12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петренко Ирина Геннадьевна18

Модульный урок в 9 классе по теме «Алюминий: химический

элемент и простое вещество»

ЦЕЛИ УРОКА:

Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.

Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.

Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

Рассмотреть строение атома алюминия.

Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.

Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Развивающие:

Способствовать развитию интеллектуальных умений ( сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей), навыков само- и взаимоконтроля

Воспитывающие:

Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.

Воспитать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик»

Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.


 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИЧСЯ:

индивидуальная, работа в парах.


 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

поисковый, частично-исследовательский, ученический химический эксперимент, обсуждение вопросов в парах, самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительным материалом, само- и взаимоконтроль.


 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Информационные карты (модули) для учащихся; алюминиевая фольга, алюминиевая проволока , спиртовка, спички, держатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, пробирки, гранулы алюминия; научно-познавательный текст по теме урока, ПСХЭ, ряд напряжений металлов.


 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Входной контроль (5 мин)

Цель: определить исходный уровень знаний.

Выберите правильный ответ.

1. Самым распространенным в земной коре металлом является

а) Са

в) Na

б) Аl

г) Fe


 

Самым активным металлом среди перечисленных является

а) Na

в) Аl

б) К

г) Мg


 

3. Амфoтерные соединения образует

а) Са

в) Аl

б) Na

г) Li


 


 

В самородном состоянии встречается в природе

а) Аl

в) Na

б) Сu

г) Мg


 


 

В ряду Na – Мg – Аl – Si

а) увеличивается число энергетических уровней в атомах

б) усиливаются металлические свойства элементов

в) уменьшается высшая степень окисления элементов

г) ослабевают металлические свойства элементов

Сплав на основе алюминия называется

а) бронза

в) мельхиор

б) латунь

 

г) дюралюминий

Выполнив задания входного контроля, сверьте свои результаты с эталоном. При наличии 5-6 правильных ответов можно приступать к изучению нового материала, при меньшем количестве правильных ответов повторите общую характеристику металлов.


 

Работа с новым материалом (25-30 мин)


 

УЭ-0

Ознакомьтесь с целями данного модуля.

Цели: знать положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его атома; уметь объяснять физические и химические свойства алюминия на основе его строения; уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия.

УЭ-1

Цель: дать характеристику химического элемента алюминия по положению в периодической системе.

Руководство к усвоению материала.

Дайте характеристику алюминия по положению в ПСХЭ. Сделайте записи в тетради.

Порядковый номер

Период ( малый, большой)

Группа (подгруппа: главная или побочная)

Атомная масса

Химический знак

Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронная формула)

Обсудите полученные результаты в паре и ответьте на вопросы:

- Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

- Алюминий будет отдавать или принимать электроны?

- Какую степень окисления будет приобретать при этом ион алюминия?

- Сделайте вывод: К какому классу соединений относится алюминий (металл или неметалл)

-Сравните активность химического элемента алюминия с элементами I и II групп этого же периода.

Если у вас возникли трудности, обратитесь к учебнику (125-126) или учителю.

УЭ-2 Цель: изучить физические свойства алюминия, выявить закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

Руководство к усвоению материала.

Работайте в паре.

Возьмите алюминиевую проволоку и фольгу , рассмотрите их .На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их. При необходимости воспользуйтесь текстом учебника (с. 126)

Агрегатное состояние

Цвет

Блеск

Плотность ( легкий или тяжелый)

Плавкость (легко- или тугоплавкий)

Пластичность

Электро- и теплопроводность

Выявите закономерности между свойствами и областями применения алюминия. Результаты работы оформите в виде таблицы (с.128)


 

Физическое свойство Область применения

Лёгкий

 

Пластичный

 

Хороший проводник электрического тока

 

Ковкий

 


 

УЭ -3

Цель: изучить химические свойства алюминия.

Руководство к усвоению материала.

Внимательно прочитайте материал «Химические свойства алюминия»(с.127)

Выполните лабораторную работу, используя инструкцию. Работайте в паре.


 

ИНСТРУКЦИЯ

Взаимодействие алюминия со сложными веществами.

Цель: изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила безопасности. Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи спичек.

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с раствором кислоты

В пробирку поместите1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка прогрейте.

Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.

Опыт 2. Взаимодействие алюминия с раствором щелочи

В пробирку поместите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте

Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.

Обсудите полученные результаты в паре и ответьте на вопросы:

- Какова химическая активность алюминия?

- Чем является алюминий в химических реакциях?

- Почему в обычных условиях алюминий проявляет пассивность?

- Какие химические свойства указывают на то, что он является переходным элементом?

- На каком химическом свойстве основано применение алюминия в металлургии?

- Почему в алюминиевой посуде не рекомендуется варить кислые щи и борщи?

4. Работая индивидуально, выполните в рабочей тетради задание, выбрав свой уровень сложности. Вы можете переходить от одного уровня сложности к другому, если задание покажется вам простым или сложным.

У р о в е н ь А

Закончите уравнения химических реакций.

I - вариант II - вариант

Al + H2O ----- Al + O2 -----

Al + Cl2 ---------- Al + H2SO4 -----

У р о в е н ь В

Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой

Al ----- Al2O3 ----- Al( NO3))3 ( вариант – I )

Al ----- AlCl3 ------- Al( NO3))3 ( вариант – II )

У р о в е н ь С

Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакций в соответствии со схемой

Al ----- …….. ------ Al(OH)3 ( вариант – I )

Al ----- ……… ------- AlCl3 ( вариант – II )

После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с одноклассником, выполнявшим задание вашего уровня для взаимной проверки . Обсудите результаты и верните друг другу тетради.

УЭ- 4

Цель : Познакомиться со способами получения алюминия.

Руководство к усвоению материала.

Прочитайте материал по учебнику (с 126) и материал дополнительного источника. Работайте индивидуально при необходимости делайте записи в тетради.

УЭ – 5

Прочитайте цели изучения данного модуля, перечисленные в УЭ- 0. Сделайте вывод о том, какую часть работы вы выполнили, что запомнили, усвоили.

Если вы считаете, что усвоили большую часть материала, попросите у учителя тест итогового контроля.

УЭ – 6

Выходной контроль ( 5-10 мин)

Цель: Проверить умения и навыки применения основных понятий темы

Выберите правильный ответ

Какова электронная конфигурация атома алюминия:

а) 1S22S22P3 в) 1S22S22P6 3S23P1

б) 1S22S22P1 г) 1S22S22P6 3S23P3

2. Выберите физические свойства, характерные для алюминия:

а) лёгкий, электропроводный, серебристо-белый.

б) тяжёлый, тугоплавкий, электропроводный,

в) легкоплавкий, твёрдый, полупроводник.

Г) пластичный, токсичный, теплопроводный

3. С каким из перечисленных веществ не реагирует алюминий:

а) СаО в) НСl

б) Н2О г) Na OH

4. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:


 

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А Al + Cl2 ---------- 1 Na[ Al(OH)6] + H2

Б Al + H2O ----- 2 AlCl3 + H2

В Al + Na OH+ H2O ----- 3 Al(OH)3 + H2

Г Al + Fe3O4 -------- 4 NaAlO2 + H2

5 AlCl3

Al2O3 + Fe

5 Кто получил алюминий нагреванием хлорида алюминия со щелочным металлом без доступа воздуха:

а) Пристли в) Вёллер

б) Менделеев г) Пауле

6. Промышленный способ получения алюминия:

а) восстановление углерода

б) гидрометаллургия

в) электролиз

г) металлотермия

7. Дополните фразы

а) Алюминиевая посуда не разрушается в кипящей воде и не подвергается атмосферной коррозии, потому что _____________________________

б) Применение сплавов алюминия в самолетостроении основано на таких свойствах алюминия, как _____________________

в) Высокая электропроводность и легкость алюминия используется для изготовления_____


 


 


 

 


 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.