Сценарий мероприятия, посвященного 33-летию вывода войск из Афганистана «Афганистан — живая память» (9–11 класс)
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
Сценарий мероприятия, посвященного 33-летию
вывода войск из Афганистана
«Афганистан – живая память»
(9 – 11 классы и военнослужащие по контракту)
Учителя: Сысоева Н.Н., Кабанихина И.Н.
Общешкольное мероприятие: «Афганистан – живая память»
Методическая цель:
создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.
Цель: способствовать формированию знаний об истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, а также формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с событиями Афганской войны, её участниками; показать подвиг и героизм советских солдат
- способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
- способствовать закреплению и углублению знаний истории.
Развивающие:
- развивать у студентов познавательные интересы, потребность в знаниях, творческие способности;
- способствовать развитию мыслительных процессов;
- создавать условия для развития творческой активности, актерского мастерства.
Воспитательные:
- воспитывать чувство долга, патриотизма, любви у студентов к Родине, своему народу на примере подвигов наших солдат в Афганистане;
- воспитывать чувства гордости за нашу армию и свой народ.
- воспитывать уважительного отношения к участникам афганской войны.
Оборудование и материалы:
• ноутбук;
• фонограммы песен: «Зажгите свечи» группа «Мишель», «Афганистан» группа «Спринт», «Пароль - Афган» группа «Голубые береты»; песня «Расплескалась синева», А. Розенбаум «Монолог пилота о «Черном тюльпане»
• журнальный столик со стаканом воды, кусочком хлеба, свечи;
Демонстрационный материал: слайды презентации; фрагменты кинофильмов.
Время реализации мероприятия: 45 минут
Необходимое оборудование и материалы: компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация.
Применяемые образовательные технологии
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе | Этапы урока, на котором технология применяется |
1. | Технология развития критического мышления | Этап актуализации знаний, постановка целей, задач мероприятия |
2. | Технология проблемного обучения | Этапы викторины |
3. | Игровые технологии | Элементы соревнования |
4. | Личностно-ориентированное | В ходе всего занятия |
Инновационные приемы и методы: групповые и фронтальные.
Ход мероприятия:
Звучит песня (10-11 класс)
1 Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить тех людей, которых мы называем настоящими мужчинами, с которых нынешние мальчишки могут брать пример.
15 февраля этого года исполнилось 33 года со дня вывода войск из Афганистана. 33 года назад, 15 февраля 1989 г., закончилась война!! Война, начавшаяся без объявления и длившаяся 9 лет и в которой погибли советские солдаты и офицеры!! Война, в которой мы не выиграли, но и не проиграли и о которой до сих пор неохотно вспоминают власти и спорят политики.
2 15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость и благородство. Мы не имеем право, забывать войну в Афганистане!!
3 Изучают в школе дети где-то
Континенты света, климат стран
И не знают, что на белом свете
Есть страна пустынь - Афганистан.
Воевали там ребята наши,
Позабыв про нежности и дом,
Про любовь и модный цвет рубашек
Жизнь свою, оставив на потом.
Чтец 4:
Все начиналось в семьдесят девятом,
Декабрь, двадцать пятого числа,
День этот стал не праздничным, а скорбным,
Война немало жизней унесла.
Мы головы склоняем перед теми,
Того, кого сегодня с нами нет,
В боях, погибших, на земле Афганистана,
Тех, кто ушел в неполных 20 лет…
Чтец 5:
И им пришлось испить войну до края,
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - « по делу» вылетаем
В жестокой сече к смерти привыкать.
Их уносили «Черные тюльпаны»
Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...
За землю предков дрались там душманы,
А мы за что? Никто не даст ответ.
Чтец 6: Афганистан расположен в юго-западной части Центральной Азии. Горы занимают почти 80 % площади страны. Климат сухой, с резкими колебаниями температуры зимой и летом, днем и ночью. Температура в тени +40О С. В таких непривычных условиях сражались молодые ребята.
Ведущий 1: После государственного переворота в апреле 1978 г. в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну советские войска. И пять политиков решили судьбу наших советских ребят на 9 лет!!!
Чтец 2:
Там за рекой, есть горный перевал,
За перевалом – серпантин дороги,
Дорогой той, наш полк входил в Афган,
Когда был ночью поднят по тревоге.
И мы тогда, зеленые совсем,
Еще безусые в погонах мальчуганы,
Не понимали для чего – зачем,
Заходим мы на территорию Афгана.
Чтец 3:
Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов горьким,
Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.
Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь-дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.
Ведущий 4: На горных заставах, в воздухе и на земле выполняли свой воинский долг наши соотечественники. Они попадали в засады и заживо горели в БТРах, глотали пыль дорог под огнём пулемётов. Это они, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых, это они, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей.
Ведущий 5: Наши войска охраняли автодороги, электростанции, аэродромы; проводили колонны с грузами; вели боевые действия против отрядов душманов; вели борьбу с караванами, доставляющими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана.
Ведущий 6: Первое время о том, что ребята служат в Афганистане, не разрешалось сообщать домой. Родители не знали, где их сыновья служат. Лишь в сентябре 1980 года было официально разрешено сообщать о месте службы. Именно в ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово «дух» может означать не только что-то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с «калашниковым» наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: «Афган», «зеленка», «вертушка», «груз–200», «Черный тюльпан»…
Чтец 1:
Не поэзия Афган, а сплошная проза,
Слово нежное `тюльпан `- имя гробовоза.
Спирта принявший пилот, старший груза-200,
Этот черный самолет - лишь дурные вести.
Тихо взмоет в облака темный ангел смерти,
Он похож на добряка, только вы не верьте!
Лихорадит весь Союз от посылок в цинке,
Ожидают этот груз тихие поминки.
Показ клипа на песню А. Розенбаума «Монолог пилота о Черном тюльпане»
Ведущий 2: 9 лет 1 месяц и 18 дней наши войска сражались в Афганистане, отражая вылазки банд из Пакистана, помогая мирному населению, спасая детей и женщин. 13 833 наших воинов погибли на чужой земле, 6669 стали инвалидами, многие умерли от ран и болезней. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной.
Ведущий 3: Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно-же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. А вдали от них в сотнях километров в унисон солдатским сердцам бились сердца их матерей, которые чувствовали, молились, надеялись и ждали, ждали, ждали…
Чтец 4:
А, зачем их туда посылают,
Матерей-то опять не спросили.
Почему вас всегда убивают
Самых лучших и самых красивых?
Только зла в душе не носили бы.
Генералы - они тоже разные,
Кто в окопах с бойцами – красивые.
В кабинетах – те безобразные.
Чтец 5:
Ваши судьбы война протаранила
Ваши матери с вами под пулями.
Поколение ваше израненное.
Не сломали бы вас, не согнули бы!..
А глаза у него застывают.
«Братцы, бога за меня помолите!» –
Прошептал солдат, умирая.
«Только маме не говорите».
Ведущий 6: Книга Памяти. Афганская голгофа, вышедшая в Луганске в 1995г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. По крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Вот эти данные и фото были взяты из Всесоюзной книги памяти:
РОЩИН Игорь Васильевич, рядовой, минометчик, родился 22.7.1963 в г. Череповец Учился в ГПТУ-34.
В Вооруж. Силы СССР призван 30.3.82
В Респ. Афганистан с мая 1982.
Погиб 14.10.1983.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в деревне Ельня Можайского района.
Семья Рощиных переехала в наш городок. Игорь учился в нашей школе. В честь героя Наша школа с гордостью носит его имя. В наших сердцах навсегда останутся светлая память, искренняя гордость за поколение, с честью выполнившее свой гражданский и интернациональный долг, показавшее всему миру пример бескорыстного служения своему Отечеству.
Ведущий 6: Почтим память навернувшихся героев минутой молчания!
О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. Мы воздаем дань уважения героизму солдат и офицеров. Они выполняли приказ, проявляя мужество, волю к победе, горячую преданность своему народу и своей стране. Мы всегда будем помнить об этом. Война сломала жизнь многим молодым ребятам. Несмотря ни на что, они честно исполняли свой гражданский долг, оставались верными присяге до конца. И мы надеемся и желаем вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.