12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства»

             Бычкова Елена Анатольевна

Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»

       Иркутская область .г.Братска



                                   Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология на науке.

С искусства все начинается, технологией заканчивается…

(В.П. Беспалько)

Аннотация: В статье представлены проектные технологии и проектные темы на уроках изобразительного искусства, методы проектов.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

В ряду педагогических технологий школьного образования особое место занимает технология проектной деятельности. В процессе работы над проектами педагог учит детей соотносить искусство и реальную действительность, осуществляя взаимосвязь познавательной, эстетической и художественно-творческой деятельности, а через них – проявление познавательного интереса и творчества. Творческие проекты для детей школьного возраста планируются как тематическая, интегрированная, увлекательная, игровая деятельность. Технология развития изобразительной деятельности включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-технологический и результативный компоненты. Целевой компонент представлен основными задачами развития изобразительной деятельности. Содержательный компонент представляет собой направления работы по развитию творческой деятельности воспитанников: знакомство с жанрами и направлениями искусства, неклассическими техниками изобразительной деятельности. Деятельностно -технологический компонент технологии развития изобразительной деятельности определяет этапы, методы, средства и формы развития творческих способностей воспитанников. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются методы данной учебной программы:

1.метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

2.метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

3.метод коллективных и групповых работ;

4.метод оформления работами учеников интерьера школы, класса.

При защите проектов вырабатываются навыки публичной речи. Парные, групповые и коллективные проекты развивают терпимость и уважение к мнению партнеров, умение отстаивать свою точку зрения, что в целом благотворно влияет на сплочение коллектива класса. Проект на уроке изобразительного искусства - это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка

- умение находить нужную информацию;

- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

- умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

- создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

- умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности.

В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Творческий проект направлен на создание нового произведения любого жанра или на проведение творческого мероприятия.

Исследовательский проект предполагает аргументацию актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, объекта, предмета и гипотезы исследования. Целью учащегося в данном случае является проверка выдвинутой гипотезы проекта .

Информационный проект является типом проекта, целью которого является сбор, оформление и представление информации. В данном проекте доминирующей стороной деятельности для ученика является работа с информацией и, соответственно, развивается и совершенствуется у него в основном именно информационная компетентность .

Практико-ориентированный проект представляет собой проект, в котором результат четко обозначен в начале деятельности и ориентирован на социальные интересы самих участников проектно-художественной деятельности .

Виды проектов:

- Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

- Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

- Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Метод проектов один из эффективных методов обучения, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет, хорошие возможности для творческой самореализации учителя.

Этапы проектной деятельности .Этапы Задачи

I. Подготовительный этап 1. Формулирование проблемы и темы проекта

2. Определение цели и задач проекта

3. Составление плана работы над проектом

4. Определение обязанностей и их распределение между участниками группы (в групповом проекте)

Реализация проекта

1. Поиск информации

2. Создание и обсуждение предложений решения проблемы проекта

3. Выбор оптимального решения проектных задач

4. Поэтапное выполнение задач проекта

Защита

1. Подготовка проекта к презентации

2. Коллективное обсуждение проекта

3. Оценка, анализ и самоанализ результатов проектной деятельности

Структура проектной работы в зависимости от выбранного типа проекта и поставленных образовательных и воспитательных задач может быть различной, однако в любом образовательном проекте обозначается следующее: название проекта; учебные.

Для учащихся 1 и 2 класса темы проектов по изобразительного искусства представленные на этой странице и представляющие собой простые по сложности исследования и практические работы.

Темы проектов по ИЗО для 1- 2 класса

Акватипия.
Азбука цвета.
Ах, рябиновая осень.
Букет своими руками.
В гостях у сказки - иллюстрирование любимой сказки.
Веселые клоуны.

Осенний букет.
Осень – чудная пора.
Перо жар-птицы.
Планета кукол.
Подводный мир.
Постройка и фантазия. Фантастический город.
Праздничный салют.
Птица счастья.
Радуга красок.
Русская красавица.
Сказочная птица.
Сказочные домики.
Следы на снегу.
Техника рисования «Свеча + акварель».
Украшение в природе. "Узоры паутины".
Фруктовый натюрморт.
Цветочная сказка.
Цветочные фантазии.
Человек и его украшения
Чудеса акварели.
Чудный хвост павлина.
Чудо-филин.
Я рисую сказку.
Язык цветов
Для учащихся 3 класса темы проектов по изобразительного искусства представленные на этой странице и представляющие собой простые по сложности исследования и практические работы. Темы рассчитаны на выполнение несложных исследований в области изобразительного искусства и практическую творческую деятельность.

Темы проектов по ИЗО для 3 класса


Профессия – художник.
Путешествие на Луну.
Путешествие на Марс.
Путешествие на обитаемую планету.
Путешествие на фруктовую планету.
Путешествие на цветочную планету.
Роспись чашки.
Сад моей мечты.
Северное сияние.
Секреты Луны.
Символ будущей олимпиады.
Символы нового года.
Сказочный домик.
Снежинки – подружки зимы.
Страна цвета.
Традиционные и другие типы штриховки.
Тайна силуэта.
Тайная жизнь моих игрушек.
Таинство гжели.
Таинство театральной сцены.
Таинство балетного искусства.
Театр кукол.
Театр кукол. Создание эскиза куклы.
Узор для круглого блюда.
Художественная литература и фольклор.
Художник в мастерской.
Художник в цирке.
Художник и зрелище.
Художник и кино.
Художник и театр.
Что на Земле главное?
Чудеса своими руками.

Для учащихся 4 класса темы проектов по изобразительного искусства представленные на этой странице и представляющие собой простые по сложности исследования и практические работы.

Темы проектов по ИЗО для 4 класса

Анималистический жанр в искусстве.
Антивоенный плакат.
Бал маскарад.
Величие Кремля
Венецианские маски и их происхождение.
Виды декоративно-прикладной росписи.
Волшебный мир космоса.
Герб моей семьи»
Города Русской земли в искусстве.
Городецкая роспись.
Древнеславянские образы.
Жостовская роспись.
Изображение водной глади в живописи
Изображение Пасхи в народном творчестве.
Изобразительное искусство и художественный труд.
Иллюстрации к русским народным сказкам
Искусство моего народа.
Искусство автопортрета.
Искусство народов мира.
Искусство оптических иллюзий.
История происхождения названия цвета.
Каждый народ – художник.
Как рисовали египтяне.
Королевство Дракулы - цветной граттаж.
Космические фантазии.
Космонавты рисуют космос
Край, в котором я хотел бы побывать.
Красота разных народов.
Культура и искусство Древней Греции.
Культура и искусство Японии.
Лунный город.
Матрёшка вчера и сегодня.

Для учащихся 5 класса  темы проектов по изобразительного искусства, которые можно использовать также на внеурочных занятиях по рисованию, тем самым более углубленно изучить определенные области изобразительного искусства и самим прикоснуться к творчеству.

Темы проектов по ИЗО для 5 класса

Аниме – искусство японской анимации.
Балл во дворце.
Батик – искусство росписи по ткани.
В крестьянской избе.
Веер как элемент бытовой культуры высшего общества.
Великие картины и открытия Леонардо да Винчи.
Венецианская маска.
Витраж.
Внутренний мир русской избы.
Геральдика. Семейный герб.
Гербы русских городов. Язык геральдики.
Героическая тема в произведениях русского искусства.
Глиняные игрушки.

На балу у Золушки.
Народное творчество Севера.
Народные праздничные обряды.
Народный костюм от древности до современности.
Нетрадиционные способы рисования – граттаж.
Нетрадиционные способы рисования – кляксография.
Нетрадиционные способы рисования – монотипия.
Нетрадиционные способы рисования – набрызг.
Нетрадиционные способы рисования – ниткография.
Нетрадиционные способы рисования – рисование пальчиками.
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Образ художественной культуры Японии.


Для учащихся темы проектов по изобразительного искусства6 класс, которые можно использовать также на внеурочных занятиях по рисованию, при индивидуальной проектной творческой деятельности детей.

Темы проектов по ИЗО для 6 класса

Аквамонотипия - шаги в творчество.
Ваза в Египетском стиле.
Виды дизайна интерьера – создание проекта интерьера моей комнаты.
Городской пейзаж
Городской пейзаж – вид из моего окна.
Городской пейзаж будущего.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Живопись сказок и былин.
Изображение зимы в фиолетовых (синих) оттенках.
Изучение влияния цвета на гармоничное развитие личности в процессе создания интерьера комнаты подростка.

Мир наших вещей. Натюрморт.
Натюрморт в графике.
Нетрадиционные способы рисования и их применение в различных жанрах изобразительного искусства.
Образ человека – главная тема искусства.
Оформление посуды в технике «Гжель».
Пейзаж настроения – природа и художник.
Портрет – аппликация.
Портрет в скульптуре.

Для учащихся темы проектов по изобразительного искусства для 7 класс, которые можно использовать также на внеурочных занятиях по изобразительному искусству, включая рисование, лепку, дизайн, живопись, графику.

Темы проектных работ по ИЗО 7 класс

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
Арт-визаж.
Бионика в архитектуре.
Бионика в дизайне.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Великая Отечественная Война глазами подростка 21 в.
Вещь в городе и дома.

Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Витрина и её значение в городской среде.
Война в плакатах.
Встречают по одёжке.
Город, микрорайон, улица.
Городской дизайн.
Дизайн современной одежды.

Мода, культура и ты.
Мой дом – мой образ жизни.
Наш город (район) в творчестве художников.

Стилизация – создание эскиза принтов для футболок.
Формы графического дизайна.
Школьная мода

Для учащихся темы проектов по изобразительного искусства 8 класс ,которые могут быть интересны для учеников школы в рамках проведения ими творческой работы или исследований в области изобразительного искусства и создания творческого проекта по рисованию.

Темы проектов по ИЗО для 8 класса

Аквогрим (рисование специальными красками масок животных)
Актуальные формы современного искусства (инсталляция, хепенинг, перфоманс и др.).
Аналитическое искусство русского художника Павла Филонова
Аппликации на мифологические сюжеты в чернофигурном стиле
Безопасны ли химические красители для ткани
Библейские темы в искусстве
Благоустройство школьной территории по мотивам сказок
Божественный и многоликий Сальвадор Дали
Быстрые техники рисования
В каждой картине есть главные герои
В чем отличия пасхальных традиции русского народа от других стран
Вглядываясь в человека. Портрет
Взгляд на аналитическое искусство
Взгляд на символику
Виды декоративного искусства
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Виды красок и их предназначение в разных областях нашей жизни
Витражи. Краски осени. Витражная роспись.
Волшебство красок
Времена года в живописи
Выразительные возможности изобразительного искусства
Геометрические фигуры в дизайне тротуарной плитки нашего города
Геометрические фигуры в изобразительном искусстве
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Кубизм, как авангардистское направление в изобразительном искусстве
Культурное и этническое многообразие моего города.
Ладонная и пальчиковая техника живописи
Леонардо да Винчи — художник и ученый
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Лубок – живое народное искусство.
Магические узоры
Массовое и элитарное искусство на примере жанра Портрет
Мир вокруг меня в разной технике изображения
Мир творчества художника Виктора Васнецова.
Мифологические темы в искусстве
Мозаика - вид монументальной живописи
Мозаика в наследии М.В. Ломоносова.
Мой любимый художник
В школе нужны проекты, а художественные проекты – особенно. Идея проекта в образовательном процессе направлена на развитие самостоятельности ученика, способности строить путь задуманного дела и его осуществлять. Главное в проекте это умение видеть целесообразность своей работы и устремленность на ее результат, на создание некоего продукта, завершенного в своем роде. Художественное проектирование в школе может проявлять себя на разных уровнях и в различных формах. Программа изобразительного искусства в школе насыщена задачами художественного проектирования предметов быта для дома, для городского пространства, здесь присутствуют проекты архитектурные, и проекты изобразительные, направленные на раскрытие своего, индивидуального переживания. В современных условиях особое место занимают проекты, раскрывающие своеобразие различных национальных культур, работа над ними помогает детям соотносить ситуативные политические реалии с вечностью культурных традиций, понимать и ценить многообразие мира

Литература:

1. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

2. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.

3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – Из-во “Учитель”, 2007.

4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - . М., 2004.

7. Полякова И. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Искусство-М. 2013г

8. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б.М. – М.: "Просвещение”, 2007.

 



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Дьячкова Наталья Анатольевна, 19.02.23 в 11:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересные темы проектов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.