Адаптированная общеразвивающая программа «Все в моих руках» (1–3 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Согласовано решением методического совета МАОУДОД «Центр детского творчества» ГО г.Кумертау РБ Протокол № ____ от _______ |
Утверждаю Директор МАОУДОД «Центр детского творчества» ГО г.Кумертау РБ ___________А.Н. Докукин «_____»____________20__г. |
Адаптированная общеразвивающая программа
«Все в моих руках»
художественно-эстетической направленности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
срок реализации 3года.
Разработчик:
Педагог дополнительного
образования МАОУ ДО ЦДТ
Шлендина Галина Ивановна
Кумертау – 2018
Содержание
Пояснительная записка |
|
Учебно – тематический план |
|
Содержание программы |
|
Методическое обеспечение образовательной программы |
|
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
Список используемой литературы
Варианты приложений
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В настоящее время актуальным является приобщение обучающихся с ограниченными возможностями к миру искусства и творчества.
Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями.
Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает с каждым годом.
Современные исследователи (М.М. Кольцова, Институт физиологии детей и подростков АПН) пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов от пальцев.
Программа «все в моих руках» направлена на развитие умственных способностей ребенка через развитие мелкой моторики кистей рук.
Она рассчитана на 3 года обучения. Программа предполагает занятия по бумагопластике, пластилинографии, лепке сувениров и народных игрушек, рельефных картин, медальонов, аппликации и графические упражнения, которые дают большие возможности для эстетического и художественного воспитания инвалидов, а также для общего развития и расширения кругозора.
Цель: Создание условий для развития творческих и умственных способностей, художественного вкуса и интереса к народному искусству средствами изобразительной деятельности и художественного труда.
Образовательные задачи
Обучить ребенка приемам лепки из различных материалов, оригами, аппликации, пластилинографии и бумагопластике.
Обогатить и систематизировать словарный запас учащегося.
Углубить знания учащегося о свойствах, качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве.
Развивающие задачи
Способствовать развитию художественно – творческим способностям у обучающегося с ограниченными возможностями.
Способствовать развитию и совершенствованию ручной моторики и зрительно-двигательной координации.
Способствовать формированию учащегося умения воплощать свои идеи в художественный образ, чувство гармонии и красоты.
Воспитательные задачи
Сформировать эмоционально - эстетическое отношение к окружающему.
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Приобщить учащегося к аккуратности, терпимости, усидчивости и уважения к окружающим.
Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Режим занятий
Занятия с ребенком с ограниченными возможностями проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе обучения используется индивидуальная форма организации.
Различными могут быть и формы проведения занятий: игровая форма, занятие-лекция, познавательное занятие (беседа, рассказ), практическое занятие по отработке определенных способов и приемов работы по образцу или с натуры.
Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простоту восприятия, веру в свои способности, расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод.
Словесный метод (беседы, рассказы).
Наглядный метод дает возможность развивать наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным.
Практический метод развивает умения и навыки, творческие способности, зрительную память, цветовое восприятие и др.
Метод практической работы является основным в обучении.
На практических занятиях дети закрепляют все полученные теоретические знания и добиваются лучших творческих результатов.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В конце первого, второго и третьего годов обучения организуется мини-выставки работ учащегося с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат
Обучаемый с ограниченными возможностями к концу учебного года овладеет теоретическими знаниями, практическими знаниями, умениями, навыками.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащегося до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Программа может оказать помощь в преодолении имеющихся трудностей в развитии обучаемого, способствовать развитию речи, активизации мыслительной деятельности, компенсировать, в определенной мере, недостатки физического развития, облегчить освоение навыков письма и рисования.
Учебный тематический план на первый год обучения
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение в образовательную программу. Техника безопасности. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
2 |
Раздел «Оригами» |
||||
Понятие оригами. Виды оригами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Вырезание деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
||
Изготовление панно из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Модульное оригами |
4 |
1 |
3 |
||
Конструирование из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
3 |
Раздел «Сувениры» |
||||
Знакомство с сувенирами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Технология изготовления сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Роспись готовых сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Лепка сувениров из целого куска. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Декорирование работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
4 |
Раздел «Рельефные картины» «Барельеф» |
||||
Знакомство с рельефами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Виды рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Способы изготовления рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Лепка рельефной картины |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Роспись готовых изделий |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
«Контррельеф» |
|||||
Изготовление контррельефов |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
«Горельеф» |
|||||
Изготовление горельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
5 |
«Медальоны» |
||||
Знакомство с медальонами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Способы и приемы изготовления медальонов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Создание рельефных медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
6 |
Раздел «Аппликация» |
||||
Понятие аппликация. Виды аппликаций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Аппликация из ватных шариков. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Аппликация из кусочков бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Подготовка фона аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
7 |
Раздел «Графические упражнения» |
||||
Графические упражнения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Виды графических упражнений. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Виды штриховки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Простая штриховка |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Рисование по клеточкам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Рисование по образцу. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Построение симметричной фигуры. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
8 |
Итоговое занятие. Диагностика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Учебный тематический план на второй год обучения
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
0,5 |
1,5 |
2 |
2 |
Раздел «Бумагопластика» |
|||
Оригами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Модульное оригами |
4 |
1 |
3 |
|
Конструирование из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оригами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Модульное оригами |
4 |
1 |
3 |
|
Конструирование из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Квиллинг. Основные формы квиллинга. |
4 |
1 |
3 |
|
Квиллинг из салфеток |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Объемное моделирование из бумаги |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Мозайка из комочков бумаги |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3 |
Раздел «Сувениры» |
|||
Сувенир. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Технология изготовления сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Роспись готовых сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Лепка сувениров из целого куска. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Декорирование работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4 |
Раздел «Рельефные картины» |
|||
Рельефные картины. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Виды рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Способы изготовления рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Лепка рельефной картины |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5 |
«Барельеф» |
|||
Изготовление барельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Роспись готовых изделий |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6 |
«Контррельеф» |
|||
Изготовление контррельефов |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7 |
«Горельеф» |
|||
Изготовление горельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
8 |
Раздел «Пластилинография» |
|||
Знакомство с пластилинографией. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Способы и приемы рисования пластилином. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Прием лепки - пластилиновая растяжка на плоскости. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Разработка композиций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Подготовка фона. Размазывание пластилином. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Лепка картины. |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Создание картин из пластилиновых шариков. |
4 |
1 |
3 |
|
Разработка композиций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Лепка картины. |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
9 |
«Рельефные картины из пластилина» |
|||
Рельефные картины. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Лепка рельефной картины |
4 |
1 |
3 |
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
10 |
Раздел «Соленое тесто» |
|||
Соленое тесто. Способы его приготовления. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Разработка сюжета. Композиционное решение. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Лепка из соленого теста. |
4 |
1 |
3 |
|
Роспись готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
11 |
Итоговое занятие. Диагностика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Учебный тематический план на третий год обучения
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||||
2 |
Раздел «Поделки из бумаги» |
||||||||
Поделки из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Вырезание из бумаги |
4 |
1 |
3 |
||||||
Соединение деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Выбор сюжета. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Подготовка деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Вырезание по контуру. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Приклеивание на основу |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
3 |
Раздел «Сувениры» |
||||||||
Технология изготовления сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись готовых сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
4 |
Раздел «Народные игрушки» «Филимоновские игрушки» |
||||||||
Филимоновские игрушки. История возникновения Филимоновских игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Схемы и способы лепки игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Конструктивный способ лепки игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись готовой игрушки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись готовой игрушки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
«Дымковские игрушки» |
|||||||||
Дымковские игрушки. История Дымковских игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Схемы и способы лепки игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись готовой игрушки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись готовой игрушки |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
5 |
Раздел «Панно» |
||||||||
Понятие панно. Виды панно. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Выбор сюжета композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Изготовление деталей панно |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Роспись деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Изготовление фона |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Соединение деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Создание композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
6 |
Раздел «Медальоны» |
||||||||
Способы и приемы изготовления медальонов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||||||
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Создание рельефных медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||||||
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||||||
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
7 |
Раздел «Аппликация» |
||||||||
Аппликация. Виды аппликаций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Аппликация из ватных шариков. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
8 |
«Рельефные картины из пластилина» |
||||||||
Рельефные картины. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Лепка рельефной картины |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
9 |
Раздел «Графические упражнения» |
||||||||
Виды графических упражнений. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Виды штриховки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Рисование по клеточкам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Рисование по образцу. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Рисование по точкам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
Симметричное построение рисунка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
10 |
Итоговое занятие. Диагностика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Содержание программы на первый год обучения
Введение в образовательную программу 2 ч
Знакомство. Диагностика. Техника безопасности.
Оригами 22 ч
В разделе “Оригами” учащийся знакомится со свойствами бумаги, постигает начало плоскостной и пространственной геометрии
Т.: История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение оригами: кувшинка, хризантема, ромашка, звезда, птичка, рыбка, кораблик, коробочка, тюльпан.
Сувениры 24 ч
В разделе “Лепка” учащийся в процессе деятельности изображает предметы их действительности, создает элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению его изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
Т.: Познакомить обучаемого с различными способами лепки сувениров (комбинированный, конструктивный, из целого куска.)
П.: Техника безопасности при работе с глиной.
Лепка сувениров: цветы, слон, зайчик с морковкой, ежик, медвежонок с цветами, матрешка, ангел, дельфины. Роспись готового изделия.
Лепка рельефных картин 24ч
Т.: Познакомить обучаемого с видами рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф).
П.: Техника безопасности при работе с глиной.
Лепка рельефных картин: бабочка, цветы, рыбка, фрукты. Роспись готового изделия.
Лепка медальонов 24 ч.
Т.: Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. П.:. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Лепка по образцу: зайчик, месяц, сердечко, роза, буквы, рыбка. Роспись готового изделия.
Аппликация 32 ч.
В разделе “Аппликация” обучаемый развивает координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учится пользоваться клеем и ножницами.
Т.: Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (объемная, плоскостная).
Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности.
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение аппликаций: птички на дереве, рыбки в аквариуме, ваза с фруктами, девочка, цветы.
Графические упражнения 14 ч.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Т.: Знакомство с видами штриховки и графическими играми.
П.: Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку).
Графические игры. (Дорисуй, обведи по контуру; построй фигуру, симметричную данной)
Итоговое занятие.
Диагностика. Подведение итогов.
Содержание программы на второй год обучения
Вводное занятие 2 ч
Диагностика. Техника безопасности.
Бумагопластика 46 ч
Т.: Знакомство с понятиями: оригами, квиллинг, мозайка.
Основные приемы и способы изготовления оригами, квиллинга и мозайки из кусочков бумаги. Изучение приемов складывания (пополам, в несколько раз, в определенной последовательности). Изучение базовых форм квиллинга.
Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Складывание бумаги пополам, в несколько раз, в определенной последовательности. Нарезание полосок из бумаги и их скручивание. Разрывание бумаги и скатывание шариков.
Выполнение поделок из бумаги: волшебные треугольники, король леса, два деревца, бабочка.
Лепка сувениров 24 ч,
Т.: Основные способы лепки сувениров. Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний ребенка делать сувенир из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск).
П.: Изготовление сувениров из целого куска глины. Конструктивные и комбинированные способы лепки сувениров: ангел, дельфин, подсвечник, матрешки; комбинирование различных форм в изделии.
Декорирование и роспись готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Лепка рельефных картин 30 ч
Т.: Закрепление знаний при работе с барельефами, горельефами, контррельефами. Способы декорирования изделий.
П.: Лепка рельефных картин: космос, цветы, аквариум.
Оформление готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
.Пластилинография 28 ч.
Т.: Знакомство с техникой пластилинография. Простейшие приемы лепки пластилинографии: растяжка на плоскости, расплющивание, оттягивание, сгибание, присоединение.
П.: Техника безопасности при работе с пластилином и стеками. Изготовление посредством пластилинографии различных фигур: кошка, небо, яблоки, цветы для мамы, яблоки поспели.
Рельефные картины из пластилина 12 ч.
Т.: Алгоритм выполнения картин из пластилина (выбор сюжета; намазывание фона; изготовление деталей на фоне; окантовка работы).
П.: Выполнение картины из пластилина: цветы.
Техника безопасности при работе с пластилином и стеками.
Соленое тесто12 ч.
Т.: Знакомство со способами изготовления соленого теста.
Составление композиций. Изготовление заготовок с помощью шаблонов.
Знакомство со схемами выполнения работ.
П.: Изготовление соленого теста и заготовок для работы. Соединение элементов в единое целое и их декорирование.
Техника безопасности при работе тестом, ножом, шаблонами.
Итоговое занятие 2ч.
Содержание программы на третий год обучения.
Вводное занятие 2 ч.
Диагностика. Техника безопасности.
Поделки из бумаги 20 ч.
Т.: Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Выполнение поделок из бумаги: зайчик, гном, ягоды, паровоз, клоун, лилии, лев, лебедь, кошка.
Сувениры 14 ч.
Т.: Основные способы лепки сувениров. Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний ребенка делать сувенир из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск).
П.: Изготовление сувениров из целого куска глины или пластилина. Конструктивные и комбинированные способы лепки сувениров: собачка, матрешки, конь; комбинирование различных форм в изделии.
Декорирование и роспись готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Народные игрушки 24 ч.
Т.: Знакомство с народными игрушками: Дымковскими и Филимоновскими. Способы лепки и росписи народных игрушек.
П.: Лепка игрушек, соблюдая традиции промысла. Дымковские игрушки: барыня, индюк, водоноска, конь. Филимоновские игрушки: козел, всадник на коне. Роспись готового изделия. Техника безопасности при работе с глиной.
Панно 16 ч.
Т.: Знакомство с панно. Способы и приемы выполнения панно.
П.: Выполнение панно: Баба – яга, колобок и заяц, мухомор, репка, по щучьему веленью, часы с кукушкой.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Медальоны 22 ч.
Т.: Приемы работы различными инструментами. Приемы лепки при выполнении медальонов: раскатывание, скатывание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. П.: Техника безопасности при работе с глиной и пластилином. Лепка по образцу: корзина, бонифаций, рог изобилия, домовой, яблоки, портрет.
Аппликации 22 ч.
Т.: Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение аппликаций: мышка под грибком, кошечка в корзине, божья коровка, попугаи, подсолнухи, бабочка, жираф.
Рельефные картины из пластилина 10 ч.
Т.: Алгоритм выполнения картин из пластилина (выбор сюжета; намазывание фона; изготовление деталей на фоне; окантовка работы).
П.: Выполнение картины из пластилина: цветы.
Техника безопасности при работе с пластилином и стеками
Графические упражнения 12ч.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Т.: Закрепление видов штриховки и рисования по клеточкам. Знакомство с трафаретами.
П.: Рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку). Рисование симметричного рисунка. Работа с трафаретами; построение рисунков по координатам точек; графические диктанты
Итоговое занятие 2ч.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Для успешной реализации программы «Все в моих руках» необходимы следующие материалы:
- глина; стеки, доски;
- краски, гуашь, кисти;
- цветная, белая, гофрированная бумаги, картон ;
- бисер различных цветов;
- ножницы, клей, лак;
- наглядное пособие (раздаточный материал, трафареты, образцы выполненные педагогом, схемы).
Список литературы
Астраханцева, С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД С.В. Астраханцева// Дополнительное образование. - № 3. – 2007. - С.16 – 23.
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3-10.
Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С. 43-50.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М., 1991.
Боброва Л.П. Положение детей в Р.Ф. // Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющим
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2004
Гусаков М.А.Подарки и игрушки своими руками. - М.: «Сфера», 1997.107с.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». – М., 1995.
Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2005.
Калягина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- СПб: 2005г.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 192 с.
Кириллова, Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы Г.Д. Кириллова. – М.: ВЛАДОС, 2000
Лобашев, В.Д. Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе В.Д. Лобашев// Дополнительное образование. - № 2. – 2006. - С.7 – 11.
Литвинец Э.Н. Забытое искусство, М. – 2003.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 408 с.
Корельская Н.Г. «Особенная» - «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. - 232 с.
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. – М.: АСТ; Астрель,2007.-318 с.
Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
Махмутов, М.И. Современный урок М.И. Махмутов. – Волгоград: Учитель, 2001.
Мельникова Е.К. Сказочные поделки.-Детство – пресс, 2005.
Михайлова И.К. большая книга поделок - М.:Эксмо,2008.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2001.
Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература»,2006