Анализ результатов итогового собеседование в 9 классе
Анализ результатов
первого (основного) этапа итогового собеседования по русскому языку в 9 классе МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен»
Пригородного района РСО-Алания
в 2019/2020 учебном году
(12 февраля 2020 года)
На основании приказа Управления образования № 231 от 31.12.2019 г. 12 февраля 2020 года в образовательных учреждениях Пригородного района РСО-Алания проведен первый (основной) этап итогового собеседования в 9-х классах.
Итоговое собеседование является одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации.
Участие в итоговом собеседовании является обязательным для всех выпускников 9-х классов, включая такие категории участников, как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды (далее вместе – участники с ОВЗ).
Пунктами проведения итогового собеседования являлись общеобразовательные организации (школы), по месту фактического обучения девятиклассников.
В качестве экзаменаторов-собеседников привлекались педагогические работники школ, обладающие коммуникативными навыками – учителя или психологи. В качестве экспертов, оценивающих ответы участников, привлекались только учителя русского языка и литературы.
Апелляции о несогласии с результатами итогового собеседования, согласно Порядку проведения ГИА, не предусмотрены.
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Время на подготовку – до 2-х минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – до 2-х минут.
Часть 2 состоит из двух заданий.
Необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание.
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся видео и аудиозапись.
Для проведения итогового собеседования в Пригородном районе РСО-Алания были предложены 2 (два) варианта контрольных измерительных материалов (далее – КИМ).
Тематика заданий КИМ приведена в Таблицах 1, 2.
Таблица 1
Тексты (задания 1-2) КИМ,
которые использовались в ходе проведения первого этапа итогового собеседования
Вариант | Герой текста | Сфера деятельности | Тематика |
123 | Николай Александрович Панин-Коломенкин | Первый российский чемпион в фигурном катании на коньках | Спорт |
253 | Иван Абрамович Морозов | Русский коллекционер | Изобразительное искусство |
Таблица 2
Темы для монологических высказываний,
которые использовались в ходе проведения первого этапа итогового собеседования
Вариант | На основе описания фотографии | Повествование на основе жизненного опыта | Рассуждение по поставленному вопросу |
123 | Школьный спектакль | Мой класс | Почему важно соблюдать правила поведения в обществе? |
253 | Спуск на сноуборде | Смелый поступок | Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? |
Итоговое собеседование оценивалось по системе «зачёт/незачёт». Для получения зачёта участнику необходимо было набрать по критериям оценивания заданий итогового собеседования не менее 10 баллов. Для отдельных категорий участников с ОВЗ применялась адаптированная шкала оценивания. Так, для участников с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра и глухих участников итогового собеседования минимальное количество баллов, необходимое для получения «зачета», составляло 5 баллов, для участников с задержкой психического развития, слепых, слабовидящих и поздноослепших участников – 7 баллов.
Количество зарегистрированных 9-классников в школе составило 20 человек, количество принявших участие так же 20 (100%).
Зачёт получили 20 человек (100%). Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования (20 баллов) набрали 4 человека (20%).
Незачёт получили 0 человек (0%).
Процентное соотношение участников МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен», получивших «зачет» и «незачет» в разрезе вариантов, а также анализ выполнения отдельных заданий КИМ приведён в Таблице 3.
Таблица 3
| Всего учащихся | | ||
Всего участников | 20 | | ||
Получили зачёт (кол-во человек) | 20 | | ||
% участников, получивших зачёт | 100% | | ||
Получили незачёт (кол-во человек) | 0 | | ||
% участников, получивших незачёт | 0% | | ||
Задания | Номер критерия | Наименование критерия | количество несправившихся | % |
1. Чтение текста вслух | 1 | Интонация | 0 | 0% |
2 | Темп чтения | 0 | 0% | |
2. Пересказ текста | 3 | Сохранение микротем текста | 2 | 10% |
4 | Фактические ошибки | 2 | 10% | |
5 | Уместность и логичность цитирования | 9 | 45% | |
6 | Ошибки при цитировании | 3 | 15% | |
Грамотность речи (задания 1 и 2) | 7 | Грамматические ошибки | 9 | 45% |
8 | Орфоэпические ошибки | 6 | 30% | |
9 | Речевые ошибки | 7 | 35% | |
10 | Искажения слов | 4 | 20% | |
3. Монологическое высказывание | 11 | 10 и более фраз без фактических ошибок | 1 | 5% |
12 | Учтены условия речевой ситуации | 1 | 5% | |
13 | Смысловая цельность, речевая связность, последовательность, логика изложения | 3 | 15% | |
4. Диалог | 14 | Даны ответы на все вопросы в диалоге | 0 | 0% |
15 | Учтена речевая ситуация | 1 | 5% | |
Грамотностьречи (задания 3 и 4) | 16 | Грамматические ошибки | 6 | 30% |
17 | Орфоэпические ошибки | 1 | 5% | |
18 | Речевые ошибки | 9 | 45% | |
19 | Богатство речи, точностью словаря, разнообразие синтаксических конструкций | 8 | 40% |
Результаты по критериям оценивания (каждый критерий оценивался 1 и 0 баллов) представлены в таблице 4:
Таблица 4
№ п/п | Критерий оценивания | Количество участников, получивших 1 балл | Процент участников, получивших 1 балл |
Задание 1. Чтение вслух | |||
1 | Интонация соответствует/ не соответствует пунктуационному оформлению текста | 20 | 100% |
2 | Темп чтения соответствует/ не соответствует коммуникативной задаче | 20 | 100% |
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания | |||
3 | Все основные микротемы исходного текста сохранены (2 балла)/упущена или добавлена микротема (1балл) | 18 | 90% |
4 | Фактических ошибок нет/ допущены фактические ошибки | 18 | 90% |
5 | Высказывание включено в текст уместно, логично/ не включено или приведено неуместно и нелогично | 11 | 55% |
6 | Ошибок при цитировании нет/ есть ошибки при цитировании | 17 | 85% |
Грамотность речи (задания 1 и 2) | |||
7 | Грамматических ошибок нет/ допущены грамматические ошибки | 11 | 55% |
8 | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)/ допущены 2 и более орфоэпические ошибки | 14 | 70% |
9 | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок/ допущены 4 и более речевых ошибок | 13 | 65% |
10 | Искажений слов нет/ допущены искажения слов | 16 | 80% |
Задание 3. Монолог | |||
11 | Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок / приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки | 19 | 95% |
12 | Речевая ситуация учтена/ речевая ситуация не учтена | 19 | 95% |
13 | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения/высказывание не логично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки | 17 | 85% |
Задание 4. Диалог | |||
14 | Даны ответы на все вопросы/ ответы не даны или даны односложные ответы | 20 | 100% |
15 | Речевая ситуация учтена/ речевая ситуация не учтена | 19 | 95% |
Грамотность речи (задания 3 и 4) | |||
16 | Грамматических ошибок нет/ допущены | 14 | 70% |
17 | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок/ допущено 3 или более орфоэпические ошибки | 19 | 95% |
18 | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок/ допущены 4 или более речевые ошибки | 11 | 55% |
19 | Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции/ отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции | 12 | 60% |
Представленные данные свидетельствуют о том, что выпускники 9-го класса МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен» в целом успешно справились с итоговым устным собеседованием по русскому языку.
Из двух предложенных вариантов для Пригородного района РСО-Алания успешнее участники выполняли задания из варианта № 253, но и с вариантом № 123 справились хорошо. Так, «незачет» никто из участников не получил.
Анализ выполнения заданий КИМ позволяет выявить более, чем у 20% участников наличие речевых, грамматических, а также орфоэпических ошибок и искажений слов при пересказе текста. Также у 40% участников при оценивании грамотности речи в процессе диалога экспертами отмечается бедность речи и однообразие синтаксических конструкций при построении предложений.
В ходе проведения, проверки и оценивания итогового собеседования по русскому языку в 9-м классе были выявлены следующие проблемы:
недостаточный уровень подготовки участников;
эксперты при оценивании ответов отмечают у 40% участников бедность речи, однообразие синтаксических конструкций при построении предложений, наличие речевых, грамматических, а также орфоэпических ошибок и искажений слов.
Рекомендации к использованию в МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен» при подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 2020-2021 учебном году:
систематическая работа не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных дисциплинах по формированию у учащихся навыков устной спонтанной речи, цитирования, пополнению словарного запаса, построению монологических и диалогических высказываний, обучению аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
консультации, а также практическая работа школьных психологов с обучающимися 8-х и 9-х классов по снятию психоэмоционального напряжения, проведение педагогами информационно-разъяснительной работы с родителями, создание доброжелательной рабочей атмосферы в день проведения итогового собеседования.
Данные о результатах итогового собеседования в разрезе МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен» представлены в Таблице 5.
Таблица 5.
№ | Наименование ОУ | Количествоучастников | Результат итогового собеседования | Кол-во участников, набравших минимальное и максимальное количество баллов | Средний первичный балл (сумма баллов за всю работу) | |||||||||
Незачёт | Зачёт | 0 баллов | 20 баллов | |||||||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | Кол-во | % | ||||||||
1 | МБОУ «СОШ № 2 с.Чермен» | 20 | 0 | 0% | 20 | 100% | 0 | 4 | 20% | 16 |
Заместитель директора по УВР Келехсаева А.С.