12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фефилатьева Анна Ивановна21
6

5 шагов к установлению контакта с пожилым человеком. Рекомендации студентам, осваивающим специальность Социальная работа, для успешного прохождения производственной практики.

5 шагов к установлению контакта с пожилым человеком.

Рекомендации студентам, осваивающим специальность Социальная работа, для успешного прохождения производственной практики.


А.И.Фефилатьева, преподаватель

ГБПОУ АО «Архангельский государственный

многопрофильный колледж»,

г.Архангельск



Опыт развития профессиональной социальной работы в нашей стране убедительно показал эффективность решения многих социальных проблем средствами профессиональной социальной работы, обозначил значение социального образования как мощного антикризисного, созидательно-стабилизирующего потенциала развития общества.

В.А.Сластенин под профессиональной подготовкой понимает овладение будущим специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, ориентированных на заказ общества и государства; целью и результатом этой работы является воспитание квалифицированного профессионала, подготовленного к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний, умений и навыков [1] .

Под профессиональной подготовкой социального работника можно понимать составную часть профессионального образования, имеющую многоуровневый и многоаспектный характер и представляющую собой процесс и результат формирования готовности к профессиональной деятельности.

Важнейшим требованием к современному образованию становится не только предоставление обучаемым системы знаний, но и сам педагогически выстроенный процесс, с грамотным использованием средств, форм, методов обучения и воспитания будущих специалистов [1].

Ключевой характеристикой образования становится формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Помимо традиционных лекций, семинаров, практических занятий, немаловажное значение в вопросах становления профессионализма студентов имеет производственная практика.

Производственная практика направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта в рамках соответствующего профессионального модуля по конкретному виду профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих компетенций и профессиональных компетенций по избранной специальности.

В нашей статье мы подробнее остановимся на первой производственной практике, которую будущие специалисты по социальной работе нашего колледжа проходят в конце IV семестра (II курс).

Производственная практика является частью ПМ 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами и студенты проходят ее в ГСУСОН Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» или в ООО «Пансионат для пожилых людей и инвалидов «Забота».

Учитывая, что данная производственная практика является первым шагом к становлению будущего специалиста, способствует принятию студентом-практикантом самостоятельных решений , согласованных с руководителем по практике, выполнению заданий по диагностике проблем пожилых людей и составлению плана работы с клиентом, у многих наших студентов возникает ряд проблем в первые дни производственной практики. Во-первых, проблемы связаны с неуверенностью студентов в профессиональных знаниях и неготовностью их к самостоятельной работе. Во-вторых, студенты теряются в моменты установления контакта с пожилым человеком и чувствуют себя «под микроскопом», забывая представиться, познакомиться и осведомиться о необходимой пожилому человеку помощи.

В связи с отзывами о прохождении практики, на основании совместного со студентами анализа трудностей и проблем, нами был составлен четкий алгоритм поведения в первый день производственной практики. В настоящее время алгоритм носит рекомендательный характер и повторятся при проведении инструктажа перед выходом на производственную практику.

Итак, 5 шагов, которые мы рекомендуем студентам выполнить для преодоления барьеров в общении пожилым человеком:

Отбросить все стереотипы о пожилых людях (самыми распространенными среди студентов суждениями о пожилых людях являются: «От пожилых всегда плохо пахнет», «Пожилой человек предвзято относится к современной молодежи», «Меня не будут воспринимать как специалиста, пожилые очень требовательны и капризны», «Чаще всего пожилые зациклены на своем прошлом, с ними не о чем говорить, нужно только их слушать» и т.д.). Установки в отношении пожилых людей чаще всего носят негативный характер и способствуют тому, что студенты изначально настроены на преграды в межличностных коммуникациях с ними.

С другой стороны, на практических занятиях мы выполняем упражнение «Опиши 5-ю словами свою бабушку». Все стереотипные установки в данном случае исчезают, и студенты на занятии предлагают такие характеристики, как «мудрая», «заботливая», «добрая», «терпеливая», «любознательная», «внимательная» и т.д.

Данный феномен объясним, во-первых, родственными чувствами, а во-вторых, отсутствием обоюдных оценочных моментов, когда родные люди, безусловно, принимают друг друга, не замечая каких-то отрицательных черт в близком человеке.

Именно поэтому, мы рекомендуем своим студентам относиться к пожилым клиентам социальных служб безоценочно, что в будущем пригодится им в работе с разными категориями клиентов: людьми с зависимостями, осужденными, психически больными или лицами без определенного места жительства и занятий.

Всегда входить к пожилому человеку (в комнату или палату при нахождении пожилого человека в больнице или доме-интернате, или в квартиру - при надомном социальном обслуживании) с улыбкой и приветливым взглядом.

Для отработки данной рекомендации на практических занятиях мы провели эксперимент: один из студентов, находившийся в роди пожилого человека, сидел за столом преподавателя, второй студент (студент-практикант) выходил из кабинета а потом входил. При этом задание предполагало отработку момента «вхождения в помещение» в трех различных вариантах: глядя под ноги, озираясь по сторонам и глядя на пожилого человека.

Интересен тот факт, что студент, исполняющий роль студента–практиканта, отметил что первые два варианта вхождения в помещение действительно препятствуют началу общения с клиентом, заставляя «как бы оправдываться за беспокойство». Тогда как первоначальный контакт «глаза в глаза» предполагает доброжелательное и непринужденное общение с пожилым человеком.

Третий шаг плавно вытекает из предыдущего эксперимента и сводится к началу коммуникации. Приветствие пожилого человека должно быть не формальным «Здрасте», а четким, внятным и достаточно громким, чтобы пожилой человек без труда расслышал (особенно в случае, если Вас предупредили о проблемах со слухом у клиента). Желательно выучить или записать в блокнот имя и отчество пожилого человека, заглянув в который перед тем как войти, можно поприветствовать пожилого человека «по правилам», а также представиться самому. Немаловажным является и пояснение, что вы являетесь студентом на практике и сегодня вы замените привычного социального работника.

Тренинги общения, успешно пройденные нашими студентами в рамках изучения таких дисциплин, как ОП 04 «Деловая культура», ОП 06 «Основы педагогики и психологии», ОГСЭ 03 «Психология общения», способствуют тому, что будущие специалисты по социальной работе выполнению данной рекомендации уделяют особое внимание, как в период прохождения производственных практик, так и в период академического обучения, приветствуя по имени -отчеству всех преподавателей [2].

Грамотное планирование отведенного времени на посещение пожилого человека напрямую влияет на установление доверительных отношений с пожилым человеком. К сожалению, иногда происходят ситуации, в которых студент-практикант приходит к пожилому человеку, проводит у него 30-50 минут, обсуждая новости, погоду, здоровье пожилого человека, а затем встает и со словами «Берегите себя, до свидания!», уходит; или поздоровавшись, сразу уходит на кухню готовить обед или начинает мыть посуду, пол, не уделяя пожилому человеку должного внимания. Общение с пожилым человеком не должно восприниматься студентом-практикантом как встреча с родным человеком, который нуждается только в собеседнике, или как способ «побыстрее закончить рабочий день».

Во-первых, студент приходит к клиенту с целью получения информации о его состоянии здоровья и самочувствии (в некоторых случаях вызов бригады скорой медицинской помощи является важным элементом посещения клиента в домашних условиях). Соответственно, студенту необходимо побеседовать и расспросить пожилого человека о его самочувствии и уточнить, нет ли жалоб на ухудшение здоровья или нехарактерных ощущений и симптомов.

Во-вторых, студент должен всегда помнить, что он выполняет свою профессиональную задачу, которая заключается в проведении ряда мероприятий, обозначенных индивидуальной программой социального обслуживания (приобретение продуктов питания, приготовление обеда, помощь пожилому человеку в выполнении санитарно-гигиенических мероприятий и т.д.).

Кроме того, на данном этапе студент должен научиться четко планировать время, которое будет уделено на прямое общение, на общение в процессе взаимодействия (при приготовлении пищи, при приеме ванны, в процессе сопровождения пожилого человека на прогулку или к врачу и т.д.), а также на самостоятельно выполнение некоторых задач (поход в магазин, аптеку, на почту и пр.). Представление этого распорядка позволяет студенту-практиканту чувствовать себя более уверенно, что напрямую отражается в коммуникации и быстрому установлению контакта с пожилым человеком.

Обратная связь и применение основ активного слушания. Данные приемы необходимы, чтобы лучше понять собеседника, особенно в той ситуации, когда студент-практикант впервые встречается с пожилым человеком и еще не знаком с особенностями его речи, мышления и передачи информации. В связи с этим, мы рекомендуем как можно чаще использовать приемы перефразирования («Я правильно Вас понял, что …?»), уточнения («Что конкретно Вы имеете ввиду, говоря о ..?»), поддерживать разговор, показывая личную заинтересованность (поза «на равных», присев на одном уровне с пожилым человеком, доброжелательный взгляд, молчаливое слушание по принципу «Да-реакция», «Продолжайте пожалуйста», «Я Вас понимаю» и пр.).

Данные рекомендации – «шаги» могут незначительно изменяться в случаях, если специалист по социальной работе, сопровождая студента при выходе к пожилому человеку, занимает более активную позицию (знакомит, рассказывает о студенте, сам проводит беседу с пожилым человеком, дает указания практиканту и руководит его действиями).

Для более успешного развития у студентов навыков коммуникации с разными категориями будущих клиентов, мы рекомендуем руководителям баз практик чередовать активные и пассивные позиции в сопровождении практикантов, с последующим обсуждением достижений и ошибок.




Список информационных источников


Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов;под ред. В.А.Сластенина. — 11-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012 — 608 с. — (Сер.Бакалавриат).

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 506) [Электронный ресурс]/Гарант.-Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70691030/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.