"... читаем "Мцыри" "
Тематическая музыкально-литературная композиция «… читаем «Мцыри»»
Форма: учебный фильм.
При проведении литературно-музыкальной композиции реализуются следующие цели:
Образовательные:
- понимание своеобразия художественных особенностей творчества М. Ю. Лермонтова;
- формирование знаний о поэте и его произведениях;
- установление взаимосвязей личности и творчества поэта.
Развивающие:
- пробуждение эмоциональной отзывчивости;
- выработка внимательного отношения к литературному тексту;
- раскрытие творческих способностей.
Воспитательные:
- развитие духовного мира;
- воспитание интереса к поэзии, образному слову;
- развитие и совершенствование навыков выразительного чтения поэтического произведения, составления “партитуры” поэтического текста;
- создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к литературе.
В литературно-музыкальной композиции используются различные жанры литературных, музыкальных произведений.
Подбирая художественно-поэтический материал к данному учебному фильму, учитывались особенности художественной модели мира, созданного поэтом. Лейтмотивом творчества Лермонтова стали его знаменитые строчки: "Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял ..."
Образ Мцыри -"это любимый идеал нашего поэта; это отражение в поэзии его собственной личности. (В. Г. Белинский) Музыкально-поэтические миниатюры (мелодекламации) помогут ученикам не только почувствовать красоту поэтического слова, но и понять, что Лермонтов " ... верил в Бога... , мучительно искал пути к свободе и покою для каждого человека. Он ненавидел серость, пошлость, раболепие, трусость, подлость, предательство. Он любил Отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала. Он был сирота и одинок... Лермонтов был ... ангелом поэзии... Его жизнь оказалась короткой, как выстрел (во время его последней дуэли) ... (Н.Н. ГЕ)
Как все эти высказывания знаменитых критиков перекликаются с бессмертными строками лермонтовской поэмы-исповеди "Мцыри".
При создании литературно-музыкальной композиции (по замыслу автора композиции) главный герой (как и в лермонтовском тексте) «движется по замкнутому кругу. Лермонтов таким образом воплощает характерную для романтизма тему судьбы: её власть непреодолима, но сила духа человека проявляется в стремлении противостоять ей. Мцыри обладает внутренней свободой, которая дана далеко не каждому. Мцыри, без сомнения, внутренне свободен: даже перед лицом смерти он не изменяет своей мечте и не испытывает зла к тем, кто удерживал его в неволе».
Такой композиционный прием (перенятый у Лермонтова) позволяет восьмиклассникам познакомиться со сложным понятием «внутренняя свобода» (в жизни нередко бывает, так, что обстоятельства оказываются сильнее нас, и внутренняя свобода проявляется в способности человека не позволить им сломить себя, пасть духом, изменить своим принципам и убеждениям)… Как все это актуально в наше неспокойное время перемен…
Мелодекламации - это «волшебная ключик», который откроет вашим ученикам дверь в удивительный мир литературы… И Вы будете свидетелем того, как ВАШИ УЧЕНИКИ пройдут путь ОТ ПОЛНОГО ОТРИЦАНИЯ И НЕПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ …. ДО … ДИАЛОГА С САМИМ АВТОРОМ… (Проверено на своих учениках… )
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ «… читаем «Мцыри»»
1. Мелодекламация
Музыкальный ряд (музыкальная иллюстрация): увертюра «Кавказ» М. Войтова (фильм «Лермонтов», 2014 год; режиссер М. Беспалый).
Видеоряд: кадры из фильма «Лермонтов», 2014 год; режиссер М. Беспалый.
Стихотворение «КАВКАЗ» декламирует актер – П. Беседин.
2. Мелодекламация
Музыкальный ряд: грузинский хорал (церковные песнопения).
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве" и кадры из короткометражного фильма «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь Мцыри».
Актер М. Антонюк декламирует отрывки из 1 и 2 глав (строф) поэмы.
3. Мелодекламация
Музыкальный ряд: А. Вивальди "ЗИМА".
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Ученица декламирует 4 и 5 строфы поэмы.
4. Мелодекламация
Музыкальный ряд: А. Вивальди "ЗИМА".
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа", кадры из короткометражного фильма "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ".
Ученик декламирует 26 строфу поэмы.
5. Мелодекламация
Музыкальный ряд: музыка из короткометражного фильма «Дудук и гусли... Плач сердца и песнь гор. Так звучат душа абрикосового дерева и сердце Руси».
Видеоряд: кадры из короткометражных фильмов «Красивое утро в горах» и «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь «Мцыри».
Ученица декламирует 23 («Песню рыбки») и 25 строфы поэмы.
6. Мелодекламация
Музыкальный ряд: Л. В. Бетховен "Ангелы и Демоны".
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа.
Ученица декламирует 11 строфу поэмы.
7. Мелодекламация
Музыкальный ряд: кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа", кадры из короткометражного фильма "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ".
Ученица декламирует 4 и 8 строфы поэмы.
8. Мелодекламация
Музыкальный ряд: кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Видеоряд: кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Ученица декламирует 9 строфу поэмы.
9. Мелодекламация
Музыкальный ряд: из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Загадка снежного барса».
Ученик декламирует 18 строфу поэмы.
10. Мелодекламация
Музыкальный ряд: А. Вивальди "ЗИМА".
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве", кадры из короткометражного фильма «Кавказские горы», видеоколлаж "Небо Кавказа", кадры из короткометражного фильма "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ".
Ученик декламирует 26 строфу поэмы.
11. Мелодекламация
Музыкальный ряд: из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Видеоряд: видеопрезентация " Образ Мцыри в изобразительном искусстве" и кадры из короткометражного фильма «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь «Мцыри».
Актер М. Антонюк декламирует отрывок из 4 строфы поэмы.
12. Мелодекламация
Музыкальный ряд: из короткометражного фильма «Кавказские горы».
Видеоряд: кадры из видеопрезентации " Образ Архангела Михаила».
Актер А. Кайдановский декламирует стихотворение М.Ю. Лермонтова.
Ссылки:
1. Короткометражный фильм "Ансамбль "Легенды гор. Лезгинка" ":
https://rutube.ru/video/f3f8a194af420181aad757a7ac338653/?r=plwd
2. Короткометражный фильм «Кавказские горы»:
https://vk.com/video-14186432_456239765
3. Короткометражный фильм «Загадка снежного барса»:
https://ok.ru/video/12229281248
4. Короткометражный фильм «Монастырь Святого Креста в Мцхете. Монастырь Мцыри».
https://yandex.ru/video/preview/15048602047458119250
5. Литературно-музыкальная композиция " ... читаем "Мцыри" "
Кияйкина Наталья Федоровна