12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
subval7695
Коршунова Валентина Владимировна
Россия, Хабаровский край, пос. Эльбан
0

Статья «Развитие творческих способностей учащихся через использование интерактивных методов обучения на уроках истории»

 

Глава 1. Актуальность опыта

Противоречия педагогической деятельности,

решаемые в опыте …………………………………………………….. ……...3

Цели и задачи, их соответствие социальному заказу,

реальным потребностям практики …………………………………………....3

Глава 2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование ……… 4

Глава 3. Технология реализации опыта

3.1. I этап (5-6 класс) Формирование общеучебных и творческих

способностей учащихся ………………………………………………… …….. 7

3.2. II этап (7- 9 классы) Развитие творческих способностей

учащихся для последовательного овладения общеучебными

умениями и навыками выпускников основной школы ………………………10

3.3. III этап (10 – 11 классы) Создание и организация

многополюсной образовательной среды через смену форм учебной

деятельности для достижения высокого качества образования

выпускников …………………………………………………………………….13

Глава 4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность

опыта

4.1. Условия, организация и использование которых способствуют

достижению высоких результатов …………………………………………….15

4.2. Риски и ограничения ………………………………………………...16

Глава 5. Результативность опыта ……………………………………......16

Глава 6. Рекомендации по использованию продуктов инновационной

деятельности …………………………………………………………………17

Список литературы.............................................................................................18

Список приложений ………………………………………………...................19

 

 

 

Актуальность опыта

- Данный опыт актуален, так как решает задачу развития творческих способностей учащихся через использование интерактивных методов обучения, побуждающих учащихся к активной творческой учебной деятельности на уроках.

- Противоречия педагогической деятельности, решаемые в опыте.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Традиционные технологии и методики не годятся для решения данной задачи. На мой взгляд, более результативно здесь работают методические инновации, связанные с применением интерактивных методов обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

- Целью моей работы является развитие творческих способностей учащихся через использование интерактивных методов обучения, побуждающих учащихся к активной творческой учебной деятельности на уроках.

Задача: создание системы уроков, внеклассных мероприятий, основанных на интерактивных методах обучения на различных этапах обучения:

- I этап (5-6 класс)

Формирование общеучебных и творческих способностей учащихся;

-II этап (7- 9 классы)

Развитие творческих способностей учащихся для последовательного овладения общеучебными умениями и навыками выпускников основной школы;

- III этап (10 – 11 классы)

Создание и организация многополюсной образовательной среды через смену форм учебной деятельности для достижения высокого качества образования выпускников.

 

2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование.

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-создание системы педагогических воздействий, направленных на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию.

Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности и здесь многое зависит от знаний и опыта самого учителя.

Главная идея моего опыта – создание системы уроков, основанных на интерактивных методах обучения на различных этапах обучения.

Теоретическим обоснованием опыта стал анализ проблем развития творческой активности школьников.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фра.) (творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного).

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность – средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия…

Каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.

Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно надо! Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Способность к творчеству - отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать более творческими людьми. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “ Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от латинского creare “творить, создавать”). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Итак, креативные (творческие) качества – это вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувство движений, прогностичность, критичность, наличие своего мнения. Что же необходимо предпринимать для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Прежде всего, это использование новых, нетрадиционных форм и методов работы.

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Заключение.

В процессе рассмотрения проблемы развития творческих способностей учащихся через использование интерактивных методов обучения на уроках истории выяснилось, что учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Это возможно реализовать через интерактивные методы обучения.

 

Технология реализации идеи.

 

I этап (5-6 класс)

Формирование общеучебных и творческих способностей учащихся

Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

На данном этапе прежде всего необходимо провести диагностику на выявления уровня творческих способностей учащихся. Для этого я провожу творческий тренинг. Цель его – выяснить уровень их творческого воображения (I уровень – начальный: называются готовые, существующие в природе материалы и явления; II уровень – средний: называются предметы и явления, которые подвергались воздействию человека; III уровень– высокий: он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению). Итак, наша задача: за 3 минуты нужно придумать не менее 5 предметов и явлений, которым соответствовали бы 3 определения: круглый, красный, кислый. Высокому уровню творческого воображения, например, соответствует такой ответ: красный мяч, облитый лимонной кислотой. Входящей диагностикой уровня развития творческой активности является анкетирование (Приложение 1).

Таким образом, после выявления уровня творческой активности учащихся, можно приступать к их развитию с помощью различных инновационных форм обучения. В своей практике я развиваю творческие способности ребят на уроках, во внеклассной деятельности.

На уроках истории наряду с традиционными заданиями, носящими репродуктивный характер, использую и творческие задания:

решение проблемных задач,

выступления учащихся с сообщениями

Нарисовать рисунок на историческую тему.

Написать сочинение на историческую тему.

Составление схем, опорных конспектов, сравнительных характеристик исторических событий

Другим методом формирования и развития творческих способностей является игра "Оживи картину". Это наиболее любимая у младших школьников игра, позволяющая не только вжиться в роль героя, соотнести себя с конкретной исторической эпохой, но и формировать умения, выделять главное, обобщать и делать выводы.

В 5-м классе стараюсь, как можно чаще использовать ролевые игры. Они направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного, "очеловеченного" исторического материала, который не поддаётся однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе, и нравственного характера. Так, например, при изучении тем "Зарождение демократии в Афинах", "Олимпийские игры в Древней Греции", "Древнегреческая школа", "Одиссея" и "Илиада" Гомера", "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", «Мир Древнего Востока», где учащиеся готовят рекламу, отражающую исторические и культурные особенности данной страны. Такие уроки с использованием игровых технологий помогают глубже проникнуть в суть явлений, развивать творческие способности учащихся.

Во внеклассной деятельности по предмету для развития творческих способностей учащихся хорошо использовать исторические вечера и внеклассные мероприятия. Для учащихся 5-х классов провожу внеклассное мероприятие по теме: «Великое наследие Древней Эллады» (Приложение 3). Ребята готовят костюмы страны, которую они «представляют», придумывают девиз, готовят театральные постановки по мифам или пьесам древнегреческих поэтов, участвуют в конкурсе ораторского мастерства.

Творческие способности являются важным звеном в процессе познавательной деятельности учащихся. Именно здесь ребёнок раскрывает нам свои способности, умения и навыки работы с самыми разнообразным материалом.

Так, например, в 6-м классе использую метод "Письмо в прошлое". Шестиклассники пишут письма своим родителям от имени ученика мастера ремесленной мастерской, Х. Колумбу с благодарностью за открытие Америки, У. Тайлеру с предупреждением об опасности встречи с королём и т.д. (Приложение 2).

Развитию творческих способностей способствуют задания такого рода, как нарисовать герб своей семьи, «построить» средневековый замок.

Несомненно, развитию познавательной творческой деятельности учащихся способствует игра. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности, усвоение фактов, дат, имён и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

В целом все свои умения, знания, творческие способности учащиеся проявляют, участвуя в ролевых и комплексных играх. В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов.

Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может, благодаря тому, что воображает себя кем-то иным) создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица.

В своей работе я использую различные виды ролевых и комплексных игр. В среднем звене учащиеся уже более осознанно и умело подходят к подготовке и участию в таких играх. Так, например, сообщаю шестиклассникам, что на следующем уроке мы поедем на ярмарку в Шампань. Вижу в глазах ребят удивление и интерес:"А как это?" Предлагаю вспомнить, как мы ездили на Олимпийские игры в 5-м классе. Что тут началось! Крики: "Ура!", всеобщая радость, возбуждение в предвкушении интересного урока. К занятию ребята подготовились прекрасно. Они разделились на гильдии купцов из разных городов Европы: кто из Новгорода, кто из Флоренции, кто из Равенны. Представили герб своего города, проложили маршрут по карте с описанием дорожных приключений, представили рекламу своего товара. Потом у нас начались торги. Я была в роли менялы. Ученики очень бойко "продавали" свой товар, со знанием дела "покупали" другой. Так мы познакомились с особенностями торговли средневековой Европы. На уроке «Город мастеров», посвященному изучению ремесла в средневековом городе, ребята представляли ремесленные мастерские кузнецов, плотников, ткачей, которые они творчески представили в стиле средневековья. Описание похожих урока я взяла в книги Коротковой "Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории".

В последнее время много внимания уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении. В связи с этим я обратилась к работе Шогана В.В. В своей книге он описывает систему работы учителя, полностью построенную на этом подходе. Такие уроки во многом способствуют развитию творческих способностей учащихся. В этом ключе было разработано внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов «Слава русской старине» (Приложение 3), где использовались элементы урока-образа, урока-настроения, урока-самостоятельного действия.

 

II этап (7- 9 классы)

Развитие творческих способностей учащихся для последовательного овладения общеучебными умениями и навыками выпускников основной школы

На данном этапе необходимо продолжить развитие умений учащихся раскрывать и проявлять свои творческие способности в ходе игры. Выше мною были описаны некоторые примеры игр, способствующих формированию различных умений, знаний и навыков. В среднем звене я продолжаю эту работу, стараясь в процессе игры развивать основные виды деятельности и умения, которыми учащиеся должны овладеть к окончанию основной школы.

Здесь важно сознание и соблюдение дидактических условий для организации учебной деятельности, применение уровневых специальных заданий по теме, оптимальное сочетание структурных элементов урока и интерактивных методов. Так на одних уроках стараюсь использовать элементы игры или проводить отдельные игры, другие посвящаю проведению отдельно взятой сюжетно-ролевой или комплексной игре.

Например, при изучении нового материала на уроках истории России использую игру "Три предложения". Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержимое рассказа учителя тремя простыми предложениями. В другом варианте это может быть пункт параграфа учебника. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передаёт содержание. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с историческими источниками, и умение составлять план, конспект, реферат.

В том же методическом направлении "работает" игра "Древо познания". С её помощью школьники учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. По ходу объяснения ученики должны составить 5 вопросов к теме и записать их. Затем наиболее интересные, существенные, прикрепляются к "дереву" на доске, а на следующем уроке, при повторении изученного, вызываемые учащиеся снимают любой листок, читают вопрос и отвечают на него.

В другой игре "чистая доска" я сама записываю вопросы на доске и по ходу урока, время от времени, спрашиваю, готовы ли ученики ответить на тот или иной вопрос.

В 8-м классе средней школы необходимо формировать и учиться умению составлять конспект и работать с ним. Кроме памяток, развитию этого умения способствует игра "Реставрация", в которой сочетается методический приём конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями. Школьникам необходимо восстановить текст.

Развитию умения мыслить логически, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам, слушать и слышать собеседника способствуют такие игры, как "Отгадай героя или термин", "Продолжи рассказ", "По одному слову". Развитию памяти, внимания, ассоциативного мышления помогают такие игры, как "Мнемотехника" (3 варианта исторических терминов по конкретной теме или по нескольким (на этапе обобщения) зачитываю вслух, а затем предлагаю по памяти их воспроизвести). "Ассоциации" (с кем или с чем ассоциируется тот или иной герой?).

В целом все свои умения, знания, творческие способности учащиеся проявляют, участвуя в ролевых и комплексных играх. В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов.

Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может, благодаря тому, что воображает себя кем-то иным) создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица.

В своей работе я использую различные виды ролевых и комплексных игр. В 7-м классе методика проведения игр усложняется. Постепенно учимся участвовать в инсценированных уроках-судах.

На таких занятиях учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и новые принципы судопроизводства. На историческом уроке-суде в качестве подсудимого выступает какой-либо деятель прошлого, чья личность достаточно ярка, но не вызывает однозначной оценки ни у современников, ни у историков. Так, при изучении темы "Крестьянское движение под предводительством Е. Пугачёва" в 7-м классе проводим урок-суд над лидером восстания. В 8-м классе я проводила урок-суд по теме "Движение декабристов". Класс разбивается на группы. Представляю участников судебного процесса: судья, декабристы, свидетели защиты, свидетели обвинения, Александр I, Николай I. В процессе игры учащиеся не только знакомятся с основными положениями программ "северного" и "южного" обществ, но и учатся давать объективную оценку историческим событиям, пропускать её через личное сопереживание, сочувствие к декабристам. На таких уроках учащиеся выходят на более высокий уровень развития своей мыслительной деятельности, они учатся прогнозировать другой возможный вариант исхода событий.

Из-за длительной и тщательной подготовки к таким урокам они не могут проводиться часто. Обычно я практикую проведение уроков-судов один, максимум два раза в год.

При изучении темы "Либеральные реформы 1860-1870-х гг. " (история России 19 века в 8-м классе) я использую метод инсценировки. Ребята делятся на группы (по числу реформ: "земская реформа", "военная реформа", "судебная реформа"), а затем инсценируют ситуацию, помогающую выяснить основную сущность реформы. Основа данной игры предложена Л.П. Борзовой в книге "Игры на уроке истории".

При изучении тем "Общественное движение 20-40 гг.", "Общественное движение 60-х гг. 19 века" провожу заседание кружков общественных деятелей - западников и славянофилов, либералов, консерваторов и радикальных демократов, анархистов, пропагандистов и заговорщиков (тема "Возникновение "народничества").

В 7,8,9 классах при изучении курсов Новой и Новейшей истории, где от учащихся требуется овладение основами некоторых социально-экономических теорий, проблем философского характера, знания различных видов политических систем, умение их отличать. В процессе изучения Новой и Новейшей истории, учащиеся должны приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре, рассматривать сложные проблемы современности через призму истории, уважать права человека и демократические ценности, понимать механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития, выработать собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

Зачастую материал данных курсов представляется учащимся сложным, а иногда - непонятным. Чтобы как-то облегчить изучение Новой и Новейшей истории, сделать его интересным, ясным и доступным, стараюсь проводить такие уроки, как урок-конференция «Мир в XIX в. Основные этапы развития», урок-практикум, урок-презентация (учёные мира проводят презентацию научных открытий), уроки с элементами лабораторной работы, с элементами дискуссий, сюжетно-ролевые, ретроспективные игры ("Президентские выборы в США в конце 19 и начале 20 веков: наказы избирателей", "круглый стол дипломатов: существует ли угроза Великой войны?" и т.д.). Эта форма работы с учащимися развивает их познавательную активность, повышает интерес к предмету. Ведь знания сами по себе мало чего стоят, если они не прочувствованы, не "прожиты", не пропущены через сердце.

 

III этап (10 – 11 классы)

создание и организация многополюсной образовательной среды через смену форм учебной деятельности для достижения высокого качества образования выпускников

В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащихся. Старшеклассники должны научиться быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в группах и т.д. При этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат. Вся деятельность старшеклассников должна носить самостоятельный характер. В связи с этим представляется также перспективной проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффектные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определённое время (от одного урока до двух-трёх месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо иную задачу. Технология обучения в сотрудничестве, проектные технологии успешно реализуются в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

К группе проектной деятельности относят и такой метод, как творческая мастерская, которая является в то же время самостоятельной технологией.

Творческая мастерская – это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и к новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Это и создаёт условия, необходимые для творчества. Чередуя индивидуальную и групповую работу, учащиеся овладевают не только реальными знаниями и умениями. Здесь важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные. (Приложение 3)

В старшей школе как никогда, необходимо активизировать познавательную активность учащихся для реализации их творческих способностей. Для этого я использую более сложные творческие задания: составить синквейн и нарисовать герб по темам «Восточные цивилизации», «Цивилизация Древней Греции» и т.д., нарисовать иллюстрацию на тему «Мое отношение к гражданской войне»; написать эссе «События октября 1917 г.: переворот или революция?» и др.; составить стихотворение - обращение к пятиклассникам, представить рекламу науки «история», подготовить эмблему года и т.д.

Другим эффективным методом развития познавательных, творческих способностей учащихся являются интегрированные уроки. Интеграция является методологической основой современного преподавания, которая даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а, значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. В старшей школе огромной базой для творчества является интеграция истории и литературы. (Приложение 3).

Таким образом, к окончанию средней школы учащиеся овладевают минимумом содержания исторического образования и необходимыми познавательными умениями, навыками работы с исторической информацией. Это доказывает результативность моей работы.

 

4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных умений, жизненных навыков.

Вся учебная деятельность строится на основе партнерского взаимодействия между педагогом и родителями обучающихся. Такое взаимодействие и называют интерактивностью.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Для того чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся, обучающихся между собой; опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать).

Нельзя слишком увлекаться интерактивными методиками, которые ни в коем случае не заменяют лекционный материал, традиционные методы работы.

5. Результативность опыта.

В ходе работы над развитием творческих и познавательных способностей учащихся осуществлялся мониторинг эффективности работы учащихся 9А класса

Выбор методики: анализ работ учащихся.

При проведении диагностики использованы «Требования к уровню подготовки по истории выпускников общеобразовательных учреждений основного общего образования».

 

Диагностика

сроки

Выполнили работу на:

«2»

«3»

«4»

«5»

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Входная

23.11.09.

5

16

12

38

10

31

7

22

Промежуточная.

11.03.10.

3

9

11

34

12

38

6

19

Выходная

18.05.10.

-

-

11

34

14

41

8

25

 

Диагностика показала положительную динамику развития творческих способностей учащихся. Так выходная диагностика показала, что все учащиеся справились с работой, качество знаний возросло с 53% (входная диагностика) до 69% (выходная диагностика).

Мониторинг качества обученности учащихся 7-9 класса 2007 – 2010 гг.

учебный год

класс

качество знаний, %

средний балл

2007-2008

7

76

4,1

2008-2009

8

84

4,2

2009-2010

9

84

4,2


 

К результатам применения интерактивных методов обучения следует отнести повышение уровня познавательного интереса к истории. Учащиеся стремятся к самостоятельной внеурочной деятельности по предмету. Школьники выполняют исследовательские, проектные и творческие работы: исторические эссе, видеоролики по истории, рекламные плакаты, рисунки (Приложение 2) и т.д.

Главным итогом и оценкой своей работы считаю высокие результаты, которые показали мои ученики в ходе проведения ЕГЭ по истории в 2005 году: средний балл – 4,3, % качества знаний – 100. В 2006 году: средний балл – 4,6, % качества знаний – 100, в 2010 – средний балл – 59,5%.

 

6. Рекомендации по использованию продуктов инновационной деятельности.

Данный опыт представляет собой систему работы учителя истории в 5 – 11 классах с использованием интерактивных методов обучения.

Важное условие – учитель должен обладать определенными знаниями и опытом применения интерактивных методов обучения, правильно соотносить содержание урока и возможности интерактивных приемов для раскрытия темы. Учителю следует так же обратить внимание на задания, которые ученики выполняют в паре, так как здесь требуется от учеников умение вести диалог, находить верные решения и доказательно излагать свою точку зрения или умение принять точку зрения другого человека.

 

Список литературы

 

Аставацатуров Г.О. Особенности модульного обучения на уроках истории. // Преподавание истории в школе. – 2003. - № 6.

Баранов П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования. // История и обществознание в школе. – 2001. - № 3.

Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Москва, "Владос". – 2001г.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Москва, "Владос". – 2001

Егорова О.Л. Модульная технология обучения. // Преподавание истории в школе. – 2003. - № 3.

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, "Владос". – 2001 г.

Несмелова М.Л. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории. // Преподавание истории в школе. – 2002. - № 9.

Орлова О.В. Педагогическая мастерская. История Отечества ХХ века. Санкт-Петербург, "Паритет". – 2003 г.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М. – 2004 г.

Степанцев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М. "Владос". – 2001г.

Шевченко Н.И. Технология обучения истории в старшей школе. – М. – 2001.

Шоган В.В. Уроки истории нового поколения. Ростов-на-Дону, 2005 г.

 

 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.