Анализ педагогического опыта
Анализ педагогической деятельности учителя физкультуры
Чикишевой Анны Владимировны
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России. Поэтому, в настоящее время, требуется учитель с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира, цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды. Наша школа работает над реализацией программы «Индивидуализация обучения и воспитания, основанная на создании оптимальных условий для формирования творческого потенциала всех участников образовательного процесса». Основополагающей целью функционирования учебно-воспитательного процесса в школе является развитие обучающихся с учётом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей и создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося с учётом индивидуально-личностного развития.
Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение здорового образа жизни, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. Достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с обучающимися, коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков. В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
обучать различным видам двигательных действий на уровне возможностей;
осуществлять учебно–воспитательную работу в соответствии с требованиями;
формировать мотивационные потребности обучающихся в систематических занятиях физическими упражнениями;
укреплять здоровье, содействовать разностороннему физическому развитию личности;
формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
За последние три года удалось решить целый ряд важных проблем:
• повысить качество учебного процесса за счёт применения современных педагогических технологий и улучшения материально – технической базы;
• реализовывать на уроках здоровьесберегающие технологии;
• увеличить количество детей, вовлечённых к занятиям в спортивных секциях;
Однако на сегодняшний день существуют противоречия:
между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;
между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.
между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
Пытаясь разрешить эти проблемы в течение трёх последних лет, работаю над темой «Формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств обучающихся». По данной теме мною проведены теоретические исследования и накоплен практический опыт, результаты которого нашли своё отражение в докладах и сообщениях: «Физическое воспитание и двигательная активность – залог здорового образа жизни», «Исследование физического развития обучающихся», «Роль семьи и школы в профилактике здорового образа жизни» на общешкольной педагогической конференции, МО учителей физической культуры, на муниципальном уровне. Привитие интереса к физкультуре и спорту, через спортивные мероприятия: «Почувствуй себя факелоносцем», общешкольный олимпийский урок «Сочи-2014», классные часы: истории олимпийского движения, спортивных достижений в разных видах спорта, биография российских спортсменов.
Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. В рамках данной программы я как педагог осуществляю свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности.
Для успешной работы я повысила свою квалификацию в Областном государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» по программе курсов повышения квалификации «Основные подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях введения федерального государственного стандарта основного общего образования».
Как учитель физической культуры, осуществляю взаимодействие со школами района по проведению соревнований, спортивных праздников. Занимаюсь подготовкой учащихся к олимпиаде, соревнованиям. Являюсь полноправным участником образовательного процесса.
Материально – техническая база по предмету «Физическая культура», информационное и учебно–методическое обеспечение соответствует целям, задачам обучения и развития учащихся, соответствует современным требованиям.
Физическим развитием и воспитанием детей призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место, я уверена, в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на профессиональном уровне помочь им в повышении мотивации к занятиям физической культурой. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечить подготовку и выступление школьных команд в различных соревнованиях как внутри школы, так и за ее пределами, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время. Физкультура - это единственный предмет, который формирует у обучающихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие. Звеньями физического воспитания являются:
урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры 3 раза в неделю в каждом классе;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки),
внеклассная работа, включающая занятия в кружках физической культуры, секциях по видам спорта, спортивные соревнования;
Большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего, в процессе организации физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.
В практике своей работы использую:
формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная;
средства обучения – физические упражнения (гимнастика, лёгкая атлетика, спортигры, подвижные игры);
методы обучения – практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный), методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчёт), методы наглядного восприятия (показ, демонстрация, звуковая сигнализация).
Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках, поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования. Максимальное количество своих занятий стараюсь проводить на открытом воздухе. Это укрепляет здоровье детей, оказывает закаливающее действие.
Эффективное использование инновационных технологий и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о хороших результатах: это призовые места на олимпиадах по физической культуре, участие в соревнованиях.
Одной из форм коллективной деятельности обучающихся на уроке является групповая работа, которая, на мой взгляд, активизирует потенциал класса. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным в выполнении каких-либо физических упражнений. При совместном выполнении игрового задания происходит взаимообучение, личностный рост каждого ученика, развитие его коммуникативных навыков.
Для повышения мотивации учения и осознания успеха на уроках использую: нестандартные формы уроков (сюжетно-ролевой урок, интегрированные уроки, урок-исследование, урок-соревнование и т.д.), творческие работы (проекты); спортивные секции по различным видам спорта и общей физической подготовке, предметную неделю.
Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе, по физическому воспитанию обучающихся, по сравнению с общепринятыми методами, позволяет мне добиться более высоких показателей их физической подготовки при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными. Всё это приносит детям удовольствие от процесса двигательной активности, развиваются их физические и интеллектуальные способности, память, внимание, мышление.
Особое внимание уделяю работе с детьми, имеющими высокий уровень потенциальных возможностей. В работе с ними я трансформирую физические упражнения или игровые задания в соответствии с их индивидуальными способностями. Им даются задания более высокого уровня сложности. Такие ребята, как правило, - активные участники внеклассных и внешкольных соревнований.
Динамика успеваемости за последние три года складывается следующим образом: качество знаний по физической культуре в 2011-2012 учебном году равно 85,6%, 2012-2013 учебном году составляет - 87,2 %; уровень обученности – 2011-2012 уч.год – 96,8, 2012-2013 и 2013-2014 гг. - 100 %. В 2013-2014 учебном году качество знаний по физической культуре выросло на 3,5 % по сравнению с 2012-2013 учебным годом, что свидетельствует о положительной динамике качества знаний.
На протяжение нескольких лет мною ведётся мониторинг индивидуального физического развития учащихся нашей школы. Дважды в учебный год (в сентябре и мае) провожу «Президентские состязания», т.е. контрольные замеры у каждого ребёнка:
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод:
из года в год результаты физического развития учащихся на начало каждого учебного года значительно ниже результатов на конец учебного года;
при сравнении по возрастным категориям, у учащихся младшего и среднего школьного возраста результаты физического развития выше, чем у учащихся старшего школьного возраста (особенно заметно снижение результатов у девушек);
результаты исследования общешкольных показателей физического развития учащихся находятся на хорошем, стабильном уровне.
Таким образом, мониторинговое исследование выступает для меня в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников.
Основные формы взаимодействия семьи и школы в процессе физического воспитания ребенка это беседы, привлечение родителей к работе спортивных секций, к организации самостоятельных занятий ребенка по физической культуре, к участию в совместных с детьми спортивных соревнованиях («Мама, папа, я – спортивная семья», днях здоровья, «А ну-ка, папы!»), праздниках. Для привлечения родителей к формированию компетенции здоровьесбережения, я тесно контактирую с классными руководителями, медсестрой школы и организатором ВР. На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.
В целях самообразования: - регулярно работаю с методической литературой по предмету; - изучаю новые УМК, пособия по предмету, в том числе использую их в урочной и внеурочной деятельности; - обмениваюсь опытом с коллегами в школе, районе, интернете; - обобщаю свой опыт работы по отдельным аспектам преподавания.
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со многими трудностями и проблемами, но хотела бы выделить более важные:
снижение уровня общей культуры как современных подростков, так и их родителей;
специфический подбор обучающихся в классах сельской школы;
обучающиеся загружены лишней информацией;
приезжие дети не могут воспользоваться дополнительными занятиями, в силу расписания движения школьного автобуса;
недостаток времени учителя на самообразование, на общение с детьми, на культурный досуг из-за перегруженности всевозможными бумагами отчётного характера;
ухудшающееся с каждым годом здоровье обучающихся и возникающие в связи с этим проблемы в обучении.
Нельзя не сказать и об организационных проблемах: недостаточная материальная база (в плане, что нет персонального компьютера на работе и интерактивной доски) и это не дает возможность использования ИКТ достаточно часто. Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают сильную мотивацию и толчок к занятиям физической культурой для детей.
К противоречиям, перспективным задачам, механизмам их решений и планируемым результатам своей педагогической деятельности отношу следующее:
Противоречия:
между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;
между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательной школы;
между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.
низкий уровень участия обучающихся в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах.
Механизмы их решений:
систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития; учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся;
практические действия, связанные с проявлением физических способностей;
регулярные занятия физическими упражнениями;
Планируемые результаты:
увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем развития;
усиление роли малых форм двигательной активности;
В учебно - воспитательном процессе необходимо использовать накопленный позитивный опыт, активно внедрять зарекомендовавшие себя инновационные технологии. Основная идея моей работы сводится к утверждению валеологических принципов в школьной жизни и укреплению здоровья обучающихся. Работа по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения. Ребенок, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура.
Перминова Елена Федоровна
Чикишева Анна Владимировна