12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Власова Ирина1092
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, 6 класс

Тема урока (раздел)

Фольклорный материал (сказка, загадка, пословица)

Задание и вопрос по данному фольклорному материалу, ответы

Корни

Без корня и полынь не растет.

Объясните значение корня для растения.

Сама в земле – коса на улице.

Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?

Отгадайте загадки. О каких видоизменениях корня идет речь.

Ответы: 1) морковь, 2) репа, 3) редис. (корнеплоды)

Лист

Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет.

Где нет листьев, там нет и фруктов.

Какую пользу дереву приносят листья. Составьте схему «Значение листа»

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Отгадайте загадку (почки). О каком виде почек идет речь в загадке, почему вы так решили? (вегетативные или листовые почки)

Стебель

Кто с дерева кору снимает, тот его убивает

Почему в народе так говорят. Какое значение для дерева имеет кора?

Не все деревья прямыми растут.

Согласны ли вы с пословицей?

Цветок, его строение

Соцветие

Сначала цветочки, ягодки потом будут.

Кто срезает цветок, тот срезает семя.

Почему в народе так говорили?

Стоит дуб, полон круп,

Шапкой накрыт, гвоздиком прибит.

О каком растении идет речь в загадке, из какой части цветка образовались семена? (мак, из семязачатков)

«Сказка о Подмареннике»

Подмаренник был еще совсем маленьким и не знал, какие будут у него цветки.

- Прилетишь ко мне, когда я вырасту? – спросил он пеструю муху. – У меня будут большие желтые цветки, как шарики.

- Не сочиняй! – сказала лягушки, - я и то знаю, какие будут у тебя цветки – маленькие и беленькие.

- Нет! Большие…, - сказал Подмаренник и заплакал.

Он плакал, пока не пошел дождь, и Подмаренник познакомился с дождевой каплей и рассказал ей о своем горе.

- Я хочу, чтобы ты всегда прилетала ко мне, - сказал Подмаренник, - и тогда у меня вырастут большие цветки, и будет издалека видно.

- Успокойся, сказала капля, видишь облачко? Я раньше жила в нем, оно состоит из малюсеньких капелек, их не видно, зато облачко видно всем. Может и у тебя цветочки будут маленькие, но их будет много и все тебя увидят.

Так и вышло. Его маленькие цветочки так густо сидели на стебельках, что походили на маленькое облачко. И к этому «облачку» со всех сторон летели мухи и жучки.

1.Почему расстроился Подмаренник?

2. Что такое соцветие?

3. Какое оно имеет биологическое значение?

1. Весь из золота отлит, на соломинке стоит:

На соломинке – дом, сто ребяток в нем.

2. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек пошуршал и развеял белый шар.

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички

Отгадайте, о каком цветке идет речь. Какое у него соцветие?

Рожь, колос

Одуванчик, корзинка

Ромашка, корзинка.

Семена и плоды. Распростране-ние плодов и семян

1. На кусте вырос, по рукам покатился, на зубах очутился

2. Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь да хвали.

В чем различие между плодами, о которых идет речь в загадках? (орех, сухой плод и томат, сочный плод)

Лишь на юге созревает, на бахче под чистым небом

А потом нас угощает сладким ломтиком душистым.

2. Внутри алый, сахарный,кафтан зеленый бархатный.

3. Красная, сочная, душистая,

Растет низко, к земле близко.

Желтый, желтый, кисло-сладкий,

Как яйцо продолговатый.

В саду растет, вкусна как мед,

Сорви и кушай, а зовется…

В золотой клубочек спрятан дубочек.

Синее платье, желтая подкладка.

А все вместе сладко.

8. Сидит на палочке в красной рубашке,

Брюшко сыто, камешками набито.

1 вариант – о каких растениях идет речь? Как называются плоды этих растений?

2 вариант – отгадайте загадки и расположите ответы в схему:

Ответы: 1. Дыня (тыквина, сочный, многосемянной)

Арбуз (тыквина, сочный, многосемянной)

Земляника (многоорешек, сочный, многосемянной)

Лимон (померанец, сочный, многосемянной)

Груша (яблоко, сочный, многосемянной)

Дуб (желудь, сухой, односемянной)

Слива (костянка, сочный, односемянной)

Шиповник (многоорешек, сухой, многосемянной)

Дети дядюшки Гороха улеглись в стручке вплотную,

В знойный полдень одеялом укрывались с головой.

А глядишь к зиме поближе – крак! – раскроется постелька,

Дети дядюшки Гороха убегают голышком.

О каком способе распространения семян и плодов идет речь? Какие еще растения так распространяются?

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.

Отгадайте загадку (одуванчик). Каким способом распространяются плоды и семена одуванчика? Какие для этого у него есть приспособления? Приведите примеры других растений и их способов распространения с помощью ветра.

Каков корень – таков и плод.

Какие труды – такие и плоды.

Почему в народе так говорят? Обоснуйте свой ответ.

1. Пышный хохолок семя уволок.

2. Хоть совсем не птица, а с крылом родится;

С веточки сорвётся – и на крыльях вьётся.

3. Сойка что-то в клюв схватила, по дороге уронила,

А потеря не пропала; отлежалась да и встала.

4. Плюётся, взрывается – плодом называется.

5. Плывёт в речке утица. То нырнёт, то крутится-

От родного берега далеко очутится!

О каких способах распространения вы услышали в загадках? Составление схемы «Распространение плов и семян»

Ответы: 1. Плоды одуванчика,бодяка,семена ивы

2. Плоды клёна,ясеня,семена хвойных

3.Расселение желудей сойкой

4. Бешеный огурец

5. Расселение плодов водой

Питание растений

Кто хочет кушать фрукты, тот должен дерево поливать.

Расскажите о значении полива для растения, назовите правила полива.

Испарение воды листьями. Листопад

Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают.

Какой процесс упомянут в загадке? Почему и при каких условиях происходит листопад? Значение листопада в жизни растения.

Не все листья дождутся осени.

Согласны ли вы с этой пословицей. Докажите.

Прорастание семян

Зарыли Данилку в сырую могилку,

А он полежал, полежал да на волю побежал,

Стоит, красуется, на него люди любуются.

Как прорастает семя? Исходя из загадки, назовите одно из условий для прорастания семян (вода)

Доброе семя – добрый всход.

От плохого семени – не жди хорошего племени.

Что значит «доброе семя»? Почему для посева отбирают «добрые» семена?

Размножение растений

Приживчивое дерево ива: из тычка растет.

Какой вид размножения упоминается в пословице. Какие еще растения можно размножать таки способом?

От осины яблоко не родится.

Не бывать калине малиной.

Ежевика винограда не принесет.

От терновника не жди винограда.

Объясните, почему в пословицах подмечены верные процессы?

Класс Двудольные.

Семейство Бобовые.

Цветок – крылатка, а плод – лопатка,

Плод зелен и молод, но сладок как солод.

По загадке расскажите об особенностях цветка и плода бобовых.

Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок,

В нем шесть кругленьких детей, называется ….

Закончите загадку(стручок). Какая ошибка в ней?

(у бобовых плод – боб, а не стручок)

Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох!

О каком растении идет речь? (акация). По каким признакам акация относится к бобовым?

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные.

1. На плечах Игнашки сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый.

2. На грядке за амбаром разросся стебель шаром.

Стебель – кубышка, по вкусу – кочерыжка.

3. Корень, стебель, лист, плоды –

все негодно для еды,

А засажен огород… Что же мы положим в рот?

Отгадайте загадки, о каких сортах капусты идет речь? Как вы догадались (по тексту загадки)

Ответы: 1) белокочанная капуста; 2) кольраби;

3) цветная капуста

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые.

1. Он в лиловой рос одежке, не краснее даже в лежке.

2. Зеленое яблочко повисло, а не закисло;

И когда окрасилось, тоже не заквасилось.

О каких растениях семейства Пасленовые идет речь в загадках? (баклажан, помидор)Что объединяет такие казалось бы непохожие виды?

Белые кисти – напрасный наряд.

Зеленые кисти – опасный яд.

Но под ногой – клад дорогой.

Отгадайте загадку (картофель). Вспомните, когда был картофель завезен в Россию (в чью эпоху царствования) и почему крестьяне не хотели его выращивать?

К какому органу относится съедобная часть картофеля (клубень)?

Класс Двудольные.

Семейство Сложноцветные.

Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домиков –

столько беленьких жильцов

О каком растении говорится в загадке? (подсолнечник). Чем являются черные домики в этом растении? (плоды – семянка)

Класс Однодольные.

Семейство Злаки

Широко, а не море, золото, а не деньги,

Сегодня на земле, а завтра на столе.

О каком растении идет речь? (пшеница). Определите значение этого растения по загадке.

Мощностью и высотой знаменита … .

И початок золотой, полновесный, налитой, … не обуза

2. С … в дружбе мы давно, …. Дарит нам пшено.

3. Главный принцип … в общем-то простой: голова – на солнце, ноги – под водой.

4. И с … сдружились мы давно, дарит он крупу и толокно, и муку, и кашу, и печенье. Поблагодарим за угощенье!

5. А вот … - огонь полей, нет сорняка его страшней.

6. …древностью годится – уж десять тысяч лет ….

Шумит в полях под синим небом

и кормит всех нас белым хлебом.

Вместо пропущенных слов в стихах-загадках впишите названия растений семейства Злаковых.

Ответы: 1) кукуруза; 2) просо; 3)рис; 4)овес; 5)пырей;

6) пшеница

Класс Однодольные.

Семейство Лилейные

Появились бубенчики – белые горошки.

Распустились колокольчика на зеленой ножке.

Отгадайте загадку (ландыш). Расскажите о строении цветка ландыша.

Расту в лесу под кустиком на длинном стебельке.

Кругом четыре листика, а в самой глубине

Чернее ночи – ягода, да сильный яд во мне.

Что за растение в загадке? (вороний глаз). По какому признаку он является исключением из класса Однодольные (сетчатое жилкование как у Двудольных).

- Не бьет, не ругает, а все от него плачут.

- Сидит дед во сто шуб одет,

кто его раздевает, слезы проливает.

О каком растении идет речь в загадке? Почему от него плачут?

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В РАЗДЕЛЕ «ЖИВОТНЫЕ», 7 класс

Пословицы, поговорки

Загадки

Сказки, легенды, мифы

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Если раки на берег выходят – к ненастью.

- Бежит корабль о двенадцати лап. (рак)

- Сапожник – не сапожник,

Портной – не портной

Держит во рту щетину,

а в руке - ножницы (рак)

- Когда я черен, я куслив и задорен,

А лишь покраснею, так и присмирею. (рак)

 

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Перед дождем пауки прячутся в щели.

Паук располагает паутину крестом – жди ветра

Паук ремонтирует сеть – к ветру.

Убить паука - к несчастью.

- Не по рыбам, а сеть расставляет (паук)

- Без веревки, а шатер разбивает (паук)

- Без станка и без рук, а холст прядет (паук)

- Ловко сеть рыбак плетет, как сплетет – добычу ждет.

Притаился злой, косматый, рыбок ловит в сеть крылатых. (паук)

- Не поп, а с крестом (паук-крестовик)

- Невесту одевают в кружева, а та от этого едва жива. (муха в паутине)

Легенда об Арахне (Заянчковский И.Ф. Животные, приметы, предрассудки. М., 1991, с.142)

Тип членистоногие. Класс Насекомые.

Если пчелы утром не летят в поле, а сидят по ульям – жди дождя.

Оводы особенно злы перед дождем.

Жуки летят с жужжанием – к ясной погоде.

Много майских жуков – к жаркому лету.

Насекомые закапываются глубоко в землю – к суровой зиме.

- Шесть ног, да бес копыт, рогат, да не бык, черен, да не ворон, есть крылья, да не птица.

(жук)

- Сама одна, а глаз тысяча.

В ярком наряде порхает по свету. (бабочка)

- Летит – говорит, а сядет – молчит. (оса)

- У кого усы длиннее ног? (таракан)

- Вокруг носа вьётся, а в руки не дается. (муха)

- Не девка, не вдова, не замужняя жена,

детей водит и людей питает. (пчела)

- Черен, да не ворон, мс крыльями, да не птица, лепит шарики, да не мастер. (жук)

- Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветами и поделится медком

(пчела)

- Шевельнулись у цветка все 4 лепестка,

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

- Кто за печкою живет, громко по ночам поет?

(сверчок)

- Нос долг, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьет – свою кровь прольет.

(комар)

- В лесу у пня суета, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)

- Насекомое - как крот: роет норки, в них живет. (медведка)

- Вдруг появляется черная туча,

Ветер не дует, но туча летуча;

Дождик с нее урожай не умножит,

Ливень живой все вокруг уничтожит (саранча)

Приметы и легенды о бабочках, пчелах, мухах, стрекозах, муравьях, тараканах.

(Заянчковский И.Ф. Животные, приметы, предрассудки. М., 1991, с.146-152)

Как появились первые бабочки. Финская сказка (Сказки народов мира, Т.3. М., 1988, с.226)

Зверобоги древности. (Беляев Ю.А. Мифологическая энциклопедия. М.: Книга и бизнес, 1998)

Легенда и сказания Древней Греции и Древнего Рима. (Сост. А.А.Нейхардт. М.: Правда, 1990)

Легенды и сказания. (Мертлик Р. М.: Республика, 1992)

Лучезарный Аполлон. Птицы, бабочки и мифы. (Книга для чтения. М.: Школа-пресс, 1995)

Тип Хордовые. Класс Земноводные.

В своей водице и лягушки – певица

Не поймаешь лягушку за ушко.

Заяц от лисицы бежит, лягушка – от зайца.

Лягушка без языка, что охотник без ружья.

В своем болоте и лягушка поет.

Лягушке волом не быть, сколько воды не пить.

Было бы болото, а за лягушками дело не станет.

Лягушечка курлычет, свой животик веселит.

Жаба у рака гнездо отняла.

Женится рак на лягушке.

Грач соколу добыча, а лягушка – ворону.

- Скачет зверушка – не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.

(Питание лягушки)

- С глазами навыкате, прыгает блохой, плавает как человек. (лягушка)

- Родилась в воде, а живет в воде. (лягушка)

- Подростала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла поменяла. (развитие лягушки)

- В воде родилась, а в ней мало бывает.

Не бегает, а только прыгает. (лягушка)

- Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по человечески плавает.

(лягушка)

- Глаза бычьи, сама с кулак (лягушка)

- Прыгает Тютюшечка, сама не зверь, не птюшечка. (лягушка)

Царевна-лягушка. (Русские народные сказки. Т. 1. М.: Современник, 1980, с.210)

Лягушка-путешественница. (Гаршин В.М. М.: Дет.лит-ра, 1987)

Лягушачье кваканье (Г.-Х. Андерсен Сказки. М.: Худ.лит-ра, 1992)

Принцесса-лягушка (Сказки народов мира. Т. 3. М., 1988)

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся.

На трусливого и уж – змея.

Змея кусает не для сытости.

Вьется ужом, а топорщится ежом.

Ящерка маленькая, да зубы востры.

И змея своих детей не ест.

Клевета, что змея кусает.

Шипит, точно гадюка с под куста.

Иголка с ниткой точно змея с хвостом.

- Без ног бежит, все ее боятся.

Рубаху меняет, но не человек.

Яйцо несет, но не курица. (змея)

- На себе ношу я дом, от зверей я прячусь в нем. (черепаха)

- Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост – в руках. (ящерица)

- Это кто там лентой черной к ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты прорвался ловко,

А на маленькой головке (все об этом знать должны) – пятна желтые видны. (уж)

- Вьется веревка – на конце головка. (змея)

- Из куста шикнула, за ногу тяпнула. (змея)

- Лежит веревка, шипит плутовка (змея)

- Живет между камнями голова с четырьмя ногами. (черепаха)

Хозяйка Медной горы (Бажов П.П., Малахитовая шкатулка)

Маугли (Киплинг Р., М.: Худ.лит-ра, 1990)

Рикки-Тикки-Тави (Киплинг Р., М.: Худ.лит-ра, 1990)

О том, как змея стала ядовитой. (Сказки народов мира. Т. 6. М., 1988)

Тип Хордовые. Класс Птицы.

Воробей по кровлю, а сова – на ловлю.

Всякая птица своим голосом сыта.

Журавль высоко летает, а от воды не отбывает.

- Пестрая крякуша ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

- Спереди – шильце, сзади – вильце, сверху – черное суконце, снизу – белое полотенце.

(ласточка)

- Всю ночь летает – мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (сова)

- Черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор. (дятел)

Серая шейка (Сказки русских писателей. Сост. В.П.Аликин. М.: Дет.лит-ра, 1980)

Белая цапля (Сказки русских писателей. Сост. В.П.Аликин. М.: Дет.лит-ра, 1980)

Чей нос лучше? (Сказки русских писателей. Сост. В.П.Аликин. М.: Дет.лит-ра, 1980)

Лучезарный Аполлон. Птицы, бабочки и мифы. (Книга для чтения. М.: Школа-пресс)

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Отряд Копытные.

Доверь козлу капусту.

Как корова языком слизала.

Бойся корову спереди, а лошадь сзади.

- С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет. (коза)

- Не дерево, а суковато. (олень)

- Полосатые детишки, черные родители и хвост у них крючком. (кабан)

- По горам, да долам, ходит шуба да кафтан

(баран)

Ничего не болит, а все стонет, пятачок есть, а не покупает. (свинья)

Конь, корова и звезды. (Алтайские сказки. М., 1991, с.31)

Волк и лошадь. (М.Воскобойникова. Сказки народов Севера. М., 1987)

Боги и священные коровы. (Заянчковский И.Ф. Животные, приметы, предрассудки. М., 1991, с.47)

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Отряд Насекомоядные.

Щербина в ноже, щетина в еже.

Слеп, как крот.

- В одежде богатой, а сам слеповатый.

Живет без оконца, не видывал солнца. (крот)

- Под кустами, под елками катится мешок с иголками. (еж)

- Не портной, а всю жизнь в иголках ходит (еж)

Крот и жаба. (Длуголенцкий П. Галльский петух рассказывает. Л., 1978)

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Отряд Хищные.

Близ норы лиса на промыслы ходит.

Кабы лиса не подоспела, овца бы волка съела.

Каждая лиса о своем хвосте заботится.

У лисоньки-плутовки сорок три уловки.

Медведи – плохие соседи.

Медведь неуклюж, да дюж.

Волков бояться – в лес не ходить.

- Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк)

- Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса. Кто же это? (лиса)

- Хозяин лесной просыпается весной,

а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)

Легенда о кошачьих (Заянчковский И.Ф. Животные, приметы, предрассудки. М., 1991, с.116)

Лиса и крот. Лиса и тетерев (Галльский петух рассказывает. Л., 1978)

Опубликовано


Комментарии (1)

Наталья, 15.01.19 в 20:49 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за интересный дидактический материал! Обязательно пригодится на уроках! На своих уроках обязательно применяю и загадки, и пословицы с поговорками, все это помогает мотивировать учеников.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.