12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фурсова Наталья Александровна19

ТЕМА 1: СЕМЬ ЧУДЕС КУЗБАССА

Фурсова Наталья Александровна

учитель биологии

МБОУ «СОШ №7»


 

Возраст: 5-11 класс

Цель: формирование экологического мировоззрения через развитие патриотического воспитания.

Задачи:

Личностные:

-воспитывать бережное отношение к культурному (монумент «Память шахтёрам Кузбасса» - символ героического шахтёрского труда) и духовному наследию своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства (скульптура «Золотая Шория» - символ преемственности поколений);

-воспитывать особую любовь к родной природе Кузбасса и чувства ответственности за все, что наносит вред окружающей среде;

-формировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих.

Предметные:

-расширить представление о особо охраняемых природных территорий Кемеровской области (Кузнецкого Алатау и Горной Шории ); о историко-культурном музее-заповеднике «Томская Писаница»; о историко-архитектурном музее «Кузнецкая крепость»; о памятнике природы Азасская пещера; о городе – музее под открытым небом (город Мариинск);

-объяснить роль экологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-формировать представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Метапредметные:

-формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и будущей профессиональной ориентации;

-формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Подготовительная работа:

-определение времени и места классного часа;

-подбор материала, наглядных пособий и оформление кабинета (поделки из природного материала, русские предметы быта: самовар, шкатулки, подносы, альбомы, хохлома, матрёшки, шерстяные шали, сборники стихотворений кузбасских поэтов, фотографии флоры и фауны Кемеровской области;

-разделение класса на микрогруппы с учетом коммуникабельности, толерантности и подвижности (учащиеся читают текст, выразительно, наизусть, читают стихотворения, поют частушки и один учащийся может одеть костюм медведя или Йети, раздавать подарки);

-предварительная беседа с участниками классного часа (ознакомление с текстом, разучивание стихов, частушек);

-распечатка материала (приложение 1, приложение 2);

-работа с просодической стороной речи (мимика, движения, жесты, интонация);

-работа с родителями: подобрать призы или подарки таким образом, чтобы со временем, остались приятные воспоминания о мероприятии (например, чаепитие с классом и родителями учащихся)

Формы проведения: творческая (презентация, выставка, устный журнал, визуальная релаксация)

Материалы и оборудование: проектор, презентация: «Семь чудес Кузбасса», поделки из природного материала, русские предметы быта (самовар, шкатулки, подносы, альбомы, хохлома, матрёшки, шерстяные шали), сборники стихотворений кузбасских поэтов, фотографии, распечатанные тексты участникам классного часа, реквизиты (русская народная одежда, костюм медведя или Йети)

Ход мероприятия:

Кабинет для классного часа.

1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Наш сегодняшний классный час необычен. Я уверена, что все вы знаете, какую замечательную дату отмечали в Кемеровской области. Правильно, своё семидесятилетие.

С древних времён люди восторгались грандиозными постройками, поразительными техническими достижениями, великолепными памятниками природы и искусства и даже составили список великих чудес, назвав его «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА».

Уникальные культурно-исторические, природные достопримечательности расположены по всему миру, в том числе в России и конечно в нашем Кузнецком крае.

Кузбасс обладает неоценимым историко-культурным наследием, природным потенциалом и СВОИМИ семью чудесами. В рамках подготовки к семидесятилетию образования Кемеровской области был проведен областной конкурс «СЕМЬ чудес Кузбасса». Было представлено 85 заявок из всех территорий области: экологические объекты, здания, исторические места.

С помощью интернет-голосования жители выбрали семь наиболее значимых объектов, расположенных на территории Кемеровской области. Расположены эти чудеса в разных частях Кузбасса. И со всеми ними нам и предстоит сегодня познакомиться.

2 ведущий: Открывает список первый из семи чудес Кузбасса Поднебесные Зубья.

Горный хребет Тигер - Тыш, в переводе с тюркского – Поднебесные Зубья, расположен на юге живописнейшего Кузнецкого Алатау, в 60 км. к востоку от города Междуреченска. Это удивительное место, напоминающее альпийские заснеженные вершины. Растянулся хребет почти на 90 км. вдоль реки Томи.

3 ведущий: Посмотрите вокруг!

Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Природа – высшая ценность, о которой мы узнаём не по радио или телевидению, а из самой жизни. Мы должны понимать природу, уметь ее беречь и мудро ею пользоваться.

Чистейшие ручьи и реки текут из прохладных горных озёр. Кристально чистый воздух, необыкновенная красота природы привлекает туристов, совершающих летние и зимние пешие походы.

Представим себя, на 2 мин., туристами, которые хотят насладиться природой Кузнецкого Алатау.

4 ведущий: Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к природе. Бездумное, бесхозяйственное отношение приносит больше беды.

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился.

Леса вырублены, реки загрязняются, чаще всего открытым способом добывают уголь, Караканские горы взрывают на щебёнку для прокладки технологических дорог, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

5 ведущий: Скажите, какие чувства вы испытали? (жалость, страх, беспокойство за родные края, желание помочь)

-За что и за кого вам стало страшно? (За родной Кузбасс, за планету Земля)

-От кого зависит судьба нашей планеты? (От людей, от нашего отношения к планете Земля)

-Какую помощь мы можем оказать нашей школе? (Не ломать деревья, не загрязнять лес, подкармливать птиц зимой, проводить субботники по уборке территории, посадка деревьев и кустарников, огораживание муравейников, очистка берегов рек, сбор макулатуры)

Мы, надеемся, что изучая особо охраняемые природные территории Кемеровской области, музеи-заповедники, архитектурные памятники природы, мы с вами сформируем активную жизненную позицию по вопросам охраны природы своего края.

6 ведущий: Второе чудо Кузбасса.

На правом скалистом берегу р. Томь в границах Яшкинского района находится историко-культурный музей-заповедник «Томская писаница». Основа музея – древнее святилище. Томская писаница, одно из самых известных в Западной Сибири местонахождений наскальных изображений. Музей-заповедник – большой современный комплекс, который состоит из отдельных экспозиций, раскрывающих загадки истории и природы.

(проходят в кабинет классного часа, учащиеся, одетые в русский национальный костюм, и поют частушки «Зимние забавы»)

приложение 1

7 ведущий: Третье Чудо Кузбасса.

Историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость» – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения. Крепость, заложенная на горе Вознесенской в 1799 г., является уникальным архитектурным памятником для всей Западной Сибири.

Бегу трамвай последний догонять.
Полупустой гремел вагон,
Вёз вглубь таинственных времён, 
Что неподвластны были суете.
Здесь, на руинах древних стен,
Дыханье жизни, смерти тлен
В один клубок сплетались, как нигде.
На горизонте город-сад
Смотрел десятый сон подряд.
Взгляд уводя за новый поворот,
Сливались с небом огоньки.
И звёзды падали с руки
В ночи к подножью крепостных ворот

Юлия Боровкова

(приложение 2)

8 ведущий: Четвертое Чудо Кузбасса.

Памятник природы Азасская пещера расположен в Таштагольском районе в 18 км. от п. Усть-Кабырза в истоках р. Азас. Общая протяженность пещеры составляет 7 км. По преданиям, это место обитания снежного человека Йети, ставшего брендом Кемеровской области. Легенда о существовании Йети в лесах Горной Шории уже вызвала всплеск туристической активности.

(проходит в кабинет классного часа, учащийся, одетый в костюм медведя или Йети, и дарит всем подарки)

9 ведущий: Пятое чудо Кузбасса.

Скульптура «Золотая Шория» бурятского архитектора Даши Намдакова, изготовленная из бронзы и установленная в парке боевой славы г. Таштагола. В облике юной шорской красавицы, сидящей на спине могучего лося, заложены черты хозяйки горы Буланже (лосиный перевал). Могучие рога лося окольцовывают в виде защитного доспеха восседающую хозяйку горы. Скульптура «Золотая Шория» символизирует преемственность поколений, добросердечные отношения, это настоящее украшением города Таштагола – столицы Горной Шории.

10 ведущий: Шестое чудо Кузбасса.

Мариинск – город-музей под открытым небом, представляет собой уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века. Город обладает богатым историческим и культурным наследием, основу которого составляет историко-архитектурный комплекс исторического центра города. В городе насчитывается 74 памятника архитектуры.

11 ведущий: Седьмое чудо Кузбасса.

Монумент является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного установлена в г. Кемерово на правом берегу реки Томи. Памятник представляет собой фигуру шахтера на трехметровом постаменте из черного гранита, держащего в руках пылающий уголек.

12 ведущий: Объекты, ставшие победителями областного конкурса «Семь чудес Кузбасса» включены в туристические и экскурсионные маршруты. Они создают благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей, экологией, культурой нашего края.

Нет ничего дороже того места, где человек родился и вырос, потому что это его Родина.

Я создаю портрет родного края.

Черты меняются,

Застыть не успевая.

Уже на Уголь, Химия, Металл –

Как три кита – свою диктуют волю.

Китами стали

Лес, Река и Поле,

Отныне наши радости и боли

Подвластны будут этим трем китам.

Сибирский формируется характер.

Мы стали осмотрительней в азарте.

Рисунком сердца на Российской карте –

Планета Кемерово!

Только позови –

Любовь моими говорит устами.

Я знаю: нас когда-нибудь не станет,

А он останется,

Прозрачный пласт любви.

Геннадий Юров

(приложение 2)

 

Спасибо за внимание!


 

Список литературы и интернет источников

 

http://www.ratanews.ru/news/news_16042012_19.stm

http://kemoblast.ru/region/sem-chudes-kuzbassa.html#!prettyPhoto

http // www.elibraru. ru / defaultx. Asp - научная электронная библиотека.

Артамонов, В.И. Редкие и исчезающие растения. По страницам Красной книги [Текст] / В. И. Артамонов. – М.: Агропромиздат, 2001. – 383с.

Баранов, С. В. Грибные тропы [Текст] / С. В. Баранов. - Кемерово: Кузбассиздат, 1997. - 106с.

Гиляров, М. С. Биологический энциклопедический словарь [Текст] / М.С. Гиляров, М. «Советская энциклопедия», 2000-345с.

Зверева, А. Т. Экология для школьников: атлас [Текст] / под ред. А.Т.Зверева. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 234с.

Зеленин, Н. А. Природное наследие кемеровской области [Текст] /Н. А. Зеленин. – Кемерово: Кузбассиздат, 1999. - 223с.

Ильичев, А. И. география Кузбасса [Текст] / А. И. Ильичев. – Кемерово: Кузбассиздат, 1998. – 103с.

Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст] / Д. В. Кацюба. – Кемерово: Кузбассиздат, 1983. – 187с.

Красная книга Кемеровской области [Текст]. – Кемерово: Кузбассиздат, 2013. – 465с.

Ратанова, М. П., Сиротин, В.И., Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. [Текст] / Ратанова М. П., Сиротин В.И.,- М.: Просвещение, 1995. - 178с.

Шолохович, В.Ф. Основы экологии и природопользования: Компьют. Курс: Учебн. Пособие для 9-11 кл. общеобразовательных учреждений. [Текст] / Шолохович В.Ф. –М.: Просвещение, 2000. - 156с.

Филичев, С. А., О.Д. Лукашевич Экологи изобретают: решение экологических задач методами технического творчества. Учебное пособие. [Текст] / С.А. Филичев, О.Д.Лукашевич. - Томск изд. ТГАСУ. 2011.-322с.

Яценко, В. Н. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы [Текст]/ В. Н. Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.