Активизация, расширение, уточнение словаря по теме «Зима. Зимние забавы»
Тема занятия: «Активизация, расширение, уточнение словаря по теме «Зима. Зимние забавы»
Цель: активизация, расширение, уточнение словаря по теме «Зима. Зимние забавы».
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация, расширение и уточнение словаря по теме «Зима. Зимние забавы». Формирование грамматического строя речи (образование имен существительных в форме множественного числа в им. и родит. падежах, согласование имен существительных с числительными, согласование имен прилагательных с именами существительными).
Коррекционно-развивающие задачи. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи. Развитие общей моторики, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование. Изображение снеговика-почтовика, сюжетные картины с изображением зимних забав (С. Вохринцева), снежинки, конверты, предметные картинки, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
3 ФБМ. Игра «Звонкое слово». Логопед говорит детям о том, что они должны повторять все слова, кроме «звонкого» слова зима. Услышав «звонкое» слово, дети, молча, хлопают в ладоши.
Санки, лыжи, зима, горка, коньки, снегири, зима, зима, снеговик.
Реципрокные взаимодействия. Соединение локтей с коленями крест-накрест.
2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску изображение снеговика-почтовика и сюжетные картины с изображением зимних забав. Говорит детям о том, что снеговик-почтовик хочет доставить открытки своим друзьям, чтобы рассказать им о том, как весело можно проводить время зимой. Предлагает детям рассмотреть их.
- Какое время года изображено на открытках? (зима)
- Почему вы решили, что это зима? (лежит снег, дети тепло одеты, деревья голые, на ветках снегири и т.д.)
- Как дети зимой проводят время? (играют в снежки, катаются на коньках, лепят снеговиков, снежную крепость, катаются с горки, на санках, ходят на лыжах).
Логопед говорит детям, что метель замела дорогу, и Снеговику никак не добраться до почты. Просит детей помочь. Для этого нужно убрать все снежинки с дороги снеговика.
3. Упражнения «Предмет - предметы», «Один - много»
Логопед достает из первой снежинки (конверта) картинки и просит детей правильно назвать предмет - предметы - много предметов:
Зима - зимы - много зим, сосулька - сосульки - много сосулек, снеговик - снеговики - много снеговиков, Снегурочка - Снегурочки - много Снегурочек, ёлка - ёлки - много ёлок, сугроб - сугробы - много сугробов, каток - катки - много катков, горка - горки - много горок, лыжник - лыжники - много лыжников.
4. Игра с мячом «Снежный ком»
Логопед открывает вторую снежинку и предлагает детям подобрать слова-признаки к словам-предметам:
Зима - холодная, снежная, веселая, морозная; сугроб - большой, высокий, снежный; горка - крутая, высокая, скользкая и т.д.
5. Игра «Посчитай»
Логопед открывает третью снежинку и говорит детям о том, что нужно правильно сосчитать предметы:
Метель, снегопад, вьюга, сосулька, снежок, снеговик, горка, крепость.
Дети с помощью пальчиков считают.
6. Физкультминутка
Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
7. Индивидуальная работа
Логопед открывает пятую снежинку, раздает детям листочки с заданием «4 лишний».
8. Окончание занятия.
Логопед говорит детям о том, что Снеговик благодарит ребят за помощь. Они помогли ему доставить письма на почту.