Социальный проект «Читаешь ты, читаю я, читает вся наша семья»
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В. В. Путин, говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Но дети не читают. Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, библиотекарей. Где мы потеряли юного книголюба? Прежде всего, в семье! Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению при воспитании и образовании своих детей. Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.
У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не читают.
В связи с этим одной из главных задач является воспитание любви и интереса у ребенка к книге. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мы, родители учеников 2 – Б класса, в тесном сотрудничестве со школой особое внимание уделяем привитию детям любви к чтению.
В рамках реализации регионального проекта «PROчтение» был создан долгосрочный проект по теме: «Читаешь ты, читаю я, читает вся наша семья».
практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.
Вызвать интерес к произведениям художественной литературы и творчеству авторов.
Формирование интереса и стимулирование потребности семейного чтения.
Способствовать развитию младшего школьника как будущего читателя.
Познакомить с современной детской литературой.
Формирование художественного вкуса и предпочтений.
Содействовать укреплению традиций семейного чтения.
Семейный кодекс РФ
Глава 12. Права и обязанности родителей.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Декларация прав человека
Статья 26
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учрежденияСтатья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?
состоит в том, что в младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в школьном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки, от чтения довольно сильна и проявляется она в мировом масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.
Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их.
Подготовительный (аналитический )
Основной (реализация намеченных планов )
Заключительный ( подведение итогов, внесение поправок в случае нерешённых проблем )
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный этап (аналитический) |
||
Изучение нормативно-правовой базы |
сентябрь 2015г. |
Руководитель проекта член Совета отцов |
Родительское собрание на тему: |
сентябрь 2015г. |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Разработка и выпуск буклетов, анкет для родителей. |
сентябрь 2015г. |
соучастник проекта Косякова М.Н. Председатель родительского комитета |
Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме |
В ходе реализации проекта |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Укрепление материально - технической базы: - изготовление стенда «Уголок книголюба»; - создание классной библиотеки; - ремонт книг в классной библиотеке. |
октябрь 2015г. |
Член Совета отцов Добряков В.А. Председатель родительского комитета |
Составление памятки для родителей «Заповеди семейного чтения» |
Сентябрь 2015 г. |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Основной этап (реализация намеченных планов) |
||
Викторина по сказкам с элементами инсценирования |
Октябрь |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
«Папа, мама, я – читающая семья» - конкурсная программа |
Ноябрь 2015г. |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Анкетирование детей «Как мы читаем». |
Декабрь |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Конкурс презентаций |
Январь |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Акция Буккроссинг |
Февраль |
Председатель родительского комитета |
Конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”, «Моя семья и книга». |
Декабрь |
Председатель родительского комитета |
Цикл чтений «Слушаем книжку» |
Апрель |
Член Совета старшего поколения |
Заключительный этап |
||
Литературный театрализованный праздник «По страницам любимых книг» |
Май 2016 г. |
соучастник проекта Косякова М.Н. |
Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом |
Май |
Добрякова Д.Ю. |
Презентация положительного опыта. Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем Представление результатов работы над проектом в отдел образования Сердобского района |
Сентябрь-октябрь 2016г. |
Добряков В.А. |
Вид оборудования и материалы |
Количест-во |
Стои-мость |
Общая сумма, руб. |
Источники финансирования |
Сэндвич -панель |
1 лист 150х100 |
250 руб. |
250 руб. |
Спонсорская помощь ИП Ильиной Н.А. |
Уголок |
2 шт. |
60 руб. |
120 руб. |
Использование финансовых средств класса |
Плёнка самоклеющаяся |
1 м |
15 руб. |
15 руб. |
Использование финансовых средств класса |
Скотч |
1 шт. |
30 руб. |
30 руб. |
Использование финансовых средств класса |
Итого |
415 руб. |
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции семейного чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Карине Рафаеловна