Презентация к уроку литературы «А.И. Цветаева "История моей двойки"» (9–11классы)

11
12
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

                                                Пояснительная записка

Автор: Савельева Лариса Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 1                                                                                             Предмет: литература

Возраст: 9-11 классы

Аннотация: Данный ресурс включает в себя конспект урока и презентацию, выполненную в программе Роwer Point. Разработка урока предполагает знакомство с рассказом А.И.Цветаевой «История моей жизни» на основе самостоятельной работы учеников с помощью метода «6 шляп мышления», последующей беседы. 

                                                  Конспект урока

Цель: знакомство с творчеством писателя на примере самостоятельного (работа в группах) анализа рассказа А.И.Цветаевой «История моей двойки»

Задачи:

Обучающие:

- учиться комплексному анализу рассказа

- формировать УУД

Развивающие:

- приобщаться к русской культуре, расширять границы восприятия мира

Воспитательные:

- размышлять о взрослении человека, об отношении к прошлому, к вечным ценностям

Оборудование:

текст рассказа для чтения учителем на уроке, компьютер, экран, презентация к уроку

Навигация: по щелчку. Презентация создана в программе PowerPoint с использованием редактора Visual Basic. Свойства элемента ПОЛЕ позволяют настроить прокрутку текста. Встроенная в слайд прокрутка позволяет включить объемный текст.

На слайде 9 навигация: по стрелке Триггеры: овал

Ход урока

- Что предполагает жанр рассказа? (Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем).

Слайд 1

Тема урока - ?

Слайд 2

Сообщение учителя / ученика

- Знаменитая картина "Опять двойка" написана известным советским художником Ф.П.Решетниковым. В ней реалистично отражена настоящая жизнь школьников, из-за этого репродукцию картины размещали во всех учебниках в Советском Союзе. Картина "Опять двойка" была образцом советской бытовой живописи. Сегодня эту картину можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Слайд 3

- Какие мысли и чувства вызывает у вас картина Ф.Решетникова «Опять двойка»?

Слайд 4

Анастасия Ивановна Цветаева. Страницы жизни.

Сообщение учителя/ученика о биографии А.И.Цветаевой

Слайд 5

- 6

Чтение текста рассказа учителем (текст также на столах у учеников)

Слайд 7

Задание.

Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно. В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. 

Вопросы для групп

Белая шляпа - Какие события описаны в рассказе? Перескажите. (Ученица не готова к уроку, вызвана к доске, получает двойку по алгебре)

Жёлтая шляпа - Какие положительные факты можно отметить? (Героиня любит стихи, восхищается учителем математики, не злится на учителя из-за двойки, с благодарностью вспоминает его спустя годы)

Зелёная шляпа - Что могло сложиться иначе в рассказе? (Ученица могла подготовиться к уроку, учитель мог не вызвать её к доске, ученица могла обидеться на слова о бреде))

Красная шляпа – Что вызвало положительные эмоции в рассказе? (пьеска-актёры, Голубев-двойка, игра ученицы у доски, которая не могла стерпеть поражение, обращение «Господа» в гимназии, лёгкость стиля)

Чёрная шляпа – Что вызвало отрицательные эмоции? (ложная гордость ученицы, переоценила свои силы)

Синяя шляпа – Выслушайте сообщения всех шляп и обобщите их.

Ребятам также раздаются вырезанные из цветного картона силуэты шляп с написанными на них опорными вопросами.

 

Самостоятельная работа в группах в течение 10 мин. (Отдых от компьютера)

Слайд 8

1. Выступления всех групп.

2. Обобщение. Дополнения.

Слайд 9

Сюжет рассказа. Основные события.

Слайд 10

11

- Сформулируйте задание. (Сравнение, сопоставление героев рассказа)

Заполнение таблицы

учитель

ученица

профессор математики Голубев

госпожа Цветаева

вдвое старше

16 лет

любил математику

любила стихи

высок, худ, большеглаз, темноглаз

лёгкие кудри

вицмундир

 

учтив, ироничен

самоирония

таинственное очарование

двойка

порядок, диагноз

посвящение

Слайд 12

Какой художественный приём использован автором при изображении героев? (антитеза)

Слайд 13

Беседа по тексту

О каком поединке идёт речь?

Когда учитель ставит гимназистке диагноз?

Почему А.И.Цветаева посвящает рассказ учителю математики, несмотря на «2» по алгебре?

Слайд 14

Какое отличие и сходство между картинками? (время – учёба, ответ у доски, плохие отметки)

Слайд 15

- Формулируем тему урока на основе главной мысли рассказа и его названия. (Уроки жизни в рассказе А.И.Цветаевой «История моей двойки»)

Слайд 16

- Какие проблемы затрагивает автор? (проблема памяти, взаимоотношения между людьми, между учителем и учеником, проблема благодарности, проблема взросление человека, сохранение вечных ценностей)

Слайд 17

Ссылки

/data/files/x1515999801.pptx (А.И.Цветаева. История моей двойки)

Ссылки

http://sitekid.ru/literatura/chto_takoe_rasskaz.html рассказ

http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html метод 6 шляп мышления

http://razumovskiyvestnik.rossia.news/upload/resize_cache/iblock/1ac/300_0_1/1ac8882b15422545304d7472fc8d58a1.jpg - «Опять двойка»

http://itd3.mycdn.me/image?id=857890380765&t=20&plc=WEB&tkn=*uspu8sjeXU3KSplp7HvPVOqYLS8 гимназия

http://gympansion.cerkov.ru/files/2017/03/KMO_085447_06579_1_t222_191850.jpg гимназистка у доски

https://rosphoto.com/images/u/ugallery/1508/dsc0298.jpg с косичками

http://img.bookshop.ua/pic_big/11909153_23.jpg А.Цветаева

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/132/511/132511975_kniga.jpg сёстры

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/anastasia_tsvetaeva/ биография

http://bbcont.ru/uploads/images/default/4333_metod_shesti_shlyap_myshleniya.jpg 6 шляп

http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2015/07/repin-56.jpg И.Репин. Гимназистка читает

https://big5.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B05.jpg пионерка

http://s017.radikal.ru/i444/1208/69/ccaa42a25ed8.jpg трое

https://i.ytimg.com/vi/MPnrNOSLZx8/maxresdefault.jpg мальчишки

http://pavon.kz/cache/post/cache/proxy_image/2016_02_17/userdata/news/2016/news_289168/thumb_xb/photo_177658.jpeg двойка


А.И.Цветаева. История моей двойки
PPTX / 3.14 Мб

Предварительный просмотр презентации

Анастасия Ивановна Цветаева. История моей двойки

- Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? Ф.Решетников. Опять двойка

Анастасия Ивановна Цветаева. Страницы жизни.

История моей двойки

1. Чтение текста учителем. 2. Анализ текста. Работа в 6 группах

Какие события описаны в рассказе? Перескажите. Что могло сложиться иначе в рассказе? Что вызвало положительные эмоции в рассказе? Что вызвало отрицательные эмоции? Какие положительные факты можно отметить? Выслушайте сообщения всех шляп и обобщите их.

1. Выступления всех групп. 2. Обобщение.

Сюжет рассказа. 1. Годы Прошлого. Гимназия 2. Математика - стихи 3. - Госпожа Цветаева! – сказал он с полным бесстрастием. 4. - Госпожа Цветаева – б - р - едит!

Заполните таблицу ключевыми словами учитель ученица

Заполните таблицу ключевыми словами учитель ученица профессор математики Голубев госпожа Цветаева вдвое старше 16 лет любил математику любила стихи высок, худ, большеглаз, темноглаз лёгкие кудри вицмундир учтив, ироничен самоирония таинственное очарование двойка порядок, диагноз посвящение

- Какой художественный приём использован автором при изображении героев? приём антитезы - противопоставление

Когда учитель ставит гимназистке диагноз? Почему А.И.Цветаева посвящает рассказ учителю математики? Учитель излечивает душу гимназистки, закаляет сердце, вызывает уважение своей любовью к математике.

Какое отличие и сходство между картинами?

Формулируем тему урока на основе главной мысли рассказа и его названия. Уроки жизни в рассказе А.И.Цветаевой «История моей двойки»

Какие проблемы затрагивает автор? проблема памяти проблема взаимоотношения между людьми, проблема взаимоотношения между учителем и учеником проблема благодарности проблема взросление человека

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, очень интересно и оригинально!

18 January 2018

Спасибо! Рада, что понравился урок!

20 January 2018

Спасибо! Со "шляпами" была знакома с открытого урока, который в рамках конкурса "Учитель года" проводили на моем классе. Честно говоря, была уверена, что эта технология не для меня. Ваш урок с четкими вопросами для групп, с чтением текста, что обязательно на каждом уроке литературы, с осмыслением и классификацией материала, с привлечением картин и фотографий, с выходом на формулировки проблем убедил меня в обратном. Урок замечательный!!! Очень глубокий, логичный, продуманный до малейших деталей. Спасибо.

20 January 2018

Спасибо огромное за столь содержательный комментарий!

20 January 2018

Прекрасный урок!

29 January 2018

Спасибо огромное!

1 February 2018

Поздравляю с победой! Желаю дальнейших творческих успехов!

12 February 2018

Спасибо! Очень приятно!

12 February 2018

Поздравляю с победой, Лариса Евгеньевна! Урок очень понравился, взяла на заметку некоторые моменты.

15 February 2018

Спасибо, Таня!

15 February 2018

Замечательная работа! Содержательный материал урока, отличная презентация! Есть чему у Вас поучиться!

19 March 2018

Отличная работа! Поздравляю с победой!

10 May 2020