Статья на тему «Использование модульных технологий на уроках биологии»
Использование модульных технологий на уроках биологии, экологии.
Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- возможность работать учащихся в группах, в парах;
- паритетные отношения учителя и ученика;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала.
Роль учителя при модульном обучении.
Составление модулей – инструкцией;
Уточнение инструкций при практической работе с ними;
Контроль знаний и коррекция умений и навыков.
Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить учебное содержание на отдельные логически завершенные учебные элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы учебной деятельности учащихся, спрогнозировать результат, подготовить необходимое количество копий текста урока.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждая из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем- либо из товарищей.
Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Таким образом, при модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что даёт возможность обучающимися усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.
Есть и проблемы: это затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков, а также недостаточная подготовленность учащихся мотивированных к самостоятельной работе.
При систематическом использовании модульной технологии обучения у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности. Если ученику удается набрать нужное число баллов, то повышается его самооценка, уверенность в себе, появляется заинтересованность в изучении предмета, стремление к более высоким результатам.
Положительные моменты в модульной технологии обучения:
- в классе нет отдыхающих и скучающих;
-требовательность сильных учеников к слабым, работающим в одной паре;
-возможность для сильных учеников проявлять себя, возможность самореализации;
- ответы учащихся на вопросы при рефлексии, их прогнозирование результатов своей дальнейшей деятельности.
В качестве рефлексии использую вопросы с выбором ответов.
- Удовлетворён ли ты своей работой на уроке?
а) да; б) и да, и нет; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
- Каким образом ты собираешься устранить пробелы, затруднения?
а) спрошу у учителя; б) спрошу у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.
- Смог бы ты объяснить новый материал своему товарищу?
а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
- Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь?
а) индивидуальную; б) парную; в) групповую; г) коллективную, когда участвует весь класс.
Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она приносит, хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.
Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.
Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».
Преимущества данной технологии:
- самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;
- урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;
- каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;
- обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);
- форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);
- возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.
Недостатки данной технологии:
- разработка урока требует большого объема времени;
- требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах.
Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
Рекомендации:
Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.
Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.
Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.
Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).
Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения.