Требования к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей
Требования к ведению документации
педагога дополнительного образования
Требования к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей.
Содержание общеобразовательных программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
направленностям дополнительных общеобразовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
современным образовательным технологиям, которые отражены в:
- принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете па объединение обучающихся).
Содержание общеобразовательных программ должно быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
1. Титульный лист включает:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
название дополнительной образовательной программы
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
срок реализации дополнительной образовательной программы;
ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
название города, населенного пункта;
год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель н задачи дополнительной образовательной программы;
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже cyществующих;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д. )
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
перечень разделов и тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика);
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:
формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
приемов и методов организации учебно-познавательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение эанятий;
-формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.
Указания
к ведению журнала учета работы педагога
дополнительного образования в объединении.
Журнал учета работы объединений является государственным учетным, финансовым документом, его обязан вести каждый руководитель объединения.
Журнал учета работы ПДО рассчитан на учебный год и ведется в каждом объединении.
Записи в журнале должны вестись регулярно, четко и аккуратно.
На первой странице журнала руководитель объединения записывает название объединения; расписание; Ф.И.О. (полностью), Ф.И. старосты объединения. Все изменения расписания проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием педагога и отмечаются на первой странице журнала.
В журнале на каждый месяц учебного года отводиться отдельная страница, где указывается состав объединения (Ф.И. обучающегося полностью), содержание занятий, дата и количество часов работы объединения в соответствии с расписанием и учебным планом.(стр. 4-25)
Руководитель объединения систематически, и в дни и часы занятий объединения, отмечает в журнале: неявившихся – буквой «н», больных – буквой «б» (в графе, соответствующей дате занятий).
Руководитель объединения систематически проводит с обучающимися инструктаж по технике безопасности. Всех прошедших инструктаж вносит в «список обучающихся в объединении, прошедших инструктаж» (стр. 36-37).
Руководитель объединения в конце первого месяца работы объединения составляет «список обучающихся в объединении» (стр. 30-33) и заполняет соответствующие графы. В случае изменения состава объединения, выбывшие отмечаются, а вновь принятые вносятся в «список обучающихся в объединении» с указанием даты вступления в объединение.
Руководитель МО и методист обязан систематически контролировать правильность ведения журнала.
Формы и методы организации и осуществления учебного процесса.
Основные понятия:
Применительно к обучению форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приёмами, средствами, видами деятельности обучающихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической деятельности выступает процесс взаимодействия, общения педагога с обучающимися при работе над определенным учебным материалом.
Организационная форма обучения - взаимодействие педагога и обучающихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. Это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числа участников.
Форма организации учебного процесса – внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся, характеризующееся числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
Занятие - форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них. Используются виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все учащиеся овладели основами учебного предмета непосредственно в процессе обучения, а так же для воспитания и развития познавательных и творческих способностей и духовных сил школьников.
Структура занятия представляет собой совокупность элементов и этапов, выстроенных в определённой последовательности и логике. Количество элементов в организационной схеме занятия мало на что влияет, тип занятия задается содержательным параметром. Структура занятия – простая или сложная - определяется в зависимости от того, какие группы воспитанников, когда и чем заняты на занятии.
Дидактическая структура занятия – это совокупность элементов занятия, она постоянна и в деятельности педагога рассматривается как общее предписание, алгоритм организации занятия.
Методическая структура занятия организует и выстраивает конкретные виды деятельности на занятии.
Метод – (от греч. metod) – путь исследования или познания, теория, учение – совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод – это не сама деятельность, а способ деятельности, схематизированный и проектируемый педагогом. Он всегда и обязательно осознан.
Методический приём - дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. Общепринято прием считать частью, элементом метода, по отношению к методу приёмы носят частный характер.
Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, обеспечивающей усвоение содержания образования.
Метод воспитания – способ решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
Исходная идея современного занятия – единство обучения, воспитания и развития.
Общая функция занятия – целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.
Дидактическая структура занятия.
Актуализация изучаемого материала
Формирование новых знаний (понятий) и способов действий
Применение усвоенного материала.
Методическая структура занятия.
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к активному и созидательному усвоению нового учебного материала – этап постановки доминантной цели занятия
Усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Закрепление новых знаний
Подведение итогов занятия