Самоанализ педагогической деятельности «Обобщение педагогического опыта»
Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине, в котором ребенок становится центром информационного взаимодействия с Вселенной.
Культура любого народа уникальна. В ней отражается социально-исторический опыт народа. Менялись формы и способы воспитания ребенка, но не менялся самый важный принцип народной педагогики: воспитать человека, уважающего и любящего свою историю. Народные традиции, обычаи, народное творчество всегда были и будут нравственной опорой каждого поколения. Каждый человек развивается в определенной культуре и если она представляет многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы как взаимное уважение и взаимная терпимость к культурным ценностям других народов. Это обеспечит сохранение единого культурного пространства страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности. Актуальность темы. Условия возникновения. Наша школа находится в центре села Ерлино, на территории усадьбы XVIII века. Нас окружает природа и архитектура ушедших времен. Аллеи старого парка, музей С. Н. Худекова, беседы с И. К. Красногорской тревожат что-то исконно русское, где-то в глубине души. Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили национальные корни и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и народные традиции. В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия, основанные на народном творчестве. Учебные предметы, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому, для воспитания человека высокой нравственности, актуально приобщение его к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Я считаю, что необходимо знакомить детей с народными праздниками и обрядами, с культурой труда на Руси, с традиционным укладом в семье, с народными играми и игрушками. Великие русские педагоги отмечали воспитательную силу народных традиций. А.С.Макаренко был убежден, что «…Народная педагогика опирается на жизненную мудрость, которая существовала испокон веков, которая жива и сегодня как часть бессмертной народной мудрости ». Дом не устоит без фундамента, дерево не растет без корней. Так и человек должен иметь стержень, опору - это его истоки, его дом, его земля, народные обычаи и традиции. В XXI веке невозможно полностью возродить традиции нашего народа, да это и не нужно в современных условиях. Я хочу вызвать в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для них. Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками великой России. Предлагаемый опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей. Ведущая идея. Обычаи, обряды и предания предков, всегда были важны людям, помогали им жить, познавать мир и передавать свои знания из поколения в поколение. В этой традиционности большое место отводится тряпичной кукле. Через кукольный мир дети растут, учатся уважать мать, отца, старых и убогих, приобщаются к ремеслам, входят в жизнь полноправными членами общества. Моя работа направлена на изучение потенциала народной культуры, на приобщение детей к ее истокам, к традициям семьи.
Длительность, диапазон опыта. Учителем технологии я работаю в Ерлинской школе с сентября 2012 года. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для приобщения детей к русской национальной культуре через традиционные виды народного творчества. Именно создать условия, не тащить ребенка в гору, а дать самостоятельно пройти свой путь, вовремя подставив плечо. Для этого использую образовательную технологию программного обучения. На основе Государственных Программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в ходе анализа будущей деятельности и ее связи с приобретенным опытом работы, при составлении модифицированной рабочей программы по предмету, разработала собственный подход в части структурирования учебного материала и распределении часов по разделам и темам (Приложение). Тем самым, рабочая программа способствует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая моей творческой инициативы. Предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы школы, местных социально–экономических условий и национальных традиций. Пример этому: в раздел «Технология вышивания» введены уроки изучения народного костюма, вышивания фартука для куклы Берегини; «Основы материаловедения» - прядение, применение натуральных волокон в крестьянской семье; «Создание изделий из текстильных материалов» - изготовление народной куклы. В разделах «Изготовление одежды» - изучаем историю Рязанского народного костюма; «Дом, в котором мы живем» - элементы интерьера традиционной русской избы; «Кулинария» - введены темы, связанные с народными традициями (кукла Каша, Акила огуречник). В 8-м классе введен раздел «Изучение традиций русской народной культуры» с элементами изучения ПК. Уроки технологии проходят в неделимых классах, некоторые разделы адаптированы к материально-техническим условиям школы. В разделе «Деревообработка» мы изучаем традиции русского деревянного зодчества, народные промыслы и изготавливаем изделия по старинной технологии - корнепластика. В разделе «Металлообработка» мы изучаем историю металлургии в России, знакомимся с чеканкой, сканью и работаем по технологии металлопластика. Программа соответствует критериям технологичности методических материалов: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Содержание Рабочей программы позволяет преподавать материал в каждом классе в соответствии с возрастом учащихся и индивидуальными способностями. На своих уроках и во внеурочное время, в зависимости от цели, содержания занятия, характера взаимодействия учителя и обучающихся, использую разные виды образовательных технологий. Традиционную классическую классно-урочную систему Я.А. Коменского и новые образовательные технологии: «Репетитор» по В.П. Беспалько, индивидуальные занятия позволяют применить личностно-ориентированные способы обучения; «Малые группы», занятия подгруппами позволяют применять дифференцированный подход к обучению; технология «компьютерного обучения», уроки с погружением развивают воображение.
Принцип системности и последовательности в своей педагогической деятельности реализую в установлении межпредметных связей: так, например, знания по изобразительному искусству применяются в работе по изготовлению эскизов кукол, активно применяем знания по биологии, географии, МХК и т.д. Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению какого-либо изделия мы изучаем свойства материалов, инструментов, приспособлений для обработки этого материала, с основами цветоведения, с приемами построения композиции и др. и обязательно в начале урока знакомлю с безопасными приемами работы и санитарно - гигиеническими требованиями. Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической части демонстрирую учащимся образец, обсуждаю конструкцию в целом и отдельные ее части, знакомлю с различными способами обработки и отделки изделия. Развиваю у учащихся наблюдательность, внимание, воображение, умение самостоятельно пользоваться дополнительным материалом, справочной литературой, компьютером. Все это помогает моим ученикам в работе над творческими проектами. Главная цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают из разных источников информацию о традициях русского народа, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, собрать информацию, сделать анализ, обобщить материал). Обучающиеся самостоятельно оценивают свои проекты и работы других учеников по определенным критериям (Приложение). В разделе «Творческое проектирование» созданы проекты, приобщающие нас к народной культуре.
Презентации к проектам «Русская изба», «Женский народный костюм», «Семь особых мест в избе», «Прядение» используются на уроках истории (6-7 класс - быт, обычаи, нравы Древней Руси); МХК и изобразительной деятельности (5 класс - солярные знаки). «Кубышкины травки» используется на уроках биологии. Проекты «Кукольные сказки» и «Виртуальные экскурсии» используются при проведении мастер-классов в детском саду, в начальной школе, в сельском клубе (Приложение).
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Одним из основных принципов ФГОС является приобщение детей, особенно тех, для которых русская культура не является родной, к социокультурным нормам. Социокультурное развитие ребенка по ФГОС должно осуществляться путем приобщения к нормам поведения, традициям семьи, общества и государства. Учителя технологии не должны ждать того момента, когда все классы будут обучаться по программе ФГОС, а уже сейчас им необходимо апробировать элементы данной программы. Необходимо искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта, и только тогда можно во всеоружии встретить своих будущих учеников. Работа по достижению заявленных целей продолжается и во внеурочное время. В нашей школе работает объединение дополнительного образования художественной направленности «Параскева Пятница», руководителем которого я являюсь. Мною разработана программа дополнительного образования художественной направленности «Возвращение к истокам» (Приложение). В процессе обучения дети знакомятся с историей народной куклы, с традициями и обычаями, с праздниками и обрядами, связанными с куклами, изготавливают текстильных кукол. Во внеурочное время использую приемы «куклотеррапии» и «арттерапии» (Приложение). В рамках объединения собрана коллекция народной тряпичной куклы и предметов крестьянского быта.
Теоретическая база опыта. Семейные традиции, обряды и обереги сопровождали человека с рождения, они играли огромную роль в его жизни. Наши предки верили в их силу, верили, что они приносят счастье, благополучие и продолжение рода. Мамы учили детей делать кукол и использовать их в обрядах, с ними встречали гостей, их дарили, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы. Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность.
Кукол передавали от матери к дочери, от бабушки к внучке. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили на праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир. Кукла Сорока в обряде «Похороны кукушки» играла роль проводника и служила символом перехода из одного возрастного состояния в другое - от девочки к девушке, от девушки к женщине. С этой же целью мастерили куклу «Перевертыш». А мальчиков оберегали Пастушок, Кузьма и Демьян. Играя в куклу Куклак развивала ловкость и внимательность.
В современном обществе роли мужчин и женщин искажены. Иногда они очень надолго «зависают» в одном из состояний, когда фактически уже пора играть совсем другую роль. От этого в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом. Ценность народных кукол и обрядов - в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Они содержат сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В них живет память народа, связь между поколениями, в них объединяются предки с потомками. Эта смысловая нагрузка народной тряпичной куклы используется мною в куклотерапии . Современная технологическая эра разрушает психику людей. Погружение в культуру народа, общение с тряпичной куклой помогает найти душевное равновесие, покой. Старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, современного жилья. Каждое бревно в срубе, каждая доска в избе, каждый предмет у печи имели свое место и свою обрядовую роль. Традиционный народный уклад жизни вобрал в себя все, чего нам так не хватает в ХХІ веке – доброту, сострадание, уважение, тепло дерева, золото пшеницы и запах сена, нежность и мягкость домотканого полотна. Народные праздники и обряды, русские ремесла переживают сейчас свое возрождение. Они становятся живым средством общения и погружения в народный культурный опыт.
Новизна педагогического опыта. Новизна моего опыта работы заключается в том, что каждому обучающемуся, на уроках технологии и во внеурочное время, даётся возможность окунуться в традиции русского народа, прикоснуться к подлинным предметам старины. В кабинете технологии организована особого рода среда, визуальный ряд, приобщающий школьников к народному быту, к традиционным ремеслам, дающий мне возможность использовать элементы музейной педагогики: поисково-исследовательское , экспозиционное и экскурсионное направления. Основными источниками новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в действии. Они способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей, бережного отношения к памятникам истории и культуры. Данный опыт поможет организовать продуктивную работу по формированию уважительного отношения учащихся к русским народным традициям.
Технология педагогического опыта. Главной целью работы считаю создание условия для приобщения детей к русской национальной культуре через традиционные виды народного творчества, повышение интереса учащихся к предметной области «Технология», стимулирование интереса детей к ручному труду, развитие творческих способностей и формирование практических навыков через использование на уроках и во внеурочное время элементов традиционной народной культуры. Для осуществления работы были поставлены следующие задачи: знакомить детей, с народными обычаями и традициями, с тряпичной куклой; научить изготавливать народную куклу по традиционной технологии; развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать пальцевую моторику; совершенствовать коммуникативные способности детей. Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся рассказ-информация история создания куклы, виды кукол, функции и предназначение, история костюма, жизнь и быт русского народа, православные праздники; показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы; проектная и исследовательская деятельность обучающихся о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ. Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол.
Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например: беседа об истории возникновения куклы; обсуждение костюма, головного убора, конструкции куклы; изготовление эскиза куклы; изготовление тела куклы, костюма.
Становление моего педагогического опыта можно разделить на несколько этапов. На первом этапе была подобрана и изучена литература о народной кукле, о русском костюме, о традициях крестьянской избы, анкетирование детей и родителей. Затем была разработана авторская программа дополнительного образования художественной направленности «Возвращение к истокам» творческого объединения «Параскева Пятница». Проводились беседы о традициях русского народа, о народных промыслах. Учащиеся знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении для коллекции в классе. Обсуждалась история каждой куклы, разучивались пословицы и поговорки, народные игры. Дети с удовольствием участвовали в создании кукол, в народных праздниках и обрядах.
За тем мы продолжили знакомство с народным творчеством на уроках технологии в соответствии с разработанной мною программой. Когда мы решили собрать коллекцию народной тряпичной куклы и предметов крестьянского быта, начался следующий этап увлекательного путешествия в старину. Мы изучили традиционный уклад жизни в крестьянской избе, о месте тряпичной куклы в русском жилище. Был собран этнографический материал в селе Ерлино, в деревнях Чижово, Дроково. Теперь в кабинете технологии есть богатая коллекция на базе, которой проводятся уроки технологии и занятия творческого объединения. Мы все больше погружались в увлекательный мир народных традиций. А как наши предки использовали тряпичные обереги? И появились фольклорные обряды с применением игровых технологий и КТД: «Убор невесты» (Приложение), «Выкуп невесты», «Васильевский день», которые мы показываем родителям, гостям музея С.Н. Худекова. При реконструкции обрядов применяю технологии КТД, ИКТ, игровые. Прежде чем перейти к восстановлению фольклорного обряда или праздника мы совместно с детьми изучаем материал, историю возникновения традиционного действия, подбираем народные песни. Затем мы готовим кукол, которые использовались во времена наших предков или коллективные работы «Картинки с праздника». И только потом мы переходим непосредственно к репетициям. И сейчас продолжается работа. В нашей коллекции появились куклы других народов России и других стран. Снимаем сказки о куклах, создаем виртуальные мастер-классы, которые помогут учителям и обучающимся других школ окунуться в историю своего народа. В мастер-класс входит видеосказка о кукле, рассказанная детьми и презентация с фотографиями пошагового изготовления этой куклы.
Результативность педагогического опыта. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения конкурсов, праздников и дети, и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и сделали для себя определенные жизненные выводы. Систематически провожу мониторинги и тестирование, которые показывают, что усвоение программы проходит на высоком уровне.
Мои ученики уже сами проводят мастер-классы для детей и взрослых, занятия в младшей группе объединения «Параскева Пятница» как наставники. Одна из форм оценивания степени результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает детям объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Творческие работы учащихся участвуют в городских, областных конкурсах, выставках декоративно-прикладного искусства и получают высокую оценку жюри. Я, как педагог участвую со своими разработками в очных и заочных конкурсах педагогического мастерства. Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей. Своими методическими разработками я с удовольствием делюсь с коллегами на методических объединениях учителей технологии, педагогов дополнительного образования и на педагогических сайтах: www.prodlenka.org; infourok.ru; www.prodlenka.org;
erlinochkola.edusite.ru
Наши достижения
№ |
название |
год |
статус |
результат |
участники |
1 |
Выставка-конкурс «Рождественская сказка» |
2015 |
областной |
I место |
«Рождественские посиделки» Черкашин Кирилл, Исанова Мадина |
2 |
Выставка-конкурс «Душа моя – Масленица» |
2015 |
областной |
II место |
«Домашняя масленица» «Параскева Пятница» |
3 |
«Педлидер». Всероссийский педагогический конкурс. Номинация «Лучший современный урок» |
2016 |
онлайн |
I место |
Мачигина И.Л. Конспект урока «Народная тряпичная кукла Выхвалка» |
4 |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Учитель года» |
2016 |
муници- пальный |
II место |
Мачигина И.Л. |
5 |
Конкурс декоративно-прикладного творчества «Природа глазами души» |
2016 |
областной |
I место |
Мачигина И.Л. |
6 |
Выставка-конкурс «Рождественская сказка» |
2016 |
область |
I место |
«Рождественские гуляния» Черкашин Кирилл, Исанова Мадина |
7 |
Интернет проект «Конкурсы для педагогов». Номинация «Аттестация педагогических работников». |
2016 |
онлайн |
II место |
Мачигина И.Л. Обобщение педагогического опыта «Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы» |
8 |
Выставка-конкурс «Душа моя – Масленица» |
2016 |
область |
II место |
«Душа моя - Масленица» «Параскева Пятница» |
9 |
Международный конкурс декоративно-прикладного искусства «Звездный проект». Номинация «Профи» |
2016 |
онлайн |
I место |
«Ангел хранитель Земли русской» «Мачигина И.Л. |
10 |
Выставка-конкурс «Рождественская сказка» |
2017 |
область |
I место |
«Волхвы» «Параскева Пятница» |
11 |
Выставка-конкурс «Душа моя – Масленица» |
2017 |
область |
II место |
«Ишь ты, масленица» «Параскева Пятница» |
12 |
Всероссийский конкурс работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» |
2017 |
область |
III место |
Мачигина И.Л. |
Ресурсы:
И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»,
СПб, «Паритет», 2003 г.
Лисова К.Л. Народоведение – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка».
http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы».
http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла.
Таблица №1 «Диагностический мониторинг познавательных интересов обучающихся»
№ |
Фамилия |
Элементы старинной одежды |
Декоративные росписи |
Традиции и обряды |
Народный фольклор |
Виды тряпичных кукол |
1. |
Высокий -
Средний -
Низкий-
Таблица №2 «Итоговый мониторинг исследования знаний обучающихся по данной проблеме»
№ |
Фамилия |
Элементы старинной одежды |
Декоративные росписи |
Традиции и обряды |
Народный фольклор |
Виды тряпичных кукол |
1. |
Высокий-
Средний-
Низкий-
Критерии оценки проектов учащихся
|
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Понимание задания |
Работа демонстрирует точное понимание задания |
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. |
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания |
Выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. |
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. |
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме. |
Результат работы |
Четкое и логичное представление проекта; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована, демонстрируются дидактические материалы, образцы, презентация, привлекательное оформление работы. |
Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. |
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход |
Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает собственную точку зрения . |
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы. |
Учащиеся просто копируют информацию из источников; нет собственного взгляда на тему; работа мало связана с темой. |
Надежда