12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Картунова Наталия Юрьевна18 |
Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс на тему «Искусство Жостова»
Технологическая карта урока
Предмет: урок «Изобразительное искусство»
Класс: 5 «А»
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Тема четверти: Связь времен в народном искусстве
Тема урока: Искусство Жостова
Тип урока: освоение нового материала
Оборудование:
- ноутбук, телевизор;
- карточки с иллюстрациями росписей;
- презентация по теме.
Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:
Предметные УУД: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма.
Метапредметные :
Познавательные УУД: умение сравнивать и группировать образцы (по изобразительным средствам); умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение работать по предложенному учителем плану; планировать время, работу, и оценивать ее результаты; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД: умение пользоваться языком изобразительного искусства; умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение согласованно работать в группе.
Личностные УУД: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству (к своему и других людей); отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный (3 мин) | Проверка готовности к уроку; Приветствие | Беседа | Фронтальная | Перечисляет материалы необходимые для урока. Показ слайдов – материалы урока - Сколько сказочных мест у России! Городов у России не счесть! Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь! - Сегодня мы с вами снова отправляемся путешествовать по необъятной России. | Самоконтроль готовности | |
Создание проблемной ситуации. Актуализации знаний (работа в группах) 5 мин | Обеспечить актуализацию имеющихся знаний Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний и умений | Работа по карточкам (с иллюстрациями росписей) Работа с иллюстрациями | Групповая Фронтальная, групповая | Организует работу учащихся: -Ребята, давайте вспомним, где мы с вами уже побывали и с какими народными ремёслами познакомились? А помогут вам карточки, которые лежат на столах. Вам нужно определить к какому промыслу они относятся (номер – промысел). Показ слайдов – народные ремёсла Проверяет ответы учащихся, задает вопросы: - Молодцы, вы определили промыслы, их основные особенности. - Но у вас осталась одна карточка, у которой не смогли определить промысел. Показ слайдов – жостовский поднос - Вот уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово. - Как, вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Искусство Жостова) | Работа в группах; группируют образцы по изобразительным средствам; называют промысел. Высказывают свои предположения | Предметные: иметь представление о народных промыслах, их особенностях. Познавательные: умение сравнивать и группировать образцы (по изобразительным средствам); ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: умение согласованно работать в группе; умение слушать и понимать высказывания собеседников. Личностные: отработка навыков самостоятельной и групповой работы. |
Формулирование проблемы (3 мин) | Организовать самостоятельно или с помощью учителя формулирование проблемы и постановку цели | Фронтальная | - О чем бы вы хотели узнать на уроке? -Так, значит, какой возникает вопрос? (как выполняли эти изделия и их художественные особенности?) | Высказывают свои предположения | Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: умение слушать и понимать высказывания собеседников. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 2 мин | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Рассматривание иллюстративного материала | Фронтальная | - Тема нашего урока «Искусство Жостова». Показ слайдов – Искусство Жостова - Это народный художественный промысел росписи на металлических подносах. На сверкающей лаком черной, синей, красной, зеленой поверхности подноса выполнялись цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. | Учащиеся слушают, смотрят иллюстрации, слайды. | Коммуникативные: умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение пользоваться языком изобразительного искусства. Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса; умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. |
Обобщение и систематизация знаний 5 мин | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала | Фронтальная | - У вас на партах лежат макеты подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют? (овальная, круглая, прямоугольная) Показ слайдов – разнообразие форм Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде: -«веночка», -«букета», -«корзинки» Показ слайдов – разнообразие композиций Обрамление по борту подноса! - Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству роспись жостовских подносов. Показ слайдов – этапы работы | Учащиеся смотрят, отвечают Учащиеся смотрят | ||
Физкультминутка 1 мин | Эмоциональная разрядка | Повтор за учителем | Индивидуальная | Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть. Чтобы справиться с заданием Украсить свой поднос Следите за дыханием, Дышите через нос. Наши алые цветки распускают лепестки, | Выполняют движения | |
Применение знаний и умений на практике (продуктивные задания) 15 мин | Обеспечить применение знаний на практике | Работа с опорой на инструкционную карту | Работа по группам | - Приступаем к практическому заданию. (показываю) Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У каждой группы на столе лежит поднос из черного картона, заготовки цветов и листьев, и инструкционная карта. Вам нужно составить цветочную композицию из подготовленных заготовок, затем расписать в стиле Жостово и закрепить элементы композиции на картоне. (работаем в соответствии с инструкционной картой). На работу 15 минут. | Выполняют задание на бумаге | Предметные: уметь использовать полученные знания в работе. Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: умение согласованно работать в группе; умение слушать и понимать высказывания собеседников. Личностные: овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности |
Итог урока. Рефлексия. Дом.задание. Уборка. 10 мин | Обеспечить осознание практической значимости усвоенных знаний и умений; оценить индивидуальные результаты | Беседа | Индивидуальная
Фронтальная | Предлагаю учащимся оценить свою деятельность (заполнить таблицу, поставить баллы за работу каждого в группе), затем оценить выполненную работу в группе (по критериям) 3 мин - Вы закончили свои работы, давайте покажем их друг другу и оценим (выставляют работы, оценивают по критериям-1 человек от группы). Подведем итоги: -Что нового узнали на уроке? -В чем особенности жостовской росписи? -Назовите основные формы подносов? -В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции? Домашнее задание: альбом, гуашь, кисти, баночка, палитра | Оценивание выполненной работы Подводят итоги, делают выводы | Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные: умение отличать верно выполненное задание от неверного; взаимооценка; взаимоконтроль, самооценка. Коммуникативные: умение слушать и понимать высказывания собеседников. Личностные: воспитание уважительного отношения к творчеству (к своему и других людей) |