12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксенофонтова Светлана Владимировна18
Россия, Самарская обл., Самара


t1634122684aa.jpg



Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию основ функциональной грамотности

«Читаем, считаем, наблюдаем»




Направление: общеинтеллектуальное

Форма организации: Малая академия

Класс: 4 класс

Срок реализации: 34ч


Разработчик:

Ксенофонтова С.В.

учитель начальных классов

Самара, 2021г

Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность. 4 класс Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ЧОУ школы «Эврика», на основе авторской программы Самыкиной Светланы Викторовны, к.п.н., доцента кафедры начального образования СИПКРО для детей младшего школьного возраста «Литературное чтение. 4 класс», авторской программы курса «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина, международной программы развития экономической культуры школьников «Достижения молодых» - «Семь шагов в мир экономики».

Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность. 4 класс. Читаем, считаем, наблюдаем» способствует расширению культурного поля обучающихся, формированию читательской компетентности младшего школьника.

Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность Читаем, считаем, наблюдаем. » рассчитана на 34 часа (4 модуля), 1 час в неделю.


1 модуль - 9ч

2 модуль – 10ч

3 модуль – 9ч

4 модуль -6ч

Финансовая грамотность

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Математическая грамотность


Планируемые результаты освоения курса.


Класс

Личностные универсальные учебные действия


4

Обучающийся получит возможность для формирования умения:

познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

понимать и осознавать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

дифференцированной самооценки на основе выявленных критериев успешности учебной деятельности;

решать морально-нравственные проблемы с учётом позиций участников общения;

оценивать и осмыслять поступки, разрешая моральные противоречия, на основе общечеловеческих ценностей; осознанных эстетических предпочтений;

способности к осознанию себя гражданином России, к отстаиванию собственных интересов и поиску своей позиции;



Метапредметные результаты


Класс

Регулятивные


Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться


4

формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи;

преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную, учебную;

проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия и после него;

осуществлять полноценный контроль своей деятельности по её результату и способу действия

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.



Класс

Коммуникативные


Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться


4

высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы



Класс

Познавательные


Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться


4


осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии.

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др


Класс

Предметные результаты

4

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

находить в произведениях средства художественной выразительности;

готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Воспитательные результаты



- первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

- второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а так же ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в коллективе.

- третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.



Система оценки планируемых результатов

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в формате:

итоговых работ,

конкурсов,

проектов.

Промежуточная аттестация внеурочной деятельности осуществляется через конкурсы и оценивается зачтено/не зачтено.


Содержание курса внеурочной деятельности


класс



Модуль и его содержание

Формы организации занятия

Модуль 1


Финансовая грамотность – 9ч

Раздел 1 «Мы выпускаем газету» - 3ч

1.1 -1.2Профессии газетного бизнеса. Интервью- особый вид получения информации. Редактор, фотограф, корреспондент, художник и т.д.

1.3 Деловая игра «По страницам газет и журналов» или «Пресс конференция по защите профессий». Круглый стол, беседа журналистов с представителями различных профессий

интерактивное занятие

деловая игра


Раздел 2 «Мы открываем ресторан» - 3ч

2.1 Ресторанный бизнес. Профессии ресторанного бизнеса.

Понятия «бизнес», «потребитель», «специализация». Разнообразие

профессий ресторанного бизнеса.

2.2 Бизнес-план. Реклама и её регулирование. Знакомство с

понятием «реклама», различные виды рекламы.

2.3 Деловая игра «Конкуренция компаний по приготовлению

пищи». Понятие «конкуренция. Привлечение клиентов, выставка

буклетов.

интерактивное занятие

деловая игра

мастер-класс


Раздел 3 «Мы идём в банк» -3ч

3.1 Роль банков. Понятие «банк», «вклад», «ссуда», «выручка».

3.2 Разновидности банков. Понятия «кредит», «вклад», «ссуда»,

«залог».

3.3 Деловая игра «Бизнес-план». Создание бизнес-плана для

открытия нового бизнеса

игра «Таинственный гость»

деловая игра

Модуль 2


Читательская

грамотность – 10ч

Раздел 1 «Мифы Древней Греции» -2ч

Путешествие в греческую мифологию.

Боги и герои. Мифы Древней Греции «Нарцисс», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика» (в пересказе для детей, например, Петникова, Яхнина) или другие мифы по выбору учителя.

Инсценировка «Сцены из жизни Эзопа»

Инсценирование фрагментов биографии Эзопа (работа в группах).

Показ спектакля.

интерактивное занятие

проект

театр



Раздел 2 «Мир народной волшебной сказки» -2ч

Народная волшебная сказка «Кот-золотой хвост»

Слушание сказки. Рисование схемы сказочного пространства.

Учусь анализировать сказку

Анализ сказки Братьев Гримм «Золотой гусь»

игра

сказочный концерт



Раздел 3 «Созвездие авторских сказок» -2ч

Необычные сказки С. Козлова

Слушание сказок С. Козлова «Ежикина радость», «Разрешите с вами посумерничать», «Красота» «Ласковый, пушистый и прыгает» (по выбору учителя). Обмен впечатлениями. Анализ сказки С. Козлова «Сиреневый лес» Подготовка инсценировки по стихотворению А. Усачева «Животик-животок»

Авторская сказка: отечественная и зарубежная

Составление кластера (схемы) «Созвездие авторских сказок»

группа сотрудничества

Проба пера

мастер-класс

Экскурсия Литературная игра. («По дороге из жёлтого кирпича»: литературная игра по творчеству А. Волкова 3-4 кл Самарская областная детская библиотека)


Раздел 4 «Басня: от Эзопа до наших дней» -4ч

4.1 Знаменитые российские баснописцы

Слушание басен И.А. Крылова, С. Михалкова. Анализ басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух». Учусь анализировать басню. Самостоятельный анализ басни.

4.2 Аллегория в живописи художников разных эпох

Рассматривание картин художников разных эпох: Тициано Вечеллио «Аллегория времени», Тенирс Младший «Зима» (или А. Муха «Зима» 1987г.), Арчимбольдо Джузеппе «Весна» по технологии «Образ и мысль».

4.3-4.4 Подготовка инсценировок по басням И.А. Крылова, Эзопа, С. Михалкова. Инсценирование басен.

мастер-класс

проект

Экскурсия «Главный баснописец»: литературная игра посвящённая И.А. Крылову – 3-4 кл Самарская областная детская библиотека).

Модуль 3


Естественнонаучная грамотность – 9ч


Раздел 1 «Победители стихий»- 9ч

1.1-1.2 «Если стихия разбушевалась». Извлечение и обработка

информации.

1.3-1.5 «Правила выживания». Греет ли нас одежда. «По принципу

капусты». На что обращать внимание при морозе.

1.6-1.7 «Что брать с собой в поход». Что нужно сделать до похода и

что возможно предусмотреть.

1.8 «План местности. Схема. Знак. Символ. Создание плана

местности на основе текста. Знакомство с условными знаками.

1.9 Квест «Победители стихий».

группа сотрудничества

квест

экскурсия

Модуль 4


Математическая грамотность -6ч


Раздел 1 Работа с информацией – 6ч

1.1– 1.2 Арифметические действия и задачи.

1.3-1.4 Работа с информацией. Решение задач с помощью

диаграмм.

1.5 Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества.

1.6 Математическая викторина «Самый умный»

группа сотрудничества

викторина



III .Тематическое планирование


4 класс

Модули

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

Планируемые воспитательные результаты

1

Финансовая грамотность –

9 ч

5

4

1-ый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2

Читательская грамотность


10ч

5

5

2-й уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Естественнонаучная грамотность

1

8

1-ый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

4

Математическая грамотность


1

5

2-й уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Итого

34ч

12ч (35%)

22ч (65%)



Список литературы для учителя

Основная образовательная программа ЧОУ школы «Эврика».

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.

Самыкина, С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению / С.В. Самыкина // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 67–71.

Сметанникова, Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. – Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm


Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий». Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 128 с.


Список литературы для учащихся


1. Самыкина С. В. Литературное чтение: рабочая тетрадь. 4 класс: в 2-х частях./ С. В. Самыкина;– Самара: Издательский дом «Федоров», 2019

2. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 96 с. Перелыгина Е.А., Фишман И.С.

3. Глаголева Ю.И. «Развитие математических способностей» 3-4 классы М.: Просвещение, 2019.

4. Рыдзе О.А Краснянская К.А. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика . Рабочая тетрадь, учебное пособие под редакцией Г.С. Ковалёвой М.: Просвещение 2020

13


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.