Материал на проверке

"... читаем "Мцыри" "

7
1
Материал опубликован Сегодня в 07:25

Тематическая музыкально-литературная композиция «… читаем «Мцыри»»

Форма: учебный фильм.

При проведении литературно-музыкальной композиции реализуются следующие цели:

Образовательные:

  • понимание своеобразия художественных особенностей творчества М. Ю. Лермонтова;
  • формирование знаний о поэте и его произведениях;
  • установление взаимосвязей личности и творчества поэта.

Развивающие:

  • пробуждение эмоциональной отзывчивости;
  • выработка внимательного отношения к литературному тексту;
  • раскрытие творческих способностей.

Воспитательные:

  • развитие духовного мира;
  • воспитание интереса к поэзии, образному слову;
  • развитие и совершенствование   навыков выразительного чтения поэтического произведения, составления “партитуры” поэтического текста;
  • создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к литературе.

В литературно-музыкальной композиции используются различные жанры литературных, музыкальных произведений.

         Подбирая художественно-поэтический материал к данному учебному фильму, учитывались особенности художественной модели мира, созданного поэтом. Лейтмотивом творчества Лермонтова стали его знаменитые строчки: "Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял ..."

         Образ Мцыри -"это любимый идеал нашего поэта; это отражение в поэзии его собственной личности. (В. Г. Белинский) Музыкально-поэтические миниатюры (мелодекламации) помогут ученикам не только почувствовать красоту поэтического слова, но и понять, что Лермонтов " ... верил в Бога... ,  мучительно искал пути к свободе и покою для каждого человека. Он ненавидел серость, пошлость, раболепие, трусость, подлость, предательство. Он любил Отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала. Он был сирота и одинок... Лермонтов был ... ангелом поэзии...   Его жизнь оказалась короткой, как выстрел (во время его последней дуэли) ...  (Н.Н. ГЕ)

   Как все эти высказывания знаменитых критиков перекликаются с бессмертными строками лермонтовской поэмы-исповеди "Мцыри".

   При создании литературно-музыкальной композиции (по замыслу автора композиции) главный герой (как и в лермонтовском тексте) «движется по замкнутому кругу. Лермонтов таким образом воплощает характерную для романтизма тему судьбы: её власть непреодолима, но сила духа человека проявляется в стремлении противостоять ей. Мцыри обладает внутренней свободой, которая дана далеко не каждому. Мцыри, без сомнения, внутренне свободен: даже перед лицом смерти он не изменяет своей мечте и не испытывает зла к тем, кто удерживал его в неволе».

     Такой композиционный прием (перенятый у Лермонтова) позволяет восьмиклассникам познакомиться со сложным понятием «внутренняя свобода» (в жизни нередко бывает, так, что обстоятельства оказываются сильнее нас, и внутренняя свобода проявляется в способности человека не позволить им сломить себя, пасть духом, изменить своим принципам и убеждениям)…  Как все это актуально в наше неспокойное время перемен…

     Мелодекламации - это «волшебная ключик», который откроет вашим ученикам дверь в удивительный мир литературы… И Вы будете свидетелем того, как ВАШИ УЧЕНИКИ пройдут путь ОТ ПОЛНОГО ОТРИЦАНИЯ И НЕПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ …. ДО … ДИАЛОГА С САМИМ АВТОРОМ…  (Проверено на своих учениках… )


СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ «… читаем «Мцыри»»

 

1. Мелодекламация


Музыкальный ряд (музыкальная иллюстрация): увертюра «Кавказ» М. Войтова (фильм «Лермонтов», 2014 год; режиссер М. Беспалый).

Видеоряд: кадры из фильма «Лермонтов», 2014 год; режиссер М. Беспалый.

Стихотворение «КАВКАЗ» декламирует актер – П. Беседин.


2. Мелодекламация


Музыкальный ряд: грузинский хорал (церковные песнопения).

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве" и кадры из короткометражного фильма «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь Мцыри».

Актер М. Антонюк декламирует отрывки из 1 и 2 глав (строф) поэмы.


3. Мелодекламация


Музыкальный ряд: А. Вивальди "ЗИМА".

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Ученица декламирует 4 и 5 строфы поэмы.

4. Мелодекламация


Музыкальный ряд: А. Вивальди "ЗИМА".

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа", кадры из короткометражного фильма "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ".

Ученик декламирует 26 строфу поэмы.


5. Мелодекламация


Музыкальный ряд: музыка из короткометражного фильма «Дудук и гусли... Плач сердца и песнь гор. Так звучат душа абрикосового дерева и сердце Руси».

Видеоряд: кадры из короткометражных фильмов «Красивое утро в горах» и «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь «Мцыри».

Ученица декламирует 23 («Песню рыбки») и 25 строфы поэмы.


6.  Мелодекламация


Музыкальный ряд: Л. В. Бетховен "Ангелы и Демоны".

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа.

Ученица декламирует 11 строфу поэмы.


7. Мелодекламация


Музыкальный ряд: кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа", кадры из короткометражного фильма "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ".

Ученица декламирует 4 и 8 строфы поэмы.


8. Мелодекламация


Музыкальный ряд: кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Видеоряд: кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Ученица декламирует 9 строфу поэмы.


9. Мелодекламация


Музыкальный ряд: из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Загадка снежного барса».

Ученик декламирует 18 строфу поэмы.


10. Мелодекламация


Музыкальный ряд: А. Вивальди "ЗИМА".

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа", кадры из короткометражного фильма "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ".

Ученик декламирует 26 строфу поэмы.


11. Мелодекламация


Музыкальный ряд: из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве" и кадры из короткометражного фильма «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь «Мцыри».

Актер М. Антонюк декламирует отрывок из 4 строфы поэмы.


12. Мелодекламация


Музыкальный ряд: из короткометражного фильма «Кавказские горы».

Видеоряд: кадры из видеопрезентации " Образ Архангела Михаила».

Актер А. Кайдановский декламирует стихотворение М.Ю. Лермонтова.


Ссылки:

1.  Короткометражный фильм "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ":


                          https://rutube.ru/video/f3f8a194af420181aad757a7ac338653/?r=plwd


2.  Короткометражный фильм «Кавказские горы»:

                       https://vk.com/video-14186432_456239765


3.  Короткометражный фильм «Загадка снежного барса»:   


https://ok.ru/video/12229281248



4.   Короткометражный фильм «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь Мцыри».



                       https://yandex.ru/video/preview/15048602047458119250



 5.   Литературно-музыкальная композиция " ... читаем "Мцыри" " 


Комментарии

Замечательный ресурс! ::smile1::

Сегодня в 11:43