Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» городского округа ЗАТО г. Фокино
УРОК СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ
Преподаватель Крюкля Оксана Владимировна
Тема. «Ритм в композиции»
Цель. Создание простейшей композиции «Деревянный забор» на основе свободного ритма в графической технике «силуэт».
Задачи.
Обучающая: закрепить понятие «ритм», обучить грамотному применению этого средства в работе над композицией, формировать умение творчески работать в технике «силуэт»
Развивающая: развить мыслительную деятельность учащихся, умение чувствовать ритм в окружающей нас действительности и в произведениях искусства. Практически закрепить полученные знания.
Воспитательная: формировать интерес к изобразительному искусству, пробудить чувство красоты и умение видеть в обычном особенное.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: групповая.
Оборудование и материалы:
1. Педагогические рисунки, работы учащихся.
2. Интерактивная доска, видео и фото по теме урока.
3. Материалы: бумага формата А4, простой карандаш, ластик, черный маркер, бумажный скотч.
Методы достижения цели:
наглядный, показательный, монологический, практический, словесный с элементами диалогового общения.
Длительность урока. 45 минут
План урока:
Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
Повторение изученного на прошлых уроках.
Усвоение нового материала.
Отработка.
Контроль.
Рефлексия.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Проверка рабочего места.
1этап. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
Демонстрация видеоролика , в котором представлены виды природы с явным присутствием ритма.
Вопрос к учащимся. Как вы думаете, что хотел показать, о чем рассказать автор ролика?
Правильно. В каждом кадре данного видео мы могли достаточно ясно наблюдать ритм…
Вопрос к учащимся. Скажите, пожалуйста, а отличается ли ритм деревьев, травы… от ритма , о котором мы говорили на прошлых уроках.
Показ работ (абстрактные и орнаментальные композиции) учащихся по теме метрический ряд и закономерный ритм.
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом построения композиции на основе свободного ритма и создадим композицию в технике «силуэт».
2 этап. Повторение изученного на прошлых уроках.
Вопрос к учащимся. Что такое КОМПОЗИЦИЯ?
Сочиняя композицию, художник должен опираться на определенные правила, использовать различные приемы и средства композиции.
На прошлом уроке мы уже начали разговор о таком средстве композиции как ритм.
Вопрос к учащимся. Что такое РИТМ?
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Вопрос к учащимся.
С каким видом ритма мы уже знакомы? Где применяется чаще всего применяется МЕТРИЧЕСКИЙ РЯД, РИТМИЧЕСКИЙ ЗАКОНОМЕРНЫЙ РЯД?
Показ образцов орнаментов и абстрактных композиций.
Для метрических композиций характерна статика. Статика-это состояние покоя, равновесия.
Динамический ряд позволяет создать в композиции ощущение движения (динамику)
3 этап. Объяснение нового материала.
Сегодня мы поговорим о свободном ритме, на основе которого строятся сюжетные композиции, пейзажи, натюрморты.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе… Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого… И так далее.
Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. Причем, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.
Если Вы решите написать натюрморт, то не следует ставить два предмета одинакового размера. Пусть один будет крупный, а другой маленький. Так, композиция станет динамичнее. А ещё лучше — это натюрморт из трёх предметов разного размера. Данная схема «беспроигрышная», так как образует интересный ритм, а в её основе лежит динамичный треугольник.
Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, плывущих рыб ,облаков . Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным. Тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной.
То же самое применимо к силуэтам облаков. Даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака , то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить.., поразмышлять над размерами и т. д.
4 этап. Практическая работа.
И вот мы подошли с вами к практической части нашего занятия…
Что ж мы сегодня будем изображать, чтоб научиться свободному ритму?
Приходится пройти ворота
И сто шагов до поворота.
И только там вхожу я в лес
(Уж лучше б в щёлочку пролез).
Отгородил от дома бор
Дощатый, новенький …
Итак, предположим , что в нашу композицию нам нужно ввести изображение забора, в котором элементы — доски однообразно повторяются.
Вопрос к учащимся. Что мы должны сделать , чтоб разбить однообразие, чтоб сделать композицию живее и динамичнее?
Да, тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже. Где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске, показать что доска оторвана частично ( как будто кто-то пролазил). Где-то можно посадить петуха или кота , или повесить крынку, сапоги...Добавить изображение трав, цветов, растущих плотно к забору.
Да, такие изменение мы вносим в рисунок от себя и они могут не соответствовать натуре. Но все это должно быть в меру и тогда композиция «оживет» и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный свободный ритм.
Самостоятельная работа. Выполнение композиции «деревянный забор» в технике «силуэт».
В изобразительном искусстве силуэт - это вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Его главные средства выражения – абрис предмета, то есть его контур и пятно, очерченное этим контуром. В таком рисунке нельзя показать детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми. Если в контуре недостаточно визуальных изменений, ваш силуэт может выглядеть аморфно (неопределенно)
Итог урока. Просмотр работ. Рефлексия. Оценивание работы на уроке.
Подытоживая наш урок, мы можем отметить , что чередование разных размеров в картине, как чередование звуков различной длительности и пауз в музыке рождает, «мелодию» композиции. Возникает колебание элементов, в рамках той «мелодии», которую задумал автор. И вариантов этой пульсации можно придумать также много, как много существует различных музыкальных произведений.