12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гимадиева Гульчачак Исмагиловна75 учитель истории и обществознания МБОУ "Сатламышевская ООШ" Апастовского муниципального района Республики Татарстан Россия, Татарстан респ., с. Сатламышево Материал размещён в группе «Социально-значимые проекты.» |
Анализ современного урока
Урок истории в 8 классе " Час пик с Екатериной Великой "
Тип урока - повторительно-обобщающий, форма - урок-диалог.
Экспозиция урока: класс рассажен нетрадиционно - по кругу, в центре - место для ведущих и гостей передачи " Час пик ". Главный гость передачи - Екатерина II, в ее рассказе принимают участие Емельян Пугачев, Александр Суворов. Герои в костюмах своей эпохи. Из числа слушателей назначена экспертная группа экономистов, политологов (они занимают свои места, обозначенные афишками). На доске: тема, эпиграф, картины, отражающие эпоху Екатерины II.
Диагностическая карта.
1. Анализ дидактических категорий | Показатели |
Умение педагога формулировать цель, основные задачи урока | Сделано обоснование темы. Определены цели работы, а именно: Обучающая: систематизировать знания : об условиях, при которых Екатерина II взошла на престол : экономические, социальные, политические преобразования во 2-й половине XIX в. Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков, культуры диалога. |
Отбор адекватных целям, методов, приемов и средств обучения (Дидактическая обработка материала) | Словесные, наглядные, репродуктивные, частично - поисковые. Методы контроля, самоконтроля. В соответствии с игровой технологией и технологией "диалог культур" (см. ниже).
|
Руководство самостоятельной творческой деятельностью учащихся в процессе организации учебной деятельности детей | Система опережающих заданий, организация ролевой игры. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной индивидуальной работы по изученному материалу.. |
Соответствие методов обучения целям и задачам урока | Дидактически правильно организовано повторение: обеспечено осознание учениками стоящих перед ними задач, использование детьми плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового. |
Развитие познавательных интересов восьмиклассников | Обеспечено проблемным методом обучения. Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления. |
Реализация педагогом воспитательной функции урока | Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к фактам отечественной истории. |
Привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала | В вопросах и ответах учащихся звучали авторитетные оценки и личностное отношение к обсуждаемым проблемам. |
Вариативность использования способов, приемов и средств | Обеспечена в соответствии с типом и видом урока. |
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа...) | Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога. |
Обучение умениям самообразования | Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой). |
Преемственность в развитии обще учебных и исследовательских умений | Соблюдена. Совершенствовались обще учебные умения и навыки: изложение, повествование, рассуждение - логика и аргументированность выводов на основе имеющихся знаний и собственных предположений. Совершенствуются навыки синтеза и анализа научного материала. |
Владение методикой организации проблемного обучения | Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся. |
Владение методикой организации исследовательского обучения | Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Учитель овладевает исследовательскими методами. |
Внедрение основ мировой культуры в учебный процесс | На этом построен урок |
2. Соответствие урока заявленной технологии " Диалог культур"
Целевые ориентации: | ||
Диалог как двусторонняя информационная связь Формирование диалогического мышления | Состоялась развивающая цель урока | |
Обновление предметного содержания через сопряжение двух культур (18 и 20-го вв.) | Состоялось | |
Технология: | ||
Форма организации обучения | Урок-диалог | |
Диалог культур в контексте современности | Диалог как смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий - состоялся | |
Особенности организации содержания | ||
Проецирование на процесс обучения культуры и мышления эпохи | Голоса исторических персон, голоса современников - ведущие "Часа пик", эксперты, костюмы героев, речь эпохи | |
Обучение строится на сквозном диалоге | На уроке создана речевая стихия, словесные методы доминируют | |
Точки удивления | ||
Материал, на котором строится обучение не только на основе учебника, но и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников культуры XVIII в. | Культура нового времени. Почему мы, живущие в XX веке, воспринимаем Екатерину II как великую, мудрую правительницу, достойную продолжательницу начинаний Петра. | |
Особенности методики | ||
Создание ситуации диалога |
| |
Готовность учащихся к диалоговому общению | Готовность есть, так как есть базовые знания, коммуникативные навыки и установка на самоизложение | |
Переработка учебного материала | Материал переработан в систему проблемных вопросов | |
Продумывание вариантов развития сюжетных линий диалога | Варианты продуманы. Сюжетные линии: Ведущие - Екатерина II, Екатерина II - Суворов, Пугачев, Ведущие-эксперты, эксперты - Екатерина II, зрители и герои, учитель - зрители, эксперты и другие | |
Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их ролей | Способы взаимодействия учителем продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов | |
Выявление зон импровизации | Игровые ситуации предусмотрены, спланированы заранее | |
Игровые средоточия | Игра как культурное действие лежит в основе урока (словесные игры, театральное действо) | |
Методические особенности урока - диалога | ||
Позиция учителя | Учитель выслушивает все варианты, во время урока ведет наблюдение, помогает выявить точку зрения группам экспертов в конце урока | |
Позиция ученика | Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Осуществляется попытка посмотреть на изученный материал в целом, осмыслить с разных точек зрения и эпох. | |
3. Выводы и предложения эксперта.
Методическая культура учителя высока (2-й год совершенствует свое мастерство в овладении развивающей технологией "Диалог культур", достигнуты заметные успехи). Учителю предлагается продолжить работу над проблемой преемственности в развитии общеучебных и исследовательских умений. Заявленный урок по всем параметрам соответствует технологии "Диалог культур". Эффективность урока высока. Цели урока достигнуты