Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Искусство Гжели» (5 класс)

9
0
Материал опубликован 5 November 2019 в группе

Изобразительное искусство 5 класс

Урок №11

Тема: «Искусство Гжели»

Учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Н.А Горяева под редакцией Б.М. Неменского.

Тема урока: Искусство Гжели

Цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Гжель»

Задачи урока:

личностные:

- создавать условия для   раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

 -работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

метапредметные: 

-воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное  в искусстве народных промыслов и жизни;

предметные:

- сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

-осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

-осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».

-cоздавать композицию росписи в процессе практической творческой работы[.2]

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.



План урока

1. Орг. момент (2 мин)

2 Введение в тему урока. (2мин)

3. Сообщение темы и цели урока (2мин)

4. Повторение пройденного материала. (2мин)

5.Изучение нового материала. (10 мин)

6.Физкультминутка (2 мин)

6 Практическая работа (20 мин)

7. Рефлексия. Итог урока (5 мин)



Ход урока

1.Организационный этап.

( Проверка готовности учащихся к уроку)

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

2.Введение в тему урока.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых!

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпение –

Русская звонкая ……[3]

(эпиграф записан на доске).

-Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе)

Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (гжель)

(записать в эпиграфе на доске «Гжель»)

- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Гжель)

3.Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о промысле Гжель.

4.Повторение пройденного материала.

- Какие народные промыслы вы знаете? (Городец, Жостово, Дымково, Филимоново,  Каргополь, Щепа, Хохлома)

5.Изучение нового материала.

Откуда же появилось это удивительное искусство?      

«Легенда о происхождение Гжели»

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.

Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.

Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. [4]

Так появилась гжель.

-Ребята, хотите попасть в мастерскую Гжелевских мастеров?

-Закройте глаза и представьте, как мы отправляемся в село Гжель, которое находиться в Раменском районе Московской области. И так раз, два, три откройте глазки. Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.

- В чем же секрет сказочной гжелевской посуды? Как же ее делают?

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Из какого материала создаются изделия?( фарфор)

- Какие основные цвета в росписи? (белый и синий). 

-А почему именно эти цвета?

- А потому что обожжённую заготовку изделия вручную расписывают тёмным кобальтом.  Затем изделие окунают в глазурь и вновь ставят в печь. При высокой температуре глазурь становится прозрачной и блестящей, а тёмный кобальт приобретает множество оттенков синего цвета.

-Какой орнамент используют  художники? (геометрический, растительный.).

-Гжельская роспись делиться на 3 вида:

1. Растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это . Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза.

2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.

Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. И мастер мазками рисует какой-либо узор(Продемонстрировать на листе бумаги).



6.Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть[5]



7.Практическая работа.

Ну, вот отдохнули. А теперь за работу.  У меня есть набор бумажных тарелочек, но только они белые и непривлекательные. Поможете мне расписать их? Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем толстой кистью широким мазком намечаем рисовать лепестки нашей розы. А дальше мы работаем уже тонкой кистью, этап за этапом.

Во время практической работы учитель делает обходы:

- контролирует организацию рабочего места;

- контролирует правильность выполнения задания;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.



8.Итог урока.

-Итак, подведем итог нашей работы.

-Закончите фразу:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я научился...

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Критерии)

Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.

Соблюдения приемов росписи

Цветовая гамма картины

Целостность композиции.

 - Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)

-  Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок:

Полезным и интересным?  (небесно-голубой)

Интересным, но бесполезным? (синий)

Полезным, но не интересным (Светло синий)

Бесполезный и не интересный (Темно-синий)

        

Литература

1.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. : учеб. для общеобразовательного учреждений / Н.А. 2.Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2015.

2.Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.

3. Стихи о Гжели. URL:// www.3ezhika.ru/mamaladushka/risovalki/nezabudkovaya-gzhel/(дата обращения 02.11.2019г.)

4.Легенда о происхождение гжели. URL:// multiurok.ru/files/legendy-i-stikhi-pro-gzhel.html (дата обращения 02.11.2019г.)

5.Физкультминутка. URL:// doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-raz-podnyatsya-podtyanutsya.html(дата обращения 02.11.2019г.)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации