Анализ методического аппарата современных УМК по русскому языку
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Учитель русского языка и литературы
Игнатовская Ольга Михайловна
Анализ методического аппарата современных УМК по русскому языку
31мая 2021 года был утвержден обновленный Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Он обеспечивает единое образовательное пространство страны, единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи, единую систему мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций. В связи с этим встаёт вопрос: Какие учебники использовать? В период перехода на обновлённые ФГОС-2021*
• могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников
• особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Учебники по русскому языку авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, А. Тростенцовой и др. (научный редактор — академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский) включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
Состав УМК: учебник, программа и методические рекомендации, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку», проверочные работы, диктанты и изложения, тематические тесты, диагностические работы пособие «Развиваем устную речь», дидактические материалы, ЭФУ
Учебники по русскому языку авторов М.М. Разумовской, Л.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова также включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования науки РФ к использованию.
Состав УМК: учебник, программа и методическое пособие, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь (диагностические работы), контрольные работы, тетрадь для оценки качества знаний, тесты, электронное приложение.
Учебники созданы с учетом современных требований к знаниям и умениям ученика по предмету, ориентированы на требования стандарта. Их содержание обеспечивает формирование лингвистической, культуроведческой, коммуникативной компетенций.
Рассмотрим методический аппарат учебника Ладыженской
Каких же предметных результатов в рамках урока мы можем добиться? Здесь представлены задания, позволяющие добиться применения знаний по орфографии на практике правописания. В этом же задании предоставляется возможность проверить умения обучающегося проводить различные виды анализа: синтаксический анализ простого предложения и фонетический анализ слова. Также предоставляется возможность работать с разными видами лексических словарей, в частности с толковым. Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку тоже реализована. Учебник позволяет развивать коммуникативные способности благодаря участию в диалогах на лингвистические темы.
Обратимся к методическому аппарату учебников Разумовской
Так задания под рубрикой «Понаблюдайте» позволяют проверить умения работать со словарём и делать соответствующие выводы на основе наблюдений. Так же как и у Ладыженской, предоставляется возможность проверить умения обучающегося проводить различные виды анализа: морфемный и словообразовательный. Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку тоже реализована в заданиях на составление предложений с многозначными словами. Ученик как говорящий субъект владеет грамматическим и смысловым связыванием слов во фразе. В плане развития речевых навыков у современных школьников в методике преподавания русского языка в настоящее время остро стоит вопрос использования образовательных технологий, дидактических приёмов и форм обучения спонтанной, или быстро (мало) подготовленной устной речи, то есть приобретения коммуникативно-речевых умений создания такой речи. Учебник решает этот вопрос с помощью заданий на построение высказываний на лингвистические темы и объяснение языковых процессов.
Оба учебника позволяют познакомить школьников с высокими образцами русского литературного языка, для чего в качестве дидактического материала используются фрагменты из произведений великих писателей и поэтов: В.П. Астафьева, А.А. Ахматовой, И.А. Бунина, И.А. Гончарова, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова, Б.Л. Пастернака, К.Г. Паустовского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.И. Цветаевой и многих других.
Проанализировав материал данных учебников, можно сказать, что богатая палитра заданий, их дифференциация, вариативность дают возможность учителю создавать индивидуальную траекторию развития каждого ученика.