Программа внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем»
|
Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию основ функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: Малая академия
Класс: 4 класс
Срок реализации: 34ч
Разработчик:
Ксенофонтова С.В.
учитель начальных классов
Самара, 2021г
Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность. 4 класс Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ЧОУ школы «Эврика», на основе авторской программы Самыкиной Светланы Викторовны, к.п.н., доцента кафедры начального образования СИПКРО для детей младшего школьного возраста «Литературное чтение. 4 класс», авторской программы курса «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина, международной программы развития экономической культуры школьников «Достижения молодых» - «Семь шагов в мир экономики».
Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность. 4 класс. Читаем, считаем, наблюдаем» способствует расширению культурного поля обучающихся, формированию читательской компетентности младшего школьника.
Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность Читаем, считаем, наблюдаем. » рассчитана на 34 часа (4 модуля), 1 час в неделю.
1 модуль - 9ч | 2 модуль – 10ч | 3 модуль – 9ч | 4 модуль -6ч |
Финансовая грамотность | Читательская грамотность | Естественнонаучная грамотность | Математическая грамотность |
Планируемые результаты освоения курса.
Класс | Личностные универсальные учебные действия | | |
4 | Обучающийся получит возможность для формирования умения: познавать национальные традиции своего народа, сохранять их; рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины; находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине. понимать и осознавать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; дифференцированной самооценки на основе выявленных критериев успешности учебной деятельности; решать морально-нравственные проблемы с учётом позиций участников общения; оценивать и осмыслять поступки, разрешая моральные противоречия, на основе общечеловеческих ценностей; осознанных эстетических предпочтений; способности к осознанию себя гражданином России, к отстаиванию собственных интересов и поиску своей позиции; | | |
Метапредметные результаты | | ||
Класс | Регулятивные | | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | | |
4 | формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи; преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную, учебную; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия и после него; осуществлять полноценный контроль своей деятельности по её результату и способу действия | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений; самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой; владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения; пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей. | |
Класс | Коммуникативные | | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | | |
4 | высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога); демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений; использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. | участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других; договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы | |
Класс | Познавательные | | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | | |
4 | осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии. | осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др | |
Класс | Предметные результаты | ||
4 | Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; находить в произведениях средства художественной выразительности; готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться: осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам; приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку; соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя); работать с детской периодикой. Творческая деятельность Учащиеся научатся: составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; писать отзыв на прочитанную книгу. Учащиеся получат возможность научиться: создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.). Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора). Учащиеся получат возможность научиться: определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. | ||
Воспитательные результаты | |||
| - первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. - второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а так же ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в коллективе. - третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами. |
Система оценки планируемых результатов
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в формате:
итоговых работ,
конкурсов,
проектов.
Промежуточная аттестация внеурочной деятельности осуществляется через конкурсы и оценивается зачтено/не зачтено.
Содержание курса внеурочной деятельности
класс
№ | Модуль и его содержание | Формы организации занятия |
Модуль 1 Финансовая грамотность – 9ч | Раздел 1 «Мы выпускаем газету» - 3ч 1.1 -1.2Профессии газетного бизнеса. Интервью- особый вид получения информации. Редактор, фотограф, корреспондент, художник и т.д. 1.3 Деловая игра «По страницам газет и журналов» или «Пресс конференция по защите профессий». Круглый стол, беседа журналистов с представителями различных профессий | интерактивное занятие деловая игра |
| Раздел 2 «Мы открываем ресторан» - 3ч 2.1 Ресторанный бизнес. Профессии ресторанного бизнеса. Понятия «бизнес», «потребитель», «специализация». Разнообразие профессий ресторанного бизнеса. 2.2 Бизнес-план. Реклама и её регулирование. Знакомство с понятием «реклама», различные виды рекламы. 2.3 Деловая игра «Конкуренция компаний по приготовлению пищи». Понятие «конкуренция. Привлечение клиентов, выставка буклетов. | интерактивное занятие деловая игра мастер-класс |
| Раздел 3 «Мы идём в банк» -3ч 3.1 Роль банков. Понятие «банк», «вклад», «ссуда», «выручка». 3.2 Разновидности банков. Понятия «кредит», «вклад», «ссуда», «залог». 3.3 Деловая игра «Бизнес-план». Создание бизнес-плана для открытия нового бизнеса | игра «Таинственный гость» деловая игра |
Модуль 2 Читательская грамотность – 10ч | Раздел 1 «Мифы Древней Греции» -2ч Путешествие в греческую мифологию. Боги и герои. Мифы Древней Греции «Нарцисс», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика» (в пересказе для детей, например, Петникова, Яхнина) или другие мифы по выбору учителя. Инсценировка «Сцены из жизни Эзопа» Инсценирование фрагментов биографии Эзопа (работа в группах). Показ спектакля. | интерактивное занятие проект театр |
| Раздел 2 «Мир народной волшебной сказки» -2ч Народная волшебная сказка «Кот-золотой хвост» Слушание сказки. Рисование схемы сказочного пространства. Учусь анализировать сказку Анализ сказки Братьев Гримм «Золотой гусь» | игра сказочный концерт |
| Раздел 3 «Созвездие авторских сказок» -2ч Необычные сказки С. Козлова Слушание сказок С. Козлова «Ежикина радость», «Разрешите с вами посумерничать», «Красота» «Ласковый, пушистый и прыгает» (по выбору учителя). Обмен впечатлениями. Анализ сказки С. Козлова «Сиреневый лес» Подготовка инсценировки по стихотворению А. Усачева «Животик-животок» Авторская сказка: отечественная и зарубежная Составление кластера (схемы) «Созвездие авторских сказок» | группа сотрудничества Проба пера мастер-класс Экскурсия Литературная игра. («По дороге из жёлтого кирпича»: литературная игра по творчеству А. Волкова 3-4 кл Самарская областная детская библиотека) |
| Раздел 4 «Басня: от Эзопа до наших дней» -4ч 4.1 Знаменитые российские баснописцы Слушание басен И.А. Крылова, С. Михалкова. Анализ басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух». Учусь анализировать басню. Самостоятельный анализ басни. 4.2 Аллегория в живописи художников разных эпох Рассматривание картин художников разных эпох: Тициано Вечеллио «Аллегория времени», Тенирс Младший «Зима» (или А. Муха «Зима» 1987г.), Арчимбольдо Джузеппе «Весна» по технологии «Образ и мысль». 4.3-4.4 Подготовка инсценировок по басням И.А. Крылова, Эзопа, С. Михалкова. Инсценирование басен. | мастер-класс проект Экскурсия «Главный баснописец»: литературная игра посвящённая И.А. Крылову – 3-4 кл Самарская областная детская библиотека). |
Модуль 3 Естественнонаучная грамотность – 9ч | Раздел 1 «Победители стихий»- 9ч 1.1-1.2 «Если стихия разбушевалась». Извлечение и обработка информации. 1.3-1.5 «Правила выживания». Греет ли нас одежда. «По принципу капусты». На что обращать внимание при морозе. 1.6-1.7 «Что брать с собой в поход». Что нужно сделать до похода и что возможно предусмотреть. 1.8 «План местности. Схема. Знак. Символ. Создание плана местности на основе текста. Знакомство с условными знаками. 1.9 Квест «Победители стихий». | группа сотрудничества квест экскурсия |
Модуль 4 Математическая грамотность -6ч | Раздел 1 Работа с информацией – 6ч 1.1– 1.2 Арифметические действия и задачи. 1.3-1.4 Работа с информацией. Решение задач с помощью диаграмм. 1.5 Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества. 1.6 Математическая викторина «Самый умный» | группа сотрудничества викторина |
III .Тематическое планирование
4 класс
№ | Модули | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические | Планируемые воспитательные результаты |
1 | Финансовая грамотность – | 9 ч | 5 | 4 | 1-ый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
2 | Читательская грамотность | 10ч | 5 | 5 | 2-й уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
3 | Естественнонаучная грамотность | 9ч | 1 | 8 | 1-ый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
4 | Математическая грамотность | 6ч | 1 | 5 | 2-й уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
| Итого | 34ч | 12ч (35%) | 22ч (65%) | |
Список литературы для учителя
Основная образовательная программа ЧОУ школы «Эврика».
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.
Самыкина, С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению / С.В. Самыкина // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 67–71.
Сметанникова, Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. – Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий». Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 128 с.
Список литературы для учащихся
1. Самыкина С. В. Литературное чтение: рабочая тетрадь. 4 класс: в 2-х частях./ С. В. Самыкина;– Самара: Издательский дом «Федоров», 2019
2. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 96 с. Перелыгина Е.А., Фишман И.С.
3. Глаголева Ю.И. «Развитие математических способностей» 3-4 классы М.: Просвещение, 2019.
4. Рыдзе О.А Краснянская К.А. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика . Рабочая тетрадь, учебное пособие под редакцией Г.С. Ковалёвой М.: Просвещение 2020
13