Статья на тему «Использование метода рейтинга в анализе результатов обучения на уроках биологии»
Томми Александр Васильевич, учитель биологии
МКОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк Кемеровская область
В законе об образовании особое место занимает понятие качества образования и обучения. Важно понимать, что соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) не всегда несет реальную картину конкретного предмета, класса и педагога. За общими словами и отчетами не видна объективная ситуация.
Качество - многоуровневый процесс: преподавание, научно-педагогические кадры, образовательные программы, материально-техническая база, информационно-образовательная среда, управление образованием, уровень подготовки учащихся и многое другое.
За один урок трудно увидеть и реализовать эффективность, т.е. степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Рейтинговая система позволяет проанализировать результаты обучения всего комплекса целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний, умений и компетентностей с целью удовлетворения образовательных потребностей. Одной из важных особенностей использования система рейтинга - индивидуализация. Каждого учащегося можно увидеть и оценить по разным критериям оценки качества. Каждый педагог в силах разработать свою систему оценки, ввести нужные ему критерии и показатели. Качество и количество показателей варьируется от специфики предмета, целей и времени.
Курс по биологии в школе относится к предметам естественно-научного цикла и является интегрированным. Знания по элементарным понятиям ботаники, зоологии, генетики, окружающего мира и физиологии, сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие и теоретические понятия.
ФГОС предлагает нам оценивать: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение работать с разными источниками биологической информации, умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных и др; выявление изменчивости организмов; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Данные результаты трудно вместить в показатели рейтинговой системы и требуют адаптации.
Пример показателей качества освоения темы по курсу биологии:
ФИО ученика
№ Темы
Термины (использование теоретических понятий)
Активность на уроке (количество устных ответов)
Умение аргументировать (использование речевых средств)
Умение классифицировать (выделение признаков)
Проект (участие в коллективном/индивидуальном)
Работа с демонстративным материалом
Тест
Работа с источниками
Самооценка ученика
По шкале от 0 до 5 оценки заносятся в таблицу напротив каждого учащегося по окончанию или во время урока. Так как одна тема длится в течение нескольких уроков это вполне удобно. Результаты должны быть публичны. Если данная система оценки носит поурочный характер, то картина может меняться в зависимости от сложности темы.
Анализ результатов обучения, выраженных в оценках и рейтинге учащихся, с целью определения качества полученных знаний, умений и навыков и определения проблемных областей для корректирующих действий и улучшения образования является важным критерием в оценке качества преподавания.