Доклад на тему: «Музыкотерапия на уроках изобразительного искусства»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа п. Прудовой
Екатериновского района Саратовской области
Доклад на тему:
« Музыкотерапия на уроках изобразительного искусства ».
Выполнил учитель начальных классов: Долгова Е.В.
2018-2019 уч.год
Музыкотерапия на уроках изобразительного искусства.
В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей.
Работая в общеобразовательной школе, замечаю, что детей с нарушениями в личностной сфере, требующих особого внимания, становится больше. Поэтому на своих уроках изобразительного искусства начала использовать музыку (музыкотерапию).
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой», которая используется для развития умственных способностей у детей и как профилактику нервно – психических заболеваний. Музыка «возбуждает» творческие области мозга и наполняет их энергией. Подтверждено, что музыка помогает в обучении: чтении, концентрации внимания и улучшении памяти.
Положительное влияние музыки на здоровье человека известно еще с древних времен.
Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас.
Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Платон, Плутарх. Аристотель считал музыку не только средством лечения, но и очищения души. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.
Педагог Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека: «Воспитание музыкой – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
«Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства», – высказывал свою мысль советский композитор Д.Д.Шостакович.
Сегодня музыкальную терапию в более-менее широких масштабах используют практически во всех странах Западной Европы. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов; влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — самый могущественный источник энергий, которые влияют на эмоциональный мир человека.
В начале ХХ века психоневролог В.М.Бехтерев на основе своих исследований сделал вывод, что детям полезно слушать классическую и народную музыку.
Классическая музыка обогащает человека эмоционально и интеллектуально, наполняет положительной энергией, формирует оптимистическое мироощущение, дает уверенность, созидает личность человека, утверждает его достоинство и самоценность.
Благозвучное сочетание звуков положительно воздействует на организм человека, успокаивает, стабилизирует его внутреннее состояние, нервную систему и тем самым оказывает лечебное воздействие. Это музыка И.С.Баха, Г.Генделя, Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Э.Грига, М.Глинки, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Рахманинова и многих других композиторов. При этом следует отметить, что образы одиночества, безысходности звучат во многих произведениях Ф.Шуберта, М.Мусоргского, А.Шенберга и других композиторов. Поэтому необходимо тщательно отбирать музыку для оздоровительных целей, учитывая индивидуальные особенности слушателя (если это возможно), или исходить из объективных особенностей музыки. Она должна вселять уверенность, оптимизм, утверждать радость и красоту жизни, располагать к светлому, спокойному сосредоточению и размышлению.
Народная музыка (кроме драматических, трагических песен, плачей) тоже помогает человеку успокоиться, прикоснувшись к родным истокам, к корням своего народа. Она помогает наполниться народной мудростью, силой, полнокровным ощущением жизни во всей ее полноте и связи с огромным миром природы.
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) основана на прослушивание музыки.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
На уроках изобразительного искусства в основном используется интегративная музыкотерапия. Это и веселые приветствия в начале урока, и рассказ - беседа под музыку, и движения, и рисование под музыку.
Предложенная интегративная музыкотерапия направлена на преодоление у школьников таких отрицательных личностных характеристик, как комплекс вины, завышенная самооценка, неуверенность в себе, внешняя и внутренняя агрессия, страхи, повышенная тревожность, негативное отношение к окружающим. Направлена на снятие напряжения после долгого сидения, на создание благоприятных условий в которых повышается внимание детей и улучшается восприятие учебного материала, направлена на снятие нервно-психического напряжения, внутреннего напряжения через наслаждение красотой звуков и собственного движения под музыку.
Применяя элементы музыкотерапии, наблюдаются положительные результаты: обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, усиливается вовлеченность детей в процесс работы, лучше усваивается учебный материал; наблюдается стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; уменьшение конфликтных ситуаций между учащимися и учителя, сформированность нравственных и эстетических ценностей; стабильность физической и умственной работоспособности.
На моих уроках звучит разная музыка. Выбор музыкальных пьес зависит от типа, формы, темы урока. И от того, что данная группа учащихся предпочитает. Например, на занятиях по декоративно-прикладному искусству чаще всего используется фольклорный материал: песенный и поэтический. Но чаще всего использую музыку Моцарта, т.к. она способствует развитию умственных способностей у детей и рекомендуется при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам. Музыку Брамса – избавляет от усталости. Чайковского - борется с раздражительностью и неврозами. Рекомендуется такая музыка детям, которые плохо спят по ночам.
Музыка может заставить наслаждаться, любоваться красотой мира, а может показать этот мир уродливым и жестоким. Негативное воздействие музыки на человека возможно если человек отвергает то, что не соответствует его возрастным или личным интересам. Возможно также неприятие народной или религиозной музыки другой, чуждой для данного человека культуры вследствие того, что ему не понятны интонации, ритмы этой музыки, чужды духовные, нравственные и эстетические ценности.
Итак, музыка может успокоить или взбодрить, сообщить настроение радости или печали, внушить уверенность или внести сомнение, утвердить в своих силах или спровоцировать состояние отчаяния или депрессии. Поэтому только грамотно, специально подобранная музыка – с определенным характером, настроением, образом, с желаемым типом мелодии, ритма, гармонии, а также исполнением музыки – может оказывать влияние на улучшение самочувствия человека. При соблюдении этих условий музыка становится средством позитивного общения учителя со школьниками, способствует формированию у них чувства собственного достоинства, благотворно действует на развитие гармоничных отношений с окружающим миром, повышает стрессовую устойчивость школьников, формирует жизненный оптимизм и гуманное мировоззрение.
Список используемой литературы:
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? Музыкальная Академия. — 1993 — № 1 — С.178-183
Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков.-К.,1990
Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2002
Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организ¬ма. — М., 1998
Побережная Г. Музыка в детской душе. — К., 2007
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. — М., 1999
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Самооценка психических состояний» Тревожность.(по Айзенку).
Прочитай вопрос. Если у тебя это состояние бывает часто, ответь - ДА, если это состояние бывает, но изредка, ответь - РЕДКО, если совсем не бывает — ответь НЕТ.
1.Не чувствую в себе уверенности.
2.Часто из-за пустяков краснею.
3.Мой сон беспокоен.
4.Легко впадаю в уныние.
5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6.Меня пугают трудности.
7.Люблю копаться в своих недостатках.
8.Меня легко убедить.
9.Я мнительный.
10.Я с трудом переношу время ожидания.
Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов:
За каждый ответ ДА – 2 балла
За каждый ответ РЕДКО – 1 балл
За каждый ответ НЕТ – 0 баллов
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность:
0...7 — не тревожны;
8...14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15...20 баллов — очень тревожны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАТАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Для уменьшения раздражительности:
Бах, Кантата № 2
Бетховен, Лунная соната:
+ Adagio sostenuto
+ Allegretto
+ Presto agitato
Прокофьев, Соната в "ре"
Франк, Симфония ре-минор:
+ Lento, Allegro non troppo
+ Allegretto
+ Allegro non troppo
Против тревоги:
Шопен, Мазурки и прелюдии:
+ Мазурка Op.6 No.1
+ Мазурка Op.6 No.2
+ Мазурка Op.6 No.3
+ Prelude No.2 in C major
+ Prelude No.3 in A minor
+ Prelude No.4 in E minor
+ Prelude No.5 in D major
+ Prelude No.6 in B minor
+ Prelude No.7 in A major
+ Prelude No.8 in F# minor
+ Prelude No.9 in E major
+ Prelude No.10 in C# minor
+ Prelude No.11 in B major
+ Prelude No.12 in G# minor
+ Prelude No.13 in F# major
+ Prelude No.14 in Eb minor
+ Prelude No.15 in Db major
Штраус, Вальсы:
+ Голубой Дунай
+ На прекрасном голубом Дунае
+ Венская кровь
Рубинштейн, Мелодия
Тонизирующие:
И.С.Бах, Прелюдия и фуга ми-минор
Бетховен, Увертюра "Эгмонт"
Чайковский, Шестая симфония, 3 часть
Шопен, Прелюдия, Op.28, № 1
Лист, Венгерская рапсодия № 2,
Успокоительные:
Бетховен, Шестая симфония, 2 часть
Брамс, Колыбельная
Шуберт, Аве Мария
Шуберт, Анданте из квартета
Шопен, Ноктюрн соль-минор
Дебюсси, Свет луны
К.Ф. Бах, Ларго из Органного концерта ре-минор
И.С. Бах, Сицилиана
Х.В. Глюк-И. Брамс, Гавот ля-мажор
Т. Альбинони, Адажио
Против гипертонии эмоционального происхождения, против подозрительности:
Бах, Концерт ре-минор для скрипки
Барток, Соната для фортепиано:
+ Allegro moderato
+ Sostenuto e pesante
+ Allegro molto
Брукнер, Месса ми-минор
Бах, Кантата № 21
Барток, Квартет № 5
Шопен, Ноктюрн ре-минор
Равель, Квартет в "фа"
Против "хронической злобы":
Бах, Итальянский концерт
Гайдн, Симфония
Сибелиус, "Финляндия"
От головной боли:
Бетховен, "Фиделио"
Моцарт, "Дон Жуан"
Лист, Венгерская рапсодия № 1
Хачатурян, Сюита "Маскарад":
+ Вальс
+ Галоп
Гершвин, "Американец в Париже"
Для сопровождения еды:
Барток, Соната для скрипки
Равель, Вальс
Лист, Концерт № 2
Для уменьшения раздражительности: Бах, Кантата № 2 Бетховен, Лунная соната: + Adagio sostenuto + Allegretto + Presto agitato Прокофьев, Соната в "ре" Франк, Симфония ре-минор: + Lento, Allegro non troppo + Allegretto + Allegro non troppo Против тревоги: Шопен, Мазурки и прелюдии: + Мазурка Op.6 No.1 + Мазурка Op.6 No.2 + Мазурка Op.6 No.3 + Prelude No.2 in C major + Prelude No.3 in A minor + Prelude No.4 in E minor + Prelude No.5 in D major + Prelude No.6 in B minor + Prelude No.7 in A major + Prelude No.8 in F# minor + Prelude No.9 in E major + Prelude No.10 in C# minor + Prelude No.11 in B major + Prelude No.12 in G# minor + Prelude No.13 in F# major + Prelude No.14 in Eb minor + Prelude No.15 in Db major Штраус, Вальсы: + Голубой Дунай + На прекрасном голубом Дунае + Венская кровь Рубинштейн, Мелодия Для сопровождения еды: Барток, Соната для скрипки Равель, Вальс Лист, Концерт № 2
|
Тонизирующие: И.С.Бах, Прелюдия и фуга ми-минор Бетховен, Увертюра "Эгмонт" Чайковский, Шестая симфония, 3 часть Шопен, Прелюдия, Op.28, № 1 Лист, Венгерская рапсодия № 2, Успокоительные: Бетховен, Шестая симфония, 2 часть Брамс, Колыбельная Шуберт, Аве Мария Шуберт, Анданте из квартета Шопен, Ноктюрн соль-минор Дебюсси, Свет луны К.Ф. Бах, Ларго из Органного концерта ре-минор И.С. Бах, Сицилиана Х.В. Глюк-И. Брамс, Гавот ля-мажор Т. Альбинони, Адажио Против гипертонии эмоционального происхождения, против подозрительности: Бах, Концерт ре-минор для скрипки Барток, Соната для фортепиано: + Allegro moderato + Sostenuto e pesante + Allegro molto Брукнер, Месса ми-минор Бах, Кантата № 21 Барток, Квартет № 5 Шопен, Ноктюрн ре-минор Равель, Квартет в "фа" Против "хронической злобы": Бах, Итальянский концерт Гайдн, Симфония Сибелиус, "Финляндия" От головной боли: Бетховен, "Фиделио" Моцарт, "Дон Жуан" Лист, Венгерская рапсодия № 1 Хачатурян, Сюита "Маскарад": + Вальс + Галоп Гершвин, "Американец в Париже" |
Рагулина Любовь Давыдовна