Методические рекомендации для урока композиции «Декоративная композиция на основе цветовых гармоний»

2
1
Материал опубликован 16 January 2020



Методические рекомендации

для урока композиции

в ДХШ, ДШИ.

«Декоративная композиция на основе цветовых гармоний».


1 класс

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».














Преподаватель МАУДО «ДХШ» И. М. Царьков.





г. Петропавловск-Камчатский

2020 год.

Тема урока:

Выполнение упражнений по составлению декоративной композиции на основе цветовых гармоний.



Время: 3 аудиторных часа.


Цель урока:

  1. Знакомство детей с цветовыми гармониями и составление композиции на основе их свойств.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с понятием «цветовые гармонии».
  2. Познакомиться с понятием «декоративная композиция».
  3. Овладеть техническими приемами  при работе гуашью.
  4. Овладеть навыками составления схем декоративной  композиции.
  5. Научиться применять цветовые гармонии при составлении декоративной композиции.


Оборудование и принадлежности:


Для преподавателя:

Графические материалы для демонстрации:

- Цветовой круг.  (Приложение 1).

- Цветовые гармонии. (Приложение 2).

- Примеры использования гармоний (Приложение 3-2 листа).

- Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 4).


Для обучающихся:

  1. Простой карандаш мягкость НВ, ластик
  2. Гуашевые краски, кисти (колонок №3, №6,

плоская синтетика № 10 или 12),

  1. Палитра пластмассовая и бумажная.
  2. Мягкая тканевая салфетка.













Введение:


       Цвет играет огромную роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. При создании композиции определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства. Посредством цвета можно управлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в определённой последовательности: от главного к второстепенному.


Определения.

Цветовой круг (Википедия) способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы  круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света.


Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.


Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее. Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.


Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.


Цветовой гармонией называется теория сочетания цветов в искусстве или дизайне, которые являются гармоничным для глаза. Другими словами, это теория о том какие цвета хорошо гармонируют друг с другом.


Виды цветовых гармоний.

Цветовых гармоний существует огромное количество. К основным, построенным на основе цветового круга, можно отнести:

  • Аналоговую
  • Трехцветную
  • Разделенную
  • Четырехцветную
  • Шести цветную
  • Альтернативную


Построение урока.

  1. Введение.

       Преподаватель в течение 15-20 минут проводит вступительную беседу, в ходе которой уточняет пройденный материал.

Дает определения терминам.

- Что такое Цветовой круг.

- Что такое цветовая гармония. Виды цветовых гармоний.

- Что такое композиция и декоративная композиция. Понятие композиционного центра.

- Способы составления декоративных композиций на основе цветовых гармоний.

       Преподаватель демонстрирует графические материалы следующего содержания:

- Цветовой круг.  (Приложение 1).

- Образцы цветовых гармоний.  (Приложение 2).

- Примеры упражнений по составлению декоративных композиций на основе цветовых гармоний. (Приложение  3).

- Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 4).

Подробно объясняет, какие виды цветовых гармоний бывают, по какому принципу делятся.

Далее детям предлагается выполнить упражнение.


  1. Практическая работа.

       Для выполнения упражнения на планшет крепится лист чертежной бумаги формата А-4. Расположение вертикально.

  1. Лист следует разделить на шесть равных частей. В каждой из частей ученикам предлагается изобразить простую композицию с произвольным сюжетом. (Например: домик с тропинкой, кораблик на море, птица в небе и др.) или орнаментом.

Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:

- форма объекта;

- величина объекта;

- цвет;

- расположение на плоскости;

- смысловая нагрузка.

Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции. При выборе орнаментов  не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся формы цветом.

  1. Ученикам предлагается самостоятельно составить понравившиеся гармонии на основе предложенных принципов:
  1. Аналоговую
  2. Трехцветную
  3. Разделенную
  4. Четырехцветную
  5. Шести цветную
  6. Альтернативную

     Затем применить их для выбранных шести композиций в листе (аналоговую для первой композиции, трехцветную для второй и так далее.) Используются гуашевые краски.

Упражнение оценивается по критериям:

  • Аккуратность
  • Точность подбора цветов
  • Умение организовать пространство, найти композиционный центр
  • Правильно составить и применить цветовую гармонию

       После выполнения заливок допускается подработка не точностей тонкой кистью. Дети справляются с этим упражнением за 90 минут (два аудиторных часа по 45 минут).

После завершения все работы выставляются в один ряд для сравнения. Проводится краткий разбор ошибок и анализ. Находятся наиболее удачные моменты.

Приведены примеры работ, выполненных учениками 1 класса МАУДО «ДХШ» г. Петропавловска-Камчатского (приложение 4).


  1. Вывод.

       Дети познакомились  с понятиями «цветовые гармонии» и «декоративная композиция».

Овладели техническими приемами  при работе гуашью.

Овладели навыками составления схем декоративной  композиции.

Научились применять цветовые гармонии при составлении декоративной композиции.

        После выполнения данных упражнений в работе над композицией, дети демонстрируют лучшие навыки в определении композиционного центра, правильному выбору колорита и цветовых гармоний. При выполнении заливок улучшается навык владения кистью.

       Данный урок совмещает в себе теорию и практику живописи. И особенно полезен в первый год обучения. Несмотря на кажущуюся сложность, дети легко усваивают материал и показывают хорошие результаты.


Список литературы для преподавателя:

  1. П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов, ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Учебное пособие  Санкт-Петербург 2011.
  2. Савахата Леса. Гармония цвета. Справочник.
  3. Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство».
  4. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций.

Чидзиива Х.

  1. Тина Саттон Гармония цвета - Полное руководство по созданию цветовых комбинаций



Список литературы для обучающихся:

  1. Иоханнес Иттен ИСКУССТВО ЦВЕТА
  2. Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство».
  3. «Декоративная композиция» Логвиненко Г. М.
  4. К. Даглдиян. «Декоративная композиция».



Комментарии

Полезная информация. Мне повезло, занимаемся в одной мастерской с художественной студией. На стендах и цветовой круг есть. И когда мои барышни выдают сплошь альтернативную гармонию, идем к наглядным пособиям художников и поправляем свое видение работы. У Вас приложения указаны, их не видно.

16 January 2020