Адаптированная общеразвивающая программа «Все в моих руках» (1–3 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
|
Согласовано решением методического совета МАОУДОД «Центр детского творчества» ГО г.Кумертау РБ Протокол № ____ от _______ |
Утверждаю Директор МАОУДОД «Центр детского творчества» ГО г.Кумертау РБ ___________А.Н. Докукин «_____»____________20__г. |
Адаптированная общеразвивающая программа
«Все в моих руках»
художественно-эстетической направленности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
срок реализации 3года.
Разработчик:
Педагог дополнительного
образования МАОУ ДО ЦДТ
Шлендина Галина Ивановна
Кумертау – 2018
Содержание
|
Пояснительная записка |
|
|
Учебно – тематический план |
|
|
Содержание программы |
|
|
Методическое обеспечение образовательной программы |
|
|
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
Список используемой литературы
Варианты приложений
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В настоящее время актуальным является приобщение обучающихся с ограниченными возможностями к миру искусства и творчества.
Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями.
Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает с каждым годом.
Современные исследователи (М.М. Кольцова, Институт физиологии детей и подростков АПН) пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов от пальцев.
Программа «все в моих руках» направлена на развитие умственных способностей ребенка через развитие мелкой моторики кистей рук.
Она рассчитана на 3 года обучения. Программа предполагает занятия по бумагопластике, пластилинографии, лепке сувениров и народных игрушек, рельефных картин, медальонов, аппликации и графические упражнения, которые дают большие возможности для эстетического и художественного воспитания инвалидов, а также для общего развития и расширения кругозора.
Цель: Создание условий для развития творческих и умственных способностей, художественного вкуса и интереса к народному искусству средствами изобразительной деятельности и художественного труда.
Образовательные задачи
Обучить ребенка приемам лепки из различных материалов, оригами, аппликации, пластилинографии и бумагопластике.
Обогатить и систематизировать словарный запас учащегося.
Углубить знания учащегося о свойствах, качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве.
Развивающие задачи
Способствовать развитию художественно – творческим способностям у обучающегося с ограниченными возможностями.
Способствовать развитию и совершенствованию ручной моторики и зрительно-двигательной координации.
Способствовать формированию учащегося умения воплощать свои идеи в художественный образ, чувство гармонии и красоты.
Воспитательные задачи
Сформировать эмоционально - эстетическое отношение к окружающему.
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Приобщить учащегося к аккуратности, терпимости, усидчивости и уважения к окружающим.
Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Режим занятий
Занятия с ребенком с ограниченными возможностями проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе обучения используется индивидуальная форма организации.
Различными могут быть и формы проведения занятий: игровая форма, занятие-лекция, познавательное занятие (беседа, рассказ), практическое занятие по отработке определенных способов и приемов работы по образцу или с натуры.
Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простоту восприятия, веру в свои способности, расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод.
Словесный метод (беседы, рассказы).
Наглядный метод дает возможность развивать наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным.
Практический метод развивает умения и навыки, творческие способности, зрительную память, цветовое восприятие и др.
Метод практической работы является основным в обучении.
На практических занятиях дети закрепляют все полученные теоретические знания и добиваются лучших творческих результатов.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В конце первого, второго и третьего годов обучения организуется мини-выставки работ учащегося с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат
Обучаемый с ограниченными возможностями к концу учебного года овладеет теоретическими знаниями, практическими знаниями, умениями, навыками.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащегося до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Программа может оказать помощь в преодолении имеющихся трудностей в развитии обучаемого, способствовать развитию речи, активизации мыслительной деятельности, компенсировать, в определенной мере, недостатки физического развития, облегчить освоение навыков письма и рисования.
Учебный тематический план на первый год обучения
|
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
|
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
1 |
Введение в образовательную программу. Техника безопасности. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
2 |
Раздел «Оригами» |
||||
|
Понятие оригами. Виды оригами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Вырезание деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
||
|
Изготовление панно из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Модульное оригами |
4 |
1 |
3 |
||
|
Конструирование из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
3 |
Раздел «Сувениры» |
||||
|
Знакомство с сувенирами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Технология изготовления сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Роспись готовых сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Лепка сувениров из целого куска. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Декорирование работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
4 |
Раздел «Рельефные картины» «Барельеф» |
||||
|
Знакомство с рельефами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Виды рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Способы изготовления рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Лепка рельефной картины |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Роспись готовых изделий |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
«Контррельеф» |
|||||
|
Изготовление контррельефов |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
«Горельеф» |
|||||
|
Изготовление горельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
5 |
«Медальоны» |
||||
|
Знакомство с медальонами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Способы и приемы изготовления медальонов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Создание рельефных медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||
|
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
6 |
Раздел «Аппликация» |
||||
|
Понятие аппликация. Виды аппликаций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Аппликация из ватных шариков. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Аппликация из кусочков бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Подготовка фона аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
7 |
Раздел «Графические упражнения» |
||||
|
Графические упражнения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Виды графических упражнений. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Виды штриховки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Простая штриховка |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Рисование по клеточкам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Рисование по образцу. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
Построение симметричной фигуры. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
|
8 |
Итоговое занятие. Диагностика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Учебный тематический план на второй год обучения
|
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
|
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
2 |
Раздел «Бумагопластика» |
|||
|
Оригами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Модульное оригами |
4 |
1 |
3 |
|
|
Конструирование из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оригами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Модульное оригами |
4 |
1 |
3 |
|
|
Конструирование из деталей оригами |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Квиллинг. Основные формы квиллинга. |
4 |
1 |
3 |
|
|
Квиллинг из салфеток |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Объемное моделирование из бумаги |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Мозайка из комочков бумаги |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
3 |
Раздел «Сувениры» |
|||
|
Сувенир. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Технология изготовления сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Роспись готовых сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Лепка сувениров из целого куска. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Декорирование работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4 |
Раздел «Рельефные картины» |
|||
|
Рельефные картины. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Виды рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Способы изготовления рельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Лепка рельефной картины |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
5 |
«Барельеф» |
|||
|
Изготовление барельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Роспись готовых изделий |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
6 |
«Контррельеф» |
|||
|
Изготовление контррельефов |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
7 |
«Горельеф» |
|||
|
Изготовление горельефов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
8 |
Раздел «Пластилинография» |
|||
|
Знакомство с пластилинографией. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Способы и приемы рисования пластилином. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Прием лепки - пластилиновая растяжка на плоскости. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Разработка композиций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Подготовка фона. Размазывание пластилином. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Лепка картины. |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Создание картин из пластилиновых шариков. |
4 |
1 |
3 |
|
|
Разработка композиций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Лепка картины. |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
9 |
«Рельефные картины из пластилина» |
|||
|
Рельефные картины. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Лепка рельефной картины |
4 |
1 |
3 |
|
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
10 |
Раздел «Соленое тесто» |
|||
|
Соленое тесто. Способы его приготовления. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Разработка сюжета. Композиционное решение. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Лепка из соленого теста. |
4 |
1 |
3 |
|
|
Роспись готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
11 |
Итоговое занятие. Диагностика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Учебный тематический план на третий год обучения
|
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|||||||
|
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||
|
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||||
|
2 |
Раздел «Поделки из бумаги» |
||||||||
|
Поделки из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Вырезание из бумаги |
4 |
1 |
3 |
||||||
|
Соединение деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Выбор сюжета. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Подготовка деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Вырезание по контуру. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Приклеивание на основу |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовых работ |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
3 |
Раздел «Сувениры» |
||||||||
|
Технология изготовления сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись готовых сувениров |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись готовых сувениров. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовых работ. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
4 |
Раздел «Народные игрушки» «Филимоновские игрушки» |
||||||||
|
Филимоновские игрушки. История возникновения Филимоновских игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Схемы и способы лепки игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Конструктивный способ лепки игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись готовой игрушки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись готовой игрушки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
«Дымковские игрушки» |
|||||||||
|
Дымковские игрушки. История Дымковских игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Схемы и способы лепки игрушек. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Конструктивный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись готовой игрушки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Комбинированный способ лепки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись готовой игрушки |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
5 |
Раздел «Панно» |
||||||||
|
Понятие панно. Виды панно. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Выбор сюжета композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Изготовление деталей панно |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Роспись деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Изготовление фона |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Соединение деталей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Создание композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
6 |
Раздел «Медальоны» |
||||||||
|
Способы и приемы изготовления медальонов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||||||
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Создание рельефных медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||||||
|
Лепка медальонов. |
4 |
1 |
3 |
||||||
|
Роспись готовых изделий. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовой работы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
7 |
Раздел «Аппликация» |
||||||||
|
Аппликация. Виды аппликаций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Аппликация из ватных шариков. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Вырезание деталей |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Изготовление аппликации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
8 |
«Рельефные картины из пластилина» |
||||||||
|
Рельефные картины. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Разработка сюжета композиций |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Подготовка фона. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Лепка рельефной картины |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Оформление готовой работы |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
9 |
Раздел «Графические упражнения» |
||||||||
|
Виды графических упражнений. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Виды штриховки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Рисование по клеточкам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Рисование по образцу. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Рисование по точкам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
Симметричное построение рисунка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||||
|
10 |
Итоговое занятие. Диагностика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||||
Содержание программы на первый год обучения
Введение в образовательную программу 2 ч
Знакомство. Диагностика. Техника безопасности.
Оригами 22 ч
В разделе “Оригами” учащийся знакомится со свойствами бумаги, постигает начало плоскостной и пространственной геометрии
Т.: История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение оригами: кувшинка, хризантема, ромашка, звезда, птичка, рыбка, кораблик, коробочка, тюльпан.
Сувениры 24 ч
В разделе “Лепка” учащийся в процессе деятельности изображает предметы их действительности, создает элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению его изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
Т.: Познакомить обучаемого с различными способами лепки сувениров (комбинированный, конструктивный, из целого куска.)
П.: Техника безопасности при работе с глиной.
Лепка сувениров: цветы, слон, зайчик с морковкой, ежик, медвежонок с цветами, матрешка, ангел, дельфины. Роспись готового изделия.
Лепка рельефных картин 24ч
Т.: Познакомить обучаемого с видами рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф).
П.: Техника безопасности при работе с глиной.
Лепка рельефных картин: бабочка, цветы, рыбка, фрукты. Роспись готового изделия.
Лепка медальонов 24 ч.
Т.: Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. П.:. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Лепка по образцу: зайчик, месяц, сердечко, роза, буквы, рыбка. Роспись готового изделия.
Аппликация 32 ч.
В разделе “Аппликация” обучаемый развивает координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учится пользоваться клеем и ножницами.
Т.: Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (объемная, плоскостная).
Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности.
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение аппликаций: птички на дереве, рыбки в аквариуме, ваза с фруктами, девочка, цветы.
Графические упражнения 14 ч.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Т.: Знакомство с видами штриховки и графическими играми.
П.: Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку).
Графические игры. (Дорисуй, обведи по контуру; построй фигуру, симметричную данной)
Итоговое занятие.
Диагностика. Подведение итогов.
Содержание программы на второй год обучения
Вводное занятие 2 ч
Диагностика. Техника безопасности.
Бумагопластика 46 ч
Т.: Знакомство с понятиями: оригами, квиллинг, мозайка.
Основные приемы и способы изготовления оригами, квиллинга и мозайки из кусочков бумаги. Изучение приемов складывания (пополам, в несколько раз, в определенной последовательности). Изучение базовых форм квиллинга.
Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Складывание бумаги пополам, в несколько раз, в определенной последовательности. Нарезание полосок из бумаги и их скручивание. Разрывание бумаги и скатывание шариков.
Выполнение поделок из бумаги: волшебные треугольники, король леса, два деревца, бабочка.
Лепка сувениров 24 ч,
Т.: Основные способы лепки сувениров. Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний ребенка делать сувенир из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск).
П.: Изготовление сувениров из целого куска глины. Конструктивные и комбинированные способы лепки сувениров: ангел, дельфин, подсвечник, матрешки; комбинирование различных форм в изделии.
Декорирование и роспись готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Лепка рельефных картин 30 ч
Т.: Закрепление знаний при работе с барельефами, горельефами, контррельефами. Способы декорирования изделий.
П.: Лепка рельефных картин: космос, цветы, аквариум.
Оформление готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
.Пластилинография 28 ч.
Т.: Знакомство с техникой пластилинография. Простейшие приемы лепки пластилинографии: растяжка на плоскости, расплющивание, оттягивание, сгибание, присоединение.
П.: Техника безопасности при работе с пластилином и стеками. Изготовление посредством пластилинографии различных фигур: кошка, небо, яблоки, цветы для мамы, яблоки поспели.
Рельефные картины из пластилина 12 ч.
Т.: Алгоритм выполнения картин из пластилина (выбор сюжета; намазывание фона; изготовление деталей на фоне; окантовка работы).
П.: Выполнение картины из пластилина: цветы.
Техника безопасности при работе с пластилином и стеками.
Соленое тесто12 ч.
Т.: Знакомство со способами изготовления соленого теста.
Составление композиций. Изготовление заготовок с помощью шаблонов.
Знакомство со схемами выполнения работ.
П.: Изготовление соленого теста и заготовок для работы. Соединение элементов в единое целое и их декорирование.
Техника безопасности при работе тестом, ножом, шаблонами.
Итоговое занятие 2ч.
Содержание программы на третий год обучения.
Вводное занятие 2 ч.
Диагностика. Техника безопасности.
Поделки из бумаги 20 ч.
Т.: Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Выполнение поделок из бумаги: зайчик, гном, ягоды, паровоз, клоун, лилии, лев, лебедь, кошка.
Сувениры 14 ч.
Т.: Основные способы лепки сувениров. Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний ребенка делать сувенир из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск).
П.: Изготовление сувениров из целого куска глины или пластилина. Конструктивные и комбинированные способы лепки сувениров: собачка, матрешки, конь; комбинирование различных форм в изделии.
Декорирование и роспись готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Народные игрушки 24 ч.
Т.: Знакомство с народными игрушками: Дымковскими и Филимоновскими. Способы лепки и росписи народных игрушек.
П.: Лепка игрушек, соблюдая традиции промысла. Дымковские игрушки: барыня, индюк, водоноска, конь. Филимоновские игрушки: козел, всадник на коне. Роспись готового изделия. Техника безопасности при работе с глиной.
Панно 16 ч.
Т.: Знакомство с панно. Способы и приемы выполнения панно.
П.: Выполнение панно: Баба – яга, колобок и заяц, мухомор, репка, по щучьему веленью, часы с кукушкой.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Медальоны 22 ч.
Т.: Приемы работы различными инструментами. Приемы лепки при выполнении медальонов: раскатывание, скатывание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. П.: Техника безопасности при работе с глиной и пластилином. Лепка по образцу: корзина, бонифаций, рог изобилия, домовой, яблоки, портрет.
Аппликации 22 ч.
Т.: Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение аппликаций: мышка под грибком, кошечка в корзине, божья коровка, попугаи, подсолнухи, бабочка, жираф.
Рельефные картины из пластилина 10 ч.
Т.: Алгоритм выполнения картин из пластилина (выбор сюжета; намазывание фона; изготовление деталей на фоне; окантовка работы).
П.: Выполнение картины из пластилина: цветы.
Техника безопасности при работе с пластилином и стеками
Графические упражнения 12ч.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Т.: Закрепление видов штриховки и рисования по клеточкам. Знакомство с трафаретами.
П.: Рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку). Рисование симметричного рисунка. Работа с трафаретами; построение рисунков по координатам точек; графические диктанты
Итоговое занятие 2ч.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Для успешной реализации программы «Все в моих руках» необходимы следующие материалы:
- глина; стеки, доски;
- краски, гуашь, кисти;
- цветная, белая, гофрированная бумаги, картон ;
- бисер различных цветов;
- ножницы, клей, лак;
- наглядное пособие (раздаточный материал, трафареты, образцы выполненные педагогом, схемы).
Список литературы
Астраханцева, С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД С.В. Астраханцева// Дополнительное образование. - № 3. – 2007. - С.16 – 23.
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3-10.
Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С. 43-50.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М., 1991.
Боброва Л.П. Положение детей в Р.Ф. // Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющим
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2004
Гусаков М.А.Подарки и игрушки своими руками. - М.: «Сфера», 1997.107с.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». – М., 1995.
Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2005.
Калягина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- СПб: 2005г.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 192 с.
Кириллова, Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы Г.Д. Кириллова. – М.: ВЛАДОС, 2000
Лобашев, В.Д. Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе В.Д. Лобашев// Дополнительное образование. - № 2. – 2006. - С.7 – 11.
Литвинец Э.Н. Забытое искусство, М. – 2003.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 408 с.
Корельская Н.Г. «Особенная» - «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. - 232 с.
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. – М.: АСТ; Астрель,2007.-318 с.
Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
Махмутов, М.И. Современный урок М.И. Махмутов. – Волгоград: Учитель, 2001.
Мельникова Е.К. Сказочные поделки.-Детство – пресс, 2005.
Михайлова И.К. большая книга поделок - М.:Эксмо,2008.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2001.
Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература»,2006