Урок литературного чтения во 2 классе «В. Драгунский "Тайное становится явным"»

2
0
Материал опубликован 28 March 2023

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2Б.

Программа: УМК "Школа России".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема

В.Драгунский - «Тайное становится явным».

Цель

Познакомиться с рассказом В.Драгунского - "Тайное становится явным".

Задачи

Образовательные:

1) Познакомить обучающихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным».

2) Учить характеризовать героев произведения.

3)Учить определять особенности юмористического произведения.

4) Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.

5) Формировать умение работать с текстом и анализировать его.

Развивающие:

1) Развивать навыки беглого выразительного чтения.

2) Развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

3) Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

Воспитательные:

1) Воспитание норм морали, нравственности через художественное произведение.

2) Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

3) Воспитание усидчивости, взаимоуважения, воспитание умения работать дружно.

Принципы, методы обучения и воспитания

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

Деятельности;

Наглядности;

Систематичности;

Последовательности;

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.

Воспитание через творчество.

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение).

Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования).

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).

Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (Создание ситуации успеха).

Основные понятия, термины

"Тайное становится явным", интеллигентный человек, клевета, язвительный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знания:

знать произведения В.Драгунского;

Умения:

характеризовать героев произведения;

называть особенности юмористического произведения;

восстанавливать текст на основе сюжетных картинок;

составить план рассказа;

решить проблему, поставленную на уроке.

Познавательные УУД

Анализировать книги на выставке;

Восстанавливать причинно- следственные связи в сюжете произведения;

Составлять план и пересказывать текст по плану.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

Контролировать выполнение плана;

Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Формирование и аргументация своего мнения;

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение слушать и понимать речь других;

Умение убеждать и уступать.


Личностные УУД: 

Проявлять интерес к чтению юмористических произведений для детей;

Становление мотивационной основы учебной деятельности;

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально- нравственных норм;

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

Формирование интереса к чтению, читательских компетенций.


Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Интерактивный комплекс; учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л.Ф. Климанова; раздаточный материал.











Ход урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы организации
взаимодействия на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

1.Самоопределение к деятельности. (организационный момент)

Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на работу.

Психологическая гимнастика.

-Я очень рада вас видеть!

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.

-Какое время года наступило?

Покажите как вы тянитесь на солнышке. Оглянулись по сторонам: на деревьях первые маленькие зеленые листочки. Вот заморосил первый весенний дождь, вы подставили свои ладошки и почувствовали его тепло.

Давайте стряхнем капельки дождя с ладоней.. Вот дождь прошел и вы улыбнулись.
Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение?

-Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.


Слушают учителя, настраиваются на урок.

Улыбаются друг другу.



Выполняют психологическую гимнастику.









Отвечают на вопрос.


Включаются в учебную деятельность.

Фронтальная.

Личностные:

-создание условий для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

-настраивать себя на продуктивную работу.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

Выявление уровня знаний.

Речевая разминка.

Работа над стихотворением.

Беседа.

Работа над интонацией.

-Перед вами стихотворение Даниила Хармса, которое называется "Удивительная кошка". (на листочках).

Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

- Прочитайте стихотворение шёпотом.

- Прочитайте стихотворение громко.

- Прочитаем стихотворение вместе.

- А сейчас подумайте, для чего мы выполняли данные упражнения?

- Ребята, а не приходилось ли вам раньше встречаться с этим стихотворением?

- А в реальной жизни кошке понравилось бы вот так на шариках путешествовать?

- Следующее задание: прочитайте стихотворение жалостливо.

- Прочитайте стихотворение раздражённо.

- Прочитайте стихотворение удивлённо.

- Подумайте, ребята, зачем мы читали одно и то же стихотворение разными интонациями?


Внимательно слушают учителя.

















Читают стихотворение шёпотом.


Читают стихотворение громко.

Читают стихотворение хором.

-Эти упражнения развивают быстроту чтения.



- Читали в 1 классе.


Рассуждают, дают ответы.

Читают стихотворение жалостливо.


Читают стихотворение раздражённо.

Читают стихотворение удивлённо.

- Чтение должно быть выразительным с разными интонациями.




Фронтальная.

Индивидуальная.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

- выполнять пробные учебные действия;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- организовать выполнение заданий учителя.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Организация формулирования темы и цели урока учащимися.

Игра.

Беседа.

- Я предлагаю вам поиграть в серьёзную игру. Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете то, что я не назвала.

Александр Сергеевич

Чуковский

Самуил Яковлевич

Михалков

Носов

Эдуард Николаевич

Берестов

Ирина Петровна

Виктор Юзефович

- Как вы думаете, почему я предложила вам эту игру?

- А как вы думаете, с каким писателем?

- Как догадались?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством одного замечательного детского писателя. И это будет Виктор Драгунский, вы правильно назвали имя нашего сегодняшнего автора.

-Какая цель нашего урока?

-Какие задачи поставим перед собой?

-Молодцы!

Готовятся играть в игру.

Слушают задание.





-Пушкин.

-Корней Иванович.

-Маршак.

-Сергей Владимирович.

-Николай Николаевич.

-Успенский.

-Валентин Дмитриевич.

-Токмакова.

-Драгунский.

- Будем знакомиться с новым писателем.


- В. Драгунский.

- Произведения остальных авторов, которых вы называли, мы уже прочитали.





- Познакомиться с рассказом В.Драгунского - "Тайное становится явным".

- Узнать что-то новое об авторе, познакомиться с произведением, определить жанр, главных героев и главную мысль произведения. Учиться выразительно читать и отвечать на вопросы по содержанию.

Фронтальная.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по новой теме урока.

Беседа.

Изучение биографии писателя.

Словарная работа (чтение трудных слов).

1.Расширение знаний о жизни и творчестве писателя В. Ю. Драгунского.

- Поднимите руку, кто уже слышал фамилию этого писателя.

- Скажите, Виктор Драгунский пишет стихи, сказки или рассказы?

- А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

(Показ портрета и биографии на слайде)

-Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в американском городе Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москве. После окончания учёбы Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска. У писателя два сына. Это Лёня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. И Денис и Ксения – писатели.

- Как зовут самого известного героя рассказов Виктора Драгунского?

- Более шестидесяти рассказов написал автор про Денискину жизнь, о его приключениях в школе и дома. Дети читают эти рассказы уже много лет с большим удовольствием. Все истории очень интересные. Стоит только взять книгу, прочитать любой рассказ, и хорошее настроение вам обеспечено.

- Прочитайте название рассказа.

- А как вы понимаете эти слова?

- Что нам надо сделать, чтобы проверить свои предположения?

2. Словарная работа. Чтение трудных слов. (Слова записаны на доске).

- Прочитайте первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами. Прочитайте хором.

Ста-но-вит-ся-становится.

Рас-кром-сал – раскромсал.

По-пра-вить-ся–поправиться.

Сжи-ма-ет-ся – сжимается.

Вы-тал-ки-ва-ет-выталкивает.

Об-ра-до-ва-лись– обрадовались.

Ми-ли-ци-о-нер– милиционер.

Пре-до-став-ля-ет– предоставляет.

Ин-тел-ли-гент-ный– интеллигентный.

Му-со-ро-про-во-дом– мусоропроводом.

Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться






Поднимают руку.



-Рассказы.



-Смешные.

Работают с портретом на слайде.







Внимательно слушают биографию, анализируют и запоминают её.













-Дениска.






Внимательно слушают биографию, анализируют и запоминают её.





-«Тайное становится явным».

Рассуждают, объясняют, как понимают эти слова.

- Познакомиться с рассказом, прочитать его.





Слушают задание учителя.










Читают слова первый раз по слогам, а затем целыми словами.

Читают слова хором.

Фронтальная.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Коммуникативные:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;



5.Физкультминутка.

Восстановление физических и духовных сил обучающихся.

-Перед чтением рассказа немного отдохнём.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.




Смотрят на учителя, слушают и выполняют движения.

Фронтальная.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: 

-осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя;

-самостоятельная оценка правильности выполнения действия.

6.Первичная проверка понимания.

Работа с рассказом.

Чтение по частям.

Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение.

Беседа. Анализ каждой части рассказа.

3. Чтение рассказа по частям.

а) Чтение по ролям (Дениска и мама).

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Когда он спросил маму, как она объяснила слова «Все тайное становится явным»?

- Как вы думаете, почему эти слова произвели на Дениску такое большое впечатление, что он даже ночью о них думал?

- Почему Дениска не хотел есть кашу?

- Что ему предложила мама?

- Как повел себя мальчик, когда услышал предложение мамы?

- Почему ему так сильно захотелось в Кремль?

- Подумайте, что может произойти дальше?

б) Чтение-разведка 2-й части.

- А сейчас вы отправитесь в разведку. А что значит «пойти в разведку»?

- Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения. Почему для разведчика так важна тишина, и какие важные сведения может добыть разведчик?

- Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. (Чтение второй части про себя).

- Что Дениска сделал с кашей?

- Почему Дениска с кашей так поступил?

- Чем, по-вашему, закончится рассказ?

в) Чтение с учителем. 3 и 4 часть.

- А теперь мы почитаем вместе. Я начну, а вы продолжите. Слушайте, следите и будьте внимательны.


Читают рассказ по ролям. (2 ученика).

-Все тайное становится явным.

-Она сказал ему, что это значит то, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание.


- Он её не любил.


- Поездку в Кремль.


- Он обрадовался.


- Ему там очень понравилось.

Рассуждают, дают ответы.



Отвечают на вопрос.





Слушают, отвечают.





Внимательно слушают задание.

Читают 2-ю часть рассказа самостоятельно.



-Выбросил её в окно.

- Он не хотел есть кашу, но ему очень хотелось в Кремль.

-Рассуждают, отвечают.




Слушают чтение учителя, внимательно следят.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Познавательные:

- ориентироваться в содержании предмета;

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Коммуникативные:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Регулятивные:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу.


7. Первичное закрепление.


Словарная работа.

Использование полученных знаний для анализа.

Анализ рассказа.

Подбор синонимов к словам.

Итоги. Анализ всего рассказа.

-Сейчас мы с вами будем выполнять словарную работу и продолжим анализ рассказа.

-Какого человека называют интеллигентным? (Один из учеников читает значение этого слова.)


- Объясните, как вы понимаете слово «клевета»?

- Подберите синонимы к этому слову.


- Что значит слово «язвительный»?


- Подберем синонимы к этому слову.


- Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку?

- Что произошло потом?

- Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

- По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась?

- С чем сравнивает автор мамины глаза?

- Почему мама так долго смотрела на сына?

- Понял ли он мамины слова?

- Почему вы так считаете?

4. Итоги. Анализ всего рассказа.

-Кто автор произведения?

-Какой жанр произведения?

-Как называется произведение? Объясните его смысл.

-Какая тема и идея произведения?

-Кто главный герой в произведении?

-Где происходят события?

-Какие герои положительные, а какие отрицательные? Почему?

-Как можно охарактеризовать главного героя?

-Какие его поступки?

-Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

-Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему?

-Как вы думаете, как сложится судьба героев в будущем?

-Если бы вы рекомендовали своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения вы бы отметили?


В толковом словарике ищут значение этого слова.

- Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

- Клеветапорочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

- Ложь, враньё, выдумка, наговор.

- Язвительный – злобно-насмешливый, стремящийся досадить.

- Злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый.

- Мама похвалила Дениску.

- В квартиру вошёл милиционер.

- На пострадавшем были остатки каши.

- Мамины глаза стали зелёными.

-С крыжовником.

- Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок.

Подводят итоги, полностью анализируют рассказ.

-В.Драгунский.

-Рассказ.

-"Тайное становится явным". Объясняют смысл названия.

-Дениска.

Рассказывают, какие герои положительные, какие отрицательные, дают им характеристику.

Дают оценку поступкам героев.

Рассуждают, выявляют, что показалось смешным, а что грустным.

Дают разные ответы о том, как сложится судьба героев в будущем.

Отмечают основные достоинства произведения.

Фронтальная.

Познавательные:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- ориентироваться в содержании предмета;

- контролировать и корректировать свою деятельность;


8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Объяснение домашнего задания.

Задания на отработку и закрепление пройденного материала.

-Повторно прочитать рассказ, ответить на вопросы к тексту. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Внимательно слушают домашнее задание. Записывают его в дневник.

Фронтальная.

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что нужно усвоить.

Коммуникативные:

-постановка вопросов, умение слушать.

9.Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Организация самооценки деятельности, осознание изученного алгоритма.

Беседа.


- Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения?

-Достигли ли мы поставленных задач и цели?

- У кого появилось желание познакомиться с другими произведениями Виктора Драгунского?

-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».

-Желаю вам регулярно принимать нравственные витамины.

-У вас на столах лежат три яблока из бумаги: красное, желтое, зеленое.

-Вам нужно оценить свою деятельность на уроке и сам урок и прикрепить яблоко к дереву, которое у нас висит на доске.

-Если вы довольны своей работой и вам понравился урок, прикрепите зеленое яблоко.

-Если вы чувствуете, что ваша работа могла быть лучше и урок вам не совсем понравился, то прикрепите желтое яблоко.

-Если вы поработали плохо и урок вам не понравился, то красное яблоко.

-Молодцы! Спасибо за интересный урок!.


-Нельзя обманывать.

-Да, мы достигли поставленных задач и цели.


Поднимают руку.






Внимательно слушают, запоминают.











Слушают учителя.








Оценивают свою деятельность на уроке и сам урок, выбирают яблоко, выходят к доске и прикрепляют его на дерево.

Фронтальная.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные:

-обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.





19


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.