец сочинения по предложенному тексту.

Третья и четвёртая части пособия – «Готовимся к заданию 15.2 (учимся интерпретировать смысл ключевого фрагмента текста) и 15.3 (учимся писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста) – содержат 20 вариантов текстов для анализа, каждый из которых сопровождается подробным комментарием к способу действий учащихся при работе с сочинением-рассуждением. В одном отдельно взятом варианте автор рассматривает текст как единство формы и содержания, обращает внимание на значимость проблемы текста, на способы выражения авторской позиции, приведены варианты формулировки тезиса, аргументации и вывода ( структура сочинения-рассуждения представлена не схематично, а в виде подробного практикума, позволяющего ученику видеть связь частей сочинения-рассуждения, аргументировать тезис примерами из текста в соответствии с коммуникативным замыслом автора).

Пособие Егораевой Г.Т., если с ним систематически работать, поможет всем участникам образовательного процесса подготовиться ко видам экзаменационных заданий творческого характера – сжатому изложению и сочинению в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Ещё одним лучшим пособием для подготовки к Основному государственному экзамену я считаю книгу Степановой Людмилы Сергеевны «ОГЭ-2019. Русский язык:30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/Л.С.Степанова. -М: Издательство АСТ,2018.

Пособие Степановой Л.С. ориентировано на самостоятельную подготовку обучающихся к экзамену с возможностью осуществлять самоконтроль. Пособие может быть использовано для аудиторной работы под руководством учителя. Уровень сложности заданий достаточно высокий, соответствует демоверсии ОГЭ 2019. Пособие можно скачать в электронном варианте. Привлекательность книги Степановой Л.С. в том, что автор предложил методический комментарий к заданиям части 3:

Для сочинения 15.1 – лингвистический анализ текста, содержательный анализ текста, языковые средства;

Для сочинения 15.2 – понимание главного смысла фразы, соотнесённость с текстом в целом, интерпретация текста с опорой на его фрагмент, аргументация заявленного тезиса;

Для сочинения 15.3 – понимание нравственных, личностных и общественных понятий, которыми должен владеть выпускник основной школы.

В пособии приводится весьма ценное суждение о том, что все эти слова, словосочетания обозначают определённые чувства, переживания, качества, способности, понятия. Автор рекомендует не ограничиваться определением, а «развернуть» его, сообразуясь с текстом, предложенным для анализа.

В тестовой части обращает на себя внимание уровень сложности задания 6. Не очень просто даже учителю подобрать стилистически нейтральные слова – синонимы к диалектным словам или фразеологизмам (например, водополье – половодье, с глазу на глаз – наедине). Такие задания можно использовать не только в процессе подготовки к экзаменам, но и на уроках для мотивации мыследеятельности.

Почему я вношу это пособие в список лучших? Как учитель-практик я знаю, что подготовка к экзаменам должна осуществляться по нескольким пособиям с тренировочными тестами, так как формулировки заданий у каждого автора различны по форме (содержание одинаково), и учащиеся не должны привыкать к однотипным вопросам – нужна вариативность во избежание фактора неожиданности или непонимания вопроса задания. Вопрос, как бы ни был он сформулирован, должен быть понятен ученику.

Также в пособии Л.С.Степановой тщательно подобраны тексты для выполнения экзаменационной работы, они способны пробудить в учениках патриотические чувства, чувства гражданина (для сочинения - рассуждения важны не только понимание темы, проблемы, идеи, но и эмоции, чувства, которые движут мысль). Вот некоторые из заданий 15.3:

Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ?

Как Вы понимаете значение слова УВАЖЕНИЕ?

Как Вы понимаете значение словосочетания ЧУВСТВО РОДИНЫ?

С пособием Л.С.Степановой по подготовке к ОГЭ я работаю несколько лет и могу сказать, что оно позволяет мне проводить подготовку учащихся с разным уровнем учебных способностей (о результатах скажу далее).

Лучшим также можно назвать пособие «ОГЭ 2019. Русский язык. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ/ И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Издательство «Экзамен»,2019».

Данное пособие составлено разработчиками ОГЭ как тренировочный практикум, который может быть использован обучающимися для самостоятельной подготовки к экзамену или для разбора заданий ОГЭ по русскому языку на консультациях. Пособие отличается весомым наполнением – 50 тестов, соответствующих реальным заданиям ОГЭ. Несмотря на невысокое качество бумаги, задания легко читаются, качество печати высокое. Уровень сложности тестовых заданий таков, что сильный ученик к концу первого полугодия справляется с ним на 90%, ученик со средними способностями – на70%, а слабый – на 40%. Теоретический материал в пособии И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой присутствует только в виде подробного комментария к выполнению варианта 41 (произведён анализ задания 2-3 – задания с выбором ответа; заданий 4-14 – заданий с кратким ответом). Универсальность данного пособия очевидна. Ученик может решать тесты самостоятельно, так как присутствуют ответы (можно устранить незнание путём повторения теории вопроса и проанализировать собственные ошибки).

Стоимость пособия в нашем регионе (Приморский край, Ольгинский район) – 438 рублей. Для одного ученика это много, а для целого класса (у меня 10 учеников) вполне приемлемо (43 рубля 80 копеек). Я практикую следующий способ работы с пособием И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «ОГЭ -2019 50 вариантов. Типовые тестовые задания»: разрезаю переплёт, разделяю тесты на 50 отдельных вариантов, формирую индивидуальные пакеты (использую в течение года большой плотный пакет формата А4, на лицевой стороне которого написаны фамилия, имя, отчество ученика и номер варианта) Индивидуальные пакеты выдаю в пятницу, а в понедельник собираю на проверку. Таким образом, за год один учащихся может выполнить до 40 тестов из данного пособия. Если ученик готовится добросовестно, результат всегда будет стабильно высоким (проверено на практике). Также обращает на себя внимание формулировка заданий 15.3. Вот некоторые из них:

Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ?

Как Вы понимаете значение слова ЛИЧНОСТЬ?

Как Вы понимаете значение словосочетания МОРАЛЬНЫЕ АКСИОМЫ?

Как Вы понимаете значение словосочетания ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ?

Как Вы понимаете значение словосочетания НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ?

Думаю, что такие темы сочинений – рассуждений должны быть рассмотрены в процессе подготовки к экзамену, так как представляет сложность даже трактовка некоторых понятий.

В 2019 году от разработчиков ОГЭ мы получили ещё одно ценное пособие, которое я отношу к числу лучших. Пособие «ОГЭ 2019. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ и подготовке к выполнению заданий высокого уровня сложности/ И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен»,2019».

Назначение пособия – предоставить возможность обучающимся отработать навык выполнения тестовых заданий, аналогичных заданиям, предоставленным в демоверсии 2019. В сборник включена информация о структуре контрольных измерительных материалов, рекомендации по выполнению трудных заданий, 38 тестов для отработки навыков и умений выполнения экзаменационных работ. Также в сборник включены 300 дополнительных заданий самого высокого уровня сложности (то есть предусмотрена разноуровневая дифференциация в процессе подготовки к ОГЭ). Пособие хорошо использовать на консультациях по подготовке к ОГЭ (на такой консультации книга должна быть у каждого ученика). Пособие можно назвать универсальным (по нему готовится весь класс). Ценно то, что авторы пособия сделали поэлементный анализ каждого задания вариантов 21,31, разместили в сборнике тексты для сжатого изложения (не надо ничего искать), практикум по выполнению задания 15.3, частотно выбираемому учащимися на экзамене. Также следует отметить наличие в пособии образцов сочинений-рассуждений с представленным подробным алгоритмом действий по темам: «Что такое доверие?», «Что такое настоящее искусство?», «Что такое честь?». Каждое из этих понятий даётся не в готовом виде, а окружено рядом вопросов такого свойства:

как проявляется в жизни то или иное качество;

подберите синонимы, антонимы;

как сохранить это ценное качество или чувство;

что приведёт к утрате качества;

аргументы (в тексте, в литературе, в окружающем мире).

Такие подсказки-алгоритмы пробуждают в ученике желание работать с текстом, «погружаясь» в него, делать самостоятельные выводы. Постепенно у учеников формируется умение давать определения этическим понятиям, раскрывать их смысл, комментировать, приводить аргументы, делать выводы.

Качество бумаги, печати высокие. Цена – 272 рубля за 38 вариантов и 300 заданий повышенной сложности. Мои ученики купили только эту книгу, с ней мы работаем в школе (все остальные пособия используем вариативно – в электронной форме или частично распечатываем). Думаю, что 272 рубля – это небольшие затраты на подготовку к ОГЭ по русскому языку (репетиторство у нас не практикуется).

Учителя-практики знают, что Основной государственный экзамен по русскому языку — это контроль сформированности компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной). Языковая компетенция – это правильное написание слов, расстановка знаков препинания, выявление языковой нормы, то есть орфография, пунктуация, орфоэпия, стилистика). Экзаменационные задания – это система знаний, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Ученик должен быть вооружён знанием всех разделов языка, писать грамотно, без ошибок. Казалось бы, мы формируем орфографические и пунктуационные навыки на каждом уроке в течение 5 лет – с 5 по 9 класс последовательно. Но невозможно объять необъятное в пределах урочного времени, поэтому в процессе подготовки к экзаменам разрозненные знания необходимо «завести» в систему: что-то повторить, что-то углубить. Для этого необходимо иметь пособие, которое бы позволило повторить правила, применить их на практике.

Таким пособием, которое способно выполнить задачу систематизации и отработки навыков правописания и постановки знаков препинания, является пособие Дитмара Эльяшевича Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии. №1 среди пособий по русскому языку! Издательство «Эксмо», М.,2011».

Разделы пособия «Орфография», «Морфология», «Синтаксис. Пунктуация», «Повторение пройденного по развитию связной речи» вобрали в себя все разделы и темы, изучаемые в 5-9 классах. Для работы с пособием возможно использование таких форм работы, как самостоятельная работа ученика, учебные практики, консультации. Стоимость данного пособия не имеет значения, так как книга доступна в электронном варианте каждому ученику. Для учителя пособие Д.Э.Розенталя – кладезь дидактического материала, который не нужно оставлять на «потом»., его можно использовать на уроках изучения нового материала, на уроках обобщения, на уроках контроля знаний (при наличии в классе мультимедийного проектора и проекционного экрана сделать это несложно), и всё это будут составляющие элементы системы подготовки к Основному государственному экзамену. Пособие Д.Э.Розенталя по своей значимости превосходит все справочники для подготовки к экзаменам по русскому языку (изложение теории понятно и доступно, упражнения для практической отработки навыков правописания или пунктуационных навыков следуют за теорией и обеспечивают сформированность грамотного письма). Простая навигация пособия по разделам и темам русского языка позволяет ученику быстро сориентировать в представленном материале, найти искомое, повторить грамматический материал или выучить его заново. Также учащимся предоставляется возможность проверить свои знания (в пособии представлены диктанты различной степени трудности; организация такого вида может быть проведена по схеме «родитель – ученик», «ученик-ученики»).

Что получает ученик в результате работы с данным пособием?

Без проблем сдаёт ОГЭ и ЕГЭ.

Закрепляет, углубляет, систематизирует знания русского языка.

Развивает навыки грамотного письма.

Совершенствует речевые навыки.

Оценивает свой уровень знаний русского языка.

Доводит своё знание русского языка до совершенства

Подводя итог сказанному в защиту 5 лучших учебных пособий для подготовки к ОГЭ, хочу выразить благодарность учёным и методистам, которые создают такие замечательные книги-помощники.

Я обещала познакомить Вас с результатами ОГЭ, которые мы получили в результате использования вот этого комплекта пособий (пособие Галины Тимофеевны Егораевой: ОГЭ 2019.Тематический тренажёр. Русский язык. Задания части 1 и 3. Сжатое изложение. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение; Степановой Людмилы Сергеевны «ОГЭ-2019. Русский язык:30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену»; пособие «ОГЭ 2019. Русский язык. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ/ Ирины Петровны Васильевых, Юлии Николаевны Гостевой», Пособие «ОГЭ 2019. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ и подготовке к выполнению заданий высокого уровня сложности» Ирины Петровны Васильевых, Юлии. Николаевны Гостевой, Галины Тимофеевны Егораевой, пособие Дитмара Эльяшевича Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии. №1 среди пособий по русскому языку): в 2016 году из 15 учеников «5» -8, «4» -5, «3» -2; по результатам ЕГЭ (этот же класс) средний балл -87.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Людмила Александровна, за представленный материал!

6 June 2019