Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках литературы в 5 классе для развития творческих способностей учащихся»
6
Литвиненко С.Ю., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 р. п. Хор
Активные методы обучения на уроках литературы в 5 классе для развития творческих способностей учащихся
Учитель русского языка и литературы всегда уделяет особое внимание развитию творческих способностей учащихся, а сегодня, с реализацией ФГОС, эти возможности реализовать легче, дан инструмент, которым можно пользоваться. Активные методы обучения прочно вошли в нашу практику. О некоторых приёмах работы, наиболее интересных для меня, хочется рассказать.
Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, я использую метод «мозгового штурма» и метод «синектики». «Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. При проведении «мозгового штурма» поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая. «Мозговой штурм» может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи, во время игры на уроке, при обсуждении какого-либо поступка, случая или эпизода из художественного произведения. Например, приступая к изучению повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», выяснилось, что дети не могут объяснить, какое чудо они бы хотели, чтобы произошло в их жизни.
Я использовала следующую задачу для активизации творческого мышления.
Задача №1. Однажды… Так начинаются многие сказки. Однажды жил-был мечтательный мальчик, и ночью к нему залетела Рождественская звезда. О чём могут говорить мечтательный мальчик и Рождественская звезда. Похожие задачи решаются при обсуждении творчества А.С.Пушкина «Сказки о рыбаке и рыбке», В.Катаева «Цветик-семицветик», В.П.Лепетухина «Хехцирские сказки». Что бы ты попросил у золотой рыбки? Цветика-семицветика? Тебе приснился сон, в котором к тебе приплыла золотая рыбка… (Зачем тебе это надо? Какие чувства испытывал? Принесло ли тебе это удовольствие? Чему удивился?)
После изучения русских народных сказок, басен учащимся предлагается сочинить сказку, басню. Эта работа вызывает затруднение, не столько неумением работать в данном жанре, а в создании интересного образа. Следующая задача помогает такой образ создать.
Задача №2. Расскажите история своего пенала, портфеля. Ночью игрушки(книжки) оживают. О чём могут спорить музыкальные инструменты? У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай – фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству? Использовала задачу для сочинения собственной сказки. Сочините сказку о Тянитолкае. Или придумать своё необычное животное и сочинить сказку о нём.
Задача №3. Игра «Остров» Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Какую книгу вы взяли бы с собой? Почему? Использовала на первых уроках литературы. Можно использовать при изучении повести М.Твена «Приключения Тома Сойера», или «Робинзон Крузо» Д.Дефо, только изменить вопрос задачи: что необходимо делать, чтобы выжить?
Второй метод, активизирующий мышление, называется «синектика». Автор этого метода – Уильям Дж. Гордон (США) – выделяет два вида процессов творчества: 1) неоперативные (неуправляемые) – интуиция, вдохновение и 2) операционные (управляемые) – использование различного вида аналогий. Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала обучить учащихся творческим приемам и прежде всего – различным видам аналогий: прямой, фантастической, символической, личной. Если целенаправленно учить детей применять разные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление. Для творческого процесса, как полагал У. Гордон, очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное – за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например, стихотворение
Романа Сефа:
На свете всё
На всё
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я –
на тебя,
А ты –
на маму.
Стихотворение С. Пшеничных:
Ежиная семейка
Елка будто бы
Ежиха,
А под елкой
Тихо
тихо
Стайкой
Маленьких ежат
Шишки бурые
Лежат.
Широко распространена аналогия по форме, например:
Сосулька – карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв.
Часы – луна, солнце, цветок, диск телефона, тарелка, крышка от кастрюли и т.д.
Следующий вид прямой аналогии – компонентная (или структурная) аналогия. Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Например:
Снег (снежный покров) – одеяло, вата, тополиный пух, мука, сахар, пена.
Шкаф – скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, автобус, квартира для одежды.
Для знакомства детей с компонентной аналогией можно использовать стихотворение Романа Сефа:
Ванная – море.
Я – пароход.
Полный назад!
Полный вперед!
Право руля!
Лево руля!
Мчусь я по морю,
Ногами бурля.
Я бы доплыть
До Австралии мог,
Но у Петровых
Протек потолок.
К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции. Например:
Машина – лошадь, ослик, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица.
Ветер – вентилятор, пылесос, дыхание.
Петух – будильник, радио, солнышко, гром.
Аналогию можно провести по цвету:
Солнце – одуванчик, лимон, лиса.
Лист (летний) – огурец, виноград, море, танк, машина.
Можно находить прямые аналогии по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов. Например:
Переполненный автобус – игрушки в ящике, огурцы в бочке, деньги в кошельке, вещи в шкафчике, песок в ведерке.
Тихий час – утро в лесу, закат, затишье перед бурей.
Интересны прямые аналогии по свойствам. Но при этом необходимо дополнительно отвечать на вопрос какой? Например:
Шарик: (резиновый): купальная шапочка, мяч.
Упругий: мяч, зонт, ветер, жвачка, струя.
Можно применить комплексную, прямую аналогию при рассматривании одного объекта, например:
Дверь.
По форме: шоколад, картина, фантик, крышка стола.
По функции: веки, рот, крышка, зонт, чемодан.
По свойствам:
Деревянная – сундук, шкаф, ветка.
Легкая – бабочка, лепесток.
Скрипучая – дерево, стул.
По цвету: облако, снег, вата, мороженое
Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перенести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации. Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, необходимо определить, что мешает решить задачу подобным образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Не стоит отказываться от нереальных аналогий, они пригодятся для составления сказок с новыми героями и необычными приключениями.
Если предложить детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник, то они высказывают неожиданные идеи.
Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами звуков, количество – цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической. При
графической аналогии одним символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков. Графической аналогией детей подводят к понятию приему «свертывание» – умению выделить самое главное в образе. Словесная символическая аналогия
позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами-символами. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например,
«На
горке»:
Ах! Ох! Ух! Ой! Эх! Ай-я-яй!
Уй-ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Всё!
«На параде»
Раз! Раз! Раз! Два!
Тра-та-та!
Ура! Ура! Ура!
«На пасеке»
Ж-Ж-Ж-З-З!
Ой! Ай-я-яй!
У-у-у!
«Ожидание»
Тик-так. Тик-так.
Бом! Бом! Бом!
Ох! И-и-и…
В основе личной аналогии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Решающий задачу ребенок вживается в образ объекта. Выработать это умение позволяет ряд упражнений. Анна Страунинг предлагает использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев.
Например:
Два отца
На лужайке сидел Рыболов,
Терпеливо копал червяков.
Увидал Рыболова Скворец
И решил:
– Настоящий отец.
Ищет корм
Даже лучше, чем я...
Видно,
Тоже большая семья!
Тим Собакин
При выполнении следующих заданий личная аналогия позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче.
Задание № 1. Можно «наполнить» ребенка образом, и он превращается в фею или робота, цветок или птицу со своим характером и поведением.
Задание № 2. Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Представь, что ты превратился в попугая, собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем занимался днем? Где бы ты спал? Кто был бы твоим хозяином? Какой приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина?
Задание № 3. Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, как ты попал в дом? Каким образом ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит, и кого ты любишь больше всех? Какие интересные истории с тобой происходят? С какими предметами ты дружишь?
Этот приём использую для обучения написания загадки, сказки, стихотворения (УНТ и сказкам Г.Х.Андерсена).
В форме творческой мастерской проводили работу по лирике. Анализировали образ берёзы в стихотворениях С. Есенина, А. Фета, В. Брюсова. В чём сходство и отличие образа в стихотворении?
Представили свою иллюстрацию берёзы, а потом спонтанно родилась идея написать стихотворение о том, что вижу из окна. Потому что на улице шёл снег. Вот мы прилипли к окну и писали.
Смотрю я в школьное окно,
А на дворе белым-бело.
Ветки елей встрепенулись
И от снега отряхнулись.
Воробьева Татьяна, 5 класс.
Я вижу берёзу в пуховом платке,
И красный снегирь вон сидит на окне.
Снежок серебрится и мягко летит,
И зимняя песня повсюду звучит.
Видриган Екатерина, 5 класс.
Холодный туман все окутал дома,
Гнутся и звенят от ветра провода,
Белая дорога убежала вдаль,
Заметалась вьюга – ничего не жаль!
Козолей Никита, 5 класс.
Когда изучили лирику поэтов XIX века, группами сочиняли акростих. Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. В эту игру любили играть в 19-ом веке. Полюбуйтесь, например, на этот акростих - сонет, записанный в 1909 году Николаем Гумилевым в альбом его знакомой Кати Кардовской (Бойка — имя собаки Кардовских):
Когда вы будете большою,
А я негодным стариком,
Тогда, согбенный над клюкою,
Я вновь увижу ваш альбом.
Который рифмами всех вкусов,
Автографами всех имен —
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов —
Давно уж будет освящен.
О, счастлив буду я напомнить
Вам время давнее, когда
Стихами я помог наполнить
Картон, нетронутый тогда.
А вы, вы скажете мне бойко:
«Я в детстве помню только Бойку»
1 группа
Закружился снежинок хоровод,
И на улице веселится народ.
Мороз узорами раскрасил мир!
Ах, какой в природе пир!
2 группа
Воздух стал теплее,
Ели зеленее,
Снег сошёл с реки,
На пригорках зацвели
Аленькие цветики.
3 группа
Лучистое солнце играет,
Его не спугнуть облакам.
Так нежно землю согревает,
О! Как не верить чудесам!
4 группа
Окатило рощу золотом
Солнце щедрым рукавом.
Его ветер гонит в путь,
Не стесняет сердце грудь.
Ь
Можно использовать другие слова, лучше из 4 букв (вода, небо, река, луна).
2.Прекрасны травы и цветы,
Рассветы чудной красоты!
И это поле, этот лес....
Россия так полна чудес!
О как прекрасна ты, Земля!
Дороги, реки и моря.....
Ах, как же я люблю тебя!
Несколько слов по изучению творчества Г.Х. Андерсена в 5 классе. На первом уроке по изучению биографии использовала приём «Дерево предсказаний». Ствол дерева – тема, ветви предположения, которые рисуются по двум направлениям – «возможно», «вероятно», листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Ствол - Как мир может помочь сказочнику стать сказочником? Где (в большом или маленьком городе, деревне; недавно ведущем свою историю или старинном уголке), когда (в какую эпоху), в какой семье (богатой или бедной, знатной или незнатной) лучше родится сказочнику? Мнения разделились: по первому и третьему вопросу: а) сказочнику лучше родится в городе, где много красивых зданий с историей, живёт много людей, приезжают путешественники. Они могут рассказать много удивительных историй. В городе больше возможностей; б) лучше родится в деревне, далеко от цивилизации, где всё овеяно древностью, легендой, где природа рождает сказочные образы. Люди доверяют друг другу, открыты и доброжелательны. А. Сказочнику лучше родится в богатой семье: может учиться, получать образование, читать книги, рисовать, ходить в театр, заниматься музыкой, иметь красивые, дорогие игрушки и вещи, гордится своим родом, гербом, замком, русские писатели были из богатых дворянских семей. Б. Лучше родится в бедной семье: у него больше свободы, так как родители меньше обращают на него внимания из-за постоянной работы. Он испытывает много трудностей, может даже голодает, но страдания закаляют, и он сочувствует другим. Он трудолюбивый, терпеливый, знает жизнь не по книжке. Умеет дружить.
Краткие итоги записываются. Задание: проверьте, верны ли ваши предположения, прослушав рассказ о детстве Андерсена. В ваших записях подчеркните то, что подтверждается фактами жизни писателя. Запишите основные даты, события, обстоятельства детства Андерсена, которые, на ваш взгляд повлияли на выбор им судьбы сказочника. Вспомните названия сказок, в которых «проросли» впоследствии детские впечатления.
Когда мы должны били приступить к прочтению сказки «Снежная королева», дети сказали, что уже читали её в начальной школе, и всё знают, бойко рассказывали о героях. Я предложила прочитать сказку по-взрослому. (Мотивация – Удивляй!) «Снежная королева» написана в 1843 году и открывает новый этап в творчестве Андерсена – он начинает писать сказки «на вырост», которые дети могли бы перечитывать, став взрослыми, сказки без приукрашивания жизни и часто – без счастливых концов. Два года спустя, в 1845 году, Андерсен создаст «Девочку со спичками» - историю, которую считал лучшим своим произведением. Прочитать сказку «Девочка со спичками». Почему взрослая? Обсудить.
Первая история. Читается целиком история о зеркале. Проблемный вопрос: что опаснее – целое зеркало или его осколки? Почему?
Задание: Напишите о людях, пострадавших от осколков зеркала, по мере убывания зла (кому легче, кому хуже всего). Объяснить метафорический смысл рассказа. Записи внести в таблицу «Философия зла». Последняя графа таблицы заполняется в ходе прочтения сказки. Прием «Крастер»
Как пострадали люди? |
Пострадавшие |
Герои сказки |
Осколок в сердце |
Человек видит прекрасное, но считает его безобразным. |
|
Осколок в глазах |
Человек не видит прекрасного, хоть и тянется к нему. |
|
Осколок в очках |
Человек не видит прекрасного из-за того, что какие-то ложные представления мешают ему; он способен переосмыслить свои представления (сравни: «смотреть сквозь розовые или чёрные очки». |
|
Осколок в окне |
Человек не видит прекрасного, пока находится в замкнутом мире; чтобы его увидеть, надо выйти в «большой мир» |
Также проводится исследование текста. Сравнительный анализ.
Что любил Кай до того, как в глаз к нему попал осколок, и что стал любить после?
До осколка |
После осколка |
Весна |
Зима |
Розы |
Снежинки |
Тепло |
Холод |
Псалом о младенце-Христе |
Таблица умножения |
Всё живое |
Геометрически правильное, сделанное - мёртвое |
Сравнение старушки и Снежной королевы
Старушка |
Снежная королева |
«Она продолжала расчёсывать девочке волосы, и, чем дольше расчёсывала, тем быстрее забывала Герда своего названного братца…» |
«Снежная королева ещё раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних» |
Вечное лето |
Вечная зима |
Искусственный свет |
Свет полярного сияния |
Деревянные солдаты |
Геометрическая правильность |
Добро и зло у Андерсена (заполняется по ходу прочтения сказки)
Добро |
Зло |
Память (боль) |
Потеря памяти (отсутствие боли, смерть) |
Любовь ко всему живому (цветам, птицам, животным, людям) |
Любовь ко всему правильному, искусственному, геометрически совершенному |
Забота о других – больше, чем о себе |
Забота только о себе |
Семья |
Одиночество |
После прочтения сказки Андерсена «Снежная королева» сравниваем её со сказкой А.И.Шарова «Человек горошина и Простак». Что даёт нам право сравнить эти две сказки? Это домашнее задание. Уровень1 – прочитать, знать героев. Распределить их на добрых и злых. Уровень 2 - Что даёт нам право сравнить эти две сказки? Сопоставление героев. Уровень 3 – Почему честь спасения Города принадлежит…мухе? Вспомните сказку Андерсена, в которой также появляется «презираемое», «безобразное» существо. Почему для сказочников важно, что именно невзрачные персонажи спасают людям жизнь?
Работу по творчеству Андерсена закончили творческим проектом «Детский парк Андерсена». Рисовали качели Кая и Герды, Горку Снежной королевы, Пещеру Маленькой разбойницы, Часовню Девочки со спичками, карусель Диких лебедей, пруд Русалочки. Работали вместе с учителем ИЗО.
Провожу в 5 классе нестандартные уроки – их немного, так как требуется тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал, костюмы. Придумывается сценарий урока с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей детей, получивших конкретное задание. Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в работу. Активно использую игровую технологию на таких уроках. Проведено четыре таких урока по литературе. Это урок-ярмарка по УНТ с представлением сказок, загадок собственного сочинения, инсценирования, кукольного театра. Урок инсценированного чтения по басням Крылова. Дети очень любят чтение по ролям и инсценированное чтение. Таким образом, простая проверка домашнего задания с легкостью превращается в урок-спектакль. Причем и декорации, и костюмы дети готовят самостоятельно. Провели урок-презентацию по сказкам А.С.Пушкина, где учащиеся защищали творческие работы: иллюстрации, кроссворды, игры-бродилки, меню кафе «Пушкинского лукоморья», инсценировки. Не менее интересно прошел урок внеклассного чтения дальневосточной литературы по сказкам В.П.Лепетухина «Хехцирские сказки» с инсценированием и кукольным театром. На этот урок приглашали учащихся 4 класса.
Представляю некоторые приёмы работы на литературе на этапе рефлексии.
Свои работы учащиеся представляют одноклассникам, младшим школьникам, родителям. Творческие работы опубликованы на nsportale в разделе «Алые паруса» https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/12/26/sochinenie-skazki
За учебный год активно участвовали во всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах, отмечены дипломами за 1,2,3 степени. Стали обладателями двух дипломов III степени в номинации «Лучший фанфик», «Лучшая инсценировка» и участниками в номинации «Лучший мультимедийный материал» в региональном конкурсе «Малая родина глазами ребёнка», организованном в рамках просветительского проекта «Гордость края глазами детей, или Сохраним историю вместе», на базе ХКДБ им. Н.Д. Наволочкина.
_______________________________________
Литература и другие источники:
1.Л.С.Бушуева. Активизация творческого мышления младших школьников
2.В.И.Громова, Т.Ю.Сторожева. ФГОС. Настольная книга учителя: учебно-методическое пособие
3. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5-7 классы. Под ред. Л.Г. Максидоновой