Урок на тему «Алюминий: химический элемент и простое вещество»
Модульный урок в 9 классе по теме «Алюминий: химический
элемент и простое вещество»
ЦЕЛИ УРОКА:
Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.
Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.
Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
Рассмотреть строение атома алюминия.
Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.
Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Развивающие:
Способствовать развитию интеллектуальных умений ( сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей), навыков само- и взаимоконтроля
Воспитывающие:
Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.
Воспитать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик»
Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИЧСЯ:
индивидуальная, работа в парах.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
поисковый, частично-исследовательский, ученический химический эксперимент, обсуждение вопросов в парах, самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительным материалом, само- и взаимоконтроль.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Информационные карты (модули) для учащихся; алюминиевая фольга, алюминиевая проволока , спиртовка, спички, держатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, пробирки, гранулы алюминия; научно-познавательный текст по теме урока, ПСХЭ, ряд напряжений металлов.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Входной контроль (5 мин)
Цель: определить исходный уровень знаний.
Выберите правильный ответ.
1. Самым распространенным в земной коре металлом является
а) Са |
в) Na |
б) Аl |
г) Fe |
Самым активным металлом среди перечисленных является
а) Na |
в) Аl |
б) К |
г) Мg |
3. Амфoтерные соединения образует
а) Са |
в) Аl |
б) Na |
г) Li |
В самородном состоянии встречается в природе
а) Аl |
в) Na |
б) Сu |
г) Мg |
В ряду Na – Мg – Аl – Si
а) увеличивается число энергетических уровней в атомах
б) усиливаются металлические свойства элементов
в) уменьшается высшая степень окисления элементов
г) ослабевают металлические свойства элементов
Сплав на основе алюминия называется
а) бронза |
в) мельхиор |
б) латунь
|
г) дюралюминий |
Выполнив задания входного контроля, сверьте свои результаты с эталоном. При наличии 5-6 правильных ответов можно приступать к изучению нового материала, при меньшем количестве правильных ответов повторите общую характеристику металлов.
Работа с новым материалом (25-30 мин)
УЭ-0
Ознакомьтесь с целями данного модуля.
Цели: знать положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его атома; уметь объяснять физические и химические свойства алюминия на основе его строения; уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия.
УЭ-1
Цель: дать характеристику химического элемента алюминия по положению в периодической системе.
Руководство к усвоению материала.
Дайте характеристику алюминия по положению в ПСХЭ. Сделайте записи в тетради.
Порядковый номер
Период ( малый, большой)
Группа (подгруппа: главная или побочная)
Атомная масса
Химический знак
Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронная формула)
Обсудите полученные результаты в паре и ответьте на вопросы:
- Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?
- Алюминий будет отдавать или принимать электроны?
- Какую степень окисления будет приобретать при этом ион алюминия?
- Сделайте вывод: К какому классу соединений относится алюминий (металл или неметалл)
-Сравните активность химического элемента алюминия с элементами I и II групп этого же периода.
Если у вас возникли трудности, обратитесь к учебнику (125-126) или учителю.
УЭ-2 Цель: изучить физические свойства алюминия, выявить закономерности между свойствами и областями применения данного металла.
Руководство к усвоению материала.
Работайте в паре.
Возьмите алюминиевую проволоку и фольгу , рассмотрите их .На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их. При необходимости воспользуйтесь текстом учебника (с. 126)
Агрегатное состояние
Цвет
Блеск
Плотность ( легкий или тяжелый)
Плавкость (легко- или тугоплавкий)
Пластичность
Электро- и теплопроводность
Выявите закономерности между свойствами и областями применения алюминия. Результаты работы оформите в виде таблицы (с.128)
Физическое свойство | Область применения |
Лёгкий |
|
Пластичный |
|
Хороший проводник электрического тока |
|
Ковкий |
|
УЭ -3
Цель: изучить химические свойства алюминия.
Руководство к усвоению материала.
Внимательно прочитайте материал «Химические свойства алюминия»(с.127)
Выполните лабораторную работу, используя инструкцию. Работайте в паре.
ИНСТРУКЦИЯ
Взаимодействие алюминия со сложными веществами.
Цель: изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.
Правила безопасности. Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи спичек.
Опыт 1. Взаимодействие алюминия с раствором кислоты
В пробирку поместите1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка прогрейте.
Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Опыт 2. Взаимодействие алюминия с раствором щелочи
В пробирку поместите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте
Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Обсудите полученные результаты в паре и ответьте на вопросы:
- Какова химическая активность алюминия?
- Чем является алюминий в химических реакциях?
- Почему в обычных условиях алюминий проявляет пассивность?
- Какие химические свойства указывают на то, что он является переходным элементом?
- На каком химическом свойстве основано применение алюминия в металлургии?
- Почему в алюминиевой посуде не рекомендуется варить кислые щи и борщи?
4. Работая индивидуально, выполните в рабочей тетради задание, выбрав свой уровень сложности. Вы можете переходить от одного уровня сложности к другому, если задание покажется вам простым или сложным.
У р о в е н ь А
Закончите уравнения химических реакций.
I - вариант II - вариант
Al + H2O ----- Al + O2 -----
Al + Cl2 ---------- Al + H2SO4 -----
У р о в е н ь В
Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой
Al ----- Al2O3 ----- Al( NO3))3 ( вариант – I )
Al ----- AlCl3 ------- Al( NO3))3 ( вариант – II )
У р о в е н ь С
Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакций в соответствии со схемой
Al ----- …….. ------ Al(OH)3 ( вариант – I )
Al ----- ……… ------- AlCl3 ( вариант – II )
После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с одноклассником, выполнявшим задание вашего уровня для взаимной проверки . Обсудите результаты и верните друг другу тетради.
УЭ- 4
Цель : Познакомиться со способами получения алюминия.
Руководство к усвоению материала.
Прочитайте материал по учебнику (с 126) и материал дополнительного источника. Работайте индивидуально при необходимости делайте записи в тетради.
УЭ – 5
Прочитайте цели изучения данного модуля, перечисленные в УЭ- 0. Сделайте вывод о том, какую часть работы вы выполнили, что запомнили, усвоили.
Если вы считаете, что усвоили большую часть материала, попросите у учителя тест итогового контроля.
УЭ – 6
Выходной контроль ( 5-10 мин)
Цель: Проверить умения и навыки применения основных понятий темы
Выберите правильный ответ
Какова электронная конфигурация атома алюминия:
а) 1S22S22P3 в) 1S22S22P6 3S23P1
б) 1S22S22P1 г) 1S22S22P6 3S23P3
2. Выберите физические свойства, характерные для алюминия:
а) лёгкий, электропроводный, серебристо-белый.
б) тяжёлый, тугоплавкий, электропроводный,
в) легкоплавкий, твёрдый, полупроводник.
Г) пластичный, токсичный, теплопроводный
3. С каким из перечисленных веществ не реагирует алюминий:
а) СаО в) НСl
б) Н2О г) Na OH
4. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А Al + Cl2 ---------- 1 Na[ Al(OH)6] + H2
Б Al + H2O ----- 2 AlCl3 + H2
В Al + Na OH+ H2O ----- 3 Al(OH)3 + H2
Г Al + Fe3O4 -------- 4 NaAlO2 + H2
5 AlCl3
Al2O3 + Fe
5 Кто получил алюминий нагреванием хлорида алюминия со щелочным металлом без доступа воздуха:
а) Пристли в) Вёллер
б) Менделеев г) Пауле
6. Промышленный способ получения алюминия:
а) восстановление углерода
б) гидрометаллургия
в) электролиз
г) металлотермия
7. Дополните фразы
а) Алюминиевая посуда не разрушается в кипящей воде и не подвергается атмосферной коррозии, потому что _____________________________
б) Применение сплавов алюминия в самолетостроении основано на таких свойствах алюминия, как _____________________
в) Высокая электропроводность и легкость алюминия используется для изготовления_____