Конспект урока литературы во 2 классе «Герой прозаического произведения В. Драгунского "Тайное становится явным"»

3
0
Материал опубликован 1 August 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»


 

Герой прозаического произведения

В.Драгунского «Тайное становится явным»

Работу выполнила Марфюк Н.В.,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ с.Койгородок».

 


 

с.Койгородок

2013 год


 

Аннотация

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одним из важных элементов формирования УУД учащихся на ступени начального общего образования.

Данный материал урока включает в себя конспект урока для учителя, мультимедийные презентации по творчеству известного детского писателя В.Ю.Драгунского. В течение урока, ученикам предстоит ознакомиться с произведением «Тайное становится явным» и с помощью учителя понять основную идею, смысл и художественный сюжет рассказа. Произведение рекомендовано для изучения учащимся начальных классов, так как несет в себе наглядный воспитательный урок для детей. Изучая рассказ, учитель открывает перед детьми проблемы людских взаимоотношений и дает им представление о моральных качествах. Данный урок поможет развить у учеников способность к анализу произведений, как литературному, так и нравственному. Все задания урока, презентации позволяют решать поставленные задачи.

 

Предмет - литературное чтение

Класс – 2

Программа « Система общего развития Л.В.Занкова»

Учебник литературного чтения – автор В.Ю.Свиридова

Тема урока – Герой прозаического произведения В.Драгунского «Тайное становится явным»

Тип урока – урок открытия новых знаний

 

Цель: познакомить учащихся с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

-анализировать текст;

-давать характеристику герою.

Метапредметные задачи:

Создавать условия для развития у учащихся:

-умения принимать и сохранять учебную задачу;

-умения опровергать чужую точку зрения, аргументировано отстаивать свою;

-навыков работы с различными источниками информации;

-навыков коммуникации;

-навыков оценивания собственной успешности.

Применяемые формы работы:

1.Работа в группах.

2.Самостоятельная индивидуальная работа.

3.Фронтальная работа.

 

Оборудование:

-АРМ (ноутбук, проектор, экран)

-презентации.

 

 

 

 

I .Организационный момент

Задача: создание психологического комфорта и положительной мотивации

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

ИКТ-компетентность – как инструмент для формирования УУД:

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

 

 

Дети готовы к работе.

Личностные УУД.

Коммуникативные УУД.

 

II. Стадия вызова

Задача: актуализация знаний изученных произведений

Наш урок начнётся с литературной викторины, которую подготовила первая группа ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что объединяет все эти произведения?

 

Давайте вспомним всё, что знаем об этом авторе. В этом нам поможет вторая группа ребят.

 

Выступают дети:

Вы прочитали многие рассказы из этой книги.

Были ли вы внимательны при чтении? Сейчас узнаем!

Выберите в каждом вопросе правильный ответ.

Викторина:

Какой папин подарок Денис променял Мишке на светлячка?

Почему папа сказал, что надо иметь чувство юмора?

Что сделал Денис для папы, чтобы тот не болел?

Какую премию за костюм Кота в сапогах получил Дениска на утреннике?

В каком слове была заколдованная буква?

Какую сказку Дениска «переживал» сильнее всего?

Где Денис увидел девочку на шаре?

 

Их написал Виктор Драгунский.

 

 

Выступают дети.

Драгунский Виктор Юзефович (1913—1972) - советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей. В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку. Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи. И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод.

Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер. Приговор был короткий и жестокий: уволить! Тут кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где требовались ученики- шорники.

Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях. При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту, а лошадей Виктор Драгунский любил с самого детства. В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу. Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером

и был принят в Театр Сатиры. В годы ВОВ вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит

в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Самая известная книга Драгунского «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз ( «Заколдованная буква», «Весёлые истории о школе», « Где это видано, где это слыхано…»), а над другими задумываемся, грустим ( «Девочка на шаре», Друг детства», «А он живой и светится»).

Подготовленная презентация учащимися, совместно с родителями. (см.презентацию №1 Викторина по «Денискиным рассказам»)

 

Коммуникативные УУД: выступление с аудио-визуальной поддержкой.

Познавательные УУД:

-поиск информации в хранилищах информационных образовательных ресурсов.

 

На данном этапе урока ИКТ позволило обеспечить положительную мотивацию обучения и высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию) учащихся. Провести данный этап на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).

 

 

 

 

Подготовленная презентация учащимися, совместно с родителями. (см.презентацию № 2 «Жизнь и творчество В.Драгунского»)

Коммуникативные УУД: -выступление с визуальной поддержкой.

Личностные УУД:

-критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

-уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

Познавательные УУД:

-поиск информации в хранилищах информационных образовательных ресурсов.

 

На данном этапе урока ИКТ позволило формировать навыки подлинно исследовательской деятельности и
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Стадия открытия нового знания.

Задача: познакомить учащихся с новым произведением.

-Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Тайное становится явным».

 

-Что бы вы хотели узнать?

В конце урока проверим наши предположения.

- Что такое тайна?

- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре С.И.Ожегова.

 

 

 

-Назовите синоним к слову тайна.

-Что значит «тайное»? Подбери синонимы.

-Как вы понимаете слово явным? Подберите синонимы.

-Как понимаете выражение тайное становится явным?

Прочитайте первый абзац и сравните ваш ответ с авторским.

Прочитайте тему урока: В.Драгунский "Тайное становится явным".

-Какую же тайну скрывает этот рассказ? Станет ли тайное явным?

-Спрогнозируйте, о чем пойдёт речь в рассказе?

Проверим наши предположения.

 

 

-Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

-Как вы понимаете эту фразу?

Чтение рассказа вслух по частям.

Как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)

- Что однажды услышал Денис от мамы?

-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?

- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

- Что же не понял Дениска?

После 2 части: (чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)

- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

-Объясните позицию мамы.

-Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

-Объясните позицию Дениски. - Как вообще можно разрешить конфликт?

-Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.

После 3 части: («И мама ушла на кухню»)

 

- Как решили конфликт мама и Дениска?

-Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?

-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?

-Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность?

-Как должен был поступить Денис?

- А как поступил Дениска?

-Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)

- Так как поступил Дениска?

- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится?

- Как вы думаете, Дениска баловался или действительно пытался выполнить мамино условие?

- Автор пишет: "А я остался с кашей наедине."

- С кем обычно можно остаться наедине?

-Почему же Дениска так говорит о каше?

 

 

-Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте?

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?

Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему Вы, в отличие от Дениски смеётесь?

-Что знаете вы и чего не знал Дениска?

Ребята, сейчас вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?

-Что следовало после этого?

-Почему Дениска потерял сознание? От чего у Дениски возникло такое состояние?

Выборочное чтение по заданию:

- Почему Дениска так поступил с кашей?

О чём он думал в этот момент?

-Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему?

Это важно? Почему это важно?

 

- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец?

-Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).

Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)

Дверь отворилась и…какие новые герои появились? Объясните значение слов "милиционер и пострадавший".

-Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?

- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре С.И.Ожегова.

- Клевета – что оно означает?

 

 

 

 

-Подберите синонимы к этому слову клевета.

- Автор пишет: "язвительно рассмеялся милиционер".

-Как это язвительно?

 

- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали?

Прочитайте, как выглядел пострадавший.

 

-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете?

 

 

 

- А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается? - А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?

-Кто создал эту комическую ситуацию?

- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?

-Какова роль смеха в этом рассказе?

 

 

Ребята, подумайте, как менялось настроение главных героев. Работа в группах. Словарик настроений.

1 группа: Как менялось настроение мамы?

2 группа: Как менялось настроение Дениски?

- Какой вывод сделал для себя Дениска?

- Будет ли с мамой продолжение разговора?

- Почему?

 

- Почему мама не ругала сына?.

 

-Как признался мальчик?

- Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?

- Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?

-Могла ли эта история произойти в жизни?

-Можно ли было рассказ назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».

-Почему?

- О каких же серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Драгунский?

Практическая работа:

Каждой группе выдаётся задание. (три группы)

1.Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

Восстановите цепочку событий.

2. Подбери цитату из текста.

3. Выбери пословицу.

Выстраивается сюжетная линия рассказа. (картинный план)

 

 

 

 

 

 

 

-Проверим работу каждой группы.

Дети высказывают мнения.

- О чём может идти речь в этом произведении?

- Что значит тайное становится явным?

- Чему учит произведение?

 

Учащиеся читают:

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем.

2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное.

3. Скрытая причина чего-нибудь.

 

 

Секрет.

 

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Известный, всем доступный, очевидный.

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся свободно высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

Дети смотрят мультфильм "Тайное становится явным"

Учащиеся свободно высказывают своё мнение.

 

 

 

Беседа с учащимися после чтения каждой части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезно, надо утром кушать каши.

 

 

 

Не любит, невкусно.

Уступить, договориться.

 

 

 

 

 

 

 

Договорились.

 

Мама предложила Дениске сходить в Кремль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С человеком.

 

Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.

 

 

Усиливает комичность ситуации. Чувство обиды, досады.

 

 

 

 

 

 

 

Пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как быстрее от неё избавится.

Ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки. Если бы подумал, не поступил бы так.

 

 

 

 

Он не успел опомниться, всё произошло очень быстро.

 

 

 

 

Милиционер и пострадавший.

 

Ученики высказывают своё мнение.

 

 

 

 

Это человек, обладающий большой внутренней культурой.

 

 

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Ложь, враньё, выдумка, наговор.

 

 

 

Стремящийся досадить, злобно, насмешливо.

 

 

 

«На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине».

 

 

 

«Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор.

 

 

 

 

Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.

 

 

 

Выступление детей.

Весёлая, гнев, печаль, огорчение.

 

Довольный, страх, стыдно.

 

 

 

Нет.

 

Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали. Мальчик пересилил себя и признался во всём.

Тайное всегда становится явным.

 

 

Раздаточный материал для учащихся.

Учащиеся работают с учебником.

Раздаточный материал для учащихся.

Кроткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.

Ветра не удержишь, правды не скроешь.

После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

 

На данном этапе урока ИКТ позволило

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза
и усовершенствовать контроль знаний.

(см.презентацию №3 «Тайное становится явным», слайд №2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют, строят рассуждение, выделяют главное, высказываются в устной форме – познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(см.презентацию №3 «Тайное становится явным», слайд №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся адекватно воспринимают оценку учителя – регулятивные универсальные учебные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

 

IV.Стадия осмысления новой информации

Задача: научить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

  - Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?

Какой же Дениска?

 

-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

-Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?

-По вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков?

-Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

-Составим синквейн (стих, состоящий из пяти строк, каждая строка сочиняется по определённому правилу) со словом: тайна.

 

 

 

-Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?

-Какая проблема волнует автора?

-С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?

-Какой урок вы извлекли для себя?

-Подтвердились ли ваши предположения.

 

 

 

-К какому жанру относится произведение?

Автор любит своего героя. Относится к нему с иронией. Улыбается. Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.

Поступок, за который стало стыдно.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся свободно высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

1.Тайна

2.Страшная, чужая

3.Скрывают, узнают, рассказывают

4.Нельзя рассказывать чужие тайны

5.Секрет

 

 

 

Проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей в семье.

 

 

Высказывания детей.

Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

Правду не скроешь.

Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Юмористический рассказ.

 

 

Познавательные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология критического мышления (см.презентацию № 3 «Тайное становится явным», слайд №4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(см.презентацию № 3 «Тайное становится явным», слайд №5)

 

V.Стадия рефлексия.

Задача: организация оценки деятельности учащихся на уроке

Учитель организует оценивание детей, анализ деятельности учащихся на уроке.

-Оцените свою работу.

Закончите одно из предложений:

Было интересно…

Я понял(а), что…

Меня удивило…

Я сделал(а) вывод, что…

Мне захотелось…

После сегодняшнего урока я….

 

Дифференцированное домашнее задание:

1.Пересказ рассказа по плану.

2.Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и прокомментировать её.

3.Составить синквейн со словами: правда и ложь.

Учащиеся оценивают свою работу, аргументируя своё мнение.

 

 

Использование ИКТ позволило рационально организовать данный этап урока и повысить его эффективность. (см.презентацию № 3 «Тайное становится явным», слайд №6)

Регулятивные УУД:

-оценка выполненного действия самим учащимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции.

(см.презентацию № 3 «Тайное становится явным», слайд №7)

 

 

Литература:

1.Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс. – М.:ВАКО, 2009.

2.Свиридова В.Ю.Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

3.Научно-методический журнал «Практика образования»,№3(34)/2012

4.www.zankov.ru:доступно

5. www.zankov.ru:актуально

6. www.zankov.ru:новые возможности

7.www. nsportal. ru.

8. festival. 1septeber. ru.

Приложение 1 - 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.