Урок литературного чтения во 2 классе «В. Драгунский "Тайное становится явным"»
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2Б.
Программа: УМК "Школа России".
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема | В.Драгунский - «Тайное становится явным». | |
Цель | Познакомиться с рассказом В.Драгунского - "Тайное становится явным". | |
Задачи | Образовательные: 1) Познакомить обучающихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным». 2) Учить характеризовать героев произведения. 3)Учить определять особенности юмористического произведения. 4) Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность. 5) Формировать умение работать с текстом и анализировать его. Развивающие: 1) Развивать навыки беглого выразительного чтения. 2) Развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст. 3) Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения. Воспитательные: 1) Воспитание норм морали, нравственности через художественное произведение. 2) Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей. 3) Воспитание усидчивости, взаимоуважения, воспитание умения работать дружно. | |
Принципы, методы обучения и воспитания | Принципы обучения и воспитания: Принципы обучения: Деятельности; Наглядности; Систематичности; Последовательности; Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. Воспитание через творчество. Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Методы обучения и воспитания: Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение). Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования). Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание). Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример). Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (Создание ситуации успеха). | |
Основные понятия, термины | "Тайное становится явным", интеллигентный человек, клевета, язвительный. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знания: знать произведения В.Драгунского; Умения: характеризовать героев произведения; называть особенности юмористического произведения; восстанавливать текст на основе сюжетных картинок; составить план рассказа; решить проблему, поставленную на уроке. | Познавательные УУД: Анализировать книги на выставке; Восстанавливать причинно- следственные связи в сюжете произведения; Составлять план и пересказывать текст по плану. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; Определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности; Контролировать выполнение плана; Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: Формирование и аргументация своего мнения; Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; Умение слушать и понимать речь других; Умение убеждать и уступать. | Личностные УУД: Проявлять интерес к чтению юмористических произведений для детей; Становление мотивационной основы учебной деятельности; Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально- нравственных норм; Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; Формирование интереса к чтению, читательских компетенций. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная. | |
Оборудование | Интерактивный комплекс; учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л.Ф. Климанова; раздаточный материал. |
Ход урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации | Формируемые умения (универсальные |
1.Самоопределение к деятельности. (организационный момент) | Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на работу. Психологическая гимнастика. | -Я очень рада вас видеть! -Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение. -Какое время года наступило? Покажите как вы тянитесь на солнышке. Оглянулись по сторонам: на деревьях первые маленькие зеленые листочки. Вот заморосил первый весенний дождь, вы подставили свои ладошки и почувствовали его тепло. Давайте стряхнем капельки дождя с ладоней.. Вот дождь прошел и вы улыбнулись. -Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки. | Слушают учителя, настраиваются на урок. Улыбаются друг другу. Выполняют психологическую гимнастику. Отвечают на вопрос. Включаются в учебную деятельность. | Фронтальная. | Личностные: -создание условий для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: -настраивать себя на продуктивную работу. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | Выявление уровня знаний. Речевая разминка. Работа над стихотворением. Беседа. Работа над интонацией. | -Перед вами стихотворение Даниила Хармса, которое называется "Удивительная кошка". (на листочках). Несчастная кошка порезала лапу - И сразу столпился народ на дороге - - Прочитайте стихотворение шёпотом. - Прочитайте стихотворение громко. - Прочитаем стихотворение вместе. - А сейчас подумайте, для чего мы выполняли данные упражнения? - Ребята, а не приходилось ли вам раньше встречаться с этим стихотворением? - А в реальной жизни кошке понравилось бы вот так на шариках путешествовать? - Следующее задание: прочитайте стихотворение жалостливо. - Прочитайте стихотворение раздражённо. - Прочитайте стихотворение удивлённо. - Подумайте, ребята, зачем мы читали одно и то же стихотворение разными интонациями? | Внимательно слушают учителя. Читают стихотворение шёпотом. Читают стихотворение громко. Читают стихотворение хором. -Эти упражнения развивают быстроту чтения. - Читали в 1 классе. Рассуждают, дают ответы. Читают стихотворение жалостливо. Читают стихотворение раздражённо. Читают стихотворение удивлённо. - Чтение должно быть выразительным с разными интонациями. | Фронтальная. Индивидуальная. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: - выполнять пробные учебные действия; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - организовать выполнение заданий учителя. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организация формулирования темы и цели урока учащимися. Игра. Беседа. | - Я предлагаю вам поиграть в серьёзную игру. Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете то, что я не назвала. Александр Сергеевич Чуковский Самуил Яковлевич Михалков Носов Эдуард Николаевич Берестов Ирина Петровна Виктор Юзефович - Как вы думаете, почему я предложила вам эту игру? - А как вы думаете, с каким писателем? - Как догадались? - Сегодня мы познакомимся с творчеством одного замечательного детского писателя. И это будет Виктор Драгунский, вы правильно назвали имя нашего сегодняшнего автора. -Какая цель нашего урока? -Какие задачи поставим перед собой? -Молодцы! | Готовятся играть в игру. Слушают задание. -Пушкин. -Корней Иванович. -Маршак. -Сергей Владимирович. -Николай Николаевич. -Успенский. -Валентин Дмитриевич. -Токмакова. -Драгунский. - Будем знакомиться с новым писателем. - В. Драгунский. - Произведения остальных авторов, которых вы называли, мы уже прочитали. - Познакомиться с рассказом В.Драгунского - "Тайное становится явным". - Узнать что-то новое об авторе, познакомиться с произведением, определить жанр, главных героев и главную мысль произведения. Учиться выразительно читать и отвечать на вопросы по содержанию. | Фронтальная. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - планировать свою деятельность на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Работа по новой теме урока. Беседа. Изучение биографии писателя. Словарная работа (чтение трудных слов). | 1.Расширение знаний о жизни и творчестве писателя В. Ю. Драгунского. - Поднимите руку, кто уже слышал фамилию этого писателя. - Скажите, Виктор Драгунский пишет стихи, сказки или рассказы? - А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные? (Показ портрета и биографии на слайде) -Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в американском городе Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москве. После окончания учёбы Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска. У писателя два сына. Это Лёня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. И Денис и Ксения – писатели. - Как зовут самого известного героя рассказов Виктора Драгунского? - Более шестидесяти рассказов написал автор про Денискину жизнь, о его приключениях в школе и дома. Дети читают эти рассказы уже много лет с большим удовольствием. Все истории очень интересные. Стоит только взять книгу, прочитать любой рассказ, и хорошее настроение вам обеспечено. - Прочитайте название рассказа. - А как вы понимаете эти слова? - Что нам надо сделать, чтобы проверить свои предположения? 2. Словарная работа. Чтение трудных слов. (Слова записаны на доске). - Прочитайте первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами. Прочитайте хором. Ста-но-вит-ся-становится. Рас-кром-сал – раскромсал. По-пра-вить-ся–поправиться. Сжи-ма-ет-ся – сжимается. Вы-тал-ки-ва-ет-выталкивает. Об-ра-до-ва-лись– обрадовались. Ми-ли-ци-о-нер– милиционер. Пре-до-став-ля-ет– предоставляет. Ин-тел-ли-гент-ный– интеллигентный. Му-со-ро-про-во-дом– мусоропроводом. Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться | Поднимают руку. -Рассказы. -Смешные. Работают с портретом на слайде. Внимательно слушают биографию, анализируют и запоминают её. -Дениска. Внимательно слушают биографию, анализируют и запоминают её. -«Тайное становится явным». Рассуждают, объясняют, как понимают эти слова. - Познакомиться с рассказом, прочитать его. Слушают задание учителя. Читают слова первый раз по слогам, а затем целыми словами. Читают слова хором. | Фронтальная. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; Коммуникативные: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - принимать и сохранять учебную задачу; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; |
5.Физкультминутка. | Восстановление физических и духовных сил обучающихся. | -Перед чтением рассказа немного отдохнём. Вы, наверное, устали? | Смотрят на учителя, слушают и выполняют движения. | Фронтальная. | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; -самостоятельная оценка правильности выполнения действия. |
6.Первичная проверка понимания. | Работа с рассказом. Чтение по частям. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Беседа. Анализ каждой части рассказа. | 3. Чтение рассказа по частям. а) Чтение по ролям (Дениска и мама). - Что однажды услышал Денис от мамы? - Когда он спросил маму, как она объяснила слова «Все тайное становится явным»? - Как вы думаете, почему эти слова произвели на Дениску такое большое впечатление, что он даже ночью о них думал? - Почему Дениска не хотел есть кашу? - Что ему предложила мама? - Как повел себя мальчик, когда услышал предложение мамы? - Почему ему так сильно захотелось в Кремль? - Подумайте, что может произойти дальше? б) Чтение-разведка 2-й части. - А сейчас вы отправитесь в разведку. А что значит «пойти в разведку»? - Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения. Почему для разведчика так важна тишина, и какие важные сведения может добыть разведчик? - Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. (Чтение второй части про себя). - Что Дениска сделал с кашей? - Почему Дениска с кашей так поступил? - Чем, по-вашему, закончится рассказ? в) Чтение с учителем. 3 и 4 часть. - А теперь мы почитаем вместе. Я начну, а вы продолжите. Слушайте, следите и будьте внимательны. | Читают рассказ по ролям. (2 ученика). -Все тайное становится явным. -Она сказал ему, что это значит то, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание. - Он её не любил. - Поездку в Кремль. - Он обрадовался. - Ему там очень понравилось. Рассуждают, дают ответы. Отвечают на вопрос. Слушают, отвечают. Внимательно слушают задание. Читают 2-ю часть рассказа самостоятельно. -Выбросил её в окно. - Он не хотел есть кашу, но ему очень хотелось в Кремль. -Рассуждают, отвечают. Слушают чтение учителя, внимательно следят. | Фронтальная. Индивидуальная. | Познавательные: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. Регулятивные: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу. |
7. Первичное закрепление. | Словарная работа. Использование полученных знаний для анализа. Анализ рассказа. Подбор синонимов к словам. Итоги. Анализ всего рассказа. | -Сейчас мы с вами будем выполнять словарную работу и продолжим анализ рассказа. -Какого человека называют интеллигентным? (Один из учеников читает значение этого слова.) - Объясните, как вы понимаете слово «клевета»? - Подберите синонимы к этому слову. - Что значит слово «язвительный»? - Подберем синонимы к этому слову. - Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку? - Что произошло потом? - Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет? - По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась? - С чем сравнивает автор мамины глаза? - Почему мама так долго смотрела на сына? - Понял ли он мамины слова? - Почему вы так считаете? 4. Итоги. Анализ всего рассказа. -Кто автор произведения? -Какой жанр произведения? -Как называется произведение? Объясните его смысл. -Какая тема и идея произведения? -Кто главный герой в произведении? -Где происходят события? -Какие герои положительные, а какие отрицательные? Почему? -Как можно охарактеризовать главного героя? -Какие его поступки? -Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным? -Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему? -Как вы думаете, как сложится судьба героев в будущем? -Если бы вы рекомендовали своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения вы бы отметили? | В толковом словарике ищут значение этого слова. - Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры. - Клевета – порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. - Ложь, враньё, выдумка, наговор. - Язвительный – злобно-насмешливый, стремящийся досадить. - Злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый. - Мама похвалила Дениску. - В квартиру вошёл милиционер. - На пострадавшем были остатки каши. - Мамины глаза стали зелёными. -С крыжовником. - Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок. Подводят итоги, полностью анализируют рассказ. -В.Драгунский. -Рассказ. -"Тайное становится явным". Объясняют смысл названия. -Дениска. Рассказывают, какие герои положительные, какие отрицательные, дают им характеристику. Дают оценку поступкам героев. Рассуждают, выявляют, что показалось смешным, а что грустным. Дают разные ответы о том, как сложится судьба героев в будущем. Отмечают основные достоинства произведения. | Фронтальная. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план. Коммуникативные: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - ориентироваться в содержании предмета; - контролировать и корректировать свою деятельность; |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Объяснение домашнего задания. Задания на отработку и закрепление пройденного материала. | -Повторно прочитать рассказ, ответить на вопросы к тексту. Нарисовать иллюстрацию к рассказу. | Внимательно слушают домашнее задание. Записывают его в дневник. | Фронтальная. | Регулятивные: - выделение и осознание того, что нужно усвоить. Коммуникативные: -постановка вопросов, умение слушать. |
9.Рефлексия (Подведение итогов занятия) | Организация самооценки деятельности, осознание изученного алгоритма. Беседа. | - Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения? -Достигли ли мы поставленных задач и цели? - У кого появилось желание познакомиться с другими произведениями Виктора Драгунского? -Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский». -Желаю вам регулярно принимать нравственные витамины. -У вас на столах лежат три яблока из бумаги: красное, желтое, зеленое. -Вам нужно оценить свою деятельность на уроке и сам урок и прикрепить яблоко к дереву, которое у нас висит на доске. -Если вы довольны своей работой и вам понравился урок, прикрепите зеленое яблоко. -Если вы чувствуете, что ваша работа могла быть лучше и урок вам не совсем понравился, то прикрепите желтое яблоко. -Если вы поработали плохо и урок вам не понравился, то красное яблоко. -Молодцы! Спасибо за интересный урок!. | -Нельзя обманывать. -Да, мы достигли поставленных задач и цели. Поднимают руку. Внимательно слушают, запоминают. Слушают учителя. Оценивают свою деятельность на уроке и сам урок, выбирают яблоко, выходят к доске и прикрепляют его на дерево. | Фронтальная. | Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Познавательные: -обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |
19