12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шлендина Галина Ивановна34 |
Адаптированная общеразвивающая программа «Все в моих руках»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Согласовано решением методического совета МАОУДОД «Центр детского творчества» ГО г.Кумертау РБ Протокол № ____ от _______ | Утверждаю Директор МАОУДОД «Центр детского творчества» ГО г.Кумертау РБ ___________А.Н. Докукин «_____»____________20__г. |
Адаптированная общеразвивающая программа
«Все в моих руках»
художественно-эстетической направленности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
срок реализации 3года.
Разработчик:
Педагог дополнительного
образования МАОУ ДО ЦДТ
Шлендина Галина Ивановна
Кумертау – 2018
Содержание
Пояснительная записка | |
Учебно – тематический план | |
Содержание программы | |
Методическое обеспечение образовательной программы | |
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
Список используемой литературы
Варианты приложений
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В настоящее время актуальным является приобщение обучающихся с ограниченными возможностями к миру искусства и творчества.
Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями.
Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает с каждым годом.
Современные исследователи (М.М. Кольцова, Институт физиологии детей и подростков АПН) пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов от пальцев.
Программа «все в моих руках» направлена на развитие умственных способностей ребенка через развитие мелкой моторики кистей рук.
Она рассчитана на 3 года обучения. Программа предполагает занятия по бумагопластике, пластилинографии, лепке сувениров и народных игрушек, рельефных картин, медальонов, аппликации и графические упражнения, которые дают большие возможности для эстетического и художественного воспитания инвалидов, а также для общего развития и расширения кругозора.
Цель: Создание условий для развития творческих и умственных способностей, художественного вкуса и интереса к народному искусству средствами изобразительной деятельности и художественного труда.
Образовательные задачи
Обучить ребенка приемам лепки из различных материалов, оригами, аппликации, пластилинографии и бумагопластике.
Обогатить и систематизировать словарный запас учащегося.
Углубить знания учащегося о свойствах, качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве.
Развивающие задачи
Способствовать развитию художественно – творческим способностям у обучающегося с ограниченными возможностями.
Способствовать развитию и совершенствованию ручной моторики и зрительно-двигательной координации.
Способствовать формированию учащегося умения воплощать свои идеи в художественный образ, чувство гармонии и красоты.
Воспитательные задачи
Сформировать эмоционально - эстетическое отношение к окружающему.
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Приобщить учащегося к аккуратности, терпимости, усидчивости и уважения к окружающим.
Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Режим занятий
Занятия с ребенком с ограниченными возможностями проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе обучения используется индивидуальная форма организации.
Различными могут быть и формы проведения занятий: игровая форма, занятие-лекция, познавательное занятие (беседа, рассказ), практическое занятие по отработке определенных способов и приемов работы по образцу или с натуры.
Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простоту восприятия, веру в свои способности, расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод.
Словесный метод (беседы, рассказы).
Наглядный метод дает возможность развивать наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным.
Практический метод развивает умения и навыки, творческие способности, зрительную память, цветовое восприятие и др.
Метод практической работы является основным в обучении.
На практических занятиях дети закрепляют все полученные теоретические знания и добиваются лучших творческих результатов.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В конце первого, второго и третьего годов обучения организуется мини-выставки работ учащегося с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат
Обучаемый с ограниченными возможностями к концу учебного года овладеет теоретическими знаниями, практическими знаниями, умениями, навыками.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащегося до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Программа может оказать помощь в преодолении имеющихся трудностей в развитии обучаемого, способствовать развитию речи, активизации мыслительной деятельности, компенсировать, в определенной мере, недостатки физического развития, облегчить освоение навыков письма и рисования.
Учебный тематический план на первый год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в образовательную программу. Техника безопасности. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2 | Раздел «Оригами» | ||||
Понятие оригами. Виды оригами. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Вырезание деталей оригами | 4 | 1 | 3 | ||
Изготовление панно из деталей оригами | 4 | 1 | 3 | ||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Модульное оригами | 4 | 1 | 3 | ||
Конструирование из деталей оригами | 4 | 1 | 3 | ||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3 | Раздел «Сувениры» | ||||
Знакомство с сувенирами. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Технология изготовления сувениров | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Конструктивный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Роспись готовых сувениров | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Комбинированный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Роспись готовых сувениров. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Лепка сувениров из целого куска. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Декорирование работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Роспись готовых сувениров. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4 | Раздел «Рельефные картины» «Барельеф» | ||||
Знакомство с рельефами. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Виды рельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Способы изготовления рельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Лепка рельефной картины | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Роспись готовых изделий | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
«Контррельеф» | |||||
Изготовление контррельефов | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
«Горельеф» | |||||
Изготовление горельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5 | «Медальоны» | ||||
Знакомство с медальонами. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Способы и приемы изготовления медальонов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Лепка медальонов. | 4 | 1 | 3 | ||
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Создание рельефных медальонов. | 4 | 1 | 3 | ||
Лепка медальонов. | 4 | 1 | 3 | ||
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6 | Раздел «Аппликация» | ||||
Понятие аппликация. Виды аппликаций. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Подготовка фона. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Вырезание деталей | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Изготовление аппликации. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Аппликация из ватных шариков. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Вырезание деталей | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Изготовление аппликации. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Аппликация из кусочков бумаги. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Подготовка фона аппликации. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Изготовление аппликации. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7 | Раздел «Графические упражнения» | ||||
Графические упражнения. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Виды графических упражнений. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Виды штриховки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Простая штриховка | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Рисование по клеточкам. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Рисование по образцу. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Построение симметричной фигуры. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8 | Итоговое занятие. Диагностика. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Учебный тематический план на второй год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 0,5 | 1,5 | 2 |
2 | Раздел «Бумагопластика» | |||
Оригами. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Модульное оригами | 4 | 1 | 3 | |
Конструирование из деталей оригами | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оригами. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Модульное оригами | 4 | 1 | 3 | |
Конструирование из деталей оригами | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Квиллинг. Основные формы квиллинга. | 4 | 1 | 3 | |
Квиллинг из салфеток | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Объемное моделирование из бумаги | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Мозайка из комочков бумаги | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3 | Раздел «Сувениры» | |||
Сувенир. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Технология изготовления сувениров | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструктивный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись готовых сувениров | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Комбинированный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись готовых сувениров. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка сувениров из целого куска. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декорирование работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись готовых сувениров. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
4 | Раздел «Рельефные картины» | |||
Рельефные картины. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Виды рельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Способы изготовления рельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка рельефной картины | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5 | «Барельеф» | |||
Изготовление барельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись готовых изделий | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | «Контррельеф» | |||
Изготовление контррельефов | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7 | «Горельеф» | |||
Изготовление горельефов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | |
8 | Раздел «Пластилинография» | |||
Знакомство с пластилинографией. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Способы и приемы рисования пластилином. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Прием лепки - пластилиновая растяжка на плоскости. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Разработка композиций. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подготовка фона. Размазывание пластилином. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка картины. | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Создание картин из пластилиновых шариков. | 4 | 1 | 3 | |
Разработка композиций. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка картины. | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
9 | «Рельефные картины из пластилина» | |||
Рельефные картины. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подготовка фона. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка рельефной картины | 4 | 1 | 3 | |
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
10 | Раздел «Соленое тесто» | |||
Соленое тесто. Способы его приготовления. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Разработка сюжета. Композиционное решение. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка из соленого теста. | 4 | 1 | 3 | |
Роспись готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
11 | Итоговое занятие. Диагностика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Учебный тематический план на третий год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | |||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||
2 | Раздел «Поделки из бумаги» | ||||||||
Поделки из бумаги. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Вырезание из бумаги | 4 | 1 | 3 | ||||||
Соединение деталей | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Выбор сюжета. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Подготовка деталей. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Вырезание по контуру. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Приклеивание на основу | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовых работ | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
3 | Раздел «Сувениры» | ||||||||
Технология изготовления сувениров | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Конструктивный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись готовых сувениров | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Комбинированный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись готовых сувениров. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
4 | Раздел «Народные игрушки» «Филимоновские игрушки» | ||||||||
Филимоновские игрушки. История возникновения Филимоновских игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Схемы и способы лепки игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Конструктивный способ лепки игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись готовой игрушки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Комбинированный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись готовой игрушки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
«Дымковские игрушки» | |||||||||
Дымковские игрушки. История Дымковских игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Схемы и способы лепки игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Конструктивный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись готовой игрушки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Комбинированный способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись готовой игрушки | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
5 | Раздел «Панно» | ||||||||
Понятие панно. Виды панно. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Выбор сюжета композиции. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Изготовление деталей панно | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Роспись деталей. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Изготовление фона | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Соединение деталей. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Создание композиции. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
6 | Раздел «Медальоны» | ||||||||
Способы и приемы изготовления медальонов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Лепка медальонов. | 4 | 1 | 3 | ||||||
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Создание рельефных медальонов. | 4 | 1 | 3 | ||||||
Лепка медальонов. | 4 | 1 | 3 | ||||||
Роспись готовых изделий. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовой работы. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
7 | Раздел «Аппликация» | ||||||||
Аппликация. Виды аппликаций. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Подготовка фона. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Вырезание деталей | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Изготовление аппликации. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Аппликация из ватных шариков. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Вырезание деталей | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Изготовление аппликации. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
8 | «Рельефные картины из пластилина» | ||||||||
Рельефные картины. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Разработка сюжета композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Подготовка фона. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Лепка рельефной картины | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Оформление готовой работы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
9 | Раздел «Графические упражнения» | ||||||||
Виды графических упражнений. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Виды штриховки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Рисование по клеточкам. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Рисование по образцу. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Рисование по точкам. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
Симметричное построение рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
10 | Итоговое занятие. Диагностика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Содержание программы на первый год обучения
Введение в образовательную программу 2 ч
Знакомство. Диагностика. Техника безопасности.
Оригами 22 ч
В разделе “Оригами” учащийся знакомится со свойствами бумаги, постигает начало плоскостной и пространственной геометрии
Т.: История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение оригами: кувшинка, хризантема, ромашка, звезда, птичка, рыбка, кораблик, коробочка, тюльпан.
Сувениры 24 ч
В разделе “Лепка” учащийся в процессе деятельности изображает предметы их действительности, создает элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению его изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
Т.: Познакомить обучаемого с различными способами лепки сувениров (комбинированный, конструктивный, из целого куска.)
П.: Техника безопасности при работе с глиной.
Лепка сувениров: цветы, слон, зайчик с морковкой, ежик, медвежонок с цветами, матрешка, ангел, дельфины. Роспись готового изделия.
Лепка рельефных картин 24ч
Т.: Познакомить обучаемого с видами рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф).
П.: Техника безопасности при работе с глиной.
Лепка рельефных картин: бабочка, цветы, рыбка, фрукты. Роспись готового изделия.
Лепка медальонов 24 ч.
Т.: Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. П.:. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Лепка по образцу: зайчик, месяц, сердечко, роза, буквы, рыбка. Роспись готового изделия.
Аппликация 32 ч.
В разделе “Аппликация” обучаемый развивает координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учится пользоваться клеем и ножницами.
Т.: Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (объемная, плоскостная).
Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности.
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение аппликаций: птички на дереве, рыбки в аквариуме, ваза с фруктами, девочка, цветы.
Графические упражнения 14 ч.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Т.: Знакомство с видами штриховки и графическими играми.
П.: Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку).
Графические игры. (Дорисуй, обведи по контуру; построй фигуру, симметричную данной)
Итоговое занятие.
Диагностика. Подведение итогов.
Содержание программы на второй год обучения
Вводное занятие 2 ч
Диагностика. Техника безопасности.
Бумагопластика 46 ч
Т.: Знакомство с понятиями: оригами, квиллинг, мозайка.
Основные приемы и способы изготовления оригами, квиллинга и мозайки из кусочков бумаги. Изучение приемов складывания (пополам, в несколько раз, в определенной последовательности). Изучение базовых форм квиллинга.
Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Складывание бумаги пополам, в несколько раз, в определенной последовательности. Нарезание полосок из бумаги и их скручивание. Разрывание бумаги и скатывание шариков.
Выполнение поделок из бумаги: волшебные треугольники, король леса, два деревца, бабочка.
Лепка сувениров 24 ч,
Т.: Основные способы лепки сувениров. Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний ребенка делать сувенир из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск).
П.: Изготовление сувениров из целого куска глины. Конструктивные и комбинированные способы лепки сувениров: ангел, дельфин, подсвечник, матрешки; комбинирование различных форм в изделии.
Декорирование и роспись готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Лепка рельефных картин 30 ч
Т.: Закрепление знаний при работе с барельефами, горельефами, контррельефами. Способы декорирования изделий.
П.: Лепка рельефных картин: космос, цветы, аквариум.
Оформление готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
.Пластилинография 28 ч.
Т.: Знакомство с техникой пластилинография. Простейшие приемы лепки пластилинографии: растяжка на плоскости, расплющивание, оттягивание, сгибание, присоединение.
П.: Техника безопасности при работе с пластилином и стеками. Изготовление посредством пластилинографии различных фигур: кошка, небо, яблоки, цветы для мамы, яблоки поспели.
Рельефные картины из пластилина 12 ч.
Т.: Алгоритм выполнения картин из пластилина (выбор сюжета; намазывание фона; изготовление деталей на фоне; окантовка работы).
П.: Выполнение картины из пластилина: цветы.
Техника безопасности при работе с пластилином и стеками.
Соленое тесто12 ч.
Т.: Знакомство со способами изготовления соленого теста.
Составление композиций. Изготовление заготовок с помощью шаблонов.
Знакомство со схемами выполнения работ.
П.: Изготовление соленого теста и заготовок для работы. Соединение элементов в единое целое и их декорирование.
Техника безопасности при работе тестом, ножом, шаблонами.
Итоговое занятие 2ч.
Содержание программы на третий год обучения.
Вводное занятие 2 ч.
Диагностика. Техника безопасности.
Поделки из бумаги 20 ч.
Т.: Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Выполнение поделок из бумаги: зайчик, гном, ягоды, паровоз, клоун, лилии, лев, лебедь, кошка.
Сувениры 14 ч.
Т.: Основные способы лепки сувениров. Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний ребенка делать сувенир из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск).
П.: Изготовление сувениров из целого куска глины или пластилина. Конструктивные и комбинированные способы лепки сувениров: собачка, матрешки, конь; комбинирование различных форм в изделии.
Декорирование и роспись готового изделия.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Народные игрушки 24 ч.
Т.: Знакомство с народными игрушками: Дымковскими и Филимоновскими. Способы лепки и росписи народных игрушек.
П.: Лепка игрушек, соблюдая традиции промысла. Дымковские игрушки: барыня, индюк, водоноска, конь. Филимоновские игрушки: козел, всадник на коне. Роспись готового изделия. Техника безопасности при работе с глиной.
Панно 16 ч.
Т.: Знакомство с панно. Способы и приемы выполнения панно.
П.: Выполнение панно: Баба – яга, колобок и заяц, мухомор, репка, по щучьему веленью, часы с кукушкой.
Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Медальоны 22 ч.
Т.: Приемы работы различными инструментами. Приемы лепки при выполнении медальонов: раскатывание, скатывание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. П.: Техника безопасности при работе с глиной и пластилином. Лепка по образцу: корзина, бонифаций, рог изобилия, домовой, яблоки, портрет.
Аппликации 22 ч.
Т.: Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет).
П.: Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Выполнение аппликаций: мышка под грибком, кошечка в корзине, божья коровка, попугаи, подсолнухи, бабочка, жираф.
Рельефные картины из пластилина 10 ч.
Т.: Алгоритм выполнения картин из пластилина (выбор сюжета; намазывание фона; изготовление деталей на фоне; окантовка работы).
П.: Выполнение картины из пластилина: цветы.
Техника безопасности при работе с пластилином и стеками
Графические упражнения 12ч.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Т.: Закрепление видов штриховки и рисования по клеточкам. Знакомство с трафаретами.
П.: Рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку). Рисование симметричного рисунка. Работа с трафаретами; построение рисунков по координатам точек; графические диктанты
Итоговое занятие 2ч.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Для успешной реализации программы «Все в моих руках» необходимы следующие материалы:
- глина; стеки, доски;
- краски, гуашь, кисти;
- цветная, белая, гофрированная бумаги, картон ;
- бисер различных цветов;
- ножницы, клей, лак;
- наглядное пособие (раздаточный материал, трафареты, образцы выполненные педагогом, схемы).
Список литературы
Астраханцева, С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД С.В. Астраханцева// Дополнительное образование. - № 3. – 2007. - С.16 – 23.
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3-10.
Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С. 43-50.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М., 1991.
Боброва Л.П. Положение детей в Р.Ф. // Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющим
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2004
Гусаков М.А.Подарки и игрушки своими руками. - М.: «Сфера», 1997.107с.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». – М., 1995.
Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2005.
Калягина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- СПб: 2005г.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 192 с.
Кириллова, Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы Г.Д. Кириллова. – М.: ВЛАДОС, 2000
Лобашев, В.Д. Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе В.Д. Лобашев// Дополнительное образование. - № 2. – 2006. - С.7 – 11.
Литвинец Э.Н. Забытое искусство, М. – 2003.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 408 с.
Корельская Н.Г. «Особенная» - «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. - 232 с.
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. – М.: АСТ; Астрель,2007.-318 с.
Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
Махмутов, М.И. Современный урок М.И. Махмутов. – Волгоград: Учитель, 2001.
Мельникова Е.К. Сказочные поделки.-Детство – пресс, 2005.
Михайлова И.К. большая книга поделок - М.:Эксмо,2008.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2001.
Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература»,2006