12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир

Слайд №1.

Тема: «Почётник» и «Почётница».

а) Понятие «почётник» и «почётница».

б) Праздничные посиделки.

в) Нравственно – этическая сторона данных понятий.

Слайд №2.

Цель: 1) дать понятие «почётник» и «почётница», «посиделки»;

2) развивать речь учащихся, воображение, мышление;

3) воспитать любовь к истокам культуры русского народа.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщение учащегося.

Слайд №3.

Словарная работа: «почётник», «посиделки», «обряд», «обычай».

Оборудование: опорные схемы, репродукции картин.

 

Ход занятия.

1. Инициация.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Слово учителя.

- Праздничная культура русского народа, как и любого другого, имеет давнюю историю. Она возникла на ранних стадиях развития общества. Главные формы праздничной культуры – праздник, обряд, ритуал, обычай, церемония. Слайд №4.

Праздник – это форма деятельности, предполагающая активное взаимодействие человека с окружающим миром, способствующая освоению и накоплению духовных ценностей, внедрённых в социальную жизнь.

Обряд – совокупность традиционных действий, направленных на торжественное ознаменование событий, значимых для общества, семьи, человека.

Ритуал – порядок обрядовых действий, подчеркивающий священность действия.

Обычай – общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Церемония – торжественный, возвышенный обряд, который в качестве элемента входит в праздник. Церемония близка к ритуалу.

Праздничная культура народа многослойна; в ней можно увидеть по крайней мере четыре слоя: языческий, православный, социалистический и современный. Слайд №5.

В языческой культуре с её многобожием явно видно стремление умилостивить одушевлённую природу: Солнце, Землю, Воду, Воздух, богов – покровителей скота, снега, дождя, урожая и т.д.

В православной праздничной культуре эти праздники сохранились, хотя и с изменениями. К ним добавились христианские – великие, средние, малые. Православие и языческая культура уживались плохо, но на Руси произошло их сращение, и некоторые обряды и обычая органически вписались в церковные праздники. Причудливо переплелись в праздниках вера в Бога, в его могущество, человеколюбие и стремление не рассердить «нечистую силу», не поссориться с ней, поэтому в православных праздниках находят место народные (языческие) обряды, приметы – обереги.

В России существовало ещё и так называемая социалистическая праздничная культура. Праздники делились на государственные, всеобщие – праздники знаменательных дат ( 23 февраля, 1 мая, 9 мая, 8 марта), региональные (дни города, села, республики), трудовые (дни профессий), военно-спортивные ( дни воинской славы, парады), зрелищно – досуговые (конкурсы, фестивали, олимпиады). Праздников стало много, но из них уходило духовность, вытесняясь чисто внешними, нередко однообразными действиями и ритуалами.

Современная праздничная культура России существенно отличается от социалистической. Активно внедряемое средствами массовой информации негативное отношение к современному периоду сыграло свою роль: родились поколения молодёжи, отчуждённые от общества, от культуры, обычаев, ценностей своих отцов, дедов и прадедов. Попытка в этой искусственно образованной в сознании людей пустоте создать новую праздничную культуру выражается в различных движениях, группах Панков, рокеров, брейкеров, толкиенистов. Суть «праздников» этих детских, подростковых, юношеских групп – «тусовок», дискотек – бегство от реальной жизни, уход в «карнавал масок», дающий возможность спрятаться за маской циника, «крутого» и подвергать осмеянию окружающую действительность.

Вместе с тем потребность в празднике, очевидно, является каким-то внутренним состоянием человека. Чем меньше событий в жизни, тем она однообразнее, чем беспомощнее чувствует себя в жизни человек, тем выше потребность в празднике, так как праздник даёт возможность каждому участвовать, действовать, общаться, развлечься, посмеяться. Рост национального сознания пробудил интерес к народным традициям, обычаям. Следовательно, праздники, несмотря на жизненные перипетии, остаются значимыми для человека, его жизнедеятельности.

В настоящее время можно выделить такие группы русских народных праздников: Слайд №6.

- традиционные праздники, которые на протяжении столетий сохраняют свою основы. Это Новый год, Пасха, Масленица, Вселенские бабьи именины ( Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья), дни рождения и именины;

- праздники ожившие, восстановленные народом: Рождество, Троица, Спасы, ярарки, посиделки; день города, день молодёжи, профессиональные праздники, спортивные и так далее;

- праздники, подобные традиционным народным: праздник урожая, праздник первой борозды, проводы русской зимы, встреча весны и проводы птиц и так далее.

В целом праздник – уникальная форма сохранения основ народной культуры и передачи её новым поколениям.

Сегодня на занятии мы подробно остановимся на праздниках оживших, восстановленных народом, а именно на посиделках.

 

4. Сообщение учащегося. Слайд №7.

- Собрание парней и девушек в закрытом помещении в осеннее - зимний период, форма общения холостой молодёжи. Посиделки начинались после уборки урожая, в разных деревнях в разное время: со дня Иоанна Богослова (26 сентября/ 9 октября), с Покрова Богородицы, на Кузьму и Демьяна, с Введения Богородицы, а заканчивались к Рождеству Христову. Они устраивались обычно в будние и воскресные дни по вечерам в специально снятой для этой цели избе или поочерёдно в домах девушек. Участниками посиделок были парни и девушки одной деревни, или молодёжь из группы рядом расположенных маленьких деревень. Появление парней из других деревень воспринималось местными парнями недоброжелательно. В лучшем случае их старались мирно выпроводить домой, взять с них деньги в пользу посиделок, в худшем случае посиделки заканчивались дракой между чужаками и местными парнями.

Слайд №8.

Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное.

Слайд №9.

Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривая друг с другом, пели протяжные песни.

Слайд №10. Региональный компонент.

Праздная часть начиналась с появления парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их: « Здравствуйте, красные девушки!» или

« Посиделке Вашей, лебеди белые!» Девушки должны были встать с лавок, отдать поклон: « Здравствуйте, молодцы хорошие!», « Бог на посиделку!» Ритуал требовал, чтобы затем каждый парень выбрал себе среди сидевших девушек пару для посиделочной игры. Приглядев девушку, он должен был подойти к ней, приподнять шляпу, поклониться, назвать по имени и отчеству, сказать приветливые слова и слегка ударить по плечу. Девушка обязана была, если парень ей понравился, встать, поклониться и пригласить сесть рядом. Такие игровые пары назывались «беседниками», «занимальщиками», «игральщиками», «почётниками». Слайд №11 Обычно парень, раз выбрав для игры понравившуюся ему девушку, должен был выбирать её на каждой посиделке. Измена почётников друг другу не одобрялась, а частая смена игровых партнёров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась молодёжным общественным мнением.

На посиделках молодёжь водила хороводы, развлекалась спокойными играми, заканчивавшимися поцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, тему семьи, семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой. В них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор, наказание неверной или строптивой жены. Так, самым распространённым и любимым игровым хороводом посиделок был хоровод «Женина любовь». Он рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене много подарков. «Жена», находящаяся в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящегося рядом «мужа», сердится на него, не хочет ничего слышать. Хор укоризненно поёт: «Посмотрите, добры люди, как жена мужа не любит: где ни сойдется, не поклонится, отворотится!» После этого рассерженный поведением «Жены» «муж» произносит: « Я куплю тебе жена шелковую плетку». «Жена» сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поёт: «Посмотрите, добры люди, как жена мужа любит: где ни сойдется, все поклонится, не отворотится».

Поведение молодежи на П. отличалось от поведения на весеннее – летних гуляниях. Здесь разрешалось довольно вольное поведение парней и девушек. На ней допускались и даже поощрялись нескромные разговоры, сомнительные шутки, остроты, неприличные песни. Парни и девушки могли целоваться, обниматься, а когда устраивались «гаски», то есть когда гасили свет, то объятия парней и девушек, по словам людей, видевших посиделки, могли «становиться слишком жгучими». Зачастую посиделки кончались «ночлежкой» - совместной ночёвкой всех присутствующих.

Групповое поведение молодежи должно было оставаться тайной для односельчан. Хозяевам избы даже платили особые деньги «за молчан», а своё собственное молчание заключали песней: «Вы не сказывайте дома матерям, что который со которой говорил, что который со которою сидел».

П. являлись продолжением молодежной игры, начатой в весенне – летний период. Однако они были более спокойные, не столь бурные, как весенне – летние гулянья. Это соответствовало общему умиранию природы в этот период времени, некоторому успокоению, «сну» окружающего людей мира. Кроме того, своё влияние оказывал начинавшийся с 15/28 ноября Филиппов (Рождественский) пост, во время которого были запрещены все шумные развлечения. Молодежь продолжала свою символическую игру, но это уже была не в любовь, а в семью.

 

5. Рефлексия.

- Вопрос учащимся.

Слайд 12.

- Слово учителя.

Завершая наши занятие, можно сделать вывод, что в целом праздник – уникальная форма сохранения основ народной культуры и передачи её новым поколениям. Ведь для ребёнка, школьника праздник – это ожидания чуда, радости, активного участия в общей работе. Словом праздник – это праздник.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.