Внеклассное мероприятие на тему «Агитбригада Победы»
Методическая разработка
Патриотическое мероприятие
«Агитбригада Победы»
о городах-героях ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне
Цели:
Формировать знания о Великой Отечественной Войне против фашизма, интерес к истории России, расширять кругозор.
Формировать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за подвиги народа-победителя, воспитывать высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.
Формировать негативное отношение к войне, как явлению.
Прививать чувство долга, благодарности и глубокого уважения к ветеранам военных действий, труженикам тыла.
Задачи:
Рассказать о существовании городов, имеющих звание «Город-Герой».
Обеспечить понимание, в чем именно заключается подвиг народа, понимание того, что цена Победы – колоссальное мужество и миллионы жизней, наглядно показать к чему приводят войны: разрушения, смерть страдания.
Определить человеческие качества, достойные гражданина своей страны, любящего и уважающего Родину.
Включать в повествование беседы об уважении к ветеранам, о сопереживании, сострадании к тем, кто пережил годы войны.
Вызвать эмоциональный отклик, учить передавать собственные чувства, развивать умения понимать чувства других.
Материал и оборудование:
- плакаты-фотографии Городов-героев;
- музыкальное сопровождение (песни и музыка военных лет, песня «Города-герои», песня «Катюша», мелодия танца «Яблочко», песня «Этот день победы»);
- карта «Города-герои» с вымышленными названиями городов и флажки-кнопки.
Продолжительность мероприятия: 40 минут
Пояснительная записка
Агитбригада - это самодеятельное объединение, выполняющее специфические функции. Её назначение - откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни. Сфера ее работы - агитация. В свете событий, переживаемых всем миром, и в связи с тем, что многие пытаются «переписать» историю нашей страны, «Агитбригада Победы» актуальна и необходима. Воспитание патриотизма и память о годах Великой Отечественной Войны играют особую роль в воспитании подрастающего поколения.
В состав «Агитбригады Победы» вошли учащиеся детского музыкального театра «Чаплин» и кукольного театра «Посолонь», детского хореографического ансамбля «Флэш», вокальных студий «Браво» и «Голос детства». Выступление проходит в формате «Дети детям». Это очень удобная и действенная форма общения детей. Для большего охвата зрителей создано три «Агитбригады Победы».
Тематическое выступление «Агитбригады Победы» во время занятий в творческих объединениях ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ» разработано для детей младшего школьного возраста. Оно включает в себя знакомство с городами-героями и краткой историей их появления, чтение военных стихотворений участниками агитбригады, мастер-класс танца «Яблочко» и коллективное пение военной песни «Катюша».
Младший школьный возраст - важнейший период становления личности человека, когда складываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, когда формируется основа личности. Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В этом заключается педагогическая ценность выступления «Агитбригады Победы».
Таким образом, разрабатывая данное выступление, мы стремились сохранить уважение нового поколения к великим свершениям и достойным страницам прошлого нашей страны.
Ход выступления:
Ведущие – 2 мальчика и 2 девочки в военной форме или в парадной одежде с Георгиевской лентой на груди. Папки-планшеты украшены открытками к 9 мая.
На фоне песни «Города-герои»
Мальчик: Здравствуйте, друзья! В этом году вся наша страна отметит 79 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Девочка:
Великая Отечественная война все дальше уходит в прошлое, становится страницей истории. Но мы вновь и вновь вспоминаем о ней. А знаете ли вы, что на войне героями бывают не только солдаты, но и целые города?
Мальчик:В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Мальчик: В 1973 году это звание присвоили Новороссийску и Керчи, в 1974 Минску, в 1976 Туле. В год сорокалетия Победы звания Город–Герой удостоились Смоленск и Мурманск. Всего 12 городов и 1 крепость. Девочка: Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, мы не могли о ней не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Мальчик: Предлагаю почтить память погибших в Великой Отечественной Войне минутой молчания.
Звучит метроном
Девочка: А подвиг вечно будет с нами,
И в мирный день, и в час войны,
Должны мы помнить это сами,
Страну мы защищать должны. Мальчик:
Молитвою в душевном храме
Пусть вспомнят новых дней сыны
Про тех, кого не будет с нами,
Они на смерть обречены. Девочка:
Они ушли, но только снова
Все люди нынешней страны
Почтим ту память дней суровых.
Пусть мирно спят бойцы войны, Мальчик:
Но подвиг, мирных дней основу
Все люди вспоминать должны. Про подвиг городов – героев,
Про залпы той большой войны. Девочка: Спасибо городам – Героям!
Спасибо благородный тыл –
В беде Вы были в одном строе,
За это любим Вас и чтим! Мальчик: Предлагаю посмотреть на города-герои и узнать о них подробнее.
Демонстрация фото городов в мирное время на фоне рассказа.
Девочка:
Брест
Брестская крепость, как глыба,
Встретила первый удар.
Немцы, казалось, прошли бы,
Словно по полю пожар.
Только не час, а неделю
Бились над нею враги:
Шла за потерей, потеря –
Встретила крепость в штыки.
Мальчик:
Оборона крепости – это подвиг наших воинов, принявших удар на себя в сотни раз превосходивших сил противника. На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрем за Родину, но не сдадимся».
Девочка:
Сталинград – ныне Волгоград
Все преимущества были на стороне гитлеровской армии. Неделями, месяцами Гитлер гнал по дорогам к городу машины, войска, снаряды, резервы. У защитников Сталинграда была одна переправа, единственный путь к городу – через Волгу, в дыму, под бомбами и снарядами, под пулеметным огнем. Они дрались там, где драться уже было почти невозможно, стояли там, где выстоять было немыслимо. Они решили, что не уйдут, и они не ушли.
Мальчик:
Киев
Средь жизни вечной, тишины
Услышал Киев гул снарядов,
Настали дни, что бед полны,
Но выстоять здесь было надо.
Город на Днепре сыграл важную роль в срыве гитлеровского плана "молниеносной войны", задержав наступление на Москву.
Девочка:
Ленинград – ныне Санкт-Петербург
Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
Мальчик:
В сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Началась 900 дневная блокада Ленинграда. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. И в таких тяжелейших условиях жители города работали для фронта, для победы! 18 января 1943 года кольцо вражеской блокады было частично прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Ладожское озеро, по которому в город стали доставлять продукты и вывозить раненых, стало для жителей города «дорогой жизни». Окончательный разгром фашистских войск у Ленинграда был завершен 27 января 1944 года.
Девочка:
Воевали все – и дети, и взрослые. И песня тоже воевала вместе с солдатами. В минуты привала, у костра, когда у солдат была возможность отдохнуть, они пели песни о долгожданной победе, о доме, о маме.
Мальчик:
Песня «Катю́ша» — самая популярная советская песня, один из неформальных символов Великой Отечественной войны. Композитор — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые песню исполнила известная советская певица в 1938 году. А сегодня эту песню исполним мы с вами.
Песня «Катюша» в исполнении солистов вокальной студии «Браво» и «Голос детства»
Девочка:
Продолжаем знакомиться с городами-героями.
Москва
В конце сентября 1941 года немецко-фашистская армия начала наступление на столицу нашей Родины — Москву. Воины Советской Армии, партизаны прилагали все усилия, чтобы отразить удары врага. Мы с гордостью говорим о подвиге наших воинов и полководцев, тех, кто трудился на подступах к Москве. Тех, кто развеял миф о непобедимости немецкой армии, и слова, облетевшие всю страну в далеком 1941 году «Отступать некуда, позади Москва!»
Мальчик:Одесса
Пришло Одессы время злое
Но только крепость так сильна,
Что слава вечная покроет
Того, кто боль испил до дна.
Девочка:
Бессмертной славой покрыла себя Одесса в Великую Отечественную войну. С 5 августа по 16 октября 1941 года советские войска и население героически отражали наступление немецко фашистских и румынских войск, имевших пятикратное превосходство в силах.
Мальчик:Севастополь
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков.
Девочка:
Главная военно-морская база черноморского флота. Героическая оборона Севастополя продолжалась советскими войсками целых 250 дней. Именно у Севастополя советскими войсками был показан пример длительной и активной обороны, искусного взаимодействия армии, флота и авиации.
Мальчик:Керчь
На берегу красивого пролива
Расположился славный город Керчь –
Древнейший город статный и красивый,
Историю сумевший уберечь
Девочка:
Заняв оборону в каменоломнях, подразделения советских войск и жители города свыше 5 месяцев продолжали самоотверженную борьбу с многократно превосходящими силами противника. В ходе Крымской наступательной операции 11 апреля 1944 года Керчь была окончательно освобождена советскими войсками.
Мальчик:
А еще в войну танцевали. Да-да! Говорят, что танцы во время Великой Отечественной войны были не просто искусством. С помощью танца выживали. Он дарил бодрость духа, задавал настрой, позволял отвлечься и помогал не унывать! Танцевали разные танцы: и танец татарских мальчиков, и грузинский багдадури, и цыганский танец, и «Тачанка», и русские народные танцы, конечно, с присядками, дробями, различными вращениями.
Девочка:
Матросский танец «Яблочко» появился задолго до войны, но солдаты с удовольствием его отплясывали — танец отражал крепкий дух и задор в русском характере. Специально никто не учился. Танцевали, как говорится, «кто во что горазд». Главное — с душой! Приглашаем вас разучить и станцевать небольшой отрывок из танца «Яблочко». А помогут нам в этом девчонки из хореографического ансамбля «Флэш».
Мастер-класс по танцу «Яблочко», завершающийся общим танцем.
Мальчик:
Продолжаем знакомиться с городами-героями.
Новороссийск
Сражался ты с врагами за Победу,
Давал цемент, отстраивал страну.
Я благодарен прадеду и деду
За то, что мы не знали ту войну.
Разгром гитлеровцев под Новороссийском явился началом крушения мощных укреплений противника на Таманском полуострове - так называемой «Голубой линии». Победа под Новороссийском привела к изгнанию врага со всего Кавказа.
Девочка:Минск
Три года город жил в осаде.
Все эти годы вёл борьбу.
И не молил он о пощаде.
Не шёл Минск на поклон к врагу.
С первых же часов войны столица Белоруссии ожесточённо сопротивлялась врагу. С 28 июня Минск — в оккупации. За время войны погибло около 70 тыс. минчан.
Мальчик:Тула
И в Тулу не вошел проклятый немец,
И не был город, к их несчастью взят!
Плечом к плечу солдат и ополченец
На постаменте каменном стоят.
45 дней продолжались ожесточенные бои у стен древней Тулы, прикрывавшей южные подступы к Москве. За полтора месяца осады в городе ни на один день не прекращались производство и ремонт вооружения и военной техники,
Девочка:Мурманск
Когда занять хотели Заполярье,
Со стороны Норвегии пройти,
Фашисты к граду Мурманску искали
Прямые и короткие пути.
Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны.
Сорок месяцев, днём и ночью враг угрожал городу. Тревожно выли сирены, рвались бомбы, полыхали пожары, рушились здания, падали убитые и раненые, а город жил, работал, сражался…
Смоленск
С начала Великой отечественной войны Смоленск оказался на направлении главного удара немецко-фашистских войск к Москве. 2 года и 3 месяца на Смоленской земле полыхал огонь войны. 25 сентября 1943 г. советские войска освободили Смоленск.
Девочка:
Сегодня мы перелистали героические страницы Великой Отечественной войны. Нам нельзя забывать, что за нашу жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Потому что народ, который забыл свое прошлое, не имеет будущего.
Мальчик:
Давайте проверим – внимательно ли вы нас слушали. Предлагаю проверить. Называйте город и отмечайте его на карте.
Зрители называют запомнившиеся города, получают флажок-кнопку и отмечают им город-герой на карте. Ведущие путают детей, предлагая отметить флажками несуществующие города.
(Обычно, мероприятие проводится в хореографическом зале для удобства проведения танцевального мастер-класса и чтобы дети видели себя в зеркала. Но, если мероприятие проводится не в танцзале, и при наличии необходимого оборудования, детям, для рефлексии, предлагается проверить себя, отвечая на вопросы в презентации)
Девочка:
Приближается праздник Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в городах-героях, но и на всей территории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины.
Мальчик:
Поздравляем всех с праздником и желаем мирного неба над нашими головами!
Прощаются со зрителями по музыку «День Победы»
7