12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана167
Россия, Мордовия респ., Саранск

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе

В.Драгунский «Тайное становится явным»


 

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»;

-характеризовать героев произведения;

-восстанавливать текст на основе цитатного и картинного плана.

Метапредметные:

-анализировать произведение;

-составление плана и пересказ.

Личностные:

-проявлять интерес к чтению;

-понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека.

Методы и технологии: технология обучения в сотрудничестве, фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, авт.Р.Н.Бунеев, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи, выставка книг В.Драгунского.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

-Наступила весна. Светит солнышко. Оно дарит нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.

Солнце радостно проснулось, 
Осторожно потянулось, 
Лучикам пора вставать, 
И урок наш начинать.

-Хорошего настроения вам, дети и уважаемые гости на урок литературного чтения.

II.Речевая разминка

Пословица :«Нет хуже удела, чем быть не у дела»

- Прочитайте медленно вслух;

- Прочитайте с утвердительной интонацией;

- Прочитайте вопросительно;

- Прочитайте только до запятой, используя логическое ударение на каждое слово;

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

III. Актуализация необходимых знаний 

Викторина «Узнай произведение»

1). «Я прямо с ботинками влез в папины сапоги. Оказалось, что бахилы доходят мне чуть не до подмышек. Я попробовал в них походить. Ничего, довольно, неудобно. Зато здорово блестят». (В.Драгунский «Кот в сапогах)

2) «Во-первых, я представляю себе, как бы маме понравилась такая история, что я хожу и командую ею, как хочу, да и папе, небось, тоже бы понравилась, а о бабушке и говорить нечего». (В.Драгунский «…БЫ»)

3) «Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах кость. И тихо так, вежливо, положил, перед Дымкой». (В.Драгунский «Дымка и Антон»)

4) «И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы» (В.Драгунский «Девочка на шаре»)

-Что объединяет все эти произведения? ( автор)

- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

- Верно рассказы и все они разные.

-Что знаете о творчестве В.Драгунского?

- Чем занимался в юности? (Он организовывал небольшие группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.)

-Что придумывал Виктор? (придумывал весёлый и умный текст для клоунов, сценки, песни)

-Сколько лет было Драгунскому, когда вышли его книжки??

(В. Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей.)

Итог: Драгунский родился в Нью-Иорке, а когда ему было 12 лет, семья переехала в Москву. Он рано начал работать. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк. Ему больше всего хотелось быть клоуном. Он автор серии произведений «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Сына Драгунского тоже зовут Дениской.

IV.Постановка темы и цели урока

-Когда слышите имя В.Драгунского какие слова сразу приходят вам на ум?

( изумление, веселье, радость, Дениска)

-Хотели бы вы продолжить этот список слов после прочтения рассказа «Девочка на шаре), с которым мы познакомились на прошлом уроке.

-Какими словами? ( взаимопонимание, счастье, родители и дети)

-Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор этим рассказом?

-Случайно ли Дениска хотел пойти с папой в цирк?

-Чувствовал ли он его поддержку? В чем это проявлялось?

-Дениска считает себя счастливым, ведь его понимают. А как вы понимаете слова «Счастье - это когда тебя понимают».

-Вы согласны с этими словами?

-А вы можете сказать, что вас понимают?

-Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством В.Драгунского.

-А эпиграфом к уроку будут слова М.Сервантеса. Прочитаем:

«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

-Как понимаете эти слова?

-Прочитаем название рассказа. Созвучно ли оно со словами Сервантеса? Чем?

V. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

1.Работа до чтения

-Как думаете, кто будет главным героем?

-Как понимаете слово явным? Подберите синонимы к этому слову.

( Известный, доступный)

-Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

-Что видите? Что необычного?

-Как думаете о чем пойдет речь в рассказе?

2. Работа с текстом во время чтения.

 

1. Первичное чтение рассказа (про себя).

 

2. Выявление первичного восприятия.

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Почему было смешно?

3.Повторное чтение рассказа вслух по частям.

Беседа после чтения каждой части.

1 часть

-Что узнаем о Дениске?

-Какую хитрость придумал, чтобы съесть яйцо?
-Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?  

2 часть

-«Вылитый кощей »- в каких произведениях В.Драгунского мы встречаем эти слова?

-Зачем мама заставляла сына съесть кашу?

 Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?

- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?

- Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

- Какое событие послужило завязкой части? (Мама пообещала Дениске взять его в Кремль, если он съест всю кашу.)

- Почему именно в Кремль  пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность? Зачитайте. 3часть

- Что говорит нам предложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».

- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

-Почему же Дениска так говорит о каше?  (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

- Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?

-Задумал ли он это с самого начала?

- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное,  потерял сознание).

-У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

-Что вы чувствовали в этот момент?

-От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

- хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище.

- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».

- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).

- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние,  мы не контролируем свои поступки).

-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).

Физминутка.  (дети жестами и мимикой изображают процесс «усовершенствования» каши и «выбрасывают» в  воображаемое окно).

4 часть до конца.

  -  Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

  -  Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).

- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).

-  О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?

-Как вы об этом узнали?

Подберите синонимы к слову клеветать.

Какого человека называют интеллигентным? (Культурного, образованного, воспитанного.)

Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера.

Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер». Как это – язвительно? (Злобно, насмешливо.)

Как изменилось настроение у Дениски?

 -  Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?   Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)

-Хорошо ли Дениска знал свою маму?

-Какие слова это доказывают? (…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)

-Как менялось настроение мамы?

- Почему мама не ругала сына?

-Что Дениска сказал маме? Прочитайте.

-Почему она так долго на него смотрела?

-Какие чувства она испытывала?

-Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?

3.Работа после чтения

-Каков он Дениска? (озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы)

-Как думаете, какой получится из него человек?

-Какая проблема опять волнует В.Драгунского? ( взаимопонимание)

-Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней.

VI. Работа в парах.

1.Составление цитатного плана к рассказу.

-Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«А я остался с кашей наедине».

Какой это план? (Цитатный.) Последовательно ли он составлен?

Определите последовательность.

- Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на план? ( Нет, нет начала.)

-Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке? Выберите цитату.

2.Работа с пословицами.

-К какому отрывку рассказа соответствует пословица?

-Как ее понимаете?

1).Игра не доводит до добра.

2)Кашу вари, да еще и в рот положи.

3)Сначала думай, а потом делай.

4)Шила в мешке не утаишь.

-Какой пословицей можно было бы озаглавить рассказ?

VII. Итог урока.

- Почему тайное стало явным?

Начали урок с мудрости «Нет хуже удела, чем быть не удела».

-Вы согласны с этим?

-Нашим уроком мы подтвердили это? Как?

-Что узнали? Что понравилось?

-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».

- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

VIII. Рефлексия

t1663781705aa.gift1663781705ab.gift1663781705ac.gifЧто мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание: читать по ролям рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным».


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.