Публичное представление педагогического опыта
собственного инновационного педагогического опыта
учителя информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№8»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Бетехтиной Татьяны Евгеньевны.
Тема инновационного педагогического опыта:
«Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий»
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования»
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если учитель будет использовать в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.
Исходя из этого, считаю, что первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества». Какова же роль учителя информатики, моя роль, в формировании человека нового информационного века? Как учителю научить ребенка выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру детей?
Актуальность проблемы, её значимость, определила тему моей работы «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности на основе современных ИКТ».
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и, учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и информационные технологии», определяю цель: выполнить социальный заказ современного общества - формировать ключевые компетентности, обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности; подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию ключевых компетенции учащихся.
На пути реализации задач я столкнулась с целым рядом трудностей и противоречий:
большой объём учебного материала и недостаточное количество часов информатики в учебном плане;
неумение большинства учащихся работать самостоятельно.
Думаю, что изучая тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности на основе современных ИКТ», я смогу позитивно решать многие вопросы в своей педагогической деятельности.
Наличие теоретической базы опыта.
Компетентность – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В. Краевский и А. Хуторской).
Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней).
В своей работе я опираюсь на понятие компетентности, предложенное Моревой Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому.
В проекте концепции образовательной области «Информатика и ИКТ» компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно ‑ коммуникационной компетентности, которая предполагает:
способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;
овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.
Ведущая педагогическая идея.
Информационно-коммуникационная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.
Опыт моей работы за последние несколько лет показал, что наиболее продуктивными являются информационно – коммуникационные технологии.
На каждом уроке я вновь и вновь убеждаюсь: как важно и необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Создание и применение электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. На протяжении последних лет на компьютере мне удается создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику классов и склонности каждого ученика.
Основная цель - использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании - заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:
формирование целостной естественнонаучной картины мира;
способствование творческому развитию личности.
Я отмечаю следующие возможности и преимущества ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Разумное применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе повышает не только эффективность и качество процесса обучения, но и развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает коммуникативные способности.
Эффективность использования ИКТ на уроках свидетельствует о том, что мыслительная деятельность детей возрастает в несколько раз.
Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно вносят в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно - определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.
Подводя итоги и анализируя проделанную мною работу, следует отметить, что ожидаемые результаты использования на уроках цифровых образовательных ресурсов принесли только положительные итоги в образовательной деятельности:
В моей практической деятельности увеличился и расширился дидактический материал по предмету;
Уроки обогатились эмоциональной окрашенностью;
Психологически облегчился процесс усвоения;
Наглядно проявляется живой интерес к предмету познания;
Расширился общий кругозор;
Повысилось качество знаний по предметам;
Повысилась производительность труда учителя и ученика на уроке.
Использование моего опыта по формированию информационно – коммуникационной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности на основе современных ИКТ дает возможность учителю повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, формировать ключевые компетенции учащихся, осуществить дифференциацию обучения, а также помочь ученикам освоить приёмы самостоятельного поиска информации.
Оптимальность и эффективность средств.
Сегодня интерес школьников к современным информационным технологиям является одним из мощных мотивов учащихся к познанию и самостоятельному творчеству.
В моем кабинете информатики созданы все условия для реализации данного проекта. Цифровые образовательные ресурсы демонстрируются мною непосредственно в кабинете с помощью переносного мультимедийного проектора и компьютера. Изображение проецируется на большой напольный экран. Аудио и видео источники демонстрируются так же. Имеется интерактивная доска.
Для достижения поставленной мною цели в моей педагогической деятельности я изучила достаточное количество научной литературы, как печатной, так и электронной. Являюсь постоянным читателем электронного журнала «Информатика в школе», «Информатика и образование», газеты «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»). Общаюсь с коллегами на форумах, совершенствую свое мастерство посредством дистанционного обучения.
Прошла курсы повышения квалификации:
Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении на основе интернет-технологий. Академ. часов: 72
ГБОУ ДПО (ПК) "Мордовский республиканский институт образования", 2013
Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по информатике. Академ. часов: 108
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт информационных технологий "АйТи", 2012
Математические основы программирования и методика их изучения в средней школе. Академ. часов: 108
Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского. Национальный исследовательский университет, 2011
Математические основы программирования и методика их изучения в средней школе. Организация информационной образовательной среды. Академ. часов: 108
ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева", 2011
Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики реализую в три этапа:
На пропедевтическом этапе (5-7 классы) учащиеся получают элементы знаний и умений работы на компьютере, навыки конструирования и управления информационными объектами. Этот этап является основой для формирования общей компетентности учащихся.
Основной этап (8-9 классы) предполагает более широкое использование прикладных программ, расширение спектра задач, которые может решить обучающийся, используя программное обеспечение компьютера.
На этапе предпрофильного формирования информационно-коммуникационной компетентности (10-11 классы) в курсе информатики гораздо шире изучаются вопросы программирования, компьютерной графики, принципы работы с различными пакетами прикладных программ, средства создания web-страниц, что создает основу для профессиональной ориентации будущих выпускников.
Тщательно продумывая содержание различных форм уроков с применением новых педагогических технологий обучения, я стараюсь развивать способности ученика самостоятельно мыслить, проектировать пути реализации знаний, помогаю учиться контролировать и оценивать свои достижения.
Средства и формы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами
Средства обучения:
Компьютерный класс с выходом в Интернет;
современные средства демонстрации: мультимедийный проектор, интерактивная доска;
программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации;
ЦОРы (http://school-collection.edu.ru/) и поисковые системы Интернета;
клавиатурный тренажер «Стамина», позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста;
тестовые среды, позволяющие конструировать и применять конкретные тестовые задания, в которых учащийся получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также оценивается компьютером;
инструкционно - технологические карты к проведению компьютерных лабораторных и практических работ.
электронные учебники:
Батищев П.С. Электронный учебник по предмету «Информатика» On-Line
Электронный учебник по информатике Л. З. Шауцуковой
Электронный учебник по языку Паскаль
В соответствии с поставленными целями и задачами я определила преобладающие формы организации учебного пространства – индивидуальная формы работы, парное взаимодействие, групповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие. Общение учащихся в малых группах носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности развития своих творческих способностей, природного потенциала. В зависимости от поставленных целей группы (пары) формирую или по уровню обученности, или по интересам учащихся. В группах создается творческая обстановка, тесное общение и сотрудничество.
Вместе с тем нужно отметить, что, говоря об ИКТ-компетентности, нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, «насытить» учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Использование информационных технологий - мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся.
Применяемые средства ИКТ, используемые мной, можно разбить на три большие группы: демонстрация мультимедийных презентаций, применение тестирующих программ и создание творческих проектов в обучении.
Демонстрация мультимедийных презентаций и использование Единой коллекции ЦОР — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая мне возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.
Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. С их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо. Использую мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. С помощью мультимедийных ресурсов повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников.
В учебном процессе применяю экранные средства: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые схемы, иллюстрирование алгоритма работы с офисными приложениями и т.п. Составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов, учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиления его эмоционального воздействия, способствует прочному усвоению и систематизации знаний по предмету, формированию ИК-компетентности учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.
Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект — восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
Применение тестирующих программ для контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает строго индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.
На своих уроках широко применяю разнообразные формы промежуточного и итогового контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, самостоятельные практические и контрольные работы. Перед началом изучения определенной темы обучающимся сообщаю содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы, привлекаю учащихся к выполнению творческих домашних заданий: подготовке докладов и рефератов, разработке кроссвордов по отдельным темам школьной программы.
Компьютерное тестирование знаний учащихся провожу с помощью программного обеспечения MyTest и Краб2, позволяющие конструировать и применять конкретные тестовые задания, в которых учащийся получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также оценивается компьютером.
Контрольные задания носят индивидуальный, дифференцированный характер, даю их для выполнения на уроке и во внеурочное время, дома. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у учащихся, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности.
Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.
В перечне целей, достижение которых обеспечивает обучение информатике на этапе основного общего образования, указывается развитие творческих способностей средствами ИКТ. В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования.
Этот метод ориентирован на активное применение Интернет-ресурсов. Интернет-ресурсы позволяют учащимся не только осуществлять поиск информации, но и взглянуть на нее с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, применение проектной технологии позволяет повышать уровень самооценки, самостоятельности учащихся в добывании знаний; усиливать практическую направленность обучения.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывающим только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Как «уместить» метод проектов в классно-урочную систему?
В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмы и др.) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий. При наличии 1-2 часов в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, большинство из которых не имеет дома компьютера. Отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Возникла необходимость преодоления подобных затруднений.
Я пошла путем включения проектной деятельности в обычный урок. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы выполняем практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по курсу «Информатика и ИКТ». После этого переходим к выполнению проектов, направленных на закрепление пройденного материала и обобщение полученных знаний, их применение в ситуациях, имеющих практическое значение.
Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок, например, создание творческой работы в PAINT) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Примеры творческих работ, созданных моими учениками в редакторе Paint:
«Краски осени» (http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/sc8ruz/fotoalbum/230/)
В ходе изучения темы «Графическая информация и компьютер» после разбора теоретического материала («Технические средства компьютерной графики», «Кодирование изображения», «Основные приемы работы с графическим редактором MS Paint») учащимся предлагаю выполнить проект «Поздравительная открытка».
Если ученики выполняют работу в группе, то им приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу: необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.
Подводя итог, могу сказать, что при изучении темы «Графическая информация и компьютер» применение идеи метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.
При изучении темы «Текстовая информация и компьютер» необходимо дать детям представление о природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текста, объяснить, каким образом кодируются символы для хранения в памяти компьютера, формировать навыки работы в текстовом процессоре. Но, как уже было сказано, простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ребенок не представляет, где, в каком случае он сможет применить полученные навыки.
Поскольку изучается текстовый процессор (в нашем случае это MS Word), предназначенный для работы с текстом, нужно работать с текстом, но с таким, который будет интересен и познавателен для учеников.
В этом случае учащимся интересно увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленный, без ошибок, с иллюстрациями. Предлагаю учащимся творческое задание - выполнить проект «Что в имени моем?», оформив результаты в Word.
Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта», можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
При изучении базового курса (8-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. В приложении PowerPoint учащиеся создали проекты, посвященные 65-летию Победы в ВОВ:
Исследовательская работа ученицы 8а класса Рассадкиной Алины "Мои земляки в годы Великой Отечественной войны" (http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/sc8ruz/upload/pupils/rassadkina.ppt)
Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт поисковой деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Метод проектов направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, а также общее интеллектуальное развитие.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Результатом моей педагогической деятельности по данной теме можно считать следующие показатели:
Динамика успеваемости обучающихся по предмету
Класс |
Предмет |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
н/а |
% кач. усп. |
% обуч. |
Ср.балл |
2009-2010 уч. год |
|||||||||
8А |
Информатика |
7 |
11 |
7 |
- |
- |
72 |
100 |
4 |
8Б |
Информатика |
2 |
5 |
6 |
- |
- |
54 |
100 |
3,7 |
8В |
Информатика |
7 |
4 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,6 |
9А |
Информатика |
3 |
7 |
4 |
- |
- |
71 |
100 |
3,9 |
9Б |
Информатика |
6 |
4 |
4 |
- |
- |
71 |
100 |
4,1 |
9В |
Информатика |
3 |
7 |
4 |
- |
- |
71 |
100 |
3,9 |
10А |
Информатика |
6 |
12 |
9 |
- |
- |
67 |
100 |
3,9 |
10Б |
Информатика |
4 |
13 |
2 |
- |
- |
89 |
100 |
4,1 |
11А |
Информатика |
5 |
12 |
3 |
- |
- |
85 |
100 |
4,1 |
2010-2011 уч. год |
|||||||||
5А |
Информатика |
6 |
5 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,5 |
5Б |
Информатика |
2 |
7 |
1 |
- |
- |
90 |
100 |
4,1 |
8А |
Информатика |
1 |
10 |
2 |
- |
- |
85 |
100 |
3,9 |
8Б |
Информатика |
7 |
4 |
3 |
- |
- |
79 |
100 |
4 |
9А |
Информатика |
3 |
6 |
4 |
- |
- |
69 |
100 |
3,9 |
9Б |
Информатика |
2 |
6 |
5 |
- |
- |
54 |
100 |
3,8 |
9В |
Информатика |
4 |
7 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,4 |
10А |
Информатика |
10 |
10 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,5 |
10Б |
Информатика |
7 |
6 |
9 |
- |
- |
59 |
100 |
3,9 |
11А |
Информатика |
11 |
14 |
2 |
- |
- |
93 |
100 |
4,3 |
11Б |
Информатика |
6 |
1 |
- |
- |
- |
96 |
100 |
4,8 |
2011-2012 уч. год |
|||||||||
5А |
Информатика |
6 |
6 |
1 |
- |
- |
92 |
100 |
4,4 |
5Б |
Информатика |
4 |
8 |
2 |
- |
- |
86 |
100 |
4,1 |
5В |
Информатика |
- |
11 |
1 |
- |
- |
88 |
100 |
3,9 |
6А |
Информатика |
6 |
5 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,5 |
6Б |
Информатика |
6 |
4 |
1 |
- |
- |
91 |
100 |
4,4 |
7А |
Информатика |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
67 |
100 |
4 |
7Б |
Информатика |
2 |
6 |
6 |
- |
- |
57 |
100 |
3,7 |
8А |
Информатика |
9 |
9 |
6 |
- |
- |
75 |
100 |
4 |
8Б |
Информатика |
4 |
8 |
12 |
- |
- |
50 |
100 |
3,7 |
8В |
Информатика |
1 |
11 |
7 |
- |
- |
63 |
100 |
3,7 |
9А |
Информатика |
5 |
14 |
8 |
- |
- |
70 |
100 |
3,8 |
9Б |
Информатика |
4 |
12 |
11 |
- |
- |
59 |
100 |
3,7 |
10А |
Информатика |
4 |
9 |
8 |
- |
- |
61 |
100 |
3,8 |
10Б |
Информатика |
8 |
11 |
2 |
- |
- |
90 |
100 |
4,3 |
11А |
Информатика |
6 |
12 |
1 |
- |
- |
95 |
100 |
4,3 |
11Б |
Информатика |
8 |
7 |
5 |
- |
- |
75 |
100 |
4,2 |
2012-2013 уч. год |
|||||||||
5А |
Информатика |
8 |
4 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,7 |
5Б |
Информатика |
6 |
5 |
2 |
- |
- |
85 |
100 |
4,3 |
5В |
Информатика |
2 |
9 |
2 |
- |
- |
85 |
100 |
4 |
6А |
Информатика |
5 |
7 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,4 |
6Б |
Информатика |
5 |
7 |
2 |
- |
- |
86 |
100 |
4,2 |
6В |
Информатика |
3 |
5 |
4 |
- |
- |
66 |
100 |
3,9 |
7А |
Информатика |
6 |
5 |
1 |
- |
- |
92 |
100 |
4,4 |
7Б |
Информатика |
1 |
9 |
1 |
- |
- |
91 |
100 |
4 |
8А |
Информатика |
5 |
14 |
9 |
- |
- |
83 |
100 |
3,9 |
8Б |
Информатика |
5 |
11 |
11 |
- |
- |
54 |
100 |
3,8 |
9А |
Информатика |
7 |
8 |
9 |
- |
- |
67 |
100 |
3,9 |
9Б |
Информатика |
2 |
14 |
7 |
- |
- |
67 |
100 |
3,8 |
9В |
Информатика |
- |
8 |
10 |
- |
- |
44 |
100 |
3,5 |
11А |
Информатика |
8 |
12 |
- |
- |
- |
90 |
100 |
4,4 |
11Б |
Информатика |
13 |
6 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
4,7 |
Успешность итоговой аттестации учащихся по информатике в форме ЕГЭ
Кол-во учащихся |
Наименьший балл в школе |
Наибольший балл в школе |
Средний балл в школе |
Средний балл по Мордовии |
2009-2010 учебный год |
||||
2 |
55 |
64 |
60 |
59,4 |
2010-2011 учебный год |
||||
3 |
61 |
81 |
69,3 |
58,7 |
2011-2012 учебный год |
||||
1 |
80 |
80 |
80 |
55,2 |
Успешность итоговой аттестации учащихся по информатике в форме ГИА
Всего учащихся |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% кач. усп. |
% обуч. |
Ср.балл |
2012-2013 учебный год |
|||||||
7 |
4 |
3 |
- |
- |
100 |
100 |
4,6 |
Успешность достижений обучающихся (участие и победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.)
(http://bette.ucoz.ru/index/rezultaty_uchastija_obuchajushhikhsja_v_olimpiadakh_konkursakh/0-31)
Год |
Название конкурса |
Уровень |
Результат |
2014 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Республиканский |
Сузиков А., участник Васильев Е., участник Попков М., участник |
2013 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Муниципальный |
Сузиков А., победитель Макаров А., победитель Васильев Е., призер Попков М., призер Зимин М., участник |
2013 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Школьный |
Сузиков А., победитель Макаров А., победитель Васильев Е., призер Попков М., призер Зимин М., победиттель |
2013 |
Всероссийский конкурс "КИТ - компьютеры, информатика, технологии" |
Всероссийский |
Недайборщ Д., 5 место в регионе (диплом 2 степени),1 место в районе Шевелькова М, 7 место в регионе (диплом 2 степени), 1 место в районе Ерофеев Д., 2 место в районе Берсенев К., 2 место в районе, Крюкова Е., 1 место в районе Веряскина П., 1 место в районе Юматов А., 2 место в районе Батракова В., 2 место в районе, Миляева Т., 2 место в районе Васильев Е., 3 место в районе Участников - 65 |
2013 |
Открытая олимпиада МИСиС по программированию для школьников |
Всероссийский |
Попков М., участник Васильев Е., участник Пинагоров Д., участник Сузиков А., участник |
2013 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Школьный |
Макаров А., победитель Зимин М., победитель Попков М., призер Карчиганов А., победитель Васильев Е., призер |
2013 |
Открытая республиканская олимпиада по информатике среди учащихся 6-7-8 классов |
Республиканский |
Макаров А., призер Шитихин В., участник |
2013 |
Всероссийский конкурс по информатике "ИНФОЗНАЙКА" |
Всероссийский |
Воеводин В., победитель Табачков И., победитель Давыдов В., победитель Участников - 13 |
2013 |
Международный конкурс по применению ИКТ в естественных науках, технологиях и математике "Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!" |
Международный |
Макаров А., призер Макаров Д., призер Участников - 21 |
2013 |
XII международный конкурс компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер» |
Международный |
Мухина Ю., участник |
2012 |
Обучающая интернет – олимпиада по информатике |
Всероссийский |
Участие школьной команды «Восьмое чудо света» |
2012 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Муниципальный |
Юдина С., участник Малинина Л., участник Пинагоров Д., участник Васильев Е., участник Давыдов В., участник |
2012 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Школьный |
Юдина С., победитель Малинина Л., призер Пинагоров Д., победитель Васильев Е., призер Давыдов В., победитель |
2012 |
Всероссийский конкурс "КИТ - компьютеры, информатика, технологии" |
Всероссийский |
Недайборщ Д., 3 место в регионе, 1 место в районе Сидорин А., 1 место в районе Макаров А., 1 место в районе Кувшинов Д., 3 место в районе Васильев Е., 1 место в районе Давыдов В., 1 место в районе Участников - 52 |
2012 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Республиканский |
Крестинина Н., участник Васильев Е., участник |
2011 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Муниципальный |
Васильев Е., победитель Крестинина Н., призер Давыдов В., участник |
2011 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Школьный |
Давыдов В., победитель Крестинина Н., победитель Васильев Е., победитель |
2011 |
Всероссийский конкурс "КИТ - компьютеры, информатика, технологии" |
Всероссийский |
Васильев Е., 1 место в районе, Сидорин А., 1 место в районе Макаров А., 2 место в районе Крюкова Е., 3 место в районе Участников - 51 |
2011 |
Открытая республиканская олимпиада по информатике среди учащихся 6-7-8 классов |
Республиканский |
Васильев Е., призер Никитин В., призер |
2011 |
Конкурс презентаций, посвященный юбилею города Рузаевки |
Муниципальный |
Третьякова О., участник |
2011 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Республиканский |
Давыдов В., участник Крестинина Н., участник Дрондин Е., участник |
2010 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Муниципальный |
Крестинина Н., победитель Давыдов В., участник Дрондин Е., участник |
2010 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Школьный |
Давыдов В., победитель Крестинина Н., победитель Дрондин Е., победитель |
2010 |
V открытая олимпиада школьников по программированию |
Всероссийский |
Давыдов В., участник Глухов А., участник Дрондин Е, участник |
2010 |
Всероссийский конкурс "КИТ - компьютеры, информатика, технологии" |
Всероссийский |
Дрондин Е., 1 место в районе, 2 место в регионе Давыдов В., 1 место в районе, 5 место в регионе Маркина А., 1 место в районе Парамонов М., 2 место в районе Толстяков А., 3 место в районе, Сулеева Е., 3 место в районе Участников - 41 |
2010 |
Муниципальный конкурс презентаций, посвященных 65-летию Победы в ВОВ |
Муниципальный |
Рассадкина А., победитель |
2010 |
Республиканский конкурс слайд-фильмов, посвященных 65-летию Победы в ВОВ |
Республиканский |
Рассадкина А., призер |
2010 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Республиканский |
Крестинина Н., участник |
2009 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Муниципальный |
Крестинина Н., участник Дрондин Е., участник Медведев В., участник |
2009 |
Всероссийская предметная олимпиада школьников по информатике |
Школьный |
Мишкина А., победитель Крестинина Н., победитель Дрондин Е., победитель Медведев В., победитель |
2009 |
Всероссийский конкурс "КИТ - компьютеры, информатика, технологии" |
Всероссийский |
Маркина А., 1 место в регионе Дрондин Е., 2 место в регионе Медведев В., 1 место в районе Мухина Ю., 3 место в районе Крестинина Н., 2 место в районе Чиковани Д., 3 место в районе Участников - |
Стратегию своей дальнейшей педагогической деятельности по достижении поставленной цели вижу в следующем:
Использование интерактивных устройств (в частности, интерактивную доску);
Создание целостной системы ЦОР;
Внедрение дистанционного обучения;
Подготовка и оформление исследовательских работ учащихся класса для участия в творческих интерактивных конкурсах;
Мотивирование учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий;
Повышение ИКТ - компетентности родителей;
Организация обучения родителей, желающих научиться работе на компьютере с целью помощи ребенку в обучении.
Ожидаемые результаты:
В связи с активным применением ИКТ в учебно-воспитательном процессе, считаю, что возрастет число учащихся, участвующих в различных конкурсах и проектах;
Появится возможность более активно участвовать в олимпиадах регионального и Всероссийского уровня;
Увеличится количество учебно-методических материалов, что позволит заинтересовать большее количество учащихся к выполнению творческих мультимедийных проектов;
Изменится качественная подготовка учащихся к учебным занятиям;
Родители получат оперативную и качественную информацию по вопросам обучения, воспитания, жизнедеятельности детей в школе.
Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом провожу открытые уроки для учителей школы, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей информатики. Публикуюсь в средствах массовой информации.
Выступления на педагогических советах, научно-практических конференциях и семинарах.
Год |
Место выступления |
Уровень |
Тема выступления |
2013 |
Республиканская секция учителей информатики «Проблемы развития образовательной области «Информатика» в условиях реализации ФГОС» |
Республиканский |
«Непрерывный курс информатики в школе» |
2013 |
Всероссийская дистанционная конференция «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» |
Всероссийский |
«Проект «Задача в неделю». Из опыта дистанционной подготовки и выявления детей для участия в олимпиадах разного уровня» |
2013 |
Интернет-портал "СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКСПЕРТИЗА. УЧЕБНИКИ"- NETEDU.RU |
Всероссийский |
Участие в работе вебинара"Формирующее оценивание с интерактивными технологиями. Часть 1" |
2012 |
Республиканский семинар учителей математики "Система подготовки учащихся к итоговой аттестации" |
Республиканский |
Презентация работы МО учителей математики, физики и информатики МБОУ «СОШ №8» |
2012 |
Республиканский семинар «Организационные и технологические аспекты проведения тренировочного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютеризированной форме» на базе ГБУ РМ «Центр мониторинга и оценки качества образования» |
Республиканский |
Участие в работе семинара |
2010 |
Заседание педагогического совета школы |
Школьный |
«Особенности развития ключевых компетенций на уроках информатики» |
2009 |
Выступление на производственном совещании учителей школы |
Школьный |
«Требования к составлению мультимедийных презентаций» |
2009 |
Заседание методического объединения учителей информатики МО Рузаевка |
Муниципальный |
«Использование интерактивной доски на уроках информатики. Разработка интерактивных материалов к урокам с помощью программы SMART Notebook» |
Участие в конкурсах педагогических достижений
Год |
Название конкурса |
Уровень |
Результат |
2013 |
Новое в образовании |
Республиканский |
Призер |
2012 |
Открытый Всероссийский конкурс "Лучшая методическая разработка 2012 года" |
Всероссийский |
Участник |
2011 |
II республиканская олимпиада учителей |
Республиканский |
Участник |
2010 |
I республиканская олимпиада учителей |
Республиканский |
Участник |
2010 |
Муниципальный конкурс "Лучший учитель естественно-научного цикла" |
Муниципальный |
Участник |
Материалы публикаций
Проект «Задача в неделю». Из опыта дистанционной подготовки и выявления детей для участия в олимпиадах разного уровня.
Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции "Интернет-технологии в образовании", Чебоксары, 2013
Изучение курса информатики по учебно-методическому комплекту Босовой Л.Л. (методические рекомендации)
Электронное периодическое издание "Педагогическая газета", 2013
http://pedgazeta.ru/pages/2013/09/30/tatiana1975_1380555568.pdf
Из опыта преподавания информатики в 5-7 классах.
Электронное периодическое издание "НУМИ", 2013
http://numi.ru/fullview.php?id=52570
Урок информатики по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Pascal". 9-й класс
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2013
http://festival.1september.ru/articles/636015/
Развитие ключевых компетенций средствами информатики.
Электронное периодическое издание "Педагогическая газета", 2013
http://pedgazeta.ru/pages/2013/01/08/tatiana1975_1357636876.pdf
Использование проектного метода в образовательном процессе.
Электронное периодическое издание "Педагогическая газета", 2013
http://pedgazeta.ru/pages/2013/01/09/tatiana1975_1357737992.pdf
Использование интерактивной доски на уроках информатики.
Электронное периодическое издание "НУМИ", 2013
http://www.numi.ru/fullview.php?id=44539
Примерный план работы классного руководителя.
Электронное периодическое издание "НУМИ", 2012
http://numi.ru/fullview.php?id=42397
Приложения.
Урок информатики в 8 классе с применением интерактивной доски "Растровая и векторная графика" (http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/sc8ruz/upload/workbook/interactiv_lessons/grafika.notebook)
Урок в 9 классе с применением интерактивной доски «Разветвляющийся алгоритм» (http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/sc8ruz/workbook/open_lessons/?ID=5100)
Кадырова Ольга Игоревна