План – конспект к уроку чтения во 2 классе «Герой прозаического произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка»»

2
0
Материал опубликован 19 November 2017

План – конспект

урока по литературному чтению

на тему: Герой прозаического произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка»

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»


 


 


 


 


 


 


 


 

                                                                                          Подготовила

Ревенко Марина Васильевна 

 учитель начальных классов  

МБОУ «СОШ№2» г. Льгов


 


 


 


 


 


 

ПРЕДМЕТ: Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»

КЛАСС:

Тема урока: Герой прозаического произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка»

Цель: раскрытие замысла автора в произведении В. Драгунского «Что любит Мишка»

Задачи: познакомиться с новым рассказом В. Драгунского «Что любит Мишка»; учить работать с текстом произведения, оценивать поступки героев, отличать хорошее от плохого; способствовать развитию творческого осмысления произведения; отметить, что богатым человека можно считать, если он обладает способностью мечтать, любить многое и увлекаться многим; формировать у детей опыт сравнения и самоанализа.

Формирование УУД

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании рассказа

Регулятивные УУД: формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять самостоятельность; развивать умение дать оценку своей работы

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; формировать умение аргументировать свой выбор

Познавательные УУД: способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение», магнитофон, портрет писателя В. Драгунского, слова с характеристиками героев рассказа, карточки для рефлексии.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Настроимся на работу и вперёд за новыми знаниями.

2.Актуализация знаний.

- Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей? (в гости к Барсуку)

- Какую книгу мы увидели в библиотеке гостеприимного Барсука? (книгу В.Драгунского «Денискины Рассказы»)

– Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель? (Рассказы.)

– Докажите.

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? («Что я люблю»)

-Откройте учебники на с. 127, посмотрите на обозначения и определите, чем будем заниматься сегодня на уроке.

- С каким произведением познакомимся? (В. Драгунский «Что любит Мишка»)

– Эпиграфом нашего урока является русская пословица «Не хлебом единым сыт человек» - О том, как вы понимаете эти слова, мы поговорим позже

4.Проверка домашнего задания.

- Как зовут главного героя рассказов Драгунского? (Дениска) - Что же Дениска любит больше всего? О чем же мечтает Дениска?

У каждого разные вкусы И в жизни свои мечты. Дениска много что любит, А что, расскажи, любишь ты?

- Расскажите, а что вы любите?

- Давайте вспомним, какую характеристику мы дали Дениске на прошлом уроке?

Дениска: Добрый, веселый, любит семью, любит животных, мечтатель, увлекается разными занятиями, богатый внутренний мир, - Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым? Обоснуйте свою точку зрения. - Что такое настоящее богатство? Заслушать мнения детей – (Настоящее богатство – это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить.)

5. Знакомство с новым произведением

- Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ. Будем учиться давать характеристику главным героям, понимать их чувства и поступки. А поможет нам опять В. Драгунский и его рассказ, который мы будем сегодня читать. – Как он называется?

- Кто знает, кто такой Мишка? - На уроке мы поближе познакомимся с Мишкой.

Денис Кораблёв – отличный мальчишка. Он любит родных, он любит зверей. И есть у Дениски дружок его Мишка, Теперь про него прочитаем скорей.

- Послушаем этот рассказ. Мне помогут ребята. Все готовы?

Чтение рассказа учителем и учащимися.

6.Работа по содержанию

а) – Понравился ли вам рассказ? – Какое настроение вызвал? – А что именно вызвало такое настроение? – Почему? - От чьего лица ведётся повествование?

Бывают произведения, написанные автором, не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “я”. Перед нами именно такое произведение, где повествование ведет не автор, а герой – рассказчик

б). Выявление первичных версий по тексту.

- В чём смысл рассказа? Версии детей. - Давайте попробуем разобраться, каков смысл этого произведения. Чтобы понять смысл, нам надо выявить, а что хотел нам этим рассказом сказать автор. – Назовите героев этого произведения. – О чём они вели разговор? – Кто первым рассказал о том, что он любит? – Что же любит Борис Сергеевич? (Музыку Фредерика Шопена.) – Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? – Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом – Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.) – Как автор относится к Борису Сергеевичу?

в). – А вы любите слушать музыку? Приходилось ли вам слушать Шопена? – Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка». – Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение? – Что вы увидели? – Что вы услышали? – Какие чувства у вас возникли? – Поделитесь впечатлениями.

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

7. Физ. минутка.

Поднимите руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть

8. Продолжение работы по теме урока.

а) - Что любит Дениска? - Еще раз глазами просмотрите текст и постарайтесь ответить, что сказал учитель про Дениску? Докажите словами из текста. - Ишь! А я и не знал, честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка – любишь как много! Целый мир!

- Как вы это понимаете? - Как это характеризует Дениску? - Какими словами мы можем дополнить характеристику, данную нами Дениске на прошлом уроке. (Любит целый мир.)

– Почему Мишка вмешался в разговор? – Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. А я ещё больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!! - Что вы заметили? (!!!) – Для чего? (Чтобы показать, как сильно обижен Мишка) – Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся, учитель похвалил Дениску, а Мишка обиделся) – Подберите синоним к слову “надулся”

– Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”? – Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? – Понравился ли вам список того, что любит Мишка? - Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами.

Дениска целый мир Мишка разные разности

– Как, одним словом сказать? (Продукты.) – Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.) – Выберите слово, которое характеризует Мишку. – Чем же отличаются герои?

– Чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы.) – Вспомните, за что похвалил Борис Сергеевич Дениску. (За богатый внутренний мир, за разносторонние увлечения, любит «целый мир»). – А почему он не похвалил Мишку? – Найдите в рассказе, как учитель несколькими словами сказал о том, что любит Мишка. (Это целый продуктовый магазин) – На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)

– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.) – А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.) – Почему Мишке стало стыдно? – Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное. – Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?

-Каким вы представляете себе Мишку? (обидчив, ревнив – это детская реакция: он ещё не вырос настолько, чтобы любить окружающий мир по-настоящему) - Одинаковые ли характеры героев? – Какой совет вы бы дали Мишке?

б.) Проблемные вопросы.

- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением. (Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)

в.) Работа в парах - Маша и Миша тоже вместе с нами прочитали этот рассказ. Давайте познакомимся с их мнениями. Прочитайте в парах разговор Маши и Миши друг другу (вполголоса, распределите, кто читает за Машу, а кто за Мишу) Заслушать несколько пар.

- Послушаем, что говорит Миша? - Какой обжора этот Мишка. Почти ничего не любит, кроме еды. - А Маша? - Да нет же! Мишке стало обидно, что Дениску похвалили…

- А вы как думаете? Кто прав Маша или Миша? Заслушать мнения детей - Прочитайте, что говорит Барсук о Дениске. - Можете пояснить слова Барсука. - А что спросил Миша? Почему он перечислил именно этих животных? ( Это как раз те животные, о которых так мечтает Дениска?) - Чем же богат Дениска? - Как ты ответишь Мише? - Что же такое настоящее богатство? (Любить многое, увлекаться разными занятиями, мечтать и фантазировать, иметь богатый внутренний мир.)

9. Закрепление знания содержания. Динамический момент.

- В «Денискиных рассказах» очень много замечательных иллюстраций, которые помогают нам лучше представить то, о чем говорится в произведении. Художники, которые иллюстрировали рассказы В.Драгунского тоже должны были представить себе главных героев. Посмотрите, как выглядят Дениска и Мишка у художника.

-Можно по внешнему виду определить, кто есть кто? - Как догадались?

10. Итог урока.

– Мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока. С древних времён бытует выражение: «Не хлебом единым жив человек». - Как вы понимаете эту пословицу? – В каком смысле используется слово «хлеб»? (вся еда) – А что же ещё, помимо еды, нужно человеку в жизни? ( Любовь, родные, друзья, увлечения) - Эта пословица является главной мыслью нашего рассказа. – Достигли ли мы целей урока?

11. Рефлексия.

– Было ли вам интересно на уроке? – Кто доволен собой? – Оцените себя. Самооценка. (Карточки)

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

Читая произведения, я испытывал…

Особенно меня тронуло…

12..Домашнее задание.

– Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Литература:

Чуракова, Н. А. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 кл. : метод. пособие / – Изд. 2-е, испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2007.

Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 2 кл. : учебник : в 2 ч. / – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Захарова В.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 кл. / Москва «ВАКО» 2012г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации