План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Произведения А.С. Пушкина»
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учителя |
Действия учеников |
Используемый материал на уроке |
Мотивирование на учебную деятельность
Тема
Введение в тему
Региональный компонент
игра «Рыбак» Характеристика героев – персонажей сказки
Постановка проблемы
Коррекция
Работа по учебнику
Физминутка
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний работа в тетради
Рефлексия учебной деятельности
Оценивание
Объяснение домашнего задания |
Посмотрите на оформление доски. - Кто сможет сказать, какая тема нашего сегодняшнего урока чтения? Сегодня заключительный урок по произведениям А.С. Пушкина
Давайте вспомним, то, что мы знаем о поэте.
-Где родился поэт? -когда родился? - Почему в детстве Саша Пушкин писал стихи по –французски?
-Молодцы. Теперь послушаем рассказы ребят, которые подготовили сообщения о родителях А.С.Пушкина
Учитель обобщает, рассказанное детьми, и показывает фотографии портретов родных Пушкина.
Летом Саша отдыхал у бабушки в селе Захарове. Очень любил слушать семейные предания, которые она рассказывала, и которыми в дальнейшем Пушкин очень дорожил.
- _Кто изображен на слайде? (Няня)
Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня - Арина Родионовна Яковлева. Простая крестьянка из деревни Кобрино под Санкт-Петербургом. Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. В творчестве Пушкина особое место занимают сказки.
А.С.Пушкин написал 5 сказок и сказочную поэму «Руслан и Людмила» и мы их знаем и любим с детства.
Посмотрите на доску. Все ли сказки представлены? Какой нет?
Именно с этой сказкой мы с вами знакомились. К сегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки.
Это дерево дуб. В каком произведении Пушкина мы его встречали?
Вопросы на дубе: Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке). С чем первый раз пришёл невод? (С тиной). Что ела за столом старуха-царица? (Пряник). Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? -Что старик закидывал в море? (невод) Сколько лет рыбачил старик до того, как поймал золотую рыбку?
- А если бы старик закинул невод в нашу Печору, чтоб он мог поймать? (рыбу хариус, сёмга, чир, нельма, омуль, сиг, щука, окунь, ряпушка, налим, ёрш, елец)
Мы в игре будем пользоваться удочкой. - Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают. (прочитайте молча слова- помощники на доске) ( на доске карточки со словами: доброта, скромность, послушание, жестокость, смирение, ворчливость, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость, безволие, безответность) - Почему вы так считаете? - Кто из героев вам больше нравится? Почему? - Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. - Случается ли такое в жизни? - В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
Вспомните, как заканчивается сказка? (прочитайте с. 100)
Заслужили ли старики снова разбитое корыто и старую землянку. Почему?
-А какой еще персонаж есть в сказке?
-Чьё настроение отражает море?
- Приведите примеры словами сказки, как менялось море. (можно смотреть в тетрадь)
- Почему у рыбки каждый раз менялось настроение? На что она сердилась?
Почему же рыбка сразу не отказалась исполнять желания?
И, тем не менее, последнее желание старухи рыбка не исполнила, почему?
Вспомните, какие желания были у старухи?
Задание: расположите желания старухи в нужном порядке.
Проведем глазами как волнуется море, потом сделаем те-же движения головой (используя таблицу)
работа в тетради С. 36 рассмотри иллюстриции. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.
С.37 Каких эпизодов не хватает? Запиши все в нужном порядке.
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? -Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка? (у каждого ученика нарисованная рыбка, сделанная на уроке технологии) - Ребята, у каждого из вас на парте есть золотая рыбка. Я предлагаю вам взять рыбку в руки и загадать ваше самое заветное желание. - Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
Надеюсь сегодня на уроке у нас никто не остался у разбитого корыта!
Пушкину принадлежат слова: «… сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам, урок..». Чему учит эта сказка?
Спасибо за урок. Оценки.
Д.З : Выучить наизусть понравившийся фрагмент сказки.
|
Урок по произведениям А.С. Пушкина
Родился в Москве 6 июня 1799 году. В семье говорили по-французски.
Сообщения учащихся: Мама Надежда Осиповна и папа Сергей Львович ( поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.
Она всю жизнь прослужила у Пушкиных и умерла в возрасте 70 лет в доме сестры Ольги Сергеевны в 1828 году.
У Пушкина был воспитатель (дядька) Никита Тимофеевич Козлов.
Сказки о рыбаке и рыбке.
Выставка детских рисунков.
Ученики снимают листочки и отвечают на вопросы.
Ученик вылавливает рыбу, на обратной стороне которой написан герой или персонаж сказки. Дает ему характеристику при помощи слов на доске.
На доске появляется запись: Старуха : жестокость, ворчливость, жадность, скупость Старик: скромность, послушание, смирение, бескорыстность, безволие, безответственность. Золотая рыбка: доброта, вежливость, отзывчивость.
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.)
Старуху наказали за жадность, а старика за безволие.
Описание моря
Золотой рыбки.
Разыгралось синее море… Помутилося синее море…. Не спокойно синее море… Почернело синее море… На море чёрная буря…
Рыбка сердилась на старуху, которая каждый раз придумывала новые желания.
Она дала обещание старику откупиться, чем он пожелает. И ей было жаль старика.
Старуха оказалась злой и жадной, она захотела управлять всем миром и даже рыбкой, которая исполняла её желания. Старик оказался слабым, бесхарактерным. Он не смог справиться со своей женой, и рыбка перестала его жалеть и даже не ответила на последнюю просьбу.
Корыто Изба Быть столбовою дворянкой Быть царицей Быть владычицей морскою
Работа в тетеради 1. Старик закинул в море невод.
1. Старик закинул в море невод. 2. Старик с золотой рыбкой. 3. У старухи новое корыто. 4. Перед стариком изба со светёлкой. 5. На крыльце высокого терема стоит старуха.
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря) Оцените свою работу на уроке: -Если вы оцениваете высоко, значит и рыбку крепите на поверхности моря, если что-то на уроке было не понятно – крепим на середине Ну а если думаете, что работали плохо и с урока ничего интересного не узнали – крепим рыбку на дно.
Не быть жадным, завистливым. Добиваться всего самому, а не получить всё готовое.
|
Книги Пушкина, его портрет.
Портреты мамы, папы и бабушки А.С. Пушкина
Фото Н.Т. Козлова
Фото памятника поэту в Москве
Книги, у которых на обложке изображены сказки Пушкина
Рисунки учеников
Дуб с листочками-вопросами
Удочка и рыбки.
карточки
Учебник с.100
Таблицы Базарного
Рабочая тетрадь с. 36-37
Море из ткани на доске, самодельные рыбки
|