9-е занятие спецкурса «Мир русской деревни»
Слайды №1, №2, №3,№4.
Слово учителя: А вот и лето красное настало. Тают облака в небе. Струится воздух от ароматов: травяных, цветочных, древесных.
«Не с одного неба, из- под земли тепло идёт,- говорят на Руси об июне. Первый месяц долгожданного лета богат и работой, и праздниками. Запасы заканчивались. В народе грустно шутили.
Слайд №5.
Учитель продолжает:
Крестьяне радеют о будущем урожае. Но за напряжённым трудом не забывались старинные обряды и молитвы. Церковный календарь обращен ввысь, к святым заступникам.
Слайд №6.
Рассказ учителя продолжается:
В день Вознесения крестьяне выходили на свои поля смотреть, как растут хлеба. К этому дню готовили из текста выпечку в форме лестницы. Она якобы могла помочь Христу взойти на небо. В день Вознесения не работали, так как опасались, что синь неба упадёт на поле. Все названия июньских праздников этого месяца отражены в пословицах и поговорках.
Слайд №7.
Продолжает учитель:
До начала сенокоса можно было отдохнуть к этому времени, были приурочены различные празднества вот одно из них.
Выступление заранее подготовленных двух учениц.
1-я ученица: В четверг, перед Троицей, собирались девушки на свой особый праздник- Семик.
Слайд №8.
Шли нарядные красавицы в луга и рощи приветствовать такую же молодую, расцветающую природу.
Слайд №9.
Венки завивали из цветов и веточек берёзы.
Слайд №10.
Обычай обязывал всех совершать совершать обряд. «Кто венков не въёт, того матка умрёт», - пугали припевками.
2-я ученица: Какая судьба ждёт каждого владельца венка, узнавали по состоянию листвы. Если она останется до Троицы зелёной, будет сохранено здоровье того, на кого загадано.
Одна забота о людях, другая об урожае.
Слайд №11, №12.
2-я ученица продолжает:
Венки, заплетённые в Семик, оставляли на берёзках до Троицы. В этот день их расплетали, веточки срезали и вместе со множеством цветов несли в дом.
Региональный компонент. Учитель говорит:
Венки из степных цветов умеют плести и девушки нашего села даже сегодня, в век новейших технологий.
Слайд №13. Региональный компонент.
Продолжает учитель:
Празднование Троицы в народе называли зелёными святками, зелёной неделей, цветочной Пасхой.
Слайд №14, №15, №16, №17, №18. Региональный компонент.
Продолжается рассказ учителя:
Народные праздники в июне очень древние. Вот, например, день Ивана Купалы. Это день летнего солнцестояния, самый длинный в году. На Руси в ночь на Ивана Купалу жгли костры и прыгали через них, приговаривая:
Слайд №19.
Учитель продолжает:
Расцветают волшебные травы. И главная из них- цветущий папоротник!
Цветёт он всего- то мгновение, но тот, кому посчастливится увидеть сияющий цветок, получает чудесную способность находить зарытые под землёй клады.
Величественней всего православный праздник Спас описан И. С. Шмелёвым в «Лете Господнем».
Слайд №20.
«Завтра у нас яблочный Спас».
А сколько у нас Спасов?
Три Спаса.
Слайд №21.
Первый Спас- медовый. Крест выносят. Значит лету конец, мёд можно выламывать, пчела не обижается, уж пошабашила.
Второй Спас- яблочный. Яблоки кропят в церкви.
А третий Спас называется орешный, орехи поспели.
Слайд №22.
У нас в селе Крестный ход, икону Спасителя носят, и всё орехи грызут?
Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу,- не идет ли уж Крестный ход. Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях.
Учитель подводит итог урока вместе с детьми.
Спасибо за внимание.
Слайд №23.