Урок краеведения в 4 классе на тему «Водоёмы Рязанского края»
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия № 2"
Пронина Ирина Владимировна.
Тема урока: Водоемы Рязанской области.
окружающий мир, краеведение Класс 4
Цели:
Образовательные:
сформировать представления учащихся о водоемах Рязанской области, познакомить с естественными и искусственными водоемами края, разнообразием растительного и животного мира водоемов, значением водоемов и их охраной.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать; формировать коммуникативные умения, развивать умения проводить самоанализ деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, формировать экологическую культуру; воспитывать культуру умственного труда, доброжелательное отношение к товарищам.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; развитие умения определять цель деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: развитие умения работать в группе, развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД: формирование личностного отношения к природе родного края, развитие умения выказывать своё отношение к теме урока.
Оборудование:
Физическая карта Российской Федерации, физическая карта Рязанской области, атлас Рязанской области, толковый словарь, учебник Плешакова «Мир вокруг нас» (часть 1), рабочая тетрадь к учебнику Плешакова, тексты с дополнительной информацией («Реки, озера, болота Рязанской области», «Как в Рязанской области используется водный ресурс?»), Атлас –определитель «От земли до неба», Красная книга Рязанской области, Таблица «Жизнь водоема», Рабочая тетрадь по краеведению (Чернышова М.В.), Презентация или иллюстрации водоемов.
Содержание.
I Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Сегодня на уроке мы будем работать небольшими группами, напоминающие научные лаборатории. Вы - младшие научные сотрудники, будете совместными усилиями открывать новые знания, обобщать и классифицировать научную информацию. В каждой группе выберите старшего научного сотрудника. Руководить научным процессом буду я – заведующий нашего маленького института научных знаний. (Лаборатории красных, зеленых, желтых, синих, белых)
Задание группам:
Академик А.Ферсман сказал: «Без ___?____ нет жизни, нет счастья, нет богатства, нет ничего на земле.»
Предположите, какой природный объект он имел ввиду? (Солнце, вода, земля, почва…)
Подсказкой может служить опорное слово. Отгадаем его и узнаем тему урока.
«Без воды нет жизни, нет счастья, нет богатства, нет ничего на земле» А. Фраерман
Каждая группа получает по одному вопросу из предыдущей темы «Поверхность нашего края».
- Какая поверхность преобладает в нашем крае: равнинная или гористая? (раВнинная)
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон, вершину (чаще покрытую снегом), высота более 1000 метров (гОра)
- Название нижней части горы или холма (поДошва)
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами, «рана земли» (Овраг)
- Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых (тЕрриконы)
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров, имеющая пологий склон, подошву и вершину (холМ).
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
В |
О |
Д |
О |
Е |
М |
- Что мы уже знаем о водоемах? Что такое водоем? Как изображают водоемы на карте?
Водоем – место скопления или хранения воды (озеро, пруд, водохранилище…).
Водоемы бывают естественные и искусственные.
На карте водоемы изображают синими или голубыми цветами.
- Систематизируйте названия разных водоемов в таблицу. (рабочая тетрадь к учебнику Плешакова «Мир вокруг нас», стр.49)
водоемы |
|
естественные |
искуственные |
Река, озеро, море, океан, ручей |
Канал, пруд, водохранилище |
Самостоятельная работа в группах. Проверка.
Все ли виды водоемов встречаются на территории нашей области?
(Вероятнее всего нет, но, чтобы точно ответить на данный вопрос надо исследовать территорию Рязанской области)
Уточнение темы урока: Исследование водоемов Рязанской области.
II Формулирование задач урока.
(формулирование задач и вопросов для исследования проходит под контролем учителя!)
Задачи урока:
систематизировать учебный материал,
изучить карту Рязанской области,
изучить дополнительную литературу с целью составления сообщения или презентации по данной теме.
Какие вопросы для исследования данной темы вы можете предложить?
- Какие виды водоемов встречаются на территории нашей области?
- Как человек использует водоемы?
- Требуются ли охранять водоемы в нашей области?
- Какие животные водятся в наших водоемах?
- Каков растительный мир?
III Открытие новых знаний.
Исследование карты Рязанской области.
Рабочая тетрадь по краеведению стр. 30.
Задание: Исследуй карту Рязанской области. Вставь в текст пропущенные слова.
Самостоятельная работа в группах.
Проверка и корректировка исследуемого материала происходит поэтапно.
На каждом этапе даются краткие дополнительные сведения от группы, которые сопровождаются кадрами презентации.
А - реки.
Дополнительные сведения читает представитель группы:
«Река Ока – наиболее крупный приток Волги. Общая длина реки составляет 1478 км. Свое начало берет на восточных склонах Средне - Русской возвышенности из родника в селе Александровка на юге Орловской области. Есть две версии происхождения слова «Ока». Первые утверждают, что название реки произошло от славянского слова, означающего «родник». Вторые считают - от финского слова «йокки», что значит «река».
За берегом левым – луга и леса
А правый холмами глядит в небеса.
И плавно несет свои воды Ока,
Почти неподвижна издалека.
А. Аброскин
Скорость течения небольшая от 0,2 до 0,5 м/с. Питается река за счет снеговых вод - весной, дождевых вод - летом и осенью, грунтовых вод - зимой.»
Кто когда-нибудь отдыхал на берегу Оки или наблюдал за этой красивой рекой и хотел бы поделиться своими наблюдениями.
Б – озера.
Дополнительные сведения читает представитель группы:
Отрывок из повести К.Паустовского «Мещерская сторона».
«В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. Большинство озер – черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.»
В – болота
Много в Рязанском крае болот. В какой части области чаще встречаются болота? Покажите эту территорию на карте Рязанской области? Какой условный знак на карте нам помогает быстро сориентироваться в карте?
Ваши предположения, почему именно в Мещере много болот. Узнайте ответ из дополнительных сведений.
Дополнительные сведения читает ученик:
«На территории Рязанской области немало болот, особенно в Мещерской низменности, где ими занято до 30% всей площади. Они формируются в условиях избыточного увлажнения, а также при зарастании озер, по берегам рек. Болота играют огромную роль в природе. Здесь происходит процесс образования торфа. Они являются основными источниками питания малых рек. Осушение болот может привести к нарушению экологического равновесия.»
«Мещера – уникальный уголок России. Обилие рек, озер и болот делает Мещеру крупнейшим накопителем влаги, регулятором питания рек, поставщиком влаги в атмосферу. Нарушение экологического равновесия в этом районе может обернуться бедой.» (Примером могут служить лесные торфяные пожары этим летом)
Физкультминутка.
Работа с научными текстами в группе.
Чтение научного текста «Как в Рязанской области используется водный ресурс?»
Прочитайте текст.
Использование водоемов в Рязанской области.
Водоемы играют огромную роль в природе и жизни человека.
Водоемы радуют красотой жителей области. Рязанцы любят отдыхать на берегах рек и озер, порыбачить.
По Оке перевозят грузы, в ее русле и берегам добывают песок. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.
На реке Проне у города Новомичуринска построена Рязанская ГРЭС, одна из крупнейших электростанций. Здесь создано водохранилище, которое охлаждает энергоблоки. Благодаря этому вода в водохранилище намного теплее, чем в других водоемах и здесь разводят рыбу.
В области процветает водный туризм: сплавы на байдарках по малым и большим рекам, дайвинг на Белом озере и Новомичуринском водохранилище.
В болотах добывают торф, который используют в сельском хозяйстве, животноводстве, медицине, биохимии и энергетике.
Найдите на карте области Новомичуринское водохранилище.
Надо ли охранять водоемы в Рязанской области? Докажите.
(Обязательно обратить внимание на высказывание А. Ферсмана, которое является эпиграфом к уроку)
Чтение текста в учебнике «Мир вокруг нас» Плешакова, стр. 155-156.
Обсудите в группах вывод по теме «Охрана водоемов», дайте инструкцию деятельности школьника по охране водоема.
Выслушиваем выводы групп. (Обратить внимание на вывод авторов учебника стр.157)
«Водоемы имеют большое значение в природе и в жизни человека. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм и других предприятий, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор. Каждый школьник может помочь в охране водоема: следить за чистотой воды.»
Релаксация.
Закройте глаза и прислушайтесь. (Прослушивание фрагмента записи журчания ручейка, квакания лягушки…)
Откройте глаза.
(Перед детьми таблица «Жизнь водоема»)
Беседа о жизни водоема.
Надо помнить, что водоем живет своей жизнью. Как она интересна и разнообразна! Очень важно не вмешиваться в эту жизнь. Здесь царят свои законы. Но мы можем наблюдать со стороны, изучать, исследовать.
Какие растения и животные мы наблюдаем на таблице?
Как вы думаете, все ли из перечисленных вами растений и животных обитают в Рязанской области? (Однозначно ответить мы не можем. Мы не обладаем полной информацией.)
Подумаем, где возьмем материал для исследования растительного и животного мира.
- дополнительная научная литература,
- Атлас –определитель «От земли до неба»,
- Интернет, периодическая печать,
- опыт личных наблюдений,
- использование советов взрослых,
- Красная книга Рязанской области.
Домашнее задание по выбору ребенка.
- исследование объекта растительного или животного мира;
- исследование Красной книги Рязанской области (рабочая тетрадь по краеведению, стр 32 № 4);
- исследование водоема (рабочая тетрадь по краеведению, стр. 33 № 5).
На следующем уроке мы сможем обобщить наши знания о водоемах Рязанской области.
IV Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке, поставив себе плюс:
- Вы научились ориентироваться в карте Рязанской области?
- Вы внимательно читали научные тексты, выделяли главное, делали выводы?
- Вы участвовали в обсуждении вопросов с учителем?
- Вы участвовали в обсуждении вопросов в группе?
- Вы узнали сегодня новую познавательную информацию?