Анализ использования программы Votum на уроках биологии
Анализ использования программы VOTUM на уроках биологии.
В настоящее время информационные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. Интерактивные и мультимедийные средства призваны усилить мотивацию ребенка к стремлению овладеть новыми знаниями. На уроках биологии в 10-11-х классах я использовала интерактивную систему тестирования VOTUM как средство повышения процесса обучения в условиях становления новой системы образования, ориентированного на вхождение России в мировое информационно-образовательное пространство.
Работая в аудитории, преподаватель может использовать VOTUM для составления опросных тестов заранее или спонтанных вопросов для проверки знаний в любой момент во время урока. Учащиеся отвечают на вопросы посредством пультов дистанционного управления. Компьютер подсчитывает результаты в режиме реального времени так, что преподаватели контролируют уровень знаний всего класса и отслеживают проблемные области. Анализируя данные об ответах учащегося, можно оценить индивидуальные способности учащегося (например, скорость выполнения задания можно отслеживать в режиме реального времени, прямо в процессе выполнения теста). При составлении тестов можно самостоятельно устанавливать время для ответа на вопрос, а также оценивание ответа (количество баллов за ответ и процент выполнения работы, что очень удобно, так как, например, в ЕГЭ определено разное количество баллов в заданиях). При использовании системы VOTUM определила следующие недостатки:
много времени тратится при составлении и оформлении теста (но, если тест готов в программе Word, то времени на корректировку и перенос уходит гораздо меньше);
при переносе теста с одного компьютера на другой может измениться расширение и тест обязательно необходимо заранее просмотреть и подкорректировать;
в журнале оценок программы после выполненного теста, фамилии учащихся выстраиваются не в алфавитном порядке, а по времени выполнения работы, что неудобно при переносе оценок в классный журнал.
Система интерактивного обучения и тестирования VOTUM может использоваться в следующих формах процесса обучения:
1. В начале урока:
адекватной оценки аудитории;
быстрого включения аудитории в учебный процесс;
проверки домашнего задания.
2. В середине урока:
постоянной поддержки обратной связи с аудиторией;
повышения уровня внимания учащихся;
контроля степени усвоения получаемых новых знаний;
возможности отображения результатов обучения для аудитории, что способствует формированию эффекта «удержания зала» и поддержанию контакта «лектор-аудитория».
3. В конце урока:
проведения первичной проверки усвоения новой темы;
итоговой проверки знаний учащихся (особенно такая форма опроса важна в школе, где необходимо готовить ребят к Единому Государственному экзамену, проводящемуся в форме теста).
На основании опыта внедрения системы VOTUM удалось выяснить, что система интерактивного тестирования VOTUM является инструментом для:
-
повышения вовлеченности учеников в учебный процесс;
оценки эффективности и качества обучения;
формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание;
воспитания волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Таким образом, обучение с применением программы VOTUM становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.