Анализ современного урока
Урок истории в 8 классе " Час пик с Екатериной Великой "
Тип урока - повторительно-обобщающий, форма - урок-диалог.
Экспозиция урока: класс рассажен нетрадиционно - по кругу, в центре - место для ведущих и гостей передачи " Час пик ". Главный гость передачи - Екатерина II, в ее рассказе принимают участие Емельян Пугачев, Александр Суворов. Герои в костюмах своей эпохи. Из числа слушателей назначена экспертная группа экономистов, политологов (они занимают свои места, обозначенные афишками). На доске: тема, эпиграф, картины, отражающие эпоху Екатерины II.
Диагностическая карта.
1. Анализ дидактических категорий |
Показатели |
Умение педагога формулировать цель, основные задачи урока |
Сделано обоснование темы. Определены цели работы, а именно: Обучающая: систематизировать знания : об условиях, при которых Екатерина II взошла на престол : экономические, социальные, политические преобразования во 2-й половине XIX в. Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков, культуры диалога. |
Отбор адекватных целям, методов, приемов и средств обучения (Дидактическая обработка материала) |
Словесные, наглядные, репродуктивные, частично - поисковые. Методы контроля, самоконтроля. В соответствии с игровой технологией и технологией "диалог культур" (см. ниже).
|
Руководство самостоятельной творческой деятельностью учащихся в процессе организации учебной деятельности детей |
Система опережающих заданий, организация ролевой игры. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной индивидуальной работы по изученному материалу.. |
Соответствие методов обучения целям и задачам урока |
Дидактически правильно организовано повторение: обеспечено осознание учениками стоящих перед ними задач, использование детьми плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового. |
Развитие познавательных интересов восьмиклассников |
Обеспечено проблемным методом обучения. Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления. |
Реализация педагогом воспитательной функции урока |
Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к фактам отечественной истории. |
Привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала |
В вопросах и ответах учащихся звучали авторитетные оценки и личностное отношение к обсуждаемым проблемам. |
Вариативность использования способов, приемов и средств |
Обеспечена в соответствии с типом и видом урока. |
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа...) |
Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога. |
Обучение умениям самообразования |
Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой). |
Преемственность в развитии обще учебных и исследовательских умений |
Соблюдена. Совершенствовались обще учебные умения и навыки: изложение, повествование, рассуждение - логика и аргументированность выводов на основе имеющихся знаний и собственных предположений. Совершенствуются навыки синтеза и анализа научного материала. |
Владение методикой организации проблемного обучения |
Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся. |
Владение методикой организации исследовательского обучения |
Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Учитель овладевает исследовательскими методами. |
Внедрение основ мировой культуры в учебный процесс |
На этом построен урок |
2. Соответствие урока заявленной технологии " Диалог культур"
Целевые ориентации: |
||
Диалог как двусторонняя информационная связь Формирование диалогического мышления |
Состоялась развивающая цель урока |
|
Обновление предметного содержания через сопряжение двух культур (18 и 20-го вв.) |
Состоялось |
|
Технология: |
||
Форма организации обучения |
Урок-диалог |
|
Диалог культур в контексте современности |
Диалог как смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий - состоялся |
|
Особенности организации содержания |
||
Проецирование на процесс обучения культуры и мышления эпохи |
Голоса исторических персон, голоса современников - ведущие "Часа пик", эксперты, костюмы героев, речь эпохи |
|
Обучение строится на сквозном диалоге |
На уроке создана речевая стихия, словесные методы доминируют |
|
Точки удивления |
||
Материал, на котором строится обучение не только на основе учебника, но и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников культуры XVIII в. |
Культура нового времени. Почему мы, живущие в XX веке, воспринимаем Екатерину II как великую, мудрую правительницу, достойную продолжательницу начинаний Петра. |
|
Особенности методики |
||
Создание ситуации диалога |
|
|
Готовность учащихся к диалоговому общению |
Готовность есть, так как есть базовые знания, коммуникативные навыки и установка на самоизложение |
|
Переработка учебного материала |
Материал переработан в систему проблемных вопросов |
|
Продумывание вариантов развития сюжетных линий диалога |
Варианты продуманы. Сюжетные линии: Ведущие - Екатерина II, Екатерина II - Суворов, Пугачев, Ведущие-эксперты, эксперты - Екатерина II, зрители и герои, учитель - зрители, эксперты и другие |
|
Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их ролей |
Способы взаимодействия учителем продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов |
|
Выявление зон импровизации |
Игровые ситуации предусмотрены, спланированы заранее |
|
Игровые средоточия |
Игра как культурное действие лежит в основе урока (словесные игры, театральное действо) |
|
Методические особенности урока - диалога |
||
Позиция учителя |
Учитель выслушивает все варианты, во время урока ведет наблюдение, помогает выявить точку зрения группам экспертов в конце урока |
|
Позиция ученика |
Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Осуществляется попытка посмотреть на изученный материал в целом, осмыслить с разных точек зрения и эпох. |
|
3. Выводы и предложения эксперта.
Методическая культура учителя высока (2-й год совершенствует свое мастерство в овладении развивающей технологией "Диалог культур", достигнуты заметные успехи). Учителю предлагается продолжить работу над проблемой преемственности в развитии общеучебных и исследовательских умений. Заявленный урок по всем параметрам соответствует технологии "Диалог культур". Эффективность урока высока. Цели урока достигнуты