: «Станковая композиция от замысла к законченному цветному эскизу на основе полученных знаний .виды контрастов в станковой композиции. 2-3 фигурная композиция»
Тема урока : «Станковая композиция от замысла к законченному цветному эскизу на основе полученных знаний .виды контрастов в станковой композиции. 2-3 фигурная композиция»
Раздел программы :
Образовательная программа :
Возраст: 9-11 лет
Время проведения : Урок расcчитан на 2 занятия состоящее из 2 академических часов
Цель: Выполнение цветного эскиза по станковой композиции .От замысла к законченному цветному эскизу
Ожидаемые образовательные результаты:
Формирование и закрепление на практике новых учебных знаний.
Личностные
Сформирование учебных мотивов
Умение воспринимать задание .
Проявление особого интереса к новому содержанию занятий.
Регулятивные :принимать учебную задачу ,соответствующую этапу обучения ;осуществлять самоконтроль ,контроль результата деятельности и анализ деятельности
Познавательные: Ориентироваться в информационном материале урока ,строить рассуждения в форме ассоциативного анализа, делать выводы о совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: принимать участие в работе с группами ,парами, Воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы ,адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Предметные:
Научиться воплощать свою идею в эскизе и переносить на заданный формат
Научиться использовать различные виды контрастов. Понимать что контраст один из выразительных средств в композиции.
Задачи урока:
Образовательные :
-углубить и расширить с помощью дидактических средств знания по теме «Выполнение эскиза через замысел и средства выразительности композиции»
«Контраст как прием композиции»
-сформировать представление о применении контрастов восприятия ,контрастов формы и контрастов содержания, контрастов цвета
-сформировать у учащихся умения и навыки выполнения сюжетной композиции на основе контрастов
Развивающие:
-развивать практические умения в создании сюжетной композиции;
-развивать воображение и художественный вкус;
Воспитательные:
-создать условия для развития аккуратности при выполнении работ
-воспитывать трудолюбие и самостоятельность
Практическая задача:
Создание эскиза к сюжетной композиции где был бы применен принцип контраста в любом его виде .Например контраст темного и светлого ,контраст теплого и холодного ,контраст форм, контраст величин
Оборудование :
Для учителя :
Наглядный материал : работа учащихся из фонда школы
Слайды на ТСО
Аудиовизуальные средства обучения: презентация
Для обучающихся :
Бумага ФА4 для эскизов линейных ,тональных и цветовых ,Бумага ФА3 для выполнения законченного цветного эскиза ,гуашь ,кисти ,карандаш , палитра ,баночка с водой
Предварительная подготовка : создание преподавателем презентации по теме урока ,подбор работ из методического фонда школы.
Зрительный ряд :Примеры работ и слайдов
Презентация по теме :«законы композиции»
Техника выполнения :Самостоятельно выбирается автором в зависимости от идеи
Практическая работа: рисование эскиза в цвете к станковой композиции на тему прогулка с друзьями ,с семьей ,с питомцем
Этапы занятия
1.Организационный момент(5 мин) Вызов творческого состояния (мотивация к учебной деятельности ,актуализация ,целеполагание)
Организационный момент можно начинать с обсуждения домашней работы по подготовительной работе над эскизом
-Обсуждение возникших трудностей
-Обсуждение впечатлениями от выполнения подготовительного эскиза
2.Актуализация знаний (5 мин)
Для актуализации знаний рассказать об известных художниках в своих произведениях использующих различные виды контрастов.
3.Совместное определение темы ,целеполагание .Включение в систему знаний (5 мин)
4.Открытие новых знаний (15 мин)
Работа с наглядным материалом
Совместный анализ слайдов ,репродукций ,произведений известных художников с различными видами контрастов в построении композиции .
-Определение различных видов контрастов в композиции
5.Закрепление знаний .Выявление места и причин затруднений и нахождения способов выхода из них( 5 мин)
-Беседа о назначении творческого эскиза и его важности в творческом поиске . О способах выразительной передачи замысла автора.
-повторение знаний о основных контрастах в композиции
6. Практическая работа .Выполнение самостоятельной творческой практической деятельности (40 мин)
Самостоятельная работа учащихся:
Выполнение творческого задания ,участие в беседе ,организация и уборка рабочего места
Индивидуальная работа педагога(педагогическое сопровождение)
Отвечать на вопросы ,следить за тем как продвигается работа.
Форма подведения итогов (5 мин)
Коллективный анализ выполненных работ по сформированным учениками критериям. Обсуждение соответствия работы.
В ходе коллективного анализа учителем оценивается
-Активность участия в обсуждении
-Умение презентовать свою работу ,объяснять ее замысел
-Умение обосновывать свою точку зрения
Критерии оценки детской работы:
Критерии в оценках .Максимальный результат 5 баллов
Образовательные результаты | Критерии | Самооценка | Оценка преподавателя |
Сможет использовать основные композиционные принципы | Фигуры гармонично расположены в листе Используется один или несколько законов построения композиции Образный и выразительный эскиз | | |
Воплотить свой замысел в эскизе | У эскиза свое стилистическое решение Четко прослеживается образность и замысел . | | |
Будет соотносить свои действия с планируемыми результатами | Художественный эскиз отражает изначальную задумку автора | | |
Даст оценку своей работе и сможет самостоятельно вносить корректировки ,если они необходимы | При работе с чек –листом может адекватно оценивать свою работу, понимает как использовать критерии для само регуляции | | |
Список используемой литературы :
* И. Иттен “Искусство формы”, Д. Аронов, 2014.
* О. Голубева “Основы композиции”, Искусство, 2004.
* Н. М. Сокольникова “Основы композиции”, Искусство, 2004.
* Н. М. Сокольникова “Основы композиции”
* В. Кандинский “Точка и линия на плоскости”, Азбука, 2015.
* Н. Н. Третьяков “Образ в искусстве”, Оптина Пустынь, 2001.
* С. Капланова “От замысла и натуры к законченному произведению”, Изобразительное искусство, 1981.
Зрительный ряд:
Ссылка на облако
https://cloud.mail.ru/public/EX45/aQhS8y1TD
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15