Практикум по краеведению на тему: «7 чудес Рязанской области»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский педагогический колледж»
(ОГБПОУ «РПК»)
КОНСПЕКТ УРОКА МДК 02.04. Практикум по краеведению
на тему: «7 чудес Рязанской области»
Выполнила: Азарова Мария Сергеевна
Группа: 3ш
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рязань, 2020 год
Класс: 2, 3
Тема: 7 чудес Рязанской области.
Цель: познакомиться с главными достопримечательностями Рязанской области
Задачи:
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к истории родного края;
-развивать грамотную речь;
-основные мыслительные операции (анализ, синтез);
Воспитательные:
-воспитывать любовь к истории своего края;
-воспитывать уважительное отношение к архитектуре и красоте родного края;
Образовательные:
-знать 7 чудес Рязанской области;
-знать, почему выбрали именно эти места;
-уметь называть эти места;
-уметь выразительно читать стихи;
УУД:
Личностные:
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные:
-самостоятельно формулировать цели мероприятия после предварительного обсуждения;
-принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
-строить речевые высказывания в устной форме;
-осуществлять анализ произведений;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение и позицию
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-строить монологические высказывания.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Вводная часть | -Здравствуйте дети, сегодня занятие по краеведению у вас проведу я. Меня зовут Мария Сергеевна. -Как вы думаете, хорошо ли вы знаете наш край? -Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Это решила не я, а наш гость – Карлсон. Он прилетел к нам на своем пропеллере и принес необычную посылку и загадочное письмо. Давайте же скорее читать его. -…, выходи, открой письмо и прочитай нам его в слух. -Какое странное и запутанное письмо нам отправил наш гость. Ребята, что нам нужно сделать в первую очередь? -Верно, так давайте же отгадывать. -Какое слово у нас получилось? -Да, что же это могло значить? Карлсон сказал, что это слово связанно с тем, куда мы отправимся. Есть ли у вас предположения? -Ребята, давайте не будем забывать, что мы находимся на занятии по краеведению. А на этих занятиях мы говорим о родном крае. То есть о Рязанской области. -Что же получается? Что сегодня мы отправимся смотреть чудеса Рязанской области? -Давайте теперь посмотрим, что в этой посылке. -Прочитайте название этих маршрутных листов. -Значит мы были правы. А сколько там отмечено пунктов? -Хорошо. Какая же тема и цель нашего занятия? -Молодцы. И в каком населенном пункте у нас первая остановка? | Здороваются -нет «Привет, ученики. Я очень соскучился по школе и путешествиям. И поэтому решил заглянуть к вам. Я уже знаю куда мы сегодня отправимся. И хочу, чтобы узнали и вы. Поэтому к письму я прилагаю кроссворд, который вы должны обязательно отгадать. И после того, как поймете, что нас ждет за путешествие, откройте посылку. И я думаю, вы сразу все поймете.» -Отгадать кроссворд -«Чудеса» Предположения детей -Да В посылке маршрутные листы (в классе дети сидят по 4 группы, листы рассчитаны на 4 группы, у всех одинаковые) «Чудеса Рязанской области» -7 Тема:7 Чудес Рязанской области Цель: познакомиться с достопримечательностями нашего края -Рязань | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Основная часть | -Ребята, Карлсон для нас подготовил игру. Но сначала он бы хотел, чтобы вы назвали правила поведения на занятии. -Игра заключается в следующем: сегодня вы сидите по группам. Сейчас, каждая группа по очереди будут называть достопримечательности нашего города – Рязани. Если группа затрудняется продолжить, то она выбывает. Чья группа останется последней, та и выиграет в это игре. -Итак, молодцы, поздравляем … группу. -А как вы думаете, какая главная достопримечательность нашего города? -Правильно. И это и есть первое чудо Рязанской области. -Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник является одним из старейших музеев России. Он был основан 15 июня 1884 г. В тот день на заседании Рязанской Ученой архивной комиссии было решено создать исторический музей. Первым его экспонатом стала икона св. мучеников Флора и Лавра XVIII в., подаренная собранию полковником А. А. Мариным. В 1890 г. музей, располагавшийся в здании присутственных мест, впервые был открыт для посетителей. Коллекции музея насчитывали 10 727 предметов. -Сейчас в Кремле находятся такие здания как: *Соборная колокольня *Гостиница Знати *Спасо-Преображенский собор *Церковь Богоявления *Успенский собор *Христорождественский собор *Архангельский собор *Консисторский корпус *Певческий корпус * Гостиница Черни *Дворец Олега А также: *Кремлевский вал *Глебовский мост -Хорошо, мы посетили Кремль Рязани. Здесь скорее всего вы бывали и не один раз. Карлсон предлагает нам отправиться дальше, ведь времени у нас совсем не много, а сколько всего еще нужно увидеть. -Какая следующая остановка? -Карлсон, что же делать, следующая остановка для всех разная? -А теперь все понятно. Вот те пазлы про которые говорил нам Карлсон. Давайте же поработаем в группах и соберем их. Хочется поскорее узнать, что еще входят в чудеса нашего края. -Итак, что же получилось у каждой группы? -Правильно, молодцы. И об этих достопримечательностях, нам подготовили сообщения (заранее раздала темы и информацию) ваши одноклассники. Начнем с реки Пра. -Давайте отгадаем кроссворд, чтобы понять, о чем мы послушаем дальше. -Теперь давайте посмотрим небольшое видео об Окском заповеднике. -Ребята, а вы знали, что существует легенда о усадьбе фон Дервиза. Что именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». Однако доказательств этого нет, а сами кадры старого фильма не демонстрируют каких-то особых примет, по которым можно было бы соотнести место съёмок с усадьбой Фон Дервизов. Усадьба фон Дервиза расположена в селе Кирицы, Спасского района. На правом берегу реки Прони, над оврагом, стоит затейливый дворец, от которого вниз спускаются каскады лестниц. Дворец был построен в 1889 г. -А поподробнее об это месте на расскажет … - Во дворце сделали детский санаторий для лечения детей от костного туберкулёза. Та самая болезнь, от которой умерли двое детей Павла Григорьевича фон Дервиза. На территорию людей пускают (бесплатно), но заходить в здания нельзя. Санаторий действует до сих пор. -И последняя достопримечательность, которую вы собрали в группе стал Свято – Иоанно – Богословский монастырь. - Это мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области. - В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый. Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно». Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей, да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу. -Ребята, а вспомните, сколько было чудес Рязанского края? -И сколько там осталось узнать? -Давайте посмотрим видео о следующем чуде. -О ком же идет речь? -Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина является чудом Рязанского края. В центре села Константиново напротив церкви Казанской иконы Божией Матери расположена усадьба Есениных. В 1965 году в этой простой деревенской избе был открыт музей знаменитого русского поэта. -Давайте послушаем стихотворение Есенина, которое выучил/а … -Так красиво писал Есенин о своем доме и родном крае. -И мы отправляемся в последнее место на наших маршрутных листа – озера Мещеры. Озера Мещеры живописные, не похожие одно на другое. Да и цвет воды в них тоже не одинаков. В одних она темная, почти черная, в других – фиолетовая, синеватая или желтовато-зеленая. Озера тянутся по всей северной окраине низменности до берегов Клязьмы. Многие из них расположены целыми группами, соединены заросшими протоками и служат отличным местом не только для водных походов, но и для рыбной ловли. Большинство озер в Мещере ледникового происхождения. Многие из них зарастают травой и осокой. В таких озерах водятся караси, вьюны, лини. Рыба часто меняет окраску под цвет воды. Мещерские озера очень мелки. И чем больше они по площади, тем мельче. -Некоторые говорят, что в этих озерах живут русалки, леший и водяной. | Называют правила Играют -Кремль Т.к. мы разделились на 4 группы, то следующая остановка для каждой группы своя – пазлы для каждой группы. -Река Пра -Окский заповедник -Усадьба фон Дервиза - Свято – Иоанно – Богословский монастырь Река Пра: Пра — река в Рязанской области Российской Федерации, левый приток Оки. Вытекает из озера Святое (Клепиковские озёра), течет Мещёрскими лесами на юг, юго-восток и восток. На Пре расположен город Спас-Клепики— районный центр Рязанской области. Русло реки песчаное. По обычной воде по берегам много пляжей из белого песка. Травы в реке нет. Вода прозрачная, по цвету напоминает чай слабой заварки. В сухое лето (по малой воде) окраска воды более густая. Весной вода отстаивается на озерах и смешивается с талой водой, поэтому болотная окраска почти не заметна. По берегам растут в основном сосновые леса, реже смешанные леса с преобладанием сосны. Окский заповедник: Сам заповедник находится в поселке Брыкин бор. И основан он в 1935 году. Сначала заповедник назывался «Окский государственный выхухолевый», так как основной целью его создания было сохранение и увеличение численности русской выхухоли. Зоологи страны были обеспокоены сокращением численности этого зверька. Первоначально площадь Окского заповедника составляла 11 тыс. га и включала русло реки Пры. А в настоящий момент общая площадь, находящаяся под контролем Окского заповедника, составляет более 77 тыс. га. Журавль и зубр – животные, которые обитают в Окском заповеднике. И специально для них созданы питомники. Просмотр видео. Усадьба фон Дервиза: Первым владельцем усадьбы был Павел фон Дервиз - строитель Московско-Рязанской железной дороги, известный коллекционер и меценат. За внушительное состояние современники прозвали его "Русским Монте-Кристо". Главный дом был увенчан башенками со шпилями и украшен скульптурами. От него к террасе спускались две изящные лестницы. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое — оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз — к сложной системе прудов и фруктовому саду — уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров. Свято – Иоанно – Богословский монастырь: Недалеко от монастыря находится святой источник, известный среди православных как целебный. Вода в источнике круглый год имеет одинаковую температуру +4 градуса. Рядом с источником находится постоянно действующая купель. Внутри помещение купели обито деревом, а спуститься вниз, в саму купель, можно по ступенькам. Рядом с монастырем имеется редкий памятник истории — тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Село Пощупово, известное древним монастырём, раньше называлось Богослов. -7 -2 Просмотр видео -О Есенине Низкий дом с голубыми ставнями Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. 26 мая 1924 Озера Мещеры: На границе Московской и Рязанской областей в Егорьевском районе, в 10 км к востоку и юго — востоку от пос. Рязановский,находятся Радовицкие озёра или Радовицкая озерная группа(оз. Щучье, Большое, Малое Митинское, Негарь, Комгарь и др.). Расположена среди обширных болот и мшар (сухих болот), перемежаемых вековыми сосновыми борами. Из-за труднодоступности Радовицких озер (местные жители называют этот район «Чертов угол») сюда нечасто добираются туристы и рыбаки. | Слайд 7 (правила) Слайд 8 (игра) Слайд 9 (видео) Слайд 10 (карта) Слайд 11 Слайд 12 (слова Карлсона) Слайд 13 (река Пра) Слайд 14 Слайд 15 и 16 Слайд 17 и 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 |
Заключительная часть | -Итак, наше путешествие подходит к концу. Что же нам скажет Карлсон? -Ребята, давайте же еще раз вспомним, где мы сегодня побывали. -Теперь давайте скажем Карлсону за что мы любим родной край | Слайд 22 |
Видео на Окский заповедник: https://yandex.ru/efir?stream_id=431627c9c6e55d299c9634b852f01c2a&from_block=logo_partner_player
Загадки для кроссворда:
Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке,
На спине огромный горб,
Ест траву, а также ветки!
Ответ: зубр
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
Ответ: кабан
Я знаю дерево одно,
Любимо пчёлками оно:
Нектар им щедро отдаёт,
Что превратили в сладкий мёд.
Ответ: липа
Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится ...
Ответ: сосна
Петушиные бои,
На току случаются,
Но ведь птицы то из леса,
Как же называются?
Ответ: тетерева
Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.
Ответ: ель
Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны.
Ответ: дуб
Снег копытом звонким бьёт
Чудный ягель достаёт.
Ответ: олень
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
Ответ: лиса
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
Ответ: барсук
Окский заповедник
Усадьба фон Дервиза
Свято – Иоанно – Богословский монастырь
Река Пра