Презентация «Алтайская Духовная миссия. Основатель преподобный Макарий (Глухов)»
Алтайский край
Алтайская Духовная миссия. Основатель преподобный Макарий (Глухарев)
Преподобный Макарий (Глухарев), в миру Михаил, родился в г. Вязьма Смоленской губернии 30 октября 1792 г. его отец – священник, очень образованный, благочестивый. У Михаила был младший брат. Отец учил Михаила сам, и к 7 годам юный Михаил сам делал переводы с русского на латынь. Затем он был отдан в Вяземское духовное училище. Там он был в числе первых учеников.
До своего храма ему надо было еще добираться (они жили за городом). Затем он попал в бурсу. Бурса начала на него влиять по-всякому. Там были бурсаки не только учащиеся, но и преподаватели. Один из воспитателей сказал ему: «Я с тебя шкуру спущу». Он принял это буквально, сильно испугался и бежал домой так, что простудился и полгода болел. Этот эпизод с воспитателем училища имел последствия – он всю жизнь легко простужался. Затем он в Смоленской духовной семинарии.
Война 1812 г. Он попал в семью помещиков Тверской губернии. Некоторое время он там жил в качестве учителя и воспитателя детей. Затем он вернулся в семинарию и закончил ее в числе лучших учеников. Остался преподавателем, но вскоре отправился в Петербургскую духовную академию. Петербург после победы над Наполеоном. Светское общество, победители и всевозможные побежденные. В Россию хлынул поток всего западного: культура, мода, атеизм, духовность. В противовес православной церковной в это время на Западе в образованном обществе шла проповедь нового духовного христианства в отличие от недуховного – мистицизм с его видениями переживаниями, но все это противостоит традиционной церковности, Церкви с ее обрядами, таинствами, установлениями. Это было как бы свободное от традиций и форм христианство. Это было «личное» общение с Богом. На самом деле это была мистика нецерковная, а точнее бесовщина. Это все пришло сначала в светское общество. Этим мистицизмом были заражены большие слои светского общества, потом пошло дальше.
Издаваемые тогда журналы «Сионский вестник» и др., распространялись по семинариям и академиям. Петербургская Академия выписывала 11 экземпляров «Сионского вестника» (это очень много). Так было по другим тоже академиям. Михаил попал в эту среду. Он начал увлекаться этими журналами. Кроме того, распространялись не только эти мистические течения. В погоне за мистикой свет петербургский и провинциальный стали культивировать псевдо хлыстовские секты. В Петербурге был салон Татаринцева, где происходили радения. На одно из таких радений попал Михаил. Когда начались пляски, Михаил бежал.
Не известно, чем бы это закончилось, если бы в Петербургской Академии не было ректора архим. Филарета (Дроздова), который приблизил Михаила к себе, стал вести, строго следя за его поступками. Сам Михаил писал: «Я отдал свою волю преосвященному Филарету. Ничего не делал без его благословения». Ректор направил его по святым отцам. Его любимыми писателями стали Иоанн Златоуст и многие другие. В России в это время распространялись переводы Паисия Величковского, были его ученики, шло возрождение православной духовности, обращенность к святым отцам.
Михаил под водительством свт. Филарета стал очень образованным человеком, воспитанным на святых отцах. Он стремился к подлинной православной духовности, святости; закончил Академию одним из первых учеников. За какие-то замечания, недостатки, приписываемые ему, его не оставили в Академии. Он попал в Екатеринослав (Днепропетровск), преподавать в Духовной семинарии. Это был быстро растущий город. Епископом был Иов (Потемкин), двоюродный брат князя Потемкина Таврического – умный, властный, очень любил порядок, послушания, но при этом много получивший от Паисия Величковского. Еп. Иов его заметил и сделал его не просто преподавателем, но инспектором семинария.
Там был о. Каллиник и о. Ливерий. Иером. Ливерий тоже был учеником Паисия Величковского. Ливерия полюбил Михаил. Михаил писал: «Все, что ни делал со мной о. Ливерий, было свято, от Господа». Остальные не очень заботились ни о семинарии, ни о преподавании, а как-то жили по-своему. С этим не мог смириться Михаил. Он взялся за преподавание. Все шло успешно, но владыка Иов его смирял, что ему не всегда это нравилось.
Перед Михаилом стал вопрос, по какому пути идти. Его руководители, старец Каллиник, о. Ливерий и еп. Иов помогли ему выбрать монашество. Он принимает монашество (в честь Макария Великого), затем через день стал диаконом, затем иеромонахом и целиком отдал себя монашескому ученому пути и преподаванию в семинарии. Кроме семинарии ему поручили два училища, духовное и простое, где он также преподает. Сразу же начались искушения – конфликты с преподавателями, очень острый конфликт с ректором семинарии Ректор решил купить здание для семинарии. Макарий стал категорически против. Ректор поступил по-своему, оказалось, что здание никуда не годится, но отношения были нарушены. Ректор решил купить здание для семинарии. Макарий стал категорически против. Ректор поступил по-своему, оказалось, что здание никуда не годится, но отношения были нарушены.
Епископ поддержал не его, а ректора. Епископ стал открыто пренебрегать его мнением как должностного лица и притеснять его. Но все это о. Макарий воспринимал как испытание от руки Божией, говоря позже: «Преосвященный Иов был против меня вооружен правдою Божией … для низложения моего высокоумия» и искоренения «ученой гордости», где «как в крепком замке и плотския страсти держались и держали душу мою в рабстве греха и смерти». О. Макарий подал прошение о переводе. Перевод задерживается. О. Макарий пишет митр. Филарету, и он получил назначение в Костромскую семинарию ректором с саном архимандрита.
В Кострому он приехал, когда там бурно идет война между преподавателями и студентами. Та же бурса, те же проблемы с необеспеченными, неустроенными преподавателями, голодными студентами. Молодой ректор горячо принимает сторону студентов. Трудности для него не оканчиваются полной победой студентов. В его келию бросили кирпич. Понемногу все улеглось, он чувствует, что не справляется, что его устроение не достаточно крепкое, чтобы все это терпеть спокойно. После согласования со своим духовником он решает оставить путь общественного служения и вступить «на стезю спокойнейшую», чтобы быть не среди начальствующих, а узнать жизнь простого труженика Христова в монашеском общежитии. Он пишет прошение об увольнении на покой. Это был честный выбор человека, вставшего на путь монашеский не ради карьеры, а по зову сердца. Сам же он позже строго оценивал свое оставление должностей в Екатеринославле и Костроме как бегство с жизненной Голгофы.
В начале 1825 г. он уволен за штат Киево-Печерской Лавры с пенсией 300 рублей в год. Он ищет уединения, настоящей духовной жизни, подлинного духовного руководства, учености и научной богословской работы и не находит. В Киево-Печерской Лавре шумно, суетно и нет такого руководителя, какого он хотел. Через некоторое время он перешел в Глинскую пустынь Курской епархии.. Там он нашел, что искал. «Это школа Христова, одна из светлых точек на земном мире, в которую чтобы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества. Здесь строгий иноческий афонский устав и старческое устроение». Сам Филарет, устроитель Глинской пустыни, с которого начинается знаменитое глинское старчество также связан с Паисием Величковским. Постепенно туда стекаются ученики прп. Паисия.
Здесь в уединении он находит себя. Он переводит прп. Симеона Нового Богослова и др. Как он писал, «он вселял в себя слово Христово изобильно». «Молитвой рождается любовь ко Христу, а от любви – новая молитва. В глубокой долине смирения дом, и в сей дом вводят врата благодарности, в которой находится существо веры, надежды, и любви и самоотвержения. Нисхождение во глубину смирения есть восхождение на небо чистой любви». «Боже, будь мне началом чувствования моего, искания, размышления и всех моих деяний. Ты действуй во мне. За все, что совершаешь во славу имени Твоего и для служения ближним моим в любви Твоей ниспосли Духа Святого в сердце мое. Дух Твой Святой да правит мною от начала до последнего конца и да будет во мне и хотением, и действием, и свершением». Одновременно в своей ученой деятельности монашеской он слабеет физически.
Однако, в душе у о. Макария оставалась некая неудовлетворенность, он ищет согласной с его склонностями деятельности. В 1827 г. при Николае I Свящ. Синод послал архиереям послание об усилении миссионерской работы. Для епархий Поволжских это прежде всего борьба с исламом. Ислам поднял голову. Крещенные татары целыми селениями переходят в ислам. За татарами другие народы Поволжья. Все Поволжье грозит перейти в ислам, хотя к этому времени чуваши, мордва и многие другие, казалось бы, все крестились, но просвещения должного нет. Тоже самое происходит и в Сибири. Там свои трудности. При Екатерине II 10 тыс. лам получили от государства зарплату. Какая уже теперь борьба с ламаизмом, буддизмом.
Там свои трудности. При Екатерине II 10 тыс. лам получили от государства зарплату. Какая уже теперь борьба с ламаизмом, буддизмом. Только шаманы не получили зарплату. Все они набрасываются на малые народы и разрывают их, подчиняя себе. И вот это послание приходит в Тобольскую епархию. Тобольский архиерей Евгений не знает, что делать: у него нет миссионеров. Он пишет во все крупные монастыри России письмо с просьбой прислать ученых монахов для проповеди христианства среди народов Сибири, его огромной епархии. Это письмо пришло и в Глинскую пустынь, но о. Макарий не обращал на него никакого внимания. Однажды знакомый его молитвенник паломник пришел в Глинскую пустынь и разбудил его – пора, иди, проповедуй христианство далеким нардам Сибири. Он услышал это как зов Божий. Он в Москве у свт. Филарета. Свт. Филарет благословил его.
В 1829 г. архим. Макарий прибыл в Тобольск к еп. Евгению. Еп. Евгений решил направить его на север (десятки народов Сибири не просвещены светом Христовым), но о. Макарий попросил из-за его здоровья не посылать его на север, но послать его поюжнее. Архиерей его направляет в предгорье Алтая, к калмыкам в Бийский округ Томской губернии. Бийск – это был последний город, дальше начинались степи, где кочевали киргизы, отчасти калмыки. В предгорьях Алтая жили разные народы – алтайские. У этих народов в значительной мере было язычество, но частично проник и ислам. Все религиозные течения были перемешаны. Кочевые народы жили в юртах, пасли стада, обращались к шаманам, чтобы вызвать духов, чтобы скот меньше падал. Люди находились в беспробудной духовной спячке.
Алтайская Духовная миссия
Современное состояние Алтайской Духовной миссии * Возрождение миссионерской деятельности среди алтайцев и шорцев началось в кон. 80-х гг. XX в. - в период празднования Тысячелетия Крещения Руси, стали открываться православные приходы в городах и селениях, где прежде были центры отделений или станы Алтайской духовной миссии. * Миссионерская деятельность на территории Сибири и Алтайского края продолжается. Об этом же свидетельствует и информация, помещенная на епархиальных и семинарских сайтах сибирского региона.
Для православной миссии на Алтае и в Сибири характерны следующие особенности: Вселенское измерение проповеди миссинеров. Русские миссионеры несли другим народам не «русского» или «греческого» Христа, а Христа - Спасителя всего человечества во всём его разнообразии. Научение личным примером Забота не о количестве новообращённых, а о качестве их обращения ко Христу Стремление миссионеров нести в отдаленные края лучшие достижения европейской науки и культуры. Региональный принцип в подготовке новых миссионеров Проповедь на местных языках, бережное отношение к национальной культуре.