12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2927
Работаю учителем русского языка и литературы в одной из школ Красногвардейского района г.Петербурга. Работа любит меня, по-другому не умею...
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Ангарский техникум общественного питания и торговли»

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГАПОУ ИО АТОПТ

« ___»_________ 2018 г.

Методические рекомендации

к выполнению самостоятельных внеаудиторных работ студентами

специальности

38.02.15 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров______________________

(код и наименование специальности или профессии)

по учебной дисциплине (или профессиональному модулю)

--Литература--

(наименование учебной дисциплины или профессионального модуля)

 

            

  

Ангарск, 2018

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для студентов ГАПОУ ИО «Ангарский техникум общественного питания и торговли» по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров___________/ авт. сост. __Граф А.Р.________-, 2018. – __35___с.

 

РАССМОТРЕНО

Цикловой методической комиссией

________________________________________

Протокол  №_____ от _____________

Председатель _____________________

                                                    

                                                        

                 

Методические рекомендации устанавливают состав, содержание, порядок выполнения и оформление самостоятельной внеаудиторной работы, выполняемой студентами обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров________________________________ при  изучении дисциплины   __Литература_____________________, а также содержит список литературы.

РЕКОМЕНДОВАНО Цикловой методической комиссией ГАПОУ ИО АТОПТ в качестве дополнительного учебного пособия.

Протокол №____от _______________

Председатель методической комиссии_____________

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………..4

Перечень самостоятельных внеаудиторных работ студента……....……….8

Характеристика и требования к выполнению заданий..……………………11

3.1 Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов …..11

3.2 Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций.12

3.3 Методические рекомендации для самостоятельного изучения художественного произведения………..……………………………………...14

3.4. Методические рекомендации по проведению анализа текста……..…...14

3.5 Анализ лирического произведения…….………………………………....15

3.6. Работа с текстом по составлению цитатного плана произведения…….16

3.7. Написание сочинения………………………………………………….…..17

  1. Методические рекомендации по составлению кроссворда ………….....21

3.9 Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом……………………………………………………………………........23

IV. Перечень рекомендуемой литературы для изучения……………………....24

V. Приложения…………………………………………………………………...30

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Согласно требованиям ФГОС, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, составлены с учетом требований ФГОС основного среднего образования и ФГОС СПО. Учебным планом ГАПОУ ИО АТОПТ на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Литература» предусмотрено 58 часов. 

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая

Методические рекомендации освещают виды и формы СРС по ключевым темам, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения дисциплины: анализ текста, текстовая деятельность, устная и письменная речь, проектная деятельность, использование учебно-вспомогательной литературы.

Основная цель методических рекомендаций состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения литературе, позволяющих самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать трудные моменты в отдельных видах СРС.

Результаты изучения дисциплины в соответствии с ФГОС:

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернет, специальной и научно-популярной литературы;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

При изучении литературы перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

К особенностям изучения литературы относится также углубленное изучение историко-литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы новейшего времени.

Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Оценка самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся: сочинения, доклады, сообщения и др.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

– работа с первоисточниками;

– подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– составление различных текстов;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями

          Формы самостоятельной внеаудиторной работы имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность. Это:

сообщения, доклад, подготовка презентаций, работа с текстом, анализ текста, кроссворд, индивидуальный проект.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

        

Перечень самостоятельных работ студента по учебной дисциплине «Литература»

Наименование разделов и тем учебного курса

самостоятельной работы

Виды и тематика самостоятельных работ

Кол-во часов, отведённых на выполнение

Раздел 1 «Литература рубежа XVIII-XIX веков»

Тема 1 «Введение»

--

   

Тема 2 «Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века»

1

Доклад «Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения». Выполнение домашней работы

2

2

Подготовка презентации «Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность», выполнение домашней работы

2

3

Подготовка презентации «Загадка смерти Н.В. Гоголя», выполнение домашней работы

2

Раздел 2 «Литература XIX века»

Тема 1-2 «Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века»

4

Доклад «Основные черты русской классической литературы XIX века»

2

 

5

Подготовка к сочинению «Творчество А.Н. Островского» (сбор и изучение информации по теме проекта)

2

6

Кроссворд «Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество», выполнение домашней работы

2

7

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (сбор и изучение информации по теме проекта)

2

8

Доклад «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе», выполнение домашней работы

2

9

Визитная карточка писателя в форме презентации, выполнение домашней работы

2

10

Н.С. Лесков «Очарованный странник» (цитатный план), выполнение домашней работы

1

11

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (цитатный план), выполнение домашней работы

1

12

Работа над индивидуальным проектом «Сравнительная характеристика главных героев» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», сбор и изучение информации по теме проекта)

2

13

Работа над индивидуальным проектом «Духовные искания любимых героев»

2

14

Работа над индивидуальным проектом. Кроссворд «Герои романа «Война и мир»» (сбор и изучение информации по теме проекта)

2

Тема 3 «Поэзия второй половины XIX века»

15

Анализ стихотворений А.А. Фета, выполнение домашней работы

2

16

Презентация «Поэзия второй половины XIX века»

2

Тема 4 «Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века»

17

Анализ произведения. Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник», выполнение домашней работы

2

18

Работа над индивидуальным проектом. Подготовить сообщение «Лирика поэтов-символистов. К. Бальмонт, А. Белый и др. (постановка цели проекта «Лирика XX века”)

2

19

Анализ стихотворений. Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», выполнение домашней работы

2

Тема 5

Особенности развития литературы 20-х годов

20

Работа над индивидуальным проектом. Анализ стихотворений. Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», выполнение домашней работы

2

21

Работа над индивидуальным проектом. Любовная тема в лирике С.А. Есенина (сбор и изучение информации по теме проекта «Лирика XX века»)

2

Тема 6

Особенности развития литературы 30-40-х годов

22

Сообщение «М.И. Цветаева.в воспоминаниях современников»

1

23

Кроссворд «А.А. Платонов. Жизнь и творчество»

2

24

Сообщение «Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе», выполнение домашней работы

2

Тема 7

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

25

Сочинение «Лирика периода Великой Отечественной войны», выполнение домашней работы

2

Тема 8

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

26

Читать: В.Г. Распутин «Живи и помни», выполнение домашней работы

2

27

Сообщение «Художественное своеобразие прозы В. Шукшина»

1

28

Сообщение «В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»), выполнение домашней работы

1

29

Работа над индивидуальным проектом. Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (сбор и изучение информации по теме проекта)

2

Тема 9

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

30

Б .Ширяев «Неугасимая лампада» (чтение), выполнение домашней работы

2

Тема 10

Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

31

Кроссворд «Творчество М. Горького»

1

32

Кроссворд «Лирика XX века»

1

Итого: 58


 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

3.1 Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов

Сообщение - это информация, часто краткая, переданная от одного лица другому.

Подготовка информационного сообщения – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современ­ный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.

Темы сообщений:

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.

Лирика 20 века

Темы докладов:

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

письменно оформленную работу.

Методические указания / инструкция по подготовке сообщений

1. Сформулируй тему сообщения, правильно озаглавь свое сообщение.

2. Составь краткий или развернутый план сообщения.

3. B соответствии c планом проанализируй необходимую литературу: тексты, статьи.

Подбери цитаты, иллюстративный материал.

4. Выпиши необходимые термины, ключевые слова, речевые обороты.

5. Текст сообщения должен состоять из простых предложений и быть кратким.

6. Начни сообщение c фраз: я хочу рассказать o .., речь идет o ... .

7. Обозначь во вступлении основные положения, тезисы своего сообщения. Обоснуй, докажи фактами, проиллюстрируй эти тезисы.

8. Выделив в своем выступлении смысловые отрезки, установи между ними смысловые связи.

9. Особо подчеркни главное.

10. Закончи сообщение, обозначь результат, сделай вывод, подведи итог сказанному.

11. Вырази свое отношение к изложенному.

3.2. Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций

Цель: развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности.

Темы презентаций:

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность

Загадка смерти Гоголя

И.С. Тургенев (визитная карточка)

Поэзия второй половины 19 века

Ранняя лирика Б. Пастернака

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

готовую презентацию на выбранную тему в электронном варианте. Презентация составлена с учетом следующих требований:

- презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

- количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

- на первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

-значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

- особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д. соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

- максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Оформление презентации.

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления.

Кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы)

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

1. Подумай, о чем ты хочешь рассказать в своей презентации. Составь план

презентации.

2. Проанализируй необходимую литературу. Подбери цитаты, иллюстративный материал.

3. Повтори слова, необходимые для составления комментария к презентации.

4. Текст слайда должен состоять из кратких и простых по грамматической структуре

предложений.

5. Иллюстрации должны отражать содержащуюся на слайде информацию.

6. Слайды должны быть логически последовательными.

7. Не забывай, что при представлении презентации комментарии к слайдам должны содержать больший объем информации, чем отражено на самом слайде.

8. Дизайн слайдов должен быть выдержан в едином стиле и не мешать восприятию содержащейся на нем информации.

3.3 Методические рекомендации по самостоятельному изучению художественного произведения

Цель работы:

знакомство с содержанием художественного произведения

развитие навыков монологической речи и умения выявлять главное в тексте.

научиться работать с текстом, вычленять из неё главное, систематизировать имеющийся материал.

Темы текста:

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.А. Фадеев «Разгром»

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

В. Г. Распутин. «Живи и помни»

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

устный ответ по содержанию текста

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

1. прочитай произведение.

2. после прочтения, опираясь на план анализа произведения, систематизируй материал.

План анализа произведения.

Главная тема рассказа.
2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя).
3. Место действия.
4. Основные события.
5. Действующие лица (главные и второстепенные)
6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие).
7. Роль пейзажа (с какой целью вводит его автор).
8. Роль автора в этом рассказе.
9. Мое отношение к героям и к рассказу в целом.

Анализ произведения должен нести логическую направленность, частично иметь связный текст. Объем анализируемого произведения должен быть не менее 2-2,5 страниц.

3.4. Методические рекомендации по проведению анализа текста

Темы анализа текста

А.С. Пушкин «Медный всадник» (анализ поэмы)

Лирика М.Ю. Лермонтова (анализ понравившегося стихотворения)

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий», «Невский проспект» (подготовить цитатный план одного из романтических произведений)

Герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Творчество А.Н. Островского (подготовка к сочинению, сбор и изучение информации по теме проекта)

И. А. Бунина «Чистый понедельник» (анализ произведения)

Анализ стихотворений Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане» (анализ стихотворений)

Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (анализ стихотворений)

Изображение человека труда в поэтических произведениях (анализ стихотворений)

Лирика А. А. Ахматовой (написать сочинение)

3.5 Анализ лирического произведения

Анализируя стихотворение, необходимо показать, как понимаете и воспринимаете стихотворный текст (идею, чувства, образы, какими средствами они создаются). Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контексте творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта. Принципиально важно анализировать стихотворение в единстве формы и содержания.

Цель: формирование умения анализировать поэтический текст.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить: письменно оформленный анализ стихотворения .

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

изучить методические рекомендации «План анализа поэтического текста»

выполнить анализ стихотворения (поэмы) А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой по плану

План анализа лирического произведения:

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).

4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.

(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

5. Настроение, чувства, передаваемые автором. 

Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?  

6.  Главные образы стихотворения.

7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.  

8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.

9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

  1. Работа с текстом по составлению цитатного плана произведения

Цитатный планэто один из видов работы по развитию речи. Цитатный план составляется на основе текста. Используется в устной и письменной работе при изложении текста, в работе над сочинением и так далее.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Цель: способствовать формированию умений по сжатию исходного текста в виде тезисов.

По итогам выполнения обучающийся должен представить: письменно составленный план произведения

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

1. Познакомься с содержанием произведения, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).

4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.

5. Цитаты пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. Отделяй пробельной строкой одну цитату от другой–это облегчит последующую работу с ними.

Чтобы правильно составить цитатный план произведения, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Каждая цитата в отличие от соответствующего пункта плана не просто отражает ту или иную часть текста, озаглавливает её, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключённое в этой части.

  1. Методические рекомендации по написанию сочинения

Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ. Это ваша интерпретация авторского текста.

Цель работы: формирование умения писать сочинение-рассуждение, умения анализировать художественное произведение, соблюдая нормы литературного языка.

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

готовое сочинение в письменной форме

Методические указания / инструкция по выполнения самостоятельной работы:

изучить методические рекомендации «Как писать сочинение на литературную тему», подробно познакомиться с содержанием произведения

продумай логику раскрытия вопроса (темы), вдумайся в тему, ее содержание

используй в сочинении наиболее убедительные доказательства собственной позиции

отбери для работы фактический материал

сделай выводы, обобщения

напиши сочинение согласно предложенных требований

Требования к написанию сочинения:

Соответствие теме.

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

План и логичность, последовательность изложения.

Самостоятельность мышления.

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

Общие требования к слогу:

Ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);

Точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);

Простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

Образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).

Смысловая точность эпиграфов и цитат.

Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая

грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Композиция сочинения
Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
- очень длинное, затянутое вступление.
При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?» Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и преподаватель, читая сочинение.

Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться «от сотворения мира». Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе «Гроза» А. Островского» начинается динамично: Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом – к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое».
Данное вступление можно расценить как удачное. Тема «Образ Катерины...» весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.
Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.
Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему «Человек и государство» в «петербургской повести» А. Пушкина «Медный всадник» начинается подобным образом: «Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина».
Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Заканчивается сочинение заключением.
Основное требование к заключению
: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.
Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: «дети» продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу «новое слово». Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. «Дети» отрицают жизненные идеалы «отцов», выросших при социализме и строивших коммунизм, «отцы» не понимают «детей», выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, высказывания своего мнения следует воздержаться.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. 
Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

  1. Методические рекомендации по составлению кроссворда

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Темы кроссвордов

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество

Герои романа «Война и мир» (сбор и изучение информации по теме проекта)

Творчество М. Горького

А. П. Платонов. Жизнь и творчество

Классификация кроссвордов

по форме:

- кроссворд - прямоугольник, квадрат;

- кроссворд-ромб;

- кроссворд-треугольник;

- круглый (циклический) кроссворд;

- сотовый кроссворд;

- фигурный кроссворд;

- диагональный кроссворд и т.д.

по расположению:

- симметричные;

- асимметричные;

- с вольным расположением слов и др.

по содержанию:

- тематические;

- юмористические;

- учебные;

- числовые

по названию страны:

- скандинавские;

- венгерские;

- английские;

- немецкие;

- американские;

- эстонские;

- итальянские.

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

Письменную работу или работу в электронном варианте

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд:

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий .

Оформление ответов на кроссворды:

- для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

- для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

- для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Составление условий (толкований) кроссворда:

1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

3.9 Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом

Индивидуальная проектная работа – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результатов проекта.

Темы индивидуальных проектов:

Сравнительная характеристика главных героев. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (составление сравнительной характеристики, сбор и изучение информации по теме проекта)

Духовные искания любимых героев (сбор и изучение информации по теме проекта)

Герои романа «Война и мир» (составление кроссворда, сбор и изучение информации по теме проекта)

Лирика 20 века (постановка цели проекта)

Любовная тема в лирике С. А. Есенина (сбор и изучение информации по теме проекта «Лирика 20 века», составить сборник стихотворений)

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (сбор и изучение информации по теме проекта, подготовить материал к лекции)

Цель работы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции студентов в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных). 

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

Устная защита индивидуального проекта

Предоставление презентации преподавателю

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

Определить и сформулировать задачу;

Запланировать свою работу;

При необходимости обращаться за помощью к преподавателю;

Найти необходимую информацию;

Применять коммуникативные способности;

Профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации;

К нужному сроку довести работу до запланированного результата;

выступить с докладом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Литература ХIХ в.

В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.

К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.

А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

Н.Г. Чернышевский. Что делать?

И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).

А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).

Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.

Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.

Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца ХIХ – начала ХХ в.

Л.Н. Андреев. Бергамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.

А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.

А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

А.Н. Толстой. Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.

М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.

Литература ХХ в.

М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

И. Бабель. Конармия.

А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

А. Толстой. Петр Первый.

И. Шмелев. Лето Господне.

А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.

А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

О. Мандельштам. Воронежские стихи.

В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.

М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).

П. Антокольский. Сын.

А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…

К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.

М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов. В окопах Сталинграда.

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман. Жизнь и судьба.

Ю. Бондарев. Горячий снег.

В. Васильев. А зори здесь тихие.

В. Быков. Сотников. Знак беды.

В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

В. Белов. Привычное дело.

В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.

Ю. Трифонов. Обмен.

В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.

Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.

Т. Толстая. Рассказы.

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.

В. Ерофеев. Москва – Петушки.

С. Довлатов. Чемодан.

Н. Рубцов. Подорожник.

Д. Самойлов. Голоса за холмами.

И. Бродский. Часть речи.

Ю. Кузнецов. После вечного боя.

Г. Айги. Стихи.

Д.А. Пригов. Стихи.

Л. Рубинштейн. Стихи.

А. Арбузов. Жестокие игры.

В. Розов. Гнездо глухаря.

А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Конец ХIХ – начало ХХ века

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

Ранняя лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова,            Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения:

Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д. Андреев. «Роза мира».

В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

А. Бек. «Новое назначение».

В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А. Битов. «Грузинский альбом».

В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

В. Высоцкий. Песни.

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».

Б. Можаев. «Мужики и бабы».

В. Набоков. «Защита Лужина».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».

Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».

Б. Окуджава. Поэзия и проза.

Б. Пастернак. Поэзия.

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

В. Шаламов. «Колымские рассказы.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).

Произведения, рекомендуемые для чтения и обсуждения:

А. Пушкин. Стихотворения по выбору

М. Лермонтов. «Одиночество», «Я не для ангелов и рая…», «Молитва»

Н. Гоголь «Нос», «Выбранные места из переписки с друзьями»

В. Белинский «Литературные мечтания»

А. Герцен «О развитии революционных идей в России»

Д. Писарев «Реалисты», «Мотивы русской драмы»

А. Островский «Бесприданница»

И. Гончаров «Обрыв»

Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

И. Тургенев «Дворянское гнездо», «Стихотворения в прозе» (по выбору)

Н. Чернышевский «Эстетическое отношение искусства к действительности» (обзор)

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»»

М. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», «Сказки» (по выбору)

Ф. Достоевский «Униженные и оскорбленные» (обзор)

Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина»

А. Чехов «Дома», «Дама с собачкой», «Палата №6»

А. Майков, Я. Полонский, А. Григорьев. Стихотворения (по выбору)

Ф. Тютчев «Сны», «О чем ты воюешь, ветер ночной?» и др.

А. Фет «Вечер», «Я тебе ничего не скажу», «Облаком волнистым…» и др.

А. Толстой «Слеза дрожит в твоем ленивом взоре…», «Не ветер, воя с высоты…» и др. Н. Некрасов «Замолкни, муза мести и печали…», «Современная ода», «Зине» и др.

М. Горький «Человек», Ф. Сологуб «Маленький человек»

И. Бунин «Легкое дыхание», «грамматика любви», «Мы встретились случайно на углу»

А. Куприн «Поединок», «Суламифь»

Стихотворения поэтов-символистов (по выбору)

Декларация-манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»

Н. Клюев «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…»

Стихотворения поэтов рубежа веков (по выбору)

М. Горький. «Макар Чудра», «Мать»

А. Блок «Коршун», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен»

В. Маяковский «Про это», «Юбилейное». «Клоп»

С. Есенин «Мы все уходим понемногу», «Русь Советская»

М. Цветаева «Стихи растут как звезды и как розы», «Стихи к Блоку»

О. Мандельштам «Рим», «Европа», «Адмиралтейство», «Природа – тот же Рим…»

А. Платонов «Котлован»

И. Бабель «Конармия» (по выбору)

М. Булгаков «Белая гвардия»

А. Толстой «Петр Первый»

М. Шолохов «Донские рассказы»

А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Зачем вы отравили воду…», «Все расхищено, предано, продано…»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

В. Дудинцев «Не хлебом единым»

В. Гроссман «Жизнь и судьба»

Ю. Бондарев «Горячий снег»

Ч. Айтматов «Буранный полустанок»

М. Светлов. Стихотворения (по выбору)

Н. Заболоцкий. Стихотворения (по выбору)

Ю. Друнина. Стихотворения (по выбору)

Р. Рождественский. Стихотворения (по выбору)

Е. Евтушенко. Стихотворения (по выбору)

Ю .Кузнецов. Произведения по выбору

Б. Ахмадулина. Стихотворения (по выбору)

В. Некрасов. Произведения по выбору

В. Высоцкий. Стихотворения (по выбору)

Г. Айги. Произведения по выбору

Д. Пригов. Произведения по выбору

А. Еременко. Произведения по выбору

И. Бродский. Стихотворения (по выбору)

А. Арбузов «Иркутская история»

А. Твардовский «За далью – даль»

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты)

А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»

И. Шмелев «Лето Господне»

Б. Зайцев. Произведения по выбору

В. Распутин. Рассказы

С. Довлатов. Рассказы

В. Войнович. «Москва-2042»

Т. Толстая. Рассказы

Л. Петрушевская. Рассказы

Г. Владимов. «Генерал и его армия»

В. Пьецух «Новая московская философия»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 Образец оформления титульного листа сообщения(доклада)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Ангарский техникум общественного питания и торговли»

Сообщение

по дисциплине…

            тема: ………………………………………………….

  

Специальность:_________

Группа:________________

Выполнил:_____________

Руководитель:__________

Место издания, год издания

Приложение 2

Образец оформления презентации

Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

___________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

Третий слайд

Литература:

Четвертый слайд и т.д.

Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации


 

Приложение 3

Шаблон и клише к сочинению по литературе

ВСТУПЛЕНИЕ

Тема-вопрос

Тема-утверждение (в т. ч. цитата)

Тема- ключевые слова (номинативное предложение)

Как вы понимаете значение слов «честь» и «бесчестие»? 

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос). 

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ... (ответ на вопрос)

«Береги честь смолоду», - утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с народной мудростью. Действительно,…

«Честь — вот истинная красота!» - утверждал Р.Роллан. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно,…

Жизнь дороже чести… Трудно не согласиться с этой мыслью. Действительно, …

Путь чести и путь бесчестия… Что значит идти путем чести или путем бесчестия? (далее см. тема-вопрос)

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путем чести или путем бесчестия. На мой взгляд, …

Каждый человек задавался вопросом: что же значит идти путем чести или путем бесчестия?(далее см. тема-вопрос)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕЗИС

Каждый понимает, что...(основная мысль сочинения). Для солдата выбрать путь чести значит умереть с достоинством, но не изменить присяге. Путь бесчестия – это путь предательства.

АРГУМЕНТ

Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… 

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Он осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Пушкин утверждает…

Промежуточный вывод

Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод, выражение надежды на лучшее, призыв

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к…
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

 

Приложение 4

Образец цитатного плана (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»:

1. "Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году"

2. "Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне"

3. "Я начал играть в чику" 

4. "И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше"

5. "От дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся"

6. "Теперь у меня появились деньги"

7. "Они били меня по очереди, один и второй, один и второй"

8. "Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то надо было, пропускать по какой-то причине уроки я не решался"

9. "Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя"

10. "Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо"

11. "Но больше всего подгонял голод"

12. "На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили"

13. " Я шёл туда как на пытку"

14. "Будь я в тысячу раз голоден, из меня пулей выскакивал аппетит"

15 "Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает"

16. "Уроки наши не прекратились"

17. "Мы играли в пристенок"

18 "Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите"

19. "Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивал себя тем, что это честный выигрыш"

20. "Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они"


 

Приложение 5

Кроссворд по литературе на тему «Роман Гончарова И.А. "Обломов"»

По горизонтали

2. Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова?

5. К какому литературному направлению относится роман "Обломов"?

8. К какому сословию принадлежал Штольц?

9. Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе

12. Где происходит действие романа?

13. Произведение «Обломов» – это...

14. Друг детства Обломова

По вертикали

1. Семейное положение Агафьи Матвеевны до встречи с Обломовым

3. На какой улице живет Обломов?

4. Захар женится на …

6. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу…

7. Земля Обломова?

10. Как звали лучшего друга Обломова?

11. Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу?

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.