12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьмина Ольга Владимировна25

Тема: Екатерина Великая

Цель: сформировать представления о жизни в России во вре­мена правления Екатерины П.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Екатерины Великой, кросс­ворд.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с че­стью все испытания жизни?

Карточка 2

В чем были трудности учебы в то время?

Карточка 3

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

2. Сообщения учащихся

(Заслушать подготовленные сообщения об МГУ им. М.В. Ло­моносова.)

III. Самоопределение к деятельности

Кроссворд

Кто продолжил дело Петра I? О ком пойдет речь на этом уроке? Это нам сейчас предстоит узнать.

         

1

                 
 

2

               
   

3

         
   

4

                       
   

5

               

6

                     
   

7

         
 

8

           
   

9

         

1. Город, где в университете учился Ломоносов. (Петербург.)

2. Первый учитель Ломоносова. (Дьячок.)

3. Профессия отца Ломоносова. (Рыбак.)

4. Академия наук, где он работал по воз­вращении на родину. (Петербургская.)

5. Страна, где за грани­цей учился Ломоносов. (Германия.)

6. Город, около которого родился Ломоносов. (Холмогоры.)

7. Ломоносов — выдающийся .... (Химик, физик.)

8. Он открыл атмосферу на планете .... (Ве­нера.)

9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море. (Чайка.)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина.)

Назовите тему урока. («Екатерина Великая».)

Что вы уже о ней знаете? (Высказывания детей.)

Что хотели бы узнать?

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику С. 105

Рассмотрите портрет императрицы. Что вы можете о ней сказать? (Высказывания детей.)

Проверьте себя, прочитав текст учебника. Что можете до­бавить о Екатерине? (Ответы детей.)

Учитель. Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке.

Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.

Среди положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие и упорство в достижении цели, ум и интуицию, лю­бознательность и умение разбираться в людях.

2. Работа с картой

(Ученики работают в парах по вопросам на с. 106 учебника.)

3. Работа в группах

(Ученики выбирают для работы в группе одну из тем, изучают ее по учебнику.)

V. Первичное закрепление Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

- Какие изменения произошли в Петербурге при Екатери­не II? (На главной площади воздвигли Медного всадника, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугун­ные мосты, был возведен Зимний дворец.)

«Путешествие в Петербург». Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построе­но архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестни­ца дворца называется Посольской, а парадный подъезд — Иорданским. Посольская — потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так потому, что под Рождество напротив него во льду вырубалась купель, в день Рождества ее освящали, а потом в нее окунались все желающие.

В наши дни в Зимнем дворце находится Эрмитаж. Это один из круп­нейших в мире музеев. В нем хранится огромное число экспонатов. Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А еще там есть пятое зда­ние — Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.

Учитель. В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. (слайд 15)

Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.

– Прочитайте статью на с. 107–108 учебника «Как жили дворяне и крепостные крестьяне».

Учитель. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

- Кто такие дворяне?

Кто такие крепостные крестьяне?

Что вы узнали о восстании Е. Пугачева?

(Ученики работают с дополнительной литературой и узнают о крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.)

«Дворяне и крепостные крестьяне». Пугачев родился около 1742 г. на Дону. После смерти отца с 14-летнего возраста он стал кормильцем семьи. Пугачев прошел трудный жизненный путь. «Где да где уж я не был и какой нужды не потерпел! Был холоден и голоден, в тюрьмах сколько сидел — уж только одному богу вестимо», — говорил он о себе.

Беглый казак Е. Пугачев объявил себя царем Петром III. Он создал повстанческую армию, использовал артиллерию, призывал присоеди­ниться к восстанию. Война охватила огромную территорию Поволжья и Урала. Военными действиями армии правительства против войска ка­заков, крестьян, работных людей руководил А.В. Суворов. После ряда поражений Пугачев был выдан богатыми казаками правительственным войскам и казнен в Москве.

Учитель. Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков

«Знаменитые военачальники». Александр Васильевич Суворов. В 1729 г. в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем.

Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы — уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он про­стым солдатом, а в 1754 г. был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Су­ворова связаны многие победы русской армии.

В 1799 г. Суворов — генералиссимус (это наивысшее воинское звание в русской армии). Умер Суворов в 1800 г., похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замеча­тельных победах, осталась книга «Наука побеждать».

Федор Федорович Ушаков. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Раз­работал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполним задание 1 на с. 37. Назовите события, которые произошли при Петре I. (Россия стала империей. Русские корабли выйти в Балтийское море. Основание Санкт-Петер­бурга. Открытие в России первого музея.)

А какие события произошли при Екатерине Великой? (От­крытие народных училищ и Воспитательного дома. На Черном море появился русский флот. В Санкт-Петербурге воздвигнут Медный всадник.)

Выполните задание 2 на с. 38. (Медный всадник — памятник Петру Великому — сооружен по велению императрицы Ека­терины. Стоит в Петербурге на Сенатской площади.)

Кто изображен на портретах на с. 38? (Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков.)

Работая в парах, выполните задание 4 на с. 39.

2. Блицопрос

Кто стал продолжателем дел Петра I? (Екатерина II)

Сколько лет царствовала Екатерина И? (34 года.)

Как ее стали называть? (Великая.)

Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным харак­тером и острым умом.)

Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощ­ников и советников.)

(Ученики обсуждают вопросы рубрики «Обсудим!» на с. ПО учебника, аргументируют свою точку зрения.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

- Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 110—111 учебника.)

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 105— 111 учебника.

2. Подготовить сообщения об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.

Дополнительный материал

Екатерина Великая

...Давно это было. В 1744 г. 14-летней девочкой ее, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию, где крестили по христи­анскому обряду и нарекли невестой великого князя Петра Федоровича, с которым она обвенчалась в 1745 г.

Отношения между супругами с самого начала не сложились — слиш­ком разными они были людьми. Екатерина в пятнадцать лет уже увлека­лась серьезными книгами, читала французских философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образован­ным человеком при дворе Елизаветы Петровны.

После смерти супруга Петра III в 1762 г. Екатерина стала импе­ратрицей. Что же досталось ей в наследство от мужа? Екатерина пи­сала: «Финансы истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находится в упадке. Право­судие продается с торгу». В своем дневнике помечает: «Царствовать или умереть».

Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. В делах она брала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр?»

Что же приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой? Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и мо­гущества, что «без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела». Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия — 144 города! Доходы государственной казны увеличились в четыре раза.

Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали про­давать на экспорт. «Второй хлеб» — картофель — прижился в стране бла­годаря заботам императрицы.

Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно то­гда Черное море, которое с древности называли Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало пределом государства Российского. Великая импера­трица сумела присоединить земли с плодородной почвой, прекрасным климатом, значительным населением и развитыми хозяйственными свя­зями, например Кубань.

При Екатерине были созданы героический Черноморский флот и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три де­сятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьезного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А. Суворова, П. Румянцева, Ф. Ушакова.

Несмотря на то что Екатерина родилась в маленьком немецком кня­жестве, по делам и стремлениям своим она стала самой русской из рос­сийских правителей. Императрица не просто полюбила новую родину, она от души приняла православие и выучила русский язык. В течение всей жизни императрица стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а ино­странцами — с уважением.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.