Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Искусство Гжели» (5 класс)
Изобразительное искусство 5 класс
Урок №11
Тема: «Искусство Гжели»
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Н.А Горяева под редакцией Б.М. Неменского.
Цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Гжель»
Задачи урока:
личностные:
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей детей;
-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
метапредметные:
-воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;
предметные:
- сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
-осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
-осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».
-cоздавать композицию росписи в процессе практической творческой работы[.2]
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
План урока
1. Орг. момент (2 мин)
2 Введение в тему урока. (2мин)
3. Сообщение темы и цели урока (2мин)
4. Повторение пройденного материала. (2мин)
5.Изучение нового материала. (10 мин)
6.Физкультминутка (2 мин)
6 Практическая работа (20 мин)
7. Рефлексия. Итог урока (5 мин)
Ход урока
1.Организационный этап.
( Проверка готовности учащихся к уроку)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
2.Введение в тему урока.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая ……[3]
(эпиграф записан на доске).
-Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе)
Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (гжель)
(записать в эпиграфе на доске «Гжель»)
- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Гжель)
3.Сообщение темы и цели урока.
-Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о промысле Гжель.
4.Повторение пройденного материала.
- Какие народные промыслы вы знаете? (Городец, Жостово, Дымково, Филимоново, Каргополь, Щепа, Хохлома)
5.Изучение нового материала.
Откуда же появилось это удивительное искусство?
«Легенда о происхождение Гжели»
В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.
Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.
Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. [4]
Так появилась гжель.
-Ребята, хотите попасть в мастерскую Гжелевских мастеров?
-Закройте глаза и представьте, как мы отправляемся в село Гжель, которое находиться в Раменском районе Московской области. И так раз, два, три откройте глазки. Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.
- В чем же секрет сказочной гжелевской посуды? Как же ее делают?
- Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Из какого материала создаются изделия?( фарфор)
- Какие основные цвета в росписи? (белый и синий).
-А почему именно эти цвета?
- А потому что обожжённую заготовку изделия вручную расписывают тёмным кобальтом. Затем изделие окунают в глазурь и вновь ставят в печь. При высокой температуре глазурь становится прозрачной и блестящей, а тёмный кобальт приобретает множество оттенков синего цвета.
-Какой орнамент используют художники? (геометрический, растительный.).
-Гжельская роспись делиться на 3 вида:
1. Растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это . Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза.
2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»).
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.
Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. И мастер мазками рисует какой-либо узор(Продемонстрировать на листе бумаги).
6.Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть[5]
7.Практическая работа.
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. У меня есть набор бумажных тарелочек, но только они белые и непривлекательные. Поможете мне расписать их? Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем толстой кистью широким мазком намечаем рисовать лепестки нашей розы. А дальше мы работаем уже тонкой кистью, этап за этапом.
Во время практической работы учитель делает обходы:
- контролирует организацию рабочего места;
- контролирует правильность выполнения задания;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
8.Итог урока.
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу:
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
Соблюдения приемов росписи
Цветовая гамма картины
Целостность композиции.
- Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)
- Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок:
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
Литература
1.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. : учеб. для общеобразовательного учреждений / Н.А. 2.Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2015.
2.Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.
3. Стихи о Гжели. URL:// www.3ezhika.ru/mamaladushka/risovalki/nezabudkovaya-gzhel/(дата обращения 02.11.2019г.)
4.Легенда о происхождение гжели. URL:// multiurok.ru/files/legendy-i-stikhi-pro-gzhel.html (дата обращения 02.11.2019г.)
5.Физкультминутка. URL:// doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-raz-podnyatsya-podtyanutsya.html(дата обращения 02.11.2019г.)