Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая. Описывать достопримечательности Санкт – Петербурга. Сравнивать положение разных слоȅв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачȅва, о Ф.Ф. Ушакове, А.В. Суворове.
Прослеживать по карте рост территории государства. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в 18 веке. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: А.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков. Крепостные дворяне. Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй? Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. - учиться высказывать своё предположение.
К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.
Личностные результаты
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем об императрице Екатерине Второй. Познакомимся с выдающимися людьми России — А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.
Вспомни, когда Россия стала империей.
Изучение нового материала
Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая (правила с 1762 по 1796 год). Так же как и Петра, её называли Великой.
Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная, императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников. Её время знаменито славными военачальниками и выдающимися государственными деятелями.
Страна нуждалась в образованных людях. В городах по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом — приют для сирот и детей бедняков — был открыт в Москве.
Екатерина Вторая Парадная лестница Зимнего дворца
Осмысление и понимание полученных знаний
Работа с исторической картой
1.Найдите на карте (с. 92 — 93) территорию и границу России в конце XVIII века.
2.Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века?
Выберите для работы в группе одну из тем: «Путешествие в Петербург», «Дворяне и крепостные крестьяне», «Знаменитые военачальники». Познакомьтесь с ними по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕТЕРБУРГ
Самым многолюдным городом России был Санкт-Петербург, который с каждым годом становился всё красивее. По велению императрицы на одной из главных площадей столицы — Сенатской — вознёсся Медный всадник — памятник Петру Великому. Он стал одним из символов города. В каменные набережные оделась Нева. Строились мосты через реки и каналы.
В середине XVIII века в Петербурге на набережной Невы был возведён Зимний дворец. В дни больших балов вся площадь перед дворцом была запружена каретами. Толпы народа собирались поглядеть на платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями.
И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи: Петергоф, Царское Село, Стрельна, Ораниенбаум и другие.
Зимний дворец
ДВОРЯНЕ И КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
Поддержкой и опорой российских государей всегда были дворяне1. И Екатерина Вторая управляла государством прежде всего при помощи приближённых дворян. Дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.
Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.
Крестьяне бежали на новые необжитые места — на Дон, в Сибирь. Казак Емельян Пугачёв поднял крестьян на восстание (найдите на карте район восстания). Но силы были неравными. Войска разгромили восставших.
ЗНАМЕНИТЫЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
В царствование Петра Россия получила выход к Балтийскому морю. При Екатерине она утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.
В это время России пришлось вести войны с Турцией. Блестящие победы одержали полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков. Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте. Книга А. В. Суворова «Наука побеждать» стала солдатской памяткой на долгие годы.
А. В. Суворов Ф. Ф. Ушаков
В 1790 году Ф. Ф. Ушаков стал командующим Черноморским флотом. В нескольких сражениях русский флот разгромил турецкий.
В том же году Суворов одержал одну из своих знаменитых побед. Была взята крепость Из- майл. Эта турецкая крепость на Дунае считалась неприступной твердыней.
Комендант крепости Мехмет-паша поклялся умереть, но крепость не сдавать. Суворов действовал, как всегда, решительно. Приготовления к штурму длились всего шесть дней.
Штурм Измаила
Недалеко от крепости построили крепостной вал и ров, подобные укреплениям Измаила. Началась подготовка — солдаты учились преодолевать заграждения. Всё это время Суворов был среди солдат.
Когда всё было готово к штурму, Суворов послал коменданту крепости письмо с предложением сдаться. Последовал отказ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечёт в другую сторону, чем сдастся Измаил».
В один из декабрьских дней на рассвете заговорили русские орудия. Обстрел Измаила продолжался весь день и всю ночь.
Вдруг ночную мглу озарил залп ракеты. Это был сигнал к штурму. Войска пошли на приступ. Когда рассвело, крепостной вал был в руках русских. Яростные схватки начались на улицах города. Лишь к 4 часам дня бой затих.
В Петербург императрице Суворов сообщил об одержанной победе: «Гордый Измаил у ног Вашего Величества».
Обсудим!
1.Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?
2.Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? Выскажите своё мнение о ней.
Проверь себя
1.Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? 2. Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй? 3. Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?
4.Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? 5. Что ты знаешь о жизни дворян и крепостных крестьян?
Вывод
Под управлением императрицы Екатерины Второй Россия стала ещё более сильным государством, чем прежде, утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей. Население России различалось по своим правам. Самая тяжёлая участь выпала на долю крепостных крестьян.
Задания для домашней работы
1.Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю из другого русского города.
2.С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие по загородным дворцам императорской семьи.
3.С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ-биографию А. В. Суворова или Ф. Ф. Ушакова.
Петербург от Петра I до Екатерины Великой в миниатюре
Парфёнов. Российская Империя. Серия 4.
Быт в императорской семье Екатерины II
Каким был Эрмитаж при Екатерине II?.
Бабушка и внуки (Екатерина II)
Полководцы России. Александр Суворов. Документальный фильм
Битва за Измаил
Полководцы России. Федор Ушаков. Документальный фильм
Источники информации:
УМК « Школа России» А. А. Плешаков , Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html