Методическая разработка урока по станковой композиции «Ассоциативная композиция. Музыка. Клаузуры»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа №2»
Методическая разработка урока по станковой композиции
«Ассоциативная композиция. Музыка. Клаузуры.»
Преподаватель МОУ ДОД «ДХШ №2»
Ножнина М.И
Содержание
1. Пояснительная записка. .…………………………………………..……….…3
2. Клаузуры………………………………………………………………………………6
3. Ассоциации…………………………………………………………………………..12
3. Задание для детей ДХШ ( 11-14лет)
по предмету: «Станковая композиция»…………………………………..17
4.Практическая работа…………………………………………………………….18
4.Заключение…………………………………………………………………………..21
5.Список литературы………………………………………………………..………21
6. Приложения………………………………………………………………….........23
Пояснительная записка.
“Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человека сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их” Л.Н. Толстой.
Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства: общение с природой, книгами, в семье, в школе. А знакомство с изобразительным искусством, с основами изобразительной грамоты начинается в ДХШ. Развитие художественно-творческих способностей, фантазии, воображения. Важно, чтобы ребенок был раскован для творческой работы. Приобщая к искусству развивается не только духовно-нравственная , но и творчески мыслящая личность. Для развития творческого воображения и ассоциативного мышления существует множество разных художественных приемов. Знание приемов обучения творчеству, применение их на практике, умение создавать благоприятную среду для их проявления и развития-всё это разные стороны одного процесса, процесса развития творческих способностей . Одним из таких приемов является «Клаузура».
Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.
Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры.
В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т. д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски "klouso") и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу.
В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название "шарабан". Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия. После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде "клаузуры" — графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей. Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись "клаузурные" упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.
Основаны Клаузуры на эмоциях, ассоциациях , выполняются как в графике так и в живописи мастихином или кистью. Сложность в том, что мастихином вывести на большой формат работу с эскиза не возможно, там невозможно повторит мазки в отличии от кисти, что-то вроде монотипии.
Общая направленность разработки этого урока соотнесена с первостепенной ролью творческого развития человека и его духовных потребностей в области изо искусства. Основой является постановка ассоциативного мышления-основы, которого закладываются с детства, творческий процесс требует глубокого проникновения того, чего надо достигнуть, порой интуиции, которая не доступна логике, а без этого искусство не существует.
Но в клаузурах ни в коем случае не нужно забывать и про законы композиции: ритм, контраст, динамику, статику, цветовую гамму и тд. Главное в клаузуре - беспредметная ассоциация основанная на цвете, располагаются пятна по законам композиции, соблюдая ритм , статику, динамику, контраст, нюанс, ограничивается цветовая палитра. Если в клаузуре появляются конкретные предметы, то клаузура теряет смысл. На уроках композиции важно включать раздел «ассоциативная композиция». Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. Задания, перечисленные и проиллюстрированные в данной разработке урока, дадут решение по развитию ассоциативного мышления учащихся. Эмоции, выступающие в качестве аппарата быстрой оценки окружающей среды могут иметь положительное и отрицательное.
В ходе занятия состоялась беседа и прослушивание музыкальных произведений. Учащиеся делали упражнения-клаузуры на словосочетания, выполнялись работы быстро за 1-2 минуты, эмоционально мастихином и широкой кистью, выбирая цветовую гамму и располагая цветовые пятна в соответствии с ассоциацией не забывая законы композиции. Выполнение клаузуры по ассоциации. Ассоциация от словосочетаний , фраз, музыкальных произведений. «Запах вареной картошки», «Ночной город», «Апельсиновый пирог», «Весенняя заводь», «Туман над горами», «морской прибой», «моя комната», Бетховен «тишина», «ангелы и демоны», «Буря Моцарт «грусть», «Лунная соната», Музыка перуанских индейцев, Танго классика, цыганские песни, Вивальди «Зима», «Лето», «Танго смерти», Индейцы Северной америки, Моцарт «грусть».
Прослушивание музыкальных произведений – это своего рода источник вызывающий абстрактные или изобразительные ассоциации. После цветовых поисков, решений, проходит дальнейшая работа , Учащиеся разглядываю готовые клаузуры, можно использовать видоискатель и отсечь ненужное , учащиеся ищут в них интересные композиционные сюжеты, у кого-то получается сразу, кому-то тяжело что-то «увидеть» с первого раза. Увидев композиционный сюжет, ребенок продолжает работу, увеличивая формат и уже более конкретизирует свою композицию.
Цель работы:
- Познакомить учащихся с новой техникой, новыми живописными приемами.
- Раскрепостить учащихся в работе мастихином, широкой кистью работать пастозно.
- Увидеть новые мотивы, новые идеи для дальнейшей работы в композиции.
Задачи:
-Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную память.
- Формировать духовную культуру и потребность общаться с изобразительным искусством.
- Выявление факторов, влияющих на творческую деятельность на занятиях композиции.
- Выявление и развития способностей каждого ребенка.
Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно особую роль – развивает эмоционально – нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Развивает творческие способности с помощью новых способов художественно – продуктивной деятельности.
В каждом из нас заключён творческий потенциал, но его проявлению мешают многочисленные шаблоны и стереотипы, которые с одной стороны, требуют огромных энергозатрат на своё подтверждение, а с другой стороны, не позволяют нам изменить свою точку зрения на какие – либо проблемы. Вступая в контакт с ребёнком, моей задачей стоит раскрытие и развитие его творческого потенциала. Я должна суметь передать свой опыт, знания и умения будущему поколению, но при этом не навязывать свои стереотипы.
При создании своего произведения художник отталкивается от предметности реального мира, интерпретируя его формы. Даже при довольно большой отдаленности изображаемого от реальности художник опирается на некий зримый образ (или ряд образов), который связан с ассоциативными впечатлениями об объектах реального мира. В основе подобной условности художественного изображения лежит способность зрительной памяти ассоциативно соотносить изобразительные намеки с предметными представлениями.
Зритель при восприятии картины “проигрывает” изобразительную ситуацию до предполагаемой разгадки содержания. При полном совпадении ожидаемого результата с полученным эмоциональном результатом, как правило, снижается интерес к произведению, если это привычный, заштампованный подход. В подобном случае наступает эмоциональная адаптация или, скорее, скука. Фактор новизны изобразительной интриги порождает иные ориентиры для воображения и цепочки зрительных ассоциаций.
В процессе изобразительной деятельности эмоциональное состояние автора зависит и от его личного отношения к объекту отражения, и от непосредственно творческого процесса, которые влияют на степень эмоционального переживания. Художник не может быть равнодушным человеком, у него все подчинено чувству и настроению. Неудивительно, что при знакомстве с произведениями других художников он также испытывает определенные чувства (восхищение и радость, творческий подъем или разочарование).
Эмоциональные ассоциации: позитивные и негативные
Эмоции выступают в качестве аппарата быстрой оценки воздействия окружающей среды со знаком плюс или минус, с точки зрения полезности или вредности. Любое представление, возникшее в сознании человека, вызывает другое, сходное или противоположное наглядное представление. Художник, воздействуя на наши мысли и чувства, использует различно направленные ассоциации, без которых немыслимо образное мышление. При создании художественного образа, надо полагать, преобладают ассоциации конкретно направленного содержания, отражающие знакопеременные эмоции.
Сильным психологическим фактором является цвет. Недаром Ван Гог видел в нем некую скрытую силу, способную воздействовать на воображение. С разным цветом в его представлении ассоциировались и эмоционально полярные интонации. Художник считал колорит показателем образа, а художественный строй его картин дает возможность проявиться различным человеческим переживаниям: от радости и счастья до тоски и горя, либо до смешения чувств. Цветовой строй картины вмещает в себя краски светлые и темные, насыщенные и неброские, радостные и грустные, мертвенные и трепетные. Это палитра эмоциональных качеств цвета, участвующих в общем впечатлении от произведения.
Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. В энциклопедическом словаре слово “ассоциации” разъясняется как психологическая связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, двигательными актами, идеями и т.п.); различают ассоциации по смежности (в пространстве или во времени), сходству и контрасту.
Ассоциации
Изобразительное искусство, воздействуя на наше воображение путем пробуждения ассоциативных мыслей и чувств, связанных с представлениями о реальной действительностью в процессе зрительного восприятия, способствует возникновению художественного образа. Живопись может вызывать в нашем сознании не только изобразительные , зримые образы, но и не изобразительные (у них есть другое название: выразительные), не имеющие конкретной пластической формы. Такие образы выражают душевное состояние человека, например грусть и радость, умиротворение и восторг, полет и падение и т.д. такое деление, конечно, условно, но оно позволяет достигать определенной полноты изобразительного решения.
Слуховые ассоциацииВажнейшим информационным каналом для человека, вторым после зрения, является слуховой канал. Образно выражаясь, наши глаза и уши – это окна, распахнутые в мир. без них невозможно восприятие живописи и музыкального искусства. Способность человека сопоставлять и сравнивать информацию, поступающую по зрительным и слуховым каналам в виде возникающих при этом звукозрительных ассоциаций и впечатлений, называется синестезией. А так как ассоциации являются продуктом творческого мышления, то речь пойдет о кажущихся, воображаемых вещах. Например, при прослушивании музыкальных произведений многие люди “видят” музыку в виде графических цветовых и пластических образов.
Обратимся к В.Кандинскому. в основе его творческой философии лежало представление о музыкальных и эмоциональных эквивалентах цвета и о строгом взаимодействии форм. “Слышание цвета”. Он утверждал, что “цвет – это клавиши, глаз – молоток, душа – многострунный рояль”.
В многообразных живописных произведениях часто прослеживается музыкальная направленность изображения. При этом художники руководствуются двумя мотивами. Для первого характерным является подражание музыке по содержанию; художник стремится передать специфическими живописными средствами впечатления от конкретного музыкального произведения, т.е. здесь налицо общее эмоциональное воздействие, ведущее к возникновению ассоциаций “чувство – цвет”. Для второго характерным является подражание музыке по форме, языку и способу мышления, в условном метафорическом смысле – это “музыкальная живопись”. Косвенное заимствование живописью языка музыки – движения и выразительности – придает изобразительному произведению музыкальность. При различии материала и языка музыку и живопись объединяют закономерности композиционного построения, цветовой строй, симметрические или асимметрические приемы построения формы произведений и т.д.
Упражнения на представление звуковых явлений (колокольный звон, шорох, журчание, крик и т.д.) позволяют осмыслить и воплотить их в визуальную субстанцию. Подобные упражнения способствуют раскрепощению ассоциативных возможностей воображения, развитию абстрактного мышления и навыков визуального воплощения различных явлений в условной форме за счет выразительных средств линии, пятна, цвета.
Экспериментально установлено, что при прослушивании классической музыки возникают состояние комфорта, душевного равновесия, ощущение легкости и тепла, тихой грусти или радости. В то же время появляются различные воспоминания, становится легче фантазировать и размышлять. Это говорит о высоком уровне ассоциаций и абстрактного мышления, об обобщенности понятий, что характерно для активации правого полушария мозга. Поэтому обращение к музыкальным аналогам построения художественной формы не является случайным. Прослушивание музыкального произведения – это своего рода источник, вызывающий абстрактные или изобразительные ассоциации. Музыкальные впечатления определяют различные изобразительные средства. Кроме того, на цветовую форму изображение оказывает влияние эмоциональный мелодический строй музыкального произведения, который определяет местонахождение линий, фигур и пятен цвета в композиции.
Задание для детей ДХШ ( 11-14лет)
по предмету: «Станковая композиция»
Тема: «Ассоциативная композиция. Музыка. Клаузуры.»
Цель: Познакомить обучающихся с понятием: «Ассоциация», , «Клаузура», выполнить станковую композицию по впечатлению, формирование ассоциативного восприятия
и понимания музыки, выражение звука через цвет, линию.
Задачи:
Познакомить обучающихся с понятием: «Ассоциация», «Клаузура»;
2. Совершенствование технических умений и навыков владения художественными материалами; (гуашь, мастихин)
3. Развить художественно-творческие способности обучающихся;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: фронтальная и индивидуальная работа.
Дидактические материалы и оборудование: рисунки и фотографии с изображением абстракции и клаузур в цвете и в графике , презентация, примеры разработанных приемов абстракции.
Оборудование: картинки, фото, ноутбук.
Результат урока: Выполнение в материале (гуашь, кисти, мастихины, бумага);на листах А-5 прямоугольники 10 штук выполнение эскизов- клаузур на ассоциации после прослушивая музыкальных произведений, итоговое задание на А-2 ,музыкальную абстракцию.
Этапы урока:
Подготовительный
1.Проверка готовности к уроку.
2.Сообщение цели и задач урока.
3. Задание рассчитано на 12 академических часов.
Практическая работа
Показ учителя
Поэтапное выполнение приема клаузур:
Выбрать словосочетание «Запах картошки», «Осенний дождь», «Теплое утро», «Молочные сны». И т.д. Ассоциации выполняются клаузурами- быстрыми цветовыми решениями за две, три минуты.;
Определение модуля(линия, пятно,);
Выполнение в материале (гуашь, мастихин);на листе А-5 прямоугольники10-12 штук мастихином или широкой кистью.. Итоговая работа на а-2. Задание рассчитано на 12 академических часов.
Работа учащихся
Выполнение самостоятельной работы –
вначале упражнение на ассоциации к словам и словосочетаниям, затем выполнение ассоциаций к музыкальным произведениям разного стиля. Выполнение итогового задания.
Индивидуальные консультации по ходу занятия.
Заключительный
Подведение итогов урока, анализ выполненных работ.
Ход занятия.
Этапы
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Результат
Методы, формы работы
Организационный этап
(3 мин.)
Проверяет отсутствующих, наличие необходимых материалов (бумага А-5, прямоугольники, гуашь, мастихины разных размеров, банка с водой.)
Готовятся к уроку
Готовность к уроку
Групповая форма работы
Основной этап
1. Раскрытие темы и цели урока
(3 мин.)
Вступительное слово.
Преподаватель освещает тему урока, сообщает комплексные задачи урока.
Словесный метод
2. Мотивация
(4 мин.)
Беседа.
3. Выполнение упражнения клаузуры- эскизы.
(20 мин.)
Показывает примеры.
Простые упражнения на словосочетания:
«Запах вареной картошки», «Ночной город», «Апельсиновый пирог», «Весенняя заводь», «Туман над горами», «морской прибой», «моя комната»,
Внимательно смотрят.
Выполняют упражнения на словосочетания:
-«Осенний дождь», «Молочный сон», «Запах картошки», «Лунные мелодии», «Апельсиновый торт»и другие.
Выполняют упражнения во время прослушивания музыкальных произведений:
Бетховен «тишина», «ангелы и демоны», «Буря Моцарт «грусть», «Лунная соната», Музыка перуанских индейцев, Танго классика, цыганские песни, Вивальди «Зима», «Лето», «Танго смерти», Индейцы Северной америки, Моцарт «грусть».
Развивают фантазию, совершенствуют практические навыки.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Формы работы практические и индивидуальные
4.Практическая работа
(50 мин.)
Самостоятельный выбор ассоциативной музыкальной композиции (эскизные поиски).
Выполнение обучающимися композиции в материале.
Выполняют ассоциативную композицию выбранного объекта.
Развивают фантазию, совершенствуют практические навыки.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Формы работы практические и
индивидуальные
5. Подведение итогов работы первого занятия
(10 мин.)
Предлагает сделать выводы по практической работе.
Говорят о результатах своей работы
Готовые композиции
Заключительный этап первого урока
(10 мин.)
Подведение итогов
Задает вопросы.
Подводит совместно с обучающимися итоги.
Организует обсуждение деятельности на уроке.
Вместе с преподавателем подводят итоги занятия.
Выставка готовых работ
Анализ, сравнение.
В ходе урока состоялась беседа и прослушивание музыки что дало определенное представление обучающимся о возможностях живописных средств выразительности и цвета при создании художественного образа, возникшего на основе ассоциативного восприятия, посредством влияния музыки.
Обучающимся было предложено придумать и составить ассоциативную композицию, с применением метода пастозной живописи гуашью, мастихином или широкой кистью.
. Список источников информации:
1. Бархин Б.Г., Методика архитектурного проектирования: Учеб.- метод. пособие - М.: Стройиздат,1993.-438с..
2. Токарев А.Г. Инновационная методика освоения дисциплины «Архитектурное проектирование»: учебно-методическое пособие / А.Г. Токарев.–Ростов-н/Д:ИАрхИЮФУ,2010. 3. http://architection.ru/2009/01/arxitekturnaya-kompoziciya/
3. http://www.mogut-vse.ru/klaus.htm
4. http://www.docme.ru/doc/1070519/klauzura---kak-metodika-i-tehnologiya-obucheniya-tvorchestvu-...
5. http://festival.1september.ru/articles/617181/
31
Потамошнева Наталья Алексеевна
Марина Ивановна Ножнина
Пролубщикова Наталья Владимировна
Марина Ивановна Ножнина