12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щербак Татьяна Геннадьевна84

Анализ содержания УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ.

Цель: проанализировать содержание УМК по русскому языку в 5 классе с точки зрения требований примерных рабочих программ.

Задачи:

1. Изучить содержание учебного материала примерной рабочей программы по русскому языку в 5 классе.

2. Изучить содержание УМК по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г.Бархударова и др.

3. Зафиксировать в таблице результат анализа.

4. Сделать вывод по анализу содержания программ.

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

Русский язык. 5 класс. под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г.Бархударова и др.

Общие сведения о языке Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

Язык и речь Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в  том числе с изменением лица рассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочиненияминиатюры). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Текст Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Функциональные разновидности языка Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫК

Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения. Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слова. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации. Орфография Орфография как раздел лингвистики. Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительных ъ и ь. Лексикология Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Лексический анализ слов (в  рамках изученного). Морфемика. Орфография Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного). Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного). Правописание ё — о после шипящих в корне слова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с). Правописание ы — и после приставок. Правописание ы — и после ц.

Морфология. Культура речи. Орфография Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Морфологический анализ имён существительных. Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных. Правописание собственных имён существительных. Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных. Правописание о — е  (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных. Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Склонение имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных. Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Глагол Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и  невозвратные. Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола. Спряжение глагола. Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-. Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих. Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-. Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголам и.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетания. Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений. Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки). Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в  значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение). Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог. Пунктуационное оформление диалога на письме. Пунктуация как раздел лингвистики.

Язык и общение Роль языка в жизни человека и общества. Язык и речь. Особенности устной и письменной речи. Речевое общение. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Приёмы эффективного аудирования. Ознакомительное и изучающее чтение. Общее представление о научном стиле речи, разговорной речи и языке художественной литературы. Повторение изученного в начальной школе Самостоятельные части речи: имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глаголы, наречие как неизменяемая часть речи. Морфологические признаки частей речи. Правила правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов, непроверяемых безударных гласных в корнях слов, проверяемых и непроверяемых согласных в корнях слов, непроизносимых согласных в корнях слов, гласных после шипящих, употребления разделительных знаков, различения предлога и приставки, употребления ь после шипящих в глаголах 2-го лица, правописания -тся и -ться в глаголах, правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения, раздельного написания не с глаголами, гласных и и е в безударных падежных окончаниях существительных, ь после шипящих на конце имён существительных. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Узкая и широкая тема текста. Анализ текста. Сочинение по картине. Собирание материала к сочинению по картине, составление плана к нему. Роль пословиц в жизни народа. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Понятие о синтаксисе и пунктуации. Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи слов в словосочетаниях. Различение словосочетания и грамматической основы предложения. Опознавательные признаки предложения. Грамматическая основа предложения. Первоначальное представление об односоставном предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего (существительное, местоимение, сочетание слов). Сказуемое. Способы выражения сказуемого (глагол, существительное, прилагательное). Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнения. Различение подлежащего и дополнения, совпадающего с ним по форме. Определение. Способы его выражения. Роль определения в речи. Обстоятельство. Основные признаки обстоятельства, способы его выражения. Использование в речи дополнений, определений, обстоятельств. Однородные члены предложения. Понятие об обобщающем слове при однородных членах предложения. Обращение. Грамматические и интонационные признаки обращения. Сложное предложение. Различение роли союза и как средства связи между однородными членами предложения и между частями сложного предложения. Виды сложных предложений. Первоначальное понятие о сложноподчинённом предложении. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Первоначальное представление о косвенной речи. Диалог. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений. Знаки препинания и их функции. Знаки завершения, разделительные, выделительные. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Знаки препинания при однородных членах предложения: запятая между однородными членами предложения при бессоюзной связи и противительных союзах; отсутствие запятой при одиночном союзе и; двоеточие после обобщающего слова. Знаки препинания при обращении. Запятая между частями сложного предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при диалоге. Пунктуационный разбор предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение. Подробное изложение повествовательного текста. Сочинение повествовательного типа о памятном (интересном) событии из личной жизни. Письмо близкому человеку. Сочинение — рассказ по жанровой картине. Речевой этикет.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи Звуки речи. Особенности образования согласных и гласных звуков. Система гласных звуков. Ударные и безударные гласные. Система согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Парные по звонкостиглухости согласные. Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция. Графика. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Способы обозначения [j’] на письме. Слог. Ударение. Разноместность русского ударения. Подвижность ударения при формообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные орфоэпические нормы (акцентологическая норма, нормы, определяющие произношение гласных и согласных звуков). Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Фонетический анализ слова. Связь фонетики с графикой и орфографией. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Обучающее изложение повествовательного текста с элементами описания. Сочинение  — описание предмета. Описание картины (натюрморта). Аллитерация и ассонанс. Лексикология. Культура речи Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Работа со словарной статьёй толкового словаря. Лексическая сочетаемость. Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов. Способы обозначения омонимов в толковом словаре. Синонимы. Словарь синонимов. Функции синонимов в речи. Синонимы как средство связи предложений. Антонимы. Словарь антонимов. Функции антонимов в речи. Паронимы. Словарь паронимов. Различение паронимов. Нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов. Нормы лексической сочетаемости. Сочинение по картине. Подробное изложение.

Морфемика. Орфография. Культура речи Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень слова. Однокоренные слова и формы слова. Грамматическое значение окончания. Нулевое окончание. Суффикс. Смысловое значение суффикса. Приставка. Смысловое значение приставки. Чередование звуков в морфемах. Виды чередований гласных и согласных звуков в корнях слов. Чередование гласных о и е с нулём звука. Морфемный анализ слова. Применение знаний по морфемике в практике правописания. Правила правописания гласных и согласных в приставках, гласных в корнях -лаг-  — -лож-, -раст-  — -рос-, написания букв ё  — о после шипящих в корне, букв и  — ы после ц. Орфографический анализ слова. Сочинение-рассуждение. Составление плана к сочинению-рассуждению. Выборочное изложение. Пересказ текста с изменением лица. Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение имени существительного. Морфологические признаки имени существительного и его синтаксическая роль. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Нарицательные и собственные существительные. Род имён существительных. Трудные случаи определения рода. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа. Склонение имён существительных. Начальная форма имени существительного. Определение типа склонения. Определение падежа существительного. Особенности склонения существительных во множественном числе. Морфологический разбор существительного. Нормы согласования глаголов в форме прошедшего времени с существительными в роде и числе; нормы образования формы родительного падежа множественного числа существительных 2-го склонения. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Правила правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе; гласных в окончаниях существительных на -ия, -ие, -ий; существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; о  — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Графическое обозначение условия выбора написания. Структура рассуждения. Доказательства в рассуждении. Включение элементов рассуждения в повествование. Письменное изложение художественного текста в сжатом виде. Изложение исходного текста с изменением лица. Устное сочинение — описание изображённого на картине с элементами рассуждения.

Имя прилагательное Общекатегориальное значение имени прилагательного. Морфологические признаки прилагательного и его синтаксическая роль. Полная и краткая формы имён прилагательных. Грамматические особенности кратких форм, их синтаксическая роль. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление прилагательных в речи. Норма произношения кратких прилагательных. Норма образования форм имён прилагательных. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Правила правописания окончаний имён прилагательных; гласной о после шипящих под ударением в окончаниях прилагательных; кратких прилагательных с основой на шипящий. Графическое обозначение условия выбора написания. Описание животного в художественном тексте. Изложение  — описание животного. Сочинение  — описание животного по картине. Сочинение  — повествование по заданному плану. Сочинение  — описание животного по личным впечатлениям.

Глагол Общекатегориальное значение глагола. Морфологические признаки глагола и его синтаксическая роль. Неопределённая форма глагола. Использование глаголов в неопределённой форме при составлении инструкций. Совершенный и несовершенный вид глагола. Видовые пары. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида в речи. Изменение глагола по временам. Определение времени глагола. Образование форм прошедшего времени. Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и в единственном числе по родам. Образование форм настоящего времени. Образование простой и сложной форм будущего времени. Спряжение глагола. Различение глаголов I и II спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Морфологический разбор глагола. Употребление глаголов в речи. Употребление глаголов настоящего и будущего времени в рассказе о прошлом. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Правила правописания не с глаголами; ь после ч в неопределённой форме глагола; е  — и в корнях с чередованием; безударной гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола; гласных в безударных личных окончаниях глагола; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. Графическое обозначение условия выбора написания. Нормы произношения глаголов в формах настоящего и прошедшего времени. Нормы речевого этикета. Композиция повествовательного текста. Устный рассказ по сюжетным картинкам. Устный рассказ от 1-го лица на основе жизненного опыта. Репортаж по данному началу с использованием сюжетных рисунков. Сжатое изложение повествовательного текста с изменением лица. Сочинение — рассказ по рисунку. Повторение и систематизация изученного Систематизация изученного по фонетике, лексикологии, морфемике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации. Обобщение сведений о функционально-смысловых типах речи.

ВЫВОД.

Содержание программы «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г. Бархударова и др. в 5 классе соответствует элементам содержания примерной рабочей программы ООО по русскому языку в 5 классе, т.к. охватывает все темы, предложенные для изучения примерной программой в 5 классе.

Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 14.08.22 в 12:22 1Ответить Пожаловаться
В столбике справа перечислены отсутствующие элементы. Их очень много, а вывод "соответствует элементам содержания примерной рабочей программы ООО по русскому языку в 5 классе, т.к. охватывает все темы, предложенные для изучения примерной программой в 5 классе". Кажется, это алогизм.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.