Урок «Экологически чистый борщ»
Цели урока:
Предметные цели:
способствовать формирование умений первичной обработки овощей,
оформление блюд, приготовление салатов;
формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей.
2. Личностные цели:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков)
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы) при первичной обработке овощей.
Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
3.Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
Соблюдение норм и правил культуры труда
4.Профориентационные цели:
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Сформировать представление о профессии повар.
Задачи:
-изучить литературу о борще;
-провести исследование;
-проанализировать и систематизировать собранный материал;
-подобрать необходимые продукты, оборудование и инструменты;
-приготовить борщ.
II.Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
компьютер, презентация, видео.
инструменты, приспособления: ножи для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, дуршлаг для промывания сырых овощей, предметы для сервировки стола.
Дидактическое обеспечение:
учебник : Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. О.А. Кожина., Е.Н. Кудакова., С.Е. Маркуцкая.
Справочный материал; книга «Вкусные блюда на каждый день», Москва –Эксмо-2008. стр.60;
Формы нарезки овощей. ( Приложение 1)
Технологическая карта. ( Приложение 2)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нетрадиционный
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности
Проверка готовности учащихся к уроку
Добрый день, девочки! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.
II.Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в страну кулинария. (Слайд)
Но чтобы нам продолжить необходимо ответить на следующие вопросы.
1.1Ответьте на вопросы.
Как называется помещение, где готовят пищу? ( кухня)
Какие питательные вещества необходимы для организма человека? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.)
В чем заключается роль витаминов для организма человека? (способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.)
Какой витамин называют витамином роста? ( витамин А)
В каких продуктах содержатся много витамина С?
(капуста, лимон, шиповник, лук и чеснок).
А о чем мы сейчас говорили? Правильно! Это овощи, которые очень богаты витаминами и минеральными веществами.
Итак, так какая же тема нашего урока? « Первое блюдо Экологически чистый борщ»
Ну а какое же блюдо, самое простое можно приготовить из сырых овощей? Чтобы ответить на этот вопрос, вы отгадаете кроссворд.
1.2 Отгадай кроссворд:
- Отгадываем кроссворд, где зашифровано кодовое слово. Для этого необходимо отгадать загадки. ( свекла, капуста, лук, репа, тыква)
Перечислите овощи, которые вы часто употребляете в пищу.
Загадки:
1.Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свёкла).
2.Кругла да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко
На грядке - … (репка).
3.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук).
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если ты … (капуста).
4.И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … (картошка).
III. Открытие нового материала.
- А знаете ли вы историю возникновения борща в России?( Слово предоставляется «Королеве борща».)
Само слово борщ появилось до того, как в бульон стали добавлять свёклу.
Борщ- это блюдо известно на Руси очень давно! О нём упоминают в ямских книгах, из уст в уста передают легенды, пословицы и поговорки: «Борщ и капуста- в доме не будет пусто», « Свой не солёный борщ лучше чужой ухи». Да и за какие заслуги такая слава обыкновенному блюду, пусть даже сваренному на мясном бульоне?
Этот заправочный суп считается сытным и идеально сбалансированным блюдом. Количество всех полезных элементов: ферментов, витаминов, углеводов, белков, жиров, минералов таково, что их соотношение можно признать оптимальным. В результате употребления налаживается работа всего организма, иммунитет человека повышается.
Овощи (капуста, свекла, морковь, лук) без которых не бывает борща, содержит достаточно много клетчатки. После термической обработки клетчатка становится мягким сорбентом, выводящим вредные вещества: тяжёлые металлы, нитраты, токсины.
Борщ- готовят чаще всяких супов, и едят с большим удовольствием. Он не приедается потому, что он полезен для организма, в нём содержатся витамины и микроэлементы, которые наш организм требует постоянно. О полезном влиянии этого блюда рассказывают врачи.
Сюжетно-ролевая игра «Приготовление борща». (Приложение)
ЛУК- Наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слёз не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.
СВЕКЛА- Красным борщ окрасит свёкла
Будет блюдо так красиво,
Да и вкусно, всем на диво.
Если будешь кушать борщ
Будешь весел и не тощ.
Многим деткам помогла
Носик вылечить свекла
Её метод излечения
Вмиг снимает воспаление,
Примененья- спектр широкий:
От еды и до болезни
Так что этот корнеплод
Всем на свете подойдёт!
МОРКОВЬ- Что морковь весьма полезна,
Это всем давно известно.
Этот вкусный корнеплод
Уважает весь народ.
В блюда первые кладут
И в зажарки, и в салаты.
Подружитесь с ней ребята.
Чтобы зубки не болели
И всегда во рту белели,
Крепкие, здоровые
И к еде готовые.
ПОМИДОР- Наш любимый помидор –
Это просто чудо овощ.
Нам известен с давних пор
Прибавляет всем здоровья.
Он растет в полях на грядках
Красный-красный, кисло-сладкий.
Мы зимой по нем тоскуем,
Ну а осенью смакуем.
Консервируем и солим,
Чтобы после кушать вволю.
Таким образом весь год
Помидор к столу нас ждет!
КАРТОФЕЛЬ- Убеждена из овощей,
Лучше всех- картошка,
Без неё не сваришь борщ
Не поешь окрошки.
Варим, жарим и печём
На костре, в духовке,
Даже вместе с шашлычком
Справимся мы ловко!
И с укропом молодая
Просто объедение!
Только…чистить, не скрываю,
Для меня- мучение.
КАПУСТА-Без капусты в доме пусто,
Без капусты жить не вкусно.
Обожаем мы с ребятами
Всевозможные салаты.
Любим борщики на первое
И не только мы, наверное.
И, конечно, не второе
Рагу любим овощное.
У капусты есть секрет –
Без капусты просто нет:
Голубцов, рагу, борщей.
Ешьте больше овощей.
С вами будет все в порядке:
Не поправитесь ребятки.
Станете сильней, стройней
И что главное – умней.
ФАСОЛЬ -Вкус фасоли знаем мы,
Витамины ее нам точно нужны.
На грядках всегда прорастает,
Ее любой найдет и узнает.
Можно в суп, в салат добавить,
Ингредиентов других нам прибавить.
Чудо-блюдо смастерим,
И друзей всех удивим.
УКРОП- У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,
В свою порцию ложить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.
3.3.Первичная обработка овощей.
Первичная обработка заключается в переборке, сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке.
НАРЕЗКА: одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид.
брусочки и кубики- для приготовления борща из овощей;
3.4. Приспособления используемые для нарезки овощей.
Овощерезка
Ломтерезка терка.
3.5.Заправка борща.
Сметана
растительное масло
майонез
3.6 Оформление борща:
Украшаем зеленью.
3.7 Чтобы витамин С не разрушался, нужно:
Очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали.
2.При очистке овощей снимать тонкий слой кожуры.
3.Очищенные овощи не держать долго в воде.
3.8. Санитарно- гигиенические требования:
Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены, волосы убраны под косынку.
Если овощи не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.
Нарезку сырых овощей надо производить на разных разделочных досках.
II. Вводный инструктаж.
демонстрация положение рук и ножа при нарезки овощей .
использование приспособлений- овощерезки, терки. Приемы безопасной работы с данными приспособлениями.
Организация рабочего места для нарезки овощей .
III. Практическая работа.
1)) текущий инструктаж.
Заострить внимание учащихся на охране труда (соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания), организации рабочего места, мытье посуды
2)приготовление борща из овощей.( работа с помощью технологических карт)
а)обратить внимание на оформление борща.
б)защита блюда: реклама.
3) Сервировка стола.
IV. Дегустация.
Вопрос классу:- Какие правила необходимо соблюдать при приеме пищи?
- ( необходимо обратить внимание учащихся на правила столового этикета – умение держать себя за столом и правильно пользоваться приборами)
V. Уборка рабочего места и кухни.
VI. Закрепление:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Дать ответ мне разреши!»
( Девочки подходят срывают лепесточки ромашки , читают вопрос и отвечают)
1.Задание
вопросы:
Из каких продуктов готовят салаты?
Чем отличается салат от винегрета?
Почему при приготовления салата из сырых овощей их моют кипяченной водой?
Какие виды нарезок вы использовали при приготовления вашего салата?
Почему при очистке овощей снимают тонкий слой кожуры?
Почему нельзя держать овощи долго в воде?
2.Задание:
Определите последовательность механической обработки овощей, обозначая этапы работы.(Работа в группе)
Очистка- ____; сортировка- _____; нарезка- _____; переборка- ______;
промывка - ____; мойка- _____;
Например: очистка-3 переборка-?...
VII. Домашнее задание:
Творческое задание – составить кроссворд или синквейн по данной теме.
VIII. Итог урока. Рефлексия
-Что вам понравилась сегодня на уроке?
-Что вы запомнили важного и главного для себя?
-Что вам могло бы пригодиться в жизни?
-Выберите символ вашего настроения в конце урока.
(Ответы учащихся строиться на основе слов:
« Мне понравилось…
Я научилась……
Мне запомнилось….
Мне пригодится……»
Приложение 3.
Технологическая карта
Механическая кулинарная обработка овощей.
Форма резки
Наименование овощей |
Размеры |
Кулинарное использование |
|
Соломка |
Картофель |
Квадратное сечение 0,2х0,2 см; длина 4—5 см |
Для жарки во фритюре на гарнир к панированным котлетам из кур, котлетам по-киевски, шницелю из кур, филе, бифштексам |
Морковь, петрушка, сельдерей, свекла, репчатый лук |
Квадратное сечение 0,2х0,2 см; длина 4—5 см |
Для борщей (кроме флотского), щей из свежей и квашеной капусты, рассольников, супов из овощей, супов с макаронными изделиями, свекольника, маринада |
|
Белокочанная капуста |
Квадратное сечение 0,2х0,2 см; длина 4—5 см |
Для борщей (кроме флотского), щей из свежей и квашеной капусты, рассольника, капусты тушеной |
|
Красно- кочанная капуста |
То же |
На гарнир к холодным и горячим блюдам и для салата |
|
Брусочки |
Картофель |
Квадратное сечение от 0,7х0,7 до 1,0х1,0 см; длина 3,5—4 см |
Для жарки во фритюре на гарнир к филе, бифштексам, антрекоту, рыбе фри, судаку жареному с зеленым маслом, рыбе жаренной грилье, а также для рассольника домашнего |
Морковь, петрушка, сельдерей |
Квадратное сечение 0,4х 0,4 см; длина 2,5—3,5 см |
Для бульона с овощами |
|
Кубики |
Картофель |
Величина ребра 1,0—2,5 см |
Для супов: картофельного с крупами, крестьянского, борща флотского, овощной окрошки; для картофеля в молоке, и на гарнир к горячим блюдам; для азу |
Морковь, петрушка, сельдерей, репчатый лук |
Величина ребра 0,3—0,75 см |
Для щей суточных, щей из крапивы, супов из круп и бобовых; для варки на гарнир к холодным и горячим блюдам |
|
Зелень петрушки и укроп, капуста белокочанная |
0,1—0,2х0,1—0,2 см; величина ребра 0,2—0,3 см |
Для посыпки при отпуске первых и вторых блюд; для щей суточных |
|
Кружочки |
Картофель |
Диаметр 2—3 см; толщина 0,2—0,3 см |
Нарезают сырой или предварительно отваренный в кожице картофель. Используется на гарнир к запеченной рыбе в сметане, рыбе по-московски, рыбе по-русски |
Морковь, петрушка, сельдерей |
Диаметр 2—2,5 см; толщина 0,1—0,3 см |
Для супа крестьянского |
|
Ломтики |
Картофель |
Размеры 2,5—3,0 см; толщина 0,3—0,5 см |
Сырой и вареный картофель используется для жарки основным способом на гарнир к жареным блюдам из мяса и рыбы; вареный — на гарнир к запеченной говядине |
Морковь, свекла |
Размеры 2—2,5 см; толщина 0,2—0,3 см |
Сырые корнеплоды используются для борща флотского; вареные — для винегретов и салатов |
|
Дольки |
Картофель |
Разные размеры, но не более 5,0 см |
Сырой картофель используется для рассольников; обжаренный на сковороде — для рагу и духовой говядины |
Морковь, петрушка, сельдерей, репчатый лук |
Разные размеры, но не более 3,5 см |
Для щей из свежей капусты, рагу, духовой говядины, почек по-русски |
|
Квадратики (шашки) |
Белокочанная капуста |
Размеры 3,0—3,5 см |
Для борща флотского, щей из свежей капусты, супа крестьянского |
Кольца и полукольца |
Лук репчатый |
Диаметр 3—6 см |
На гарнир к бифштексу с луком, шашлыку |
Лук порей |
Диаметр 1—2,5 см |
Для сельди с гарниром, в салаты и винегреты |
|
Гребешки, звездочки, шестеренки |
Морковь, петрушка |
2,0—3,0х1,25 см |
На гарнир к заливной рыбе, в маринады, а также для украшения холодных и горячих блюд |
Бочоночки, груши, орешки, шарики |
Картофель |
Бочоночки 3,5—4,0Х Х6,0 см; орешки диаметром 1,5—2,5 см |
Вареный картофель — на гарнир к селедке натуральной и к рыбе: по-польски, паровой, в томате, в рассоле |
Морковь, петрушка |
Шарики диаметром 1,0— 1,5 см; орешки диаметром 1,0—1,5 см |
На гарнир к холодным и горячим блюдам |
|
Стружка |
Хрен |
Длина 4,0—6,0 см; ширина 1,0—1,5 см; толщина 0,1—0,2 см |
На гарнир к натуральному бифштексу и ростбифу |
Картофель |
Толщина 0,3 см; длина 15—25 см |
На гарнир к филе |
|
Рубка (мелкая) |
Репчатый лук, морковь, белокочанная капуста |
Размеры 0,1—0,2х0,1—0,2 см |
Для щей суточных и зеленых; для тефтелей и фарша; для посыпки различных горячих и холодных блюд |
Дорджиева Кермен Степановна