План – конспект к уроку чтения во 2 классе «Герой прозаического произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка»»
План – конспект
урока по литературному чтению
на тему: Герой прозаического произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка»
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Подготовила
Ревенко Марина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№2» г. Льгов
ПРЕДМЕТ: Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»
КЛАСС: 2а
Тема урока: Герой прозаического произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка»
Цель: раскрытие замысла автора в произведении В. Драгунского «Что любит Мишка»
Задачи: познакомиться с новым рассказом В. Драгунского «Что любит Мишка»; учить работать с текстом произведения, оценивать поступки героев, отличать хорошее от плохого; способствовать развитию творческого осмысления произведения; отметить, что богатым человека можно считать, если он обладает способностью мечтать, любить многое и увлекаться многим; формировать у детей опыт сравнения и самоанализа.
Формирование УУД
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании рассказа
Регулятивные УУД: формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять самостоятельность; развивать умение дать оценку своей работы
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; формировать умение аргументировать свой выбор
Познавательные УУД: способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения
Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение», магнитофон, портрет писателя В. Драгунского, слова с характеристиками героев рассказа, карточки для рефлексии.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Настроимся на работу и вперёд за новыми знаниями.
2.Актуализация знаний.
- Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей? (в гости к Барсуку)
- Какую книгу мы увидели в библиотеке гостеприимного Барсука? (книгу В.Драгунского «Денискины Рассказы»)
– Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель? (Рассказы.)
– Докажите.
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? («Что я люблю»)
-Откройте учебники на с. 127, посмотрите на обозначения и определите, чем будем заниматься сегодня на уроке.
- С каким произведением познакомимся? (В. Драгунский «Что любит Мишка»)
– Эпиграфом нашего урока является русская пословица «Не хлебом единым сыт человек» - О том, как вы понимаете эти слова, мы поговорим позже
4.Проверка домашнего задания.
- Как зовут главного героя рассказов Драгунского? (Дениска) - Что же Дениска любит больше всего? О чем же мечтает Дениска?
У каждого разные вкусы И в жизни свои мечты. Дениска много что любит, А что, расскажи, любишь ты?
- Расскажите, а что вы любите?
- Давайте вспомним, какую характеристику мы дали Дениске на прошлом уроке?
Дениска: Добрый, веселый, любит семью, любит животных, мечтатель, увлекается разными занятиями, богатый внутренний мир, - Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым? Обоснуйте свою точку зрения. - Что такое настоящее богатство? Заслушать мнения детей – (Настоящее богатство – это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить.)
5. Знакомство с новым произведением
- Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ. Будем учиться давать характеристику главным героям, понимать их чувства и поступки. А поможет нам опять В. Драгунский и его рассказ, который мы будем сегодня читать. – Как он называется?
- Кто знает, кто такой Мишка? - На уроке мы поближе познакомимся с Мишкой.
Денис Кораблёв – отличный мальчишка. Он любит родных, он любит зверей. И есть у Дениски дружок его Мишка, Теперь про него прочитаем скорей.
- Послушаем этот рассказ. Мне помогут ребята. Все готовы?
Чтение рассказа учителем и учащимися.
6.Работа по содержанию
а) – Понравился ли вам рассказ? – Какое настроение вызвал? – А что именно вызвало такое настроение? – Почему? - От чьего лица ведётся повествование?
Бывают произведения, написанные автором, не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “я”. Перед нами именно такое произведение, где повествование ведет не автор, а герой – рассказчик
б). Выявление первичных версий по тексту.
- В чём смысл рассказа? Версии детей. - Давайте попробуем разобраться, каков смысл этого произведения. Чтобы понять смысл, нам надо выявить, а что хотел нам этим рассказом сказать автор. – Назовите героев этого произведения. – О чём они вели разговор? – Кто первым рассказал о том, что он любит? – Что же любит Борис Сергеевич? (Музыку Фредерика Шопена.) – Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? – Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом – Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.) – Как автор относится к Борису Сергеевичу?
в). – А вы любите слушать музыку? Приходилось ли вам слушать Шопена? – Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка». – Что вы представляете себе под эту музыку?
Звучит музыкальное произведение.
– Кому понравилось это музыкальное произведение? – Что вы увидели? – Что вы услышали? – Какие чувства у вас возникли? – Поделитесь впечатлениями.
– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.
7. Физ. минутка.
Поднимите руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть
8. Продолжение работы по теме урока.
а) - Что любит Дениска? - Еще раз глазами просмотрите текст и постарайтесь ответить, что сказал учитель про Дениску? Докажите словами из текста. - Ишь! А я и не знал, честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка – любишь как много! Целый мир!
- Как вы это понимаете? - Как это характеризует Дениску? - Какими словами мы можем дополнить характеристику, данную нами Дениске на прошлом уроке. (Любит целый мир.)
– Почему Мишка вмешался в разговор? – Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. А я ещё больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!! - Что вы заметили? (!!!) – Для чего? (Чтобы показать, как сильно обижен Мишка) – Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся, учитель похвалил Дениску, а Мишка обиделся) – Подберите синоним к слову “надулся”
– Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”? – Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? – Понравился ли вам список того, что любит Мишка? - Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами.
Дениска целый мир Мишка разные разности
– Как, одним словом сказать? (Продукты.) – Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.) – Выберите слово, которое характеризует Мишку. – Чем же отличаются герои?
– Чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы.) – Вспомните, за что похвалил Борис Сергеевич Дениску. (За богатый внутренний мир, за разносторонние увлечения, любит «целый мир»). – А почему он не похвалил Мишку? – Найдите в рассказе, как учитель несколькими словами сказал о том, что любит Мишка. (Это целый продуктовый магазин) – На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)
– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.) – А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.) – Почему Мишке стало стыдно? – Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное. – Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
-Каким вы представляете себе Мишку? (обидчив, ревнив – это детская реакция: он ещё не вырос настолько, чтобы любить окружающий мир по-настоящему) - Одинаковые ли характеры героев? – Какой совет вы бы дали Мишке?
б.) Проблемные вопросы.
- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением. (Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
в.) Работа в парах - Маша и Миша тоже вместе с нами прочитали этот рассказ. Давайте познакомимся с их мнениями. Прочитайте в парах разговор Маши и Миши друг другу (вполголоса, распределите, кто читает за Машу, а кто за Мишу) Заслушать несколько пар.
- Послушаем, что говорит Миша? - Какой обжора этот Мишка. Почти ничего не любит, кроме еды. - А Маша? - Да нет же! Мишке стало обидно, что Дениску похвалили…
- А вы как думаете? Кто прав Маша или Миша? Заслушать мнения детей - Прочитайте, что говорит Барсук о Дениске. - Можете пояснить слова Барсука. - А что спросил Миша? Почему он перечислил именно этих животных? ( Это как раз те животные, о которых так мечтает Дениска?) - Чем же богат Дениска? - Как ты ответишь Мише? - Что же такое настоящее богатство? (Любить многое, увлекаться разными занятиями, мечтать и фантазировать, иметь богатый внутренний мир.)
9. Закрепление знания содержания. Динамический момент.
- В «Денискиных рассказах» очень много замечательных иллюстраций, которые помогают нам лучше представить то, о чем говорится в произведении. Художники, которые иллюстрировали рассказы В.Драгунского тоже должны были представить себе главных героев. Посмотрите, как выглядят Дениска и Мишка у художника.
-Можно по внешнему виду определить, кто есть кто? - Как догадались?
10. Итог урока.
– Мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока. С древних времён бытует выражение: «Не хлебом единым жив человек». - Как вы понимаете эту пословицу? – В каком смысле используется слово «хлеб»? (вся еда) – А что же ещё, помимо еды, нужно человеку в жизни? ( Любовь, родные, друзья, увлечения) - Эта пословица является главной мыслью нашего рассказа. – Достигли ли мы целей урока?
11. Рефлексия.
– Было ли вам интересно на уроке? – Кто доволен собой? – Оцените себя. Самооценка. (Карточки)
– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.
Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
Читая произведения, я испытывал…
Особенно меня тронуло…
12..Домашнее задание.
– Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».
Литература:
Чуракова, Н. А. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 кл. : метод. пособие / – Изд. 2-е, испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2007.
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 2 кл. : учебник : в 2 ч. / – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Захарова В.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 кл. / Москва «ВАКО» 2012г.