9-е занятие спецкурса «Мир русской деревни»

1
0
Материал опубликован 20 February 2016

Слайды №1, №2, №3,№4.

Слово учителя: А вот и лето красное настало. Тают облака в небе. Струится воздух от ароматов: травяных, цветочных, древесных.

«Не с одного неба, из- под земли тепло идёт,- говорят на Руси об июне. Первый месяц долгожданного лета богат и работой, и праздниками. Запасы заканчивались. В народе грустно шутили.

Слайд №5.

Учитель продолжает:

Крестьяне радеют о будущем урожае. Но за напряжённым трудом не забывались старинные обряды и молитвы. Церковный календарь обращен ввысь, к святым заступникам.

Слайд №6.

Рассказ учителя продолжается:

В день Вознесения крестьяне выходили на свои поля смотреть, как растут хлеба. К этому дню готовили из текста выпечку в форме лестницы. Она якобы могла помочь Христу взойти на небо. В день Вознесения не работали, так как опасались, что синь неба упадёт на поле. Все названия июньских праздников этого месяца отражены в пословицах и поговорках.

Слайд №7.

Продолжает учитель:

До начала сенокоса можно было отдохнуть к этому времени, были приурочены различные празднества вот одно из них.

Выступление заранее подготовленных двух учениц.

1-я ученица: В четверг, перед Троицей, собирались девушки на свой особый праздник- Семик.

Слайд №8.

Шли нарядные красавицы в луга и рощи приветствовать такую же молодую, расцветающую природу.

Слайд №9.

Венки завивали из цветов и веточек берёзы.

Слайд №10.

Обычай обязывал всех совершать совершать обряд. «Кто венков не въёт, того матка умрёт», - пугали припевками.

2-я ученица: Какая судьба ждёт каждого владельца венка, узнавали по состоянию листвы. Если она останется до Троицы зелёной, будет сохранено здоровье того, на кого загадано.

Одна забота о людях, другая об урожае.

Слайд №11, №12.

2-я ученица продолжает:

Венки, заплетённые в Семик, оставляли на берёзках до Троицы. В этот день их расплетали, веточки срезали и вместе со множеством цветов несли в дом.

Региональный компонент. Учитель говорит:

Венки из степных цветов умеют плести и девушки нашего села даже сегодня, в век новейших технологий.

Слайд №13. Региональный компонент.

Продолжает учитель:

Празднование Троицы в народе называли зелёными святками, зелёной неделей, цветочной Пасхой.

Слайд №14, №15, №16, №17, №18. Региональный компонент.

Продолжается рассказ учителя:

Народные праздники в июне очень древние. Вот, например, день Ивана Купалы. Это день летнего солнцестояния, самый длинный в году. На Руси в ночь на Ивана Купалу жгли костры и прыгали через них, приговаривая:

Слайд №19.

Учитель продолжает:

Расцветают волшебные травы. И главная из них- цветущий папоротник!

Цветёт он всего- то мгновение, но тот, кому посчастливится увидеть сияющий цветок, получает чудесную способность находить зарытые под землёй клады.

Величественней всего православный праздник Спас описан И. С. Шмелёвым в «Лете Господнем».

Слайд №20.

«Завтра у нас яблочный Спас».

А сколько у нас Спасов?

Три Спаса.

Слайд №21.

Первый Спас- медовый. Крест выносят. Значит лету конец, мёд можно выламывать, пчела не обижается, уж пошабашила.

Второй Спас- яблочный. Яблоки кропят в церкви.

А третий Спас называется орешный, орехи поспели.

Слайд №22.

У нас в селе Крестный ход, икону Спасителя носят, и всё орехи грызут?

Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу,- не идет ли уж Крестный ход. Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях.

Учитель подводит итог урока вместе с детьми.

Спасибо за внимание.

Слайд №23.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.