Методические рекомендации для урока композиции «Декоративная композиция на основе цветовых гармоний»
Методические рекомендации
для урока композиции
в ДХШ, ДШИ.
«Декоративная композиция на основе цветовых гармоний».
1 класс
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Преподаватель МАУДО «ДХШ» И. М. Царьков.
г. Петропавловск-Камчатский
2020 год.
Тема урока:
Выполнение упражнений по составлению декоративной композиции на основе цветовых гармоний.
Время: 3 аудиторных часа.
Цель урока:
- Знакомство детей с цветовыми гармониями и составление композиции на основе их свойств.
Задачи урока:
- Познакомиться с понятием «цветовые гармонии».
- Познакомиться с понятием «декоративная композиция».
- Овладеть техническими приемами при работе гуашью.
- Овладеть навыками составления схем декоративной композиции.
- Научиться применять цветовые гармонии при составлении декоративной композиции.
Оборудование и принадлежности:
Для преподавателя:
Графические материалы для демонстрации:
- Цветовой круг. (Приложение 1).
- Цветовые гармонии. (Приложение 2).
- Примеры использования гармоний (Приложение 3-2 листа).
- Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 4).
Для обучающихся:
- Простой карандаш мягкость НВ, ластик
- Гуашевые краски, кисти (колонок №3, №6,
плоская синтетика № 10 или 12),
- Палитра пластмассовая и бумажная.
- Мягкая тканевая салфетка.
Введение:
Цвет играет огромную роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. При создании композиции определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства. Посредством цвета можно управлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в определённой последовательности: от главного к второстепенному.
Определения.
Цветовой круг (Википедия) способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее. Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.
Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.
Цветовой гармонией называется теория сочетания цветов в искусстве или дизайне, которые являются гармоничным для глаза. Другими словами, это теория о том какие цвета хорошо гармонируют друг с другом.
Виды цветовых гармоний.
Цветовых гармоний существует огромное количество. К основным, построенным на основе цветового круга, можно отнести:
- Аналоговую
- Трехцветную
- Разделенную
- Четырехцветную
- Шести цветную
- Альтернативную
Построение урока.
- Введение.
Преподаватель в течение 15-20 минут проводит вступительную беседу, в ходе которой уточняет пройденный материал.
Дает определения терминам.
- Что такое Цветовой круг.
- Что такое цветовая гармония. Виды цветовых гармоний.
- Что такое композиция и декоративная композиция. Понятие композиционного центра.
- Способы составления декоративных композиций на основе цветовых гармоний.
Преподаватель демонстрирует графические материалы следующего содержания:
- Цветовой круг. (Приложение 1).
- Образцы цветовых гармоний. (Приложение 2).
- Примеры упражнений по составлению декоративных композиций на основе цветовых гармоний. (Приложение 3).
- Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 4).
Подробно объясняет, какие виды цветовых гармоний бывают, по какому принципу делятся.
Далее детям предлагается выполнить упражнение.
- Практическая работа.
Для выполнения упражнения на планшет крепится лист чертежной бумаги формата А-4. Расположение вертикально.
- Лист следует разделить на шесть равных частей. В каждой из частей ученикам предлагается изобразить простую композицию с произвольным сюжетом. (Например: домик с тропинкой, кораблик на море, птица в небе и др.) или орнаментом.
Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:
- форма объекта;
- величина объекта;
- цвет;
- расположение на плоскости;
- смысловая нагрузка.
Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции. При выборе орнаментов не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся формы цветом.
- Ученикам предлагается самостоятельно составить понравившиеся гармонии на основе предложенных принципов:
- Аналоговую
- Трехцветную
- Разделенную
- Четырехцветную
- Шести цветную
- Альтернативную
Затем применить их для выбранных шести композиций в листе (аналоговую для первой композиции, трехцветную для второй и так далее.) Используются гуашевые краски.
Упражнение оценивается по критериям:
- Аккуратность
- Точность подбора цветов
- Умение организовать пространство, найти композиционный центр
- Правильно составить и применить цветовую гармонию
После выполнения заливок допускается подработка не точностей тонкой кистью. Дети справляются с этим упражнением за 90 минут (два аудиторных часа по 45 минут).
После завершения все работы выставляются в один ряд для сравнения. Проводится краткий разбор ошибок и анализ. Находятся наиболее удачные моменты.
Приведены примеры работ, выполненных учениками 1 класса МАУДО «ДХШ» г. Петропавловска-Камчатского (приложение 4).
- Вывод.
Дети познакомились с понятиями «цветовые гармонии» и «декоративная композиция».
Овладели техническими приемами при работе гуашью.
Овладели навыками составления схем декоративной композиции.
Научились применять цветовые гармонии при составлении декоративной композиции.
После выполнения данных упражнений в работе над композицией, дети демонстрируют лучшие навыки в определении композиционного центра, правильному выбору колорита и цветовых гармоний. При выполнении заливок улучшается навык владения кистью.
Данный урок совмещает в себе теорию и практику живописи. И особенно полезен в первый год обучения. Несмотря на кажущуюся сложность, дети легко усваивают материал и показывают хорошие результаты.
Список литературы для преподавателя:
- П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов, ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Учебное пособие Санкт-Петербург 2011.
- Савахата Леса. Гармония цвета. Справочник.
- Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство».
- Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций.
Чидзиива Х.
- Тина Саттон Гармония цвета - Полное руководство по созданию цветовых комбинаций
Список литературы для обучающихся:
- Иоханнес Иттен ИСКУССТВО ЦВЕТА
- Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство».
- «Декоративная композиция» Логвиненко Г. М.
- К. Даглдиян. «Декоративная композиция».
Ирина Анатольевна